|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 » »» сначала у М. Зандера, затем - в Рижском муз. уч-ще. Впервые выступила на
оперной сцене в Риге в 1913. Совершенствовалась как певица во Франции,
Италии и Германии. В 1919-53 Б.-III.- артистка оперного т-ра в Риге.
Партии: Банюта и Майга ("Банюта" Калныня), Спидола ("Огонь и ночь"
Я.Медыня),Кармен;Маргарита ("Фауст"), Аида; Дездемона
("Отелло"Верди),Елизавета, Эльза ("Тангейзер", "Лоэнгрин"), Лиза
("Пиковая дама"), Феврония ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве
Февронии" Римского-Корсакова) и др. Выступала в концертах. Обладает
высоким вок. мастерством и ярким драм. талантом. С 1944 занимается
педагогич. деятельностью (с 1955 - педагог оперного класса Латв.
консервато рии). Я. В.
БРЕХТ (Brecht), Бертольт (10.11. 1898, Аугс-бург,- 14. VIII. 1956,
Берлин) - немецкий драматург, поэт, публицист и театральный деятель.
Родился в бурж. семье. Участвовал в Ноябрьской революции 1918, работал в
Аугсбургском совете рабочих и солдатских депутатов. Первые пьесы Б.:
"Ваал" (1918, Лейпциг- 1923), "Барабаны в ночи" (1919, Мюнхен-1922), "В
джунглях городов" (1923) и обработка трагедии К. Марло "Жизнь Эдуарда
II" (в соавторстве с Л. Фейхтвангером, 1924, Мюнхен) направлены против
милитаризма, основ бурж. общества, но не содержат ч„ткой положительной
программы. Сближение с Коммунистич. партией Германии, изучение
марксизма-ленинизма приводит Б. с середины 20-х гг. к стремлению создать
драматургию и т-р, обнажающие пороки капиталистич. строя. Этой задаче
посв. пьесы Б.: "Человек есть человек" (1926, Дармштадт и Берлин) и,
созданная Б. с композитором К. Вейлем на сюжет "Оперы нищих" Гея
"Тр„хгрошовая опера" (1928, "Т-р ам Шиффбауэрдамм", Берлин). Оформлению
эстетич. теории Б. способствует сближение его с Э. Пискатором, в т-ре
к-poro он сотрудничал в 1927 (лит. обработка ряда пьес, участие в инсц.
романа Я. Гашека "Похождения бравого солдата Швейка"), а также творч.
связи Б. с пролетарскими театр. коллективами Германии, у к-рых он
заимствует нек-рые художеств. формы (агитобозрение, декламационные хоры,
скетчи и т. п.). Стремясь повысить воспитательную роль т-ра,к-рый,по его
мнению,должен воплощать революц.-политич. идеи, драматург усиливает
публи-цистич. элементы своего творчества. Этой задаче отвечает его цикл
"дидактических" пьес (пост. любительскими коллективами Германии):
"Баденская назидательная пьеса", или "Пол„т Линдберга" (1929),
"Счастливый конец" (1929),школьная опера "Говорящий "да" и говорящий
"нет"" (1930), "Исключения и правило" (1930). В пьесе "Высшая мера"
(1930) Б., рассказывая о героической деятельности
коммунистов-подпольщиков, не создал полнокровные художеств. образы, в
пьесе сказалось незнание Б. подлинной революционной практики
коммунистов, которую он показал недостаточно верно.
Пьеса "Святая Иоанна скотобоен" (1930, Гамбург, 1959) Б. раскрывает
преступления, связанные с созданием капиталистич. треста. Последний опыт
"назидательной" драматургии - пьеса "Мать" (по мотивам Горького, 1932,
Берлин), определившая новый этап в творчестве Б.
После захвата власти фашистами (1933) Б. эмигрировал. Жил во многих
странах, в т. ч. в Дании (1933-39), Финляндии, США. Период эмиграции
отмечен созданием выдающихся антифашистских произведений: "Круглоголовые
и остроголовые" (1936, т-р "P ид де реален", Копенгаген), "Винтовки
Тересы Каррар" (1935, Париж), "Страх и отчаяние в Третьей империи",
документальный монтаж из 24 сцен (1944, Нью-Йорк), "Сны Симоны Ма-шар"
(совм. с Л. Фейхтвангером, 1942, Мюнхен - 1958), "Швейк во второй
мировой войне" (1943, Нью-Йорк). Ряд др. пьес Б., хотя и не рисует
непосредственно фашизм, нес„т в себе мысль - человек обязан выступать
против отжившего миропорядка. К их числу относятся: "Мамаша Кураж и е„
дети" по Грим-мельсгаузену (1939, Цюрих - 1941), "Допрос Лукулла" (1939,
использована П. Дессау в качестве либретто оперы "Осуждение Лукулла",
Берлинская гос. опера, 1951), "Жизнь Галилея" (первая ред. 1939, Цюрих -
1943; вторая ред. 1945, Берлин - 1956), "Добрый человек из Сезуана"
(1940, Цюрих - 1943), "Господин Пунтила и его слуга Матти" по X.
Вуо-лийоки (1940, Цюрих - 1948), "Восхождению Артуро У и можно было
помешать" (1941, Гамбург - 1959). Уже в пьесе "Круглоголовые и
остроголовые" художник побеждает в Б. рационалиста-дидактика. В
последующих произведениях Б., написанных после 1939, этот процесс
выявляется ещ„ отч„тливее, разработка характеров здесь особенно глубока.
С 1948 Б. жил в Берлине, здесь были им завершены: "Кавказский меловой
круг" (1948, "Берлинер ансамбль" - 1954) и "Дни Коммуны" (1949, т-р в
Карл-Маркс-Штадте - 1956). Здесь же Б. занимался переработкой в плане
своей идейной и эстетич. программы пьес: "Антигона" Софокла (1948),
"Гуверн„р" Ленца (1950), "Бобровая шуба" и "Красный петух" Гауптмана
(1951), "Кориолан" Шекспира (1952),"Трубы и литавры" Фаркера (1956) и
др. В 1924 Б. впервые выступил как режисс„р, пост. в мюнхенском Камерном
т-ре "Жизнь Эдуарда II". В 40-50-е гг. Б. основное внимание уделял
созданному им в 1948 т-ру ((Берлине? ансамбль, в к-ром стремился
воплотить на практике свои воззрения на драму. Б. пост. здесь совм. с Э.
Энгелем пьесы:
"Мамаша Кураж и е„ дети" (1949), "Господин Пунтила и его слуга Матти"
(1949), последнюю редакцию "Жизни Галилея" (1956); совм. с К. Неером -
"Гуверн„р" (1940), затем-"Мать" (1951), "Кацграбен" Штрит-тматтера
(1953) и "Кавказский меловой круг" (1954).
Теоретич. взгляды Б. изложены в статьях: "Широта и многообразие
реалистической манеры письма" (1938), "Народность и реализм" (1938),
"Новая техника акт„рского искусства" (1940), "О народной пьесе" (1948),
"Малый органон для театра" (1949), "Диалектика на театре" (1957),
"Несколько заблуждений по поводу манеры игры "Берлинского ансамбля""
(1957) и др., а также в примечаниях к ряду пьес ("Мать", 1935,
"Круглоголовые и остроголовые", 1936, и др.).
Б. называл свою теорию "эпическим т-ром", взяв этот термин у Шиллера
и Г„те, но вложив в него новое содержание. Для Б. большое значение имело
замечание Энгельса о том, что драма будущего будет представлять собой
"полное слияние большой идейной глубины, осознанного исторического
смысла,...с шекспировской живостью и действенностью..." ("К. Маркс и Ф.
Энгельс об искусстве", т. 1, 1957, с. 29). Б. стремился вернуть т-ру, на
новой ступени его развития и для новых задач, синтез развлекательности и
поучительности, присущий драматургии Просвещения. Осн. задача театра, по
Б.,-художественными средствами донести до широкого зрителя законы
развития человеческого общества, заставить его задуматься над своей
социальной позицией и прийти к выводу о необходимости переустройства
мира. Б. утверждал существенное отличие пропагандируемой им драмы от
предшествующей (названной им "аристотелевской"), вызывавшей, по его
Страницы: «« « 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |