Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 316   317   318   319   320   321   322   323   324  325   326   327   328   329   330   331   332   333   334  » »»

сначала у М. Зандера, затем - в Рижском муз. уч-ще. Впервые выступила на
оперной сцене в Риге в 1913. Совершенствовалась как певица  во  Франции,
Италии и Германии. В 1919-53 Б.-III.- артистка  оперного  т-ра  в  Риге.
Партии: Банюта и Майга  ("Банюта"  Калныня),  Спидола  ("Огонь  и  ночь"
Я.Медыня),Кармен;Маргарита       ("Фауст"),       Аида;        Дездемона
("Отелло"Верди),Елизавета,   Эльза   ("Тангейзер",   "Лоэнгрин"),   Лиза
("Пиковая дама"), Феврония ("Сказание о невидимом граде  Китеже  и  деве
Февронии" Римского-Корсакова) и  др.  Выступала  в  концертах.  Обладает
высоким вок. мастерством и  ярким  драм.  талантом.  С  1944  занимается
педагогич.  деятельностью  (с  1955  -  педагог  оперного  класса  Латв.
консервато рии). Я. В.
   БРЕХТ (Brecht), Бертольт (10.11. 1898, Аугс-бург,-  14.  VIII.  1956,
Берлин) - немецкий драматург, поэт,  публицист  и  театральный  деятель.
Родился в бурж. семье. Участвовал в Ноябрьской революции 1918, работал в
Аугсбургском совете рабочих и солдатских  депутатов.  Первые  пьесы  Б.:
"Ваал" (1918, Лейпциг- 1923), "Барабаны в ночи" (1919, Мюнхен-1922),  "В
джунглях городов" (1923) и обработка трагедии К.  Марло  "Жизнь  Эдуарда
II" (в соавторстве с Л. Фейхтвангером, 1924, Мюнхен)  направлены  против
милитаризма, основ бурж. общества, но не содержат  ч„ткой  положительной
программы.  Сближение  с   Коммунистич.   партией   Германии,   изучение
марксизма-ленинизма приводит Б. с середины 20-х гг. к стремлению создать
драматургию и т-р, обнажающие пороки капиталистич.  строя.  Этой  задаче
посв. пьесы Б.: "Человек есть человек" (1926,  Дармштадт  и  Берлин)  и,
созданная Б. с  композитором  К.  Вейлем  на  сюжет  "Оперы  нищих"  Гея
"Тр„хгрошовая опера" (1928, "Т-р ам Шиффбауэрдамм", Берлин).  Оформлению
эстетич. теории Б. способствует сближение его с Э.  Пискатором,  в  т-ре
к-poro он сотрудничал в 1927 (лит. обработка ряда пьес, участие в  инсц.
романа Я. Гашека "Похождения бравого солдата Швейка"),  а  также  творч.
связи Б. с  пролетарскими  театр.  коллективами  Германии,  у  к-рых  он
заимствует нек-рые художеств. формы (агитобозрение, декламационные хоры,
скетчи и т. п.). Стремясь повысить воспитательную роль т-ра,к-рый,по его
мнению,должен  воплощать  революц.-политич.  идеи,  драматург  усиливает
публи-цистич. элементы своего творчества. Этой задаче отвечает его  цикл
"дидактических"  пьес  (пост.  любительскими   коллективами   Германии):
"Баденская  назидательная  пьеса",   или   "Пол„т   Линдберга"   (1929),
"Счастливый конец" (1929),школьная опера  "Говорящий  "да"  и  говорящий
"нет"" (1930), "Исключения и правило"  (1930).  В  пьесе  "Высшая  мера"
(1930)     Б.,     рассказывая      о      героической      деятельности
коммунистов-подпольщиков, не создал полнокровные  художеств.  образы,  в
пьесе   сказалось   незнание   Б.   подлинной   революционной   практики
коммунистов, которую он показал недостаточно верно.
   Пьеса "Святая Иоанна скотобоен" (1930, Гамбург, 1959)  Б.  раскрывает
преступления, связанные с созданием капиталистич. треста. Последний опыт
"назидательной" драматургии - пьеса "Мать" (по мотивам  Горького,  1932,
Берлин), определившая новый этап в творчестве Б.
   После захвата власти фашистами (1933) Б. эмигрировал. Жил  во  многих
странах, в т. ч. в Дании (1933-39),  Финляндии,  США.  Период  эмиграции
отмечен созданием выдающихся антифашистских произведений: "Круглоголовые
и остроголовые" (1936, т-р "P  ид  де  реален",  Копенгаген),  "Винтовки
Тересы Каррар" (1935, Париж), "Страх  и  отчаяние  в  Третьей  империи",
документальный монтаж из 24 сцен (1944, Нью-Йорк), "Сны  Симоны  Ма-шар"
(совм. с Л. Фейхтвангером,  1942,  Мюнхен  -  1958),  "Швейк  во  второй
мировой войне" (1943, Нью-Йорк). Ряд др.  пьес  Б.,  хотя  и  не  рисует
непосредственно фашизм, нес„т в себе мысль -  человек  обязан  выступать
против отжившего миропорядка. К их числу относятся: "Мамаша Кураж  и  е„
дети" по Грим-мельсгаузену (1939, Цюрих - 1941), "Допрос Лукулла" (1939,
использована П. Дессау в качестве либретто  оперы  "Осуждение  Лукулла",
Берлинская гос. опера, 1951), "Жизнь Галилея" (первая ред. 1939, Цюрих -
1943; вторая ред. 1945, Берлин -  1956),  "Добрый  человек  из  Сезуана"
(1940, Цюрих - 1943),  "Господин  Пунтила  и  его  слуга  Матти"  по  X.
Вуо-лийоки (1940, Цюрих - 1948), "Восхождению  Артуро  У  и  можно  было
помешать"  (1941,  Гамбург  -  1959).  Уже  в  пьесе  "Круглоголовые   и
остроголовые"  художник  побеждает  в   Б.   рационалиста-дидактика.   В
последующих  произведениях  Б.,  написанных  после  1939,  этот  процесс
выявляется ещ„ отч„тливее, разработка характеров здесь особенно глубока.
   С 1948 Б. жил в Берлине, здесь были им завершены: "Кавказский меловой
круг" (1948, "Берлинер ансамбль" - 1954) и "Дни Коммуны"  (1949,  т-р  в
Карл-Маркс-Штадте - 1956). Здесь же Б. занимался  переработкой  в  плане
своей идейной и эстетич.  программы  пьес:  "Антигона"  Софокла  (1948),
"Гуверн„р" Ленца (1950), "Бобровая шуба"  и  "Красный  петух"  Гауптмана
(1951), "Кориолан" Шекспира (1952),"Трубы и литавры"  Фаркера  (1956)  и
др. В 1924 Б. впервые выступил как режисс„р, пост. в мюнхенском Камерном
т-ре "Жизнь Эдуарда II". В  40-50-е  гг.  Б.  основное  внимание  уделял
созданному им  в  1948  т-ру  ((Берлине?  ансамбль,  в  к-ром  стремился
воплотить на практике свои воззрения на драму. Б. пост. здесь совм. с Э.
Энгелем пьесы:
   "Мамаша Кураж и е„ дети" (1949), "Господин Пунтила и его слуга Матти"
(1949), последнюю редакцию "Жизни Галилея" (1956); совм. с К.  Неером  -
"Гуверн„р"  (1940),  затем-"Мать"  (1951),  "Кацграбен"   Штрит-тматтера
(1953) и "Кавказский меловой круг" (1954).
   Теоретич. взгляды Б.  изложены  в  статьях:  "Широта  и  многообразие
реалистической манеры письма" (1938),  "Народность  и  реализм"  (1938),
"Новая техника акт„рского искусства" (1940), "О народной пьесе"  (1948),
"Малый органон  для  театра"  (1949),  "Диалектика  на  театре"  (1957),
"Несколько заблуждений по поводу  манеры  игры  "Берлинского  ансамбля""
(1957) и  др.,  а  также  в  примечаниях  к  ряду  пьес  ("Мать",  1935,
"Круглоголовые и остроголовые", 1936, и др.).
   Б. называл свою теорию "эпическим т-ром", взяв этот термин у  Шиллера
и Г„те, но вложив в него новое содержание. Для Б. большое значение имело
замечание Энгельса о том, что драма будущего  будет  представлять  собой
"полное  слияние  большой  идейной  глубины,  осознанного  исторического
смысла,...с шекспировской живостью и действенностью..." ("К. Маркс и  Ф.
Энгельс об искусстве", т. 1, 1957, с. 29). Б. стремился вернуть т-ру, на
новой ступени его развития и для новых задач, синтез развлекательности и
поучительности, присущий драматургии Просвещения. Осн. задача театра, по
Б.,-художественными  средствами  донести  до  широкого  зрителя   законы
развития человеческого общества,  заставить  его  задуматься  над  своей
социальной позицией и прийти к  выводу  о  необходимости  переустройства
мира. Б. утверждал существенное отличие  пропагандируемой  им  драмы  от
предшествующей (названной  им  "аристотелевской"),  вызывавшей,  по  его

Страницы: «« « 316   317   318   319   320   321   322   323   324  325   326   327   328   329   330   331   332   333   334  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия