Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 320   321   322   323   324   325   326   327   328  329   330   331   332   333   334   335   336   337   338  » »»

коллективизации латыш. деревни, "Золотая нива" (1949) о  трудовой  жизни
колхозников  Латвии.  Б.-  автор  пьес:  "Учитель  Страуме"   (1948)   о
перевоспитании интеллигенции, "Марта" ("За час  до  рассвета",  1950)  о
революц. борьбе латыш. народа против буржуазного режима в Латвии  и  др.
Пьесы Б. пост. в Художеств. т-ре им. Я. Райниса (Рига) и др. т-рах.
   Лит.: Очерк истории латышской советской литературы, Рига, 1957. А В
   БРОДИ (Brody),  Шандор  (1863-13.VIII.  1924)-вен  герский  писатель,
драматург. Крупнейший представитель критич. реализма в венг. драматургии
нач. 20 в. Лит. деятельность начал в 1888. Пьесы Б.  "Кормилица"  (1902,
т-р "Вигсинхаз") и "Учительница" (1908, там  же),  несмотря  на  наличие
элементов  натурализма,  остро  обличают  совр.   автору   общество.   В
"Кормилице", названной Б. "очерком нравов",  показана  трагедия  молодой
крестьянки, затравленной лживой, ханжеской, мещанской моралью. Эта пьеса
встретила резко враждебный при„м  со  стороны  бурж.  критики.  В  пьесе
"Учительница"    утверждается     тема     человеческого     достоинства
женщины-труженицы (под давлением  цензуры  Б.  был  вынужден  переделать
финал пьесы). После  пост.  в  Будапеште  "Учительница"  была  пост.  М.
Р„йнхардтом в Берлине, затем шла в Стокгольме, Амстердаме, переведена на
итал., рум., серб. яз. С 1953 пьеса (с первоначальным финалом) входит  в
репертуар т-ров Венгрии. Б. написал также драмы:
   "Медик" (1911), "Лиза Тимар"  (1914),  "Любовница"  (1917)  и  др.  В
пьесах Б.играли известные венг.акт„ры:
   И. Варшаньи, Д.Хегедюш и др. После подавления Советской республики  в
Венгрии (1919) Б. эмигрировал  и  возвратился  на  родину  незадолго  до
смерти.
   Соч.: Valogatott szinmuvei, Вр., 1957. А. Н.
   БРОДСКИЙ, Николай Леонтьевич [15(27). XI. 1881-5. VI. 1951] - русский
советский  литературовед  и  педагог.  Доктор  филологич.  наук  (1939).
Действит.  член  Академии  педагогич.  наук  (1947).  В   1904   окончил
филологич. ф-т Моск. ун-та; там же  в„л  педагогич.  работу;  С  1926  -
профессор.  Б.  занимался   исследованием   истории   рус.   литературы,
драматургии и т-ра.
   Соч.: Театр в эпоху  Елизаветы  Петровны,  в  нн.:  История  русского
театра, под ред. В. В. Каллаша и Н. E. Ефроса, т. 1, М., 1914  (гл.  7);
Тургенев-драматург.Замыслы, в кн.:
   И. С. Тургенев [сборник], М.-П., 1923; История стиля русской  комедии
XVIII века,  "Искусство",  М.,  1923,  .ј  1;  "Горячее  сердце"  А.  Н.
Островского в 1 Московском Художественном театре, там же, М., 1927,  кн.
1; Зрители Художественного театра. Речь,  там  же,  1928,  кн.  3-4,  с.
170-188; [Редакция, введение и комментарии к "Ревизору" Н. В. Гоголя], 2
изд., М.-Л., 1930; В. Г. Белинский, М., 1946. А.Шн.
   "БРОДЯЧАЯ СОБАКА" - литературно-артистическое кабаре,  существовавшее
в Петербурге в 1912- 1915.  Было  создано  Обществом  интимного  театра.
Организатор - Б. К. Пронин. Вначале "Б. с." - закрытый  клуб-кабаре  для
"избранных", представителей модернистско-декадентского иск-ва.  В  числе
первых участников-В. Э. Мейерхольд, И. Н.Сапунов, С. Ю. Судейкин, И.  А.
Сад и др. Вскоре "Б. ел превратилась  в  обычное  ночное  бурж.  кабаре.
Преемником "Б. с." стал "Привал комедиантов.
   Лит.: Мгебров А., Жизнь в театре,  т.  2,  М.-  Л."  1932;  Пяст  В.,
Встречи, М., 1929. А. Щн.
   БРОДЯЧИЕ ТРУППЫ-одна из форм народного  театра  в  странах  Европы  и
Востока;  кочующие  комедианты,  выступавшие  с  отдельными   зрелищными
номерами, шутовскими и сатирич. представлениями, кукольными  спектаклями
(см.  Гистрионы).  В  разных  странах  они  называлисыю-разному-жонгл„ры
(Франция), шпильманы (Германия),  менестрели  (Англия),  мимы  (Италия),
франты (Польша), скоморохи (Рсссия), кызыкчи  (Узбекистан),  масхарабозы
(Таджикистан)  и  т.  д.  В  16-17  вв.  появляются  передвижные   проф.
коллективы, представляющие собой либо частные антрепризы, либо акт„рские
артели на паевых началах.  Они  выступали  по  городам  и  деревням  (на
ярмарках, в гостиничных дворах, а также в спец. театр. помещениях). К Б.
т. принадлежали т. н. "английские комедианты" "верхненемецкие комедианты
и др. А" Шн.
   БРОКА, Б p о к у a (Broqua), Альфонсо (11.XII.  1876-24.XI.  1946)  -
уругвайский композитор. Окончил школу пения в Париже, где  жил  с  1903.
Автор оперы "Южный  Крест"  (1918,  Монтевидео),  балета  "Изабелла",  с
успехом ставившегося в т-ре "Гранд-Опера" (1938,  Париж),  симф.  и  др.
соч. В сво„м творчестве использовал старинные  нар.  песни  Аргентины  и
совр. популярные мелодии. Иг. Ф.
   БРОКМАН (Brockmann), Иоганн Франц (30. IX. 1745, Грац,- 12. IV. 1812)
- немецкий акт„р и режисс„р. Род. в семье ремесленника. Бежал из дома  и
в 1760 вступил в Лайбахе в  труппу  странствующих  комедиантов.  Вначале
играл любовников в комедиях, танцевал в  балетах.  В  1766  выступал  на
венской сцене, но успеха не имел. В 1768 переш„л  в  труппу  Ф.Курца,  с
к-рой объездил почти всю Германию. В 1771 по приглашению Ф. Л.  Шредера,
руководителя Гамбургского т-ра, вступил в его труппу. Манерность игры  и
провинциальный  говор  Б.  произвели  неблагоприятное   впечатление   на
публику, но Шредер угадал  скрытый  талант  артиста.  Пять  лет  упорной
работы под рук. Шредера дали блестящие результаты: 20 ноября 1776  Б.  с
выдающимся  успехом  впервые  на  нем.  сцене  исполнил  роль   Гамлета.
Меланхолический (в духе нем. сентиментализма) образ  Гамлета,  созданный
Б., положил начало укоренившейся в  зап.-европ.  т-ре  традиции  сценич.
истолкования этой роли. С 1778 Б.- акт„р (в 1789-1802 - директор),  а  с
1804 и режисс„р венского "Бургтеатра". До  конца  80-х  гг.  играл  роли
героев. Позднее переш„л на роли отцов в мещанских драмах А.  Иффланда  и
А. Коцебу. Из ролей Б., помимо Гамлета,  наиболее  значительные:  король
Лир; Бомарше ("Клавиго"  Г„те),  Одоардо  ("Эмилия  Галотти"  Лессинга),
Старый лесничий ("Охотники" Иффланда). В период работы в Гамбурге Б.  во
многом преодолел ранее присущие ему классицистич. тенденции  (условность
жеста и позы), в его  игре  появились  черты  реализма.  Но  простота  и
правдивость   исполнения   сочетались   у   Б.    с    сентиментализмом,
чувствительностью,  слезливостью.  Будучи  директором  "Бургтеатра",  Б.
обновил его репертуар, осуществлял пост. пьес Шекспира, пополнил  труппу
талантливыми акт„рами.
   Лит.: S с h i n k J. F., Uber Brockmanns Hamlet, B., 1778; V a e l  с
k e r B., Die Hamlet-Darstellungen Daniel Chodowieckis, fs.  l.],  1916;
Esenberg H., J. F. Brockmann, в кн.: Biographisches  Lexikon,  [s.  l.],
1903; Baraval l e R., Franz Brockmanns Jugend, "Maske und Kothurn",  B.,
1955, Heft 1/2. Г. Гур. БРОМЛ‚Й (Б p о м л e й-С у ш к е в и ч), Надежда
Николаевна (р. 1889)- русская советская  актриса,  режисс„р,  драматург.
Засл. арт. РСФСР. В 1908-22-актриса МХТ, в 1918-24-1-й Студии  МХАТа,  в

Страницы: «« « 320   321   322   323   324   325   326   327   328  329   330   331   332   333   334   335   336   337   338  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия