Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 » »» коллективизации латыш. деревни, "Золотая нива" (1949) о трудовой жизни колхозников Латвии. Б.- автор пьес: "Учитель Страуме" (1948) о перевоспитании интеллигенции, "Марта" ("За час до рассвета", 1950) о революц. борьбе латыш. народа против буржуазного режима в Латвии и др. Пьесы Б. пост. в Художеств. т-ре им. Я. Райниса (Рига) и др. т-рах. Лит.: Очерк истории латышской советской литературы, Рига, 1957. А В БРОДИ (Brody), Шандор (1863-13.VIII. 1924)-вен герский писатель, драматург. Крупнейший представитель критич. реализма в венг. драматургии нач. 20 в. Лит. деятельность начал в 1888. Пьесы Б. "Кормилица" (1902, т-р "Вигсинхаз") и "Учительница" (1908, там же), несмотря на наличие элементов натурализма, остро обличают совр. автору общество. В "Кормилице", названной Б. "очерком нравов", показана трагедия молодой крестьянки, затравленной лживой, ханжеской, мещанской моралью. Эта пьеса встретила резко враждебный при„м со стороны бурж. критики. В пьесе "Учительница" утверждается тема человеческого достоинства женщины-труженицы (под давлением цензуры Б. был вынужден переделать финал пьесы). После пост. в Будапеште "Учительница" была пост. М. Р„йнхардтом в Берлине, затем шла в Стокгольме, Амстердаме, переведена на итал., рум., серб. яз. С 1953 пьеса (с первоначальным финалом) входит в репертуар т-ров Венгрии. Б. написал также драмы: "Медик" (1911), "Лиза Тимар" (1914), "Любовница" (1917) и др. В пьесах Б.играли известные венг.акт„ры: И. Варшаньи, Д.Хегедюш и др. После подавления Советской республики в Венгрии (1919) Б. эмигрировал и возвратился на родину незадолго до смерти. Соч.: Valogatott szinmuvei, Вр., 1957. А. Н. БРОДСКИЙ, Николай Леонтьевич [15(27). XI. 1881-5. VI. 1951] - русский советский литературовед и педагог. Доктор филологич. наук (1939). Действит. член Академии педагогич. наук (1947). В 1904 окончил филологич. ф-т Моск. ун-та; там же в„л педагогич. работу; С 1926 - профессор. Б. занимался исследованием истории рус. литературы, драматургии и т-ра. Соч.: Театр в эпоху Елизаветы Петровны, в нн.: История русского театра, под ред. В. В. Каллаша и Н. E. Ефроса, т. 1, М., 1914 (гл. 7); Тургенев-драматург.Замыслы, в кн.: И. С. Тургенев [сборник], М.-П., 1923; История стиля русской комедии XVIII века, "Искусство", М., 1923, .ј 1; "Горячее сердце" А. Н. Островского в 1 Московском Художественном театре, там же, М., 1927, кн. 1; Зрители Художественного театра. Речь, там же, 1928, кн. 3-4, с. 170-188; [Редакция, введение и комментарии к "Ревизору" Н. В. Гоголя], 2 изд., М.-Л., 1930; В. Г. Белинский, М., 1946. А.Шн. "БРОДЯЧАЯ СОБАКА" - литературно-артистическое кабаре, существовавшее в Петербурге в 1912- 1915. Было создано Обществом интимного театра. Организатор - Б. К. Пронин. Вначале "Б. с." - закрытый клуб-кабаре для "избранных", представителей модернистско-декадентского иск-ва. В числе первых участников-В. Э. Мейерхольд, И. Н.Сапунов, С. Ю. Судейкин, И. А. Сад и др. Вскоре "Б. ел превратилась в обычное ночное бурж. кабаре. Преемником "Б. с." стал "Привал комедиантов. Лит.: Мгебров А., Жизнь в театре, т. 2, М.- Л." 1932; Пяст В., Встречи, М., 1929. А. Щн. БРОДЯЧИЕ ТРУППЫ-одна из форм народного театра в странах Европы и Востока; кочующие комедианты, выступавшие с отдельными зрелищными номерами, шутовскими и сатирич. представлениями, кукольными спектаклями (см. Гистрионы). В разных странах они называлисыю-разному-жонгл„ры (Франция), шпильманы (Германия), менестрели (Англия), мимы (Италия), франты (Польша), скоморохи (Рсссия), кызыкчи (Узбекистан), масхарабозы (Таджикистан) и т. д. В 16-17 вв. появляются передвижные проф. коллективы, представляющие собой либо частные антрепризы, либо акт„рские артели на паевых началах. Они выступали по городам и деревням (на ярмарках, в гостиничных дворах, а также в спец. театр. помещениях). К Б. т. принадлежали т. н. "английские комедианты" "верхненемецкие комедианты и др. А" Шн. БРОКА, Б p о к у a (Broqua), Альфонсо (11.XII. 1876-24.XI. 1946) - уругвайский композитор. Окончил школу пения в Париже, где жил с 1903. Автор оперы "Южный Крест" (1918, Монтевидео), балета "Изабелла", с успехом ставившегося в т-ре "Гранд-Опера" (1938, Париж), симф. и др. соч. В сво„м творчестве использовал старинные нар. песни Аргентины и совр. популярные мелодии. Иг. Ф. БРОКМАН (Brockmann), Иоганн Франц (30. IX. 1745, Грац,- 12. IV. 1812) - немецкий акт„р и режисс„р. Род. в семье ремесленника. Бежал из дома и в 1760 вступил в Лайбахе в труппу странствующих комедиантов. Вначале играл любовников в комедиях, танцевал в балетах. В 1766 выступал на венской сцене, но успеха не имел. В 1768 переш„л в труппу Ф.Курца, с к-рой объездил почти всю Германию. В 1771 по приглашению Ф. Л. Шредера, руководителя Гамбургского т-ра, вступил в его труппу. Манерность игры и провинциальный говор Б. произвели неблагоприятное впечатление на публику, но Шредер угадал скрытый талант артиста. Пять лет упорной работы под рук. Шредера дали блестящие результаты: 20 ноября 1776 Б. с выдающимся успехом впервые на нем. сцене исполнил роль Гамлета. Меланхолический (в духе нем. сентиментализма) образ Гамлета, созданный Б., положил начало укоренившейся в зап.-европ. т-ре традиции сценич. истолкования этой роли. С 1778 Б.- акт„р (в 1789-1802 - директор), а с 1804 и режисс„р венского "Бургтеатра". До конца 80-х гг. играл роли героев. Позднее переш„л на роли отцов в мещанских драмах А. Иффланда и А. Коцебу. Из ролей Б., помимо Гамлета, наиболее значительные: король Лир; Бомарше ("Клавиго" Г„те), Одоардо ("Эмилия Галотти" Лессинга), Старый лесничий ("Охотники" Иффланда). В период работы в Гамбурге Б. во многом преодолел ранее присущие ему классицистич. тенденции (условность жеста и позы), в его игре появились черты реализма. Но простота и правдивость исполнения сочетались у Б. с сентиментализмом, чувствительностью, слезливостью. Будучи директором "Бургтеатра", Б. обновил его репертуар, осуществлял пост. пьес Шекспира, пополнил труппу талантливыми акт„рами. Лит.: S с h i n k J. F., Uber Brockmanns Hamlet, B., 1778; V a e l с k e r B., Die Hamlet-Darstellungen Daniel Chodowieckis, fs. l.], 1916; Esenberg H., J. F. Brockmann, в кн.: Biographisches Lexikon, [s. l.], 1903; Baraval l e R., Franz Brockmanns Jugend, "Maske und Kothurn", B., 1955, Heft 1/2. Г. Гур. БРОМЛ‚Й (Б p о м л e й-С у ш к е в и ч), Надежда Николаевна (р. 1889)- русская советская актриса, режисс„р, драматург. Засл. арт. РСФСР. В 1908-22-актриса МХТ, в 1918-24-1-й Студии МХАТа, в Страницы: «« « 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |