Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 326   327   328   329   330   331   332   333   334  335   336   337   338   339   340   341   342   343   344  » »»

Мокульского, т. 1, М., 1956; Riga] E.,  Bruscambille  fabuliste,  "Revue
des langues romanes", 1886; V i a n е у J., Bruscambille et  les  poetes
bernesques, P., "Revue d'histoire litteraire de la France", 1901.  Г  р.
Б.
   БРЮСОВ, Валерий Яковлевич [1(13).XII. 1873, Mo-сква,-9. X. 1924,  там
же]- русский советский поэт. Род. в Москве в купеческой  семье.  В  1899
окончил ис-торико-филологич. ф-т Моск. ун-та. Выступил как поэт  в  нач.
1890-х гг., проповедуя в своих произведениях индивидуализм, уход  в  мир
фантазии и экзотики, принцип "искусства  для  искусства".  В  1905-07  в
творчестве  Б.  появляются  социальные  мотивы,  протест  против   бурж.
самоуспокоенности. Понимая  обреч„нность  бурж.  мира,  Б.  приветствует
революцию, воспевая е„ разрушительную и обновляющую силу. Поэт  осозна„т
отчужд„нность совр. ему  иск-ва  от  народа,  его  замкнутость  в  круге
меньшинства ("Весы", 1905, ј.ј 9-10). Он  считает,  что  т-р  отстал  от
своего века, и отказывается признать его в таком виде  истинным  иск-вом
("Весы", 1905, ј 12). Как  и  другие  символисты,  Б.  ищет  возможности
расширить идейные масштабы совр. ему  т-ра  пут„м  утверждения  принципа
условности,  по  его  мнению,  позволяющего  т-ру   выявлять   "роковые"
противоречия жизни, е„ "извечные" закономерности, скрытые за  видимостью
быта. Символич. образ, иносказание, аллегория становятся для Б.  основой
художеств. выразительности в драме и сценич. творчестве.
   Реализм и условность - постоянная тема  выступлений  Б.  по  вопросам
т-ра. Эта тема развивалась  им  в  публичной  лекции  "Театр  будущего",
прочитанной в 1907 в различных аудиториях Москвы,  в  многочисл.  театр.
заметках (в т. ч. в ранней статье "Ненужная правда",  критикующей  метод
Моск. художеств. т-ра;
   "Мир искусства", 1902, ј 4) и наиболее полно - в  статье  "Реализм  и
условность на сцене" (сб. "Театр. Книга о новом театре", СПБ, 1908).
   Первые драматургич. опыты Б.  относятся  к  1893  ("Дачные  страсти",
"Проза", "Каракалла"). В символистской драме "Земля" (1904) Б. в образах
фан-тастич. будущего рисует вырождение  человечества  и  его  гибель  от
прогресса созданной человеком, но уже не подвластной ему техники  (1922,
Большой   Драм.   т-р,   1923,   Гос.   Экспериментальный   т-р).   Идея
непреодолимого  внутреннего  одиночества  лежит  в   основе   одноактной
"психодрамы" Б. "Путник" (1910), ставившейся в Петербурге и в провинции.
Бессилие жизни перед смертью составляет тему  трагедии  Б.  "Протиси-лай
Умерший" (1911-12), претворяющей в символистском  духе  мотивы  античной
драмы. После Октябрьской революции Б. пишет драм.  сцены  "Пифагорейцы",
драму  "Диктатор"  (не  опубл.)  и  фантастич.  драму,  действие   к-рой
происходит на комете (также не опубл.).
   Идейное развитие Б. шло в направлении вс„ более глубокого  и  полного
приятия революции. В 1920 Б. вступил в  партию.  С  1921  Б.-  профессор
Моск. ун-та, а также ректор и профессор созданного в том же году по  его
инициативе  Высшего  лит.-худож.  ин-та.   Б.   активно   участвовал   в
строительстве  сов.  культуры,  популяризировал  крупнейшие   завоевания
культуры   прошлого.   В„л   разностороннюю    литературную,    научную,
переводческую,  лит.-издательскую  и  редакторскую  деятельность.  Среди
драм. переводов Б.: "Пеллеас  и  Мелисанда"  Метерлинка,  "Франческа  да
Римини" Д'Аннунцио  (совм.  с  Вяч.  Ивановым),  "Герцогиня  Падуанская"
Уайльда, "Амфитрион"  Мольера,  "Елена  Спартанская"  Верхарна,  "Федра"
Расина, "Лилюли" Р. Роллана, а также'"Фауст" Г„те.
   С о ч.: Полное собр. сюч., т. 1-4, 7, 8, 15,  21,  СПБ,  1913-  1914;
Избр. произведения, т. 1-3, M.-Л., 1927.
   Лит.: История советской литературы, т. 1, М., 1958;
   Ашукин Н., Валерий Брюсов  и  театр  (Библиографиче  екая  справка  к
50-летию со дня рождения), сХудожник и зритель", 1924,  .ј  1;Городецкий
С., Театр Брюсова, "Искусство трудящимся", 1925, .ј45. Т. Р.
   БРЮССЕЛЬ (франц. Bruxelles, флам. Brussel) -  столица  Бельгии  (1088
тыс. жит. на 1956). Истоки т-ра Б.  восходят  к  религиозным  церемониям
средневековья, к-рые происходили в церкви в дни религиозных  празднеств.
С 1439 ставились знаменитые в фламандской литературе "мистерии Марии". В
1448 - 1559 ежегодные "игры" изображали одну из "семи радостей Мадонны".
Возникшие в  нач.  15  в.  "камеры  риторов"  оживили  театр.  жизнь  Б.
Выступавшие в Б. бродячие комедианты играли на франц. языке. В 16-17 вв.
устраивались празднества, в к-рых гл. место занимали  опера  и  комедия,
исполняемые приглаш„нными ко двору  франц.,  англ.  и  исп.  актРрами  и
пажами. Первый театр. зал Б. был nocipoeu на горе св. Елизаветы в 17  в.
Выступали там гл. обр. бродячие комедианты.
   В королевских т-рах "Де ла Монне" (осн. в 1700) и "Дю Парк"  (осн.  в
1782), существующих до  сих  пор,  первоначально  выступали  иностранные
труппы. В т-ре "Де ла Монне"  с  1855  ставятся  только  оперно-балетные
спектакли. В т-ре "Дю Паркв. тут гастролировали иностранные труппы,  возглавляемые  Сарой  Бериар,
Кокленом, Режан, Дузе, т-р Люнье-Поэ и т-р Антуана.
   До 1830 в Б. не было нац. проф. т-ра. После образования  независимого
Бельгийского  гос-ва  (1830)  в  Б.  открылись:  "Т-р  Новинок"  (1844),
"Водевиль" (1845), "Де Галери" (1846), "Т-р Мольер" (1867, позднее  наз.
"Б.онбоньер дела Порт Намюр"). В 1887 был построен "Коммунальный т-р" (с
1895 наз. "Королевский Фламандский т-р"); имел постоянную труппу, ставил
Ибсена, Шоу, Пиранделло, Г. Тейрлинка и  др.  В  1897-99  в  Б.  работал
"Новый театр" (организованный в 1895  под  назв.  "Дом  искусств"),  т-р
поддерживался  литературными  кругами  города,  ставил  гл.  обр.  пьесы
бельгийских  драматургов  "Смерть  Тентажиля"  и  "Внутри"   Метерлинка,
"Глаза, которые видели" Лемонье и др.
   В   1920-30-х   гг.   в   Б.   был   открыт   ряд   т-ров,   ставящих
буржуазно-декадентские   пьесы   и   модернизированные   мистерии:   т-р
"Ратайон", "Плато 33","Дю Маре" и  др.  Работавший  в  1926-39  "Рабочий
свободный т-р" отличался прогрессивной деятельностью. В  его  репертуаре
были пьесы рус. драматургов Гоголя, Горького, Погодина и др.
   В 1928 открыт т-р "Дю  Резиданс",  постоянная  труппа  к-рого  играла
бельгийские классич. и совр. пьесы.  В  том  же  году  открыт  "Пале  де
Боз-Ар" с концертным залом и залом камеры  ной  музыки,  в  обоих  залах
ставились театр. спектакли.
   В Б. наряду со старейшими  т-рами  "Де  ла  Монне",  "Дю  Парк",  "Де
Галери"  и  Фламандским  т-ром  (спектакли  идут  на  голландском   яз.)
существуют "Национальный т-р", т-ры "Дю Ридо", "Де Пош" и др.
   В репертуаре  т-ров  переводная  драматургия  -  Мольер,  Бо'  марше,
Клейст, Шоу, Брехт, Пиранделло,  Ануй,  Сартр,  Беккет,  Уайлдер,  пьесы
бельгийских драматургов -  Кром-мелинка,  Бертена,  Клоссона,  Мартенса"
ставятся также произв. рус. авторов - Гоголя, Чехова и др.

Страницы: «« « 326   327   328   329   330   331   332   333   334  335   336   337   338   339   340   341   342   343   344  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия