|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 » »» Будапеште.
БУДАПЕШТСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ - см. Вен-еерский театр оперетты в
Будапеште.
БУДАПЕШТСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ - см. Вен-еерский Государственный оперный
театр в Будапеште.
БУДЕВСКАЯ (Б у д е в с к а), Адриана (13.XII. 1878, Добрич,- 9.XII.
1955, София)- болгарская актриса. Нар. арт. Болгарской Республики
(1953). Одна из основ оположниц реалистич. акт„рского иск-ва в Болгарии.
Окончила в Москве в 1899 Театр. уч-ще Малого т-ра по классу А. П.
Ленского и в том же году с товарищами, учившимися вместе с ней в России
('К. Сарафов, Х. Ганчев, Г. Киров), вернулась на родину. Б. дебютировала
в Софии в 1899 в т-ре "Слеза и смех" (с 1904 - Нар. т-р) в роли Василисы
Мелентьевой (о. п. Островского), следующей е„ ролью была Юлия в
"Доходном месте" Островского. Уже тогда игра Б. отличалась свежестью
решений, глубиной проникновения в авторский замысел, умением вскрыть
подтекст роли, пластичностью и изяществом внешнего рисунка. Вместе с
лучшими акт„рами Нар. т-ра Б. повела борьбу за утверждение нац.
драматургии. В этом репертуаре она уже в первое пятилетие своей работы
создала замечательные образы, раскрывающие тему пробуждения болг.
женщины, е„ борьбы за свободу и духовный расцвет личности, против всего
т„много, порабощающего человека (Мария в историч. драме В.Друмева
"Иванку- убийца Асеня I", Николица в "Свадьбе в Болярово" и Вела в пьесе
"Вампир" А. Страшимирова). Свободолюбивый дух болгарской
женщины-патриотки, е„ мужество, преданность делу народа и неукротимая
ненависть к поработителям нашли яркое воплощение в исполнении Б. роли
учительницы Невенки в пьесе Миларова "Апостол". В 1904 Б. вместе с
группой ведущих акт„ров, недовольных каз„нными порядками Нар. т-ра,
предприняла попытку организовать на товарищеских началах свой "Свободный
т-р" (Варна). Творческие устремления т-ра сказались уже в выборе
репертуара ("На дне", "Мещане", "Власть тьмы", "Без вины виноватые";
"Идиот" по Достоевскому, "Женщина с моря" Ибсена, "Одинокие" и "Ткачи"
Гауптмана). В 1906 т-р закрылся, а его акт„ры вернулись в Нар. т-р, где
Б. проработала до 1926. В этот период творческой зрелости Б. были
созданы е„ лучшие роли в нац., рус. и зарубежной классич. драматургии. В
роли Свекрови (о. п. Страшимирова) Б. поражала глубиной знания быта и
психологии крестьянской женщины. В роли Цены ("Змеиная свадьба"
Тодорова) Б. несла страстное, разрывающее все цепи стремление вырваться
из домашних пут. Этапным в творческом и идейном развитии Б. явилось
создание ею образа борца против турецкого ига, учительницы Рады в
инсценировке романа И. Вазова "Под игом". Этот образ в исполнении Б.
приобретал революционное звучание, вырастал до символа протеста против
всякого гн„та и насилия. Вскоре спектакль был запрещ„н. Из др. ролей Б.
в нац. репертуаре значительны: Рада ("Строители" Тодорова), Елена
("Боян-волшебник" Христова), царица Теодора ("Над пропастью" Вазова),
Милка ("У подножия Витоши" Яворова), Галатея ("Когда боги смеются"
Михайловского), Раевская ("Загубленная жизнь" Каримы). Образы Б. в рус.
репертуаре: Татьяна ("Мещане"), Нина Заречная ("Чайка"), Акулина
("Власть тьмы"). В зарубежной драматургии: Эмилия Галотти
(о.п.Лессинга), Юдифь (о.п.Хеббеля), королева Елизавета ("Мария Стюарт"
Шиллера), целая галерея ибсеновских героинь - г-жа Боркман ("Джон
Габриель Боркман"), Нора (о. п.), Ирена ("Женщина с моря") и др. В
шекспировском репертуаре лучшими е„ созданиями были Дездемона, Офелия,
леди Макбет. В пьесах Гауптмана, Зудермана, Стриндберга (к-рые широко
шли на болг. сцене в первые два десятилетия 20 в.) Б. обычно играла гл.
женские роли. Б. - подлинная актриса переживания. Каждая е„ роль была
сильна глубиной проникновения в человеческую психологию. Трагические
ноты сближали Б. с М. Н. Ермоловой, сильное же интеллектуальное начало в
со-нетании с тонкой лиричностью и поэтичностью - с В. Ф.
Комиссаржевскои. В годы наступления реакции после подавления
сентябрьского восстания 1923 Б. была уволена из т-ра. Политич.
преследования вынудили е„ покинуть страну и с 1926 переселиться в
Аргентину, где Б. была лишена возможности творчества. В 1948 по
приглашению правительства нар.-демок-ратич. Болгарии Б. возвратилась на
родину и была горячо встречена общественностью страны. Имя Б. в 1953
было присвоено т-ру, в г. Бургасе.
Лит.: А. Будевска. Юбилеен сборникът. 1899-1924, София, 1925; Адриана
Будевска. Книгата юбилеен сборник по случай 25 годишника напървата
актриса от народния театър Адриана Будевска, [София], 1934;А. Будевска
[Сб.], София. 1958; "Театър", София, 1953, ј 12 (Юбилейный номер,
посвященный творчеству Будевской); "Театър", София, 1955, "ј 12 (номер
посв. памяти Будевской); Гоневски X., Адриана Будевска в Аргентина,
"Театър", София, 1956, .ј 1;
Гочев Г., Адриана Будевска, в кн.: Столетие Болгарского театра,
София, 1956; Илиев А., Сборник за Адриана Будевска, "Театър". София,
1958, "Ne 12. В. M., Аг. M.
БУДИЛЬ (Budil), Венделин (19.X. 1847-26.III. 1928)- чехословацкий
акт„р, режисс„р, театральный деятель и писатель. С 1864 принимал участие
в спектаклях пражских любительских кружков. В 1866 вступил в труппу П.
Шванды в Пльзене на роли первых любовников. В 1867 был приглаш„н во
"Временный т-р" в Праге. В 1869-87 с труппой Пиштека играл в Пльзене,
Праге, Брно. В 1887-1900 руководил собств. труппой. В 1902 Б.- директор,
режисс„р и акт„р "Нового гор. т-ра" в Пльзене. Роли: Макбет, Ричард Т
II, король Лир; Доренкрон ("Слуга своего господина" Ержабека), Сирано де
Бержерак (о. п. Ростана) и др. Большой заслугой Б. явилась забота об
идейно полноценном репертуаре и воспитании художеств. вкуса зрителей. Б.
осуществлял пост. произв. Тыла, Ира-сека, Шекспира, Толстого, Горького.
В 1912 оставил т-р, полностью посвятив себя лит. деятельности. Б. был
превосходным педагогом, воспитал целое поколение акт„ров-реалистов. Л.
Сол.
БУДСКИЙ (Budsky), Йосеф (р. 11.VI.1911)- чехословацкий акт„р и
режисс„р. Засл. деят. иск-в Чехословацкой Социалистической Республики.
По национальности чех. Род. в Праге. В 1927 начал сценич. деятельность в
качестве статиста, в 1928 был певцом в т-ре Пиштека (на Виноградах) в
Праге. С 1930 работал в ряде передвижных т-ров. В 1935 приглаш„н в
чешскую труппу Нац. т-ра в Братиславе, где приобр„л популярность
исполнением роли доктора Галена ("Белая болезнь" Чапека). С 1938 играет
в словацкой труппе этого т-ра. Роли: Эдип ("Царь Эдип" Софокла), Гамлет.
С 1945 занимается режиссурой; пост. спектакли: "Иван Грозный" ("Смерть
Иоанна Грозного") А. К. Толстого (1946), "Враги" (1950), "Любовь Яровая"
(1950); "Семья" Попова (1951, Гос. пр.), "Кровавый суд" Тыла (1956, Гос.
Страницы: «« « 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |