Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 331   332   333   334   335   336   337   338   339  340   341   342   343   344   345   346   347   348   349  » »»

Будапеште.
   БУДАПЕШТСКИЙ ТЕАТР  ОПЕРЕТТЫ  -  см.  Вен-еерский  театр  оперетты  в
Будапеште.
   БУДАПЕШТСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ - см.  Вен-еерский  Государственный  оперный
театр в Будапеште.
   БУДЕВСКАЯ (Б у д е в с к а), Адриана (13.XII. 1878,  Добрич,-  9.XII.
1955,  София)-  болгарская  актриса.  Нар.  арт.  Болгарской  Республики
(1953). Одна из основ оположниц реалистич. акт„рского иск-ва в Болгарии.
Окончила в Москве в 1899 Театр.  уч-ще  Малого  т-ра  по  классу  А.  П.
Ленского и в том же году с товарищами, учившимися вместе с ней в  России
('К. Сарафов, Х. Ганчев, Г. Киров), вернулась на родину. Б. дебютировала
в Софии в 1899 в т-ре "Слеза и смех" (с 1904 - Нар. т-р) в роли Василисы
Мелентьевой  (о.  п.  Островского),  следующей  е„  ролью  была  Юлия  в
"Доходном месте" Островского. Уже тогда  игра  Б.  отличалась  свежестью
решений, глубиной проникновения в  авторский  замысел,  умением  вскрыть
подтекст роли, пластичностью и изяществом  внешнего  рисунка.  Вместе  с
лучшими  акт„рами  Нар.  т-ра  Б.  повела  борьбу  за  утверждение  нац.
драматургии. В этом репертуаре она уже в первое пятилетие  своей  работы
создала  замечательные  образы,  раскрывающие  тему  пробуждения   болг.
женщины, е„ борьбы за свободу и духовный расцвет личности, против  всего
т„много,  порабощающего  человека  (Мария  в  историч.  драме  В.Друмева
"Иванку- убийца Асеня I", Николица в "Свадьбе в Болярово" и Вела в пьесе
"Вампир"    А.    Страшимирова).    Свободолюбивый    дух     болгарской
женщины-патриотки, е„ мужество, преданность делу  народа  и  неукротимая
ненависть к поработителям нашли яркое воплощение в  исполнении  Б.  роли
учительницы Невенки в пьесе Миларова  "Апостол".  В  1904  Б.  вместе  с
группой ведущих акт„ров,  недовольных  каз„нными  порядками  Нар.  т-ра,
предприняла попытку организовать на товарищеских началах свой "Свободный
т-р"  (Варна).  Творческие  устремления  т-ра  сказались  уже  в  выборе
репертуара ("На дне", "Мещане", "Власть  тьмы",  "Без  вины  виноватые";
"Идиот" по Достоевскому, "Женщина с моря" Ибсена, "Одинокие"  и  "Ткачи"
Гауптмана). В 1906 т-р закрылся, а его акт„ры вернулись в Нар. т-р,  где
Б. проработала до 1926.  В  этот  период  творческой  зрелости  Б.  были
созданы е„ лучшие роли в нац., рус. и зарубежной классич. драматургии. В
роли Свекрови (о. п. Страшимирова) Б. поражала глубиной  знания  быта  и
психологии  крестьянской  женщины.  В  роли  Цены   ("Змеиная   свадьба"
Тодорова) Б. несла страстное, разрывающее все цепи стремление  вырваться
из домашних пут. Этапным в творческом  и  идейном  развитии  Б.  явилось
создание ею образа  борца  против  турецкого  ига,  учительницы  Рады  в
инсценировке романа И. Вазова "Под игом". Этот  образ  в  исполнении  Б.
приобретал революционное звучание, вырастал до символа  протеста  против
всякого гн„та и насилия. Вскоре спектакль был запрещ„н. Из др. ролей  Б.
в  нац.  репертуаре  значительны:  Рада  ("Строители"  Тодорова),  Елена
("Боян-волшебник" Христова), царица Теодора  ("Над  пропастью"  Вазова),
Милка ("У подножия  Витоши"  Яворова),  Галатея  ("Когда  боги  смеются"
Михайловского), Раевская ("Загубленная жизнь" Каримы). Образы Б. в  рус.
репертуаре:  Татьяна  ("Мещане"),  Нина  Заречная   ("Чайка"),   Акулина
("Власть   тьмы").   В   зарубежной    драматургии:    Эмилия    Галотти
(о.п.Лессинга), Юдифь (о.п.Хеббеля), королева Елизавета ("Мария  Стюарт"
Шиллера), целая  галерея  ибсеновских  героинь  -  г-жа  Боркман  ("Джон
Габриель Боркман"), Нора (о. п.), Ирена  ("Женщина  с  моря")  и  др.  В
шекспировском репертуаре лучшими е„ созданиями были  Дездемона,  Офелия,
леди Макбет. В пьесах Гауптмана, Зудермана,  Стриндберга  (к-рые  широко
шли на болг. сцене в первые два десятилетия 20 в.) Б. обычно играла  гл.
женские роли. Б. - подлинная актриса переживания. Каждая  е„  роль  была
сильна глубиной проникновения  в  человеческую  психологию.  Трагические
ноты сближали Б. с М. Н. Ермоловой, сильное же интеллектуальное начало в
со-нетании  с  тонкой   лиричностью   и   поэтичностью   -   с   В.   Ф.
Комиссаржевскои.   В   годы   наступления   реакции   после   подавления
сентябрьского  восстания  1923  Б.  была  уволена  из   т-ра.   Политич.
преследования вынудили е„  покинуть  страну  и  с  1926  переселиться  в
Аргентину,  где  Б.  была  лишена  возможности  творчества.  В  1948  по
приглашению правительства нар.-демок-ратич. Болгарии Б. возвратилась  на
родину и была горячо встречена общественностью страны.  Имя  Б.  в  1953
было присвоено т-ру, в г. Бургасе.
   Лит.: А. Будевска. Юбилеен сборникът. 1899-1924, София, 1925; Адриана
Будевска. Книгата юбилеен  сборник  по  случай  25  годишника  напървата
актриса от народния театър Адриана Будевска, [София],  1934;А.  Будевска
[Сб.], София. 1958;  "Театър",  София,  1953,  ј  12  (Юбилейный  номер,
посвященный творчеству Будевской); "Театър", София, 1955, "ј  12  (номер
посв. памяти Будевской); Гоневски  X.,  Адриана  Будевска  в  Аргентина,
"Театър", София, 1956, .ј 1;
   Гочев Г., Адриана  Будевска,  в  кн.:  Столетие  Болгарского  театра,
София, 1956; Илиев А., Сборник за  Адриана  Будевска,  "Театър".  София,
1958, "Ne 12. В. M., Аг. M.
   БУДИЛЬ (Budil), Венделин  (19.X.  1847-26.III.  1928)-  чехословацкий
акт„р, режисс„р, театральный деятель и писатель. С 1864 принимал участие
в спектаклях пражских любительских кружков. В 1866 вступил в  труппу  П.
Шванды в Пльзене на роли первых любовников.  В  1867  был  приглаш„н  во
"Временный т-р" в Праге. В 1869-87 с труппой Пиштека  играл  в  Пльзене,
Праге, Брно. В 1887-1900 руководил собств. труппой. В 1902 Б.- директор,
режисс„р и акт„р "Нового гор. т-ра" в Пльзене. Роли:  Макбет,  Ричард  Т
II, король Лир; Доренкрон ("Слуга своего господина" Ержабека), Сирано де
Бержерак (о. п. Ростана) и др. Большой заслугой  Б.  явилась  забота  об
идейно полноценном репертуаре и воспитании художеств. вкуса зрителей. Б.
осуществлял пост. произв. Тыла, Ира-сека, Шекспира, Толстого,  Горького.
В 1912 оставил т-р, полностью посвятив себя лит.  деятельности.  Б.  был
превосходным педагогом, воспитал целое поколение  акт„ров-реалистов.  Л.
Сол.
   БУДСКИЙ  (Budsky),  Йосеф  (р.  11.VI.1911)-  чехословацкий  акт„р  и
режисс„р. Засл. деят. иск-в Чехословацкой  Социалистической  Республики.
По национальности чех. Род. в Праге. В 1927 начал сценич. деятельность в
качестве статиста, в 1928 был певцом в т-ре Пиштека  (на  Виноградах)  в
Праге. С 1930 работал в ряде  передвижных  т-ров.  В  1935  приглаш„н  в
чешскую  труппу  Нац.  т-ра  в  Братиславе,  где  приобр„л  популярность
исполнением роли доктора Галена ("Белая болезнь" Чапека). С 1938  играет
в словацкой труппе этого т-ра. Роли: Эдип ("Царь Эдип" Софокла), Гамлет.
С 1945 занимается режиссурой; пост. спектакли: "Иван  Грозный"  ("Смерть
Иоанна Грозного") А. К. Толстого (1946), "Враги" (1950), "Любовь Яровая"
(1950); "Семья" Попова (1951, Гос. пр.), "Кровавый суд" Тыла (1956, Гос.

Страницы: «« « 331   332   333   334   335   336   337   338   339  340   341   342   343   344   345   346   347   348   349  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия