Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 332   333   334   335   336   337   338   339   340  341   342   343   344   345   346   347   348   349   350  » »»

пр.  1957),  "Ромео  и  Джульетта"  (1957),  "Оптимистическая  трагедия"
(1957);
   "Белая болезнь" Чапека (1958),  "Посмотри  в  глаза"  Данека  (1959),
"Иркутская история" Арбузова (1960) и др. Для  режисс„рского  иск-ва  Б.
характерны  заостр„нность  идейного  решения   спектакля,   лаконичность
композиции,  яркость  изобразительных  средств.  Выступает   также   как
драматург (пьеса "Песня нашей весны"). Л. Сол.
   БУЗЕСКУ (Buzescu), Аура (р. 26. Vili. 1894) - румынская актриса. Нар.
арт. РНР (1956). Сценич. деятельность начала 17 лет. В 1910-15 училась в
драм. классе Бухарестской консерватории (у Л.  Стурдзы-Буландры).  Среди
первых   ролей   Б.-   Катерина   Ивановна   ("Братья   Карамазовы"   по
Достоевскому). С 1923 работает в Нац. т-ре им. Кара-джале  в  Бухаресте.
Роли: Джульетта; Елизавета ("Мария Стюарт"),  Мирра  (о.  п.  Альфьери),
Электра ("Траур к лицу Электре" О'Нила) и  др.  После  1944  Б.  успешно
выступает в чеховском репертуаре  -  Соня  ("Дядя  Ваня"),  Ольга  ("Три
сестры", Гос. пр. в 1949). В сдержанных, скупых  тонах  играла  одну  из
своих лучших ролей - Марию Бузню ("Ч„рные годы"  Баранги  и  Морару).  В
числе   ролей:   Анка   ("Беда"   Караджале),   Сюзанна    Маня-Войнешть
("Генеалогическое дерево"  Деметри-ус),  Малютина  ("Персональное  дело"
Штейна), госпожа Бон ("Люди  с  Дангора"  Андерсена-Некс„,  Гос.  пр.  в
1955). Для творчества Б. характерно  стремление  к  глубокому  раскрытию
внутр. мира героинь, серь„зная, вдумчивая работа над ролью. А. Гер.
   БУЗОНИ (Busoni), Фер-руччо  Бенвенуто  (1.  IV.  1866,  Эмполи,  близ
Флоренции,- 27. VII. 1924,  Берлин)-  итальянский  композитор,  пианист,
дириж„р и педагог. Родился в семье музыкантов (отец - кларнетист, мать -
пианистка).  С  9  лет  выступал  с  концертами  как  пианист,  завоевав
всемирную славу. В  15  лет  был  избран  членом  Болонской  филармонич.
академии. Композиторскую деятельность начал  в  1874.  Совершенствовался
как композитор у В. Майера в Граце (1876). В 1890 получил первую  премию
по композиции на конкурсе им. А. Рубинштейна в Петербурге. В конце  90-х
гг. поселился в Берлине, гастролировал во мн. странах Европы  и  Америки
(в России - в 1912-13). В творчестве Б. важное  место  занимают  сценич.
произв. Впервые Б.-выступил как театр. композитор в 1906, написав музыку
к пьесе К. Гоцци "Турандот" для пост. М.  Рейнхардта.  Впоследствии  эта
музыка была переработана Б. в оперу  того  же  названия,  написанную  на
собств. либретто (1921, Берлин). Б. принадлежат также  фантастич.  опера
"Выбор невесты" на  сюжет  одноим.  новеллы  Э.  Т.  А.  Гофмана  (1912,
Гамбург), одноактная опера "Арлекин, или Окно"  (1917,  Цюрих)  и  опера
"Театральное каприччио", написанная в стиле  итал.  марионеточного  т-ра
(сатира  на  войну).  Наиб.  значительное  по  замыслу  сценич.  произв.
Б.незаконченная опера "Доктор Фауст"  на  сюжет  средневековой  легенды,
заверш„нная после смерти Б. композитором Ф. Ярна-хом (1925, Дрезден).  В
ранний период в сценич. произведениях Б. отч„тливо  сказывается  влияние
романтиков,  в  более  поздних  -   классич.   традиции   сочетаются   с
конструктивистскими  и  экспрессионистич.  тенденциями.  Оперы   Б.   не
удержались в репертуаре, т.  к.  им  недоставало  сценич.  заверш„нности
драматургич. развития; вместе с тем в них содержится мн. ярких эпизодов,
колоритных по оркестровке. Известностью  пользуются  фп.  соч.  Б.,  его
обработки и редакции произв. др. композиторов (Баха, Листа) и др. Б. вел
педагогич. работу в Хельсинки (1889), Москве (профессор консерватории  -
1890-91),  Бостоне  (1891-94),  Вене  (1895),  Болонье  (1913),   Цюрихе
(1915-20), Берлине (1920-24).  Написал  ряд  теоретич.  и  публи-цистич.
работ по вопросам музыки.
   Лит. соч.: Эскиз новой эстетики музыкального искусства, пер. с  нем.,
СПБ, 1912; Von der Einheit der Musik, В., 1923; Scritti e pensieri sulla
musica, 2 ed., Roma, 1954.
   Лит.: Dent E. J., Ferruccio Busoni, L., 1933; Gr u e r-r i n i Gr., F
r a g a p a n e  P.,  "Il  Dottor  Faust"  di  Ferruccio  Busoni.  Guida
musicale, Firenze, 1942; Griazotto R., Busoni, la vita nell'opera, Mil.,
1947. Jf. M.
   БЙЛА, Констанция Антоновна  [p.30.XII.1898(ll.L  1899)]-  белорусская
советская поэтесса  и  драматург.  Автор  пьес  "Цветок  папоротника"  и
"Сегодняшнее  и  давнишнее"  (обе  изд.  в  1914).   Тема   драматургич.
творчества Б.-  поиски  счастья  трудовым  народом.  Б.  принадлежала  к
революционно-демокра-тич. крылу дореволюц. белорус. лит-ры. Е„ пьесы шли
в любительских коллективах,  а  также  на  сцене  "Первого  товарищества
белорусской драмы и комедии".
   Лит.: Н я ф „ д Ул., Беларуси! тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959. В.
Н.
   БУЙНЙЦКИЙ, Игнат Те рентьевич [1861, Прозорок-екая волость, - 9 (22).
IX. 1917]-белорусский акт„р и театр.  деятель.  Основоположник  белорус.
проф. т-ра.  Получил  образование  землемера.  Работал  среди  крестьян,
близко сош„лся с ними, полюбил нар. творчество, изучал и собирал его.  В
1907 в усадьбе Поливачи (близ Прозорок)  создал  т-р,  в  к-ром  сначала
принимали  участие  его  родственники.  С  1910  т-р  начал  гастрольную
деятельность в Вильно, Минске,  Слуцке,  Полоцке,  в  Петербурге  (1911,
1912), Варшаве (1913). Репертуар т-ра состоял из  пьес  и  инсценировок,
большинство к-рых было пост. Б.: "Хам" и "В зимний вечер" Ожешко (1911),
"Предложение" Чехова, "Модный шляхтюк" Каганца, "По  ревизии"  (1910)  и
"Иошилися в дурни" (1911) Кропивницкого и  др.  Роли:  Антон,  Миронович
("Пошилися  в  дурни",  "По  ревизии"  Кропивницкого),  Игнась  ("Модный
шляхтюк" Каганца),  Алексей  ("В  зимний  вечер"  Ожешко).  В  программы
представлений, кроме драм. спектаклей, входили также и выступления хора,
танц. группы. Деятельность этого  коллектива,  получившего  наименование
"Первая  белорусская  труппа",  или  "Т-р  Игната  Буй-ницкого",  играла
большую роль в пробуждении нац.  самосознания  белорус.  народа  в  годы
между двумя революциями. В связи с  преследованиями  властей  и  тяж„лым
материальным положением т-р в 1913  прекратил  сво„  существование.  Его
традиции имели большое значение  для  становления  и  развития  белорус.
проф. театр.  иск-ва.  После  1913  Б.  предпринимал  несколько  попыток
воссоздать белорус. т-р, в 1917 был  одним  из  инициаторов  организации
"Первого товарищества белорусской  драмы  и  комедии"  (см.  Белорусское
товарищество драмы и комедии).
   Лит.: Н я ф „ д Ул., Беларуси! тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск. 1959, с.
84-105.
   БУЙНЫЙ, Михаил Алексеевич (наст. фам.-А  р-б  у  з  о  в)  (р.  24.1.
1903)русский советский акт„р. Нар. арт. РСФСР  (1956).  В  1920  окончил
драм. студию в г. Шуе. В том же году дебютировал на сцене Шуйского т-ра.
Первые роли: Грозный ("Смерть Иоанна Грозного" А. К.  Толстого),  Малюта
Скуратов ("Василиса Мелентьева" Островского) и др. Позднее играл в т-рах

Страницы: «« « 332   333   334   335   336   337   338   339   340  341   342   343   344   345   346   347   348   349   350  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия