|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 » »» писавшим свои комедии преим. для буффонного комика Жодле. Б. усиленно
культивировался франц. ярмарочным т-ром 17-18 вв., боровшимся против
"высокого" стиля привилегированного т-ра "Комеди Франсез". В Австрии Б.
использовался в импровизированных спектаклях бродячих трупп,
направленных против "правильной" трагедии и комедии, насаждавшихся
"Бургтеатром" в конце 18 - нач. 19 вв., и т. п.
БУРЛЕТТА (итал. burletta, от burla - шутка) - термин, применявшийся в
Англии в 1-й пол. 19 в. к спектаклям, сочетавшим элементы оперы,
бурлеска и пантомимы. В Б. текст сопровождался музыкой или заменялся
пантомимической игрой. Впервые термин "Б." (также бурла, бурлеттина)
встречается в 1720 в письме певца итал. комич. оперы Ф. Бели-сани при
обозначении пост. оперы-сериа со вставками между действиями (комич.
интермеццо). Б. проникла в Англию через Францию, развившись в жанр,
промежуточный между комич. и балладной оперой. Первая англ. Б. "Мидас"
К. 0'Хара была пост. в Дублине в 1762 в т-ре "Кроу-стрит". В спектакле
было много вставных муз. номеров и куплетов с музыкой, близкой к нар.
песням. Этот спектакль почти 70 лет не сходил со сцен Англии и Ирландии,
в конце 18 в. был пост. во Франции. При тех затруднениях, к-рые
испытывали т-ры "малых форм" Лондона во время существовавшей до 1843
монополии т-ров "Дру-ри-Лейн" и "Ковент-Гарден" на постановку трагедии и
"высокой комедии", лондонские т-ры зачастую пользовались Б. как формой
для исполнения запрещ„нных этим т-рам пьес классич. репертуара. В конце
19 в. Б. получила большое распространение и популярность в браз. т-ре.
Тексты Б. писали крупные браз. драматурги: Ж. Франса Жуниор, М.Сампаю,
В. Ма-гальяинс, К. Беттенкур. Вл. О.
БУРМЕЙСТЕР. Владимир Павлович [р. 2(15). VII. 1904] - русский
советский артист балета и балетмейстер. Засл. деятель иск-в РСФСР
(1954). В 1925-29 учился в Театр. техникуме им. Луначарского в Москве у
педагогов Е. И. Долинской, В. И. Шелепиной, В. Г. Семенова, совмещая
уч„бу с работой в Т-ре миниатюр (1927) и в Драматическом балете под
руководством Н. С. Греминой. С 1930 работал в Моск. художеств. т-ре
балета, возглавляемом В. В. Кригер. В первые годы творч. деятельности Б.
исполнял разнохарактерные партии: Людовик XVI ("Карманьола" Фемилиди),
Никер ("Соперницы" Гертеля),
Ли Шан-фу ["Красный мак" ("Красный цветок") ],Алеко ("Цыганы"
Василенко), Кум ("Ночь перед рождеством" Асафьева) и др. Танец Б.
отличался точным сценич. рисунком, образностью трактовки, тщательной
разработкой деталей. Б. выступал на концертной эстраде, где с особенным
успехом исполнял исп. и венг. танцы. Как балетмейстер дебютировал в
сезон 1931-32 пост. "Корсар" Адана (Моск. художеств. т-р балета). Затем
ставил танцы в опереттах "Прекрасная Елена" (1938, Т-р им.
Немировича-Данченко) и "Перикола" (1940, Т-р им. Немировича-Данченко)
Оффенбаха и др. В 1941-1960 - главный балетмейстер Т-ра им.
Станиславского и Немировича-Данченко. В этом т-ре Б. пост. балеты:
"Виндзорские проказницы" Оранского (1942), "Лола" Василенко (1943,
Ст.'пр. 1946), "Шехеразада" на муз. Римского-Корсакова (1944,
Ст. пр. 1946), "Карнавал" на муз. Шумана (1946) - разнообразные по
своему сценич. решению, поэтичные, художественно правдивые. Для
балетмейстерской дея-тельности Б. характерны богатство творческой
фантазии, умение органически соединять в спектакле танцевальные и
пантомимные сцены, классич. и народно-характерные танцы, утверждение
реалистич. принципов в балетном иск-ве. Стремление Б. воплотить в балете
тему современности и героики осуществлено в пост. "Берег счастья"
Спадавеккиа (1956) и "Жанна д'Арк" Пейко (1958). В пост. классич.
балетов "Эсме-ральда" (1950), "Лебединое озеро" (1953) Б. наш„л яркое
оригинальное, самостоятельное толкование. Осуществил пост. балетов в
т-рах: "Эстония" (Таллин) - "Шопениана"; "Болеро" на муз. Равеля,
"Штраусиана" (1959); "Вальс" на муз. Равеля (1960);
"Гранд-Опера" (Париж) - "Лебединое озеро" (1960).
Лит.; Рославлева Н.П., "Виндзорские кумушки", "ТР;.,ТР", М., 1954, ј
7, с. 169-70; Суриц E., По Чайковскому, "Театр", М., 1953, .ј 8, с.
49-62. Л. Я.
БУРНАЧЙНИ (Burnacini) - семья итальянских архитекторов и театр.
художников 17 - нач. 18 вв.
Джованни (нач. 17 в.- 21. VII. 1655,Вена). В 4639 построил первый в
Вене 3-ярусный т-р с кулисной сценой. В 1653-54 сконструировал в
Регенсбурге (Бавария) разборное театр. здание, перевозившееся по Дунаю.
Д. был крупным театр. художником, декорации к-рого конкурировали с
декорациями Торелли.
Лодовико Оттавио (ок. 1636, Мантуя, - 12. XII. 1707, Вена). Сын
Джованни Б. В 1650 работал театральным художником в Мантуе, в 1652 - в
Вене, где вскоре стал ведущим художником и архитектором при дворе
Леопольда I. В Вене оформил св. 100 оперно-балетных спектаклей, развил
сценич. технику машины, создал образцы декорационной живописи,
исполненной фантазии и бурного движения. В 1667 совм. с Торелли выстроил
для празднования бракосочетания Леопольда I с Маргаритой Испанской
деревянный тр„хъярусный т-р ("Театр на Кор-тине"), вмещавший 5 000
зрителей (сгорел в 1699). В этом т-ре среди др. многочисленных номеров
праздничной программы была пост. опера Чести "Золотое яблоко", в к-рой
Б. пост. и оформил две поразившие воображение современников феерические
картины:
"Огнедышащая голова чудовища" и "Буря у скалистого берега моря".
Среди театр. живописных работ Б. выделяются также занавес с изображением
"борьбы гигантов" к опере Драги "Торжествующая латинская монархия"
(1678) и последняя его работа - декорации к опере Бонончини и Хоффера
"Турно Арчино" (1707).
Лит.: Извеков Н. П., Техника сцены, Л.- М., 1940;
Опера 17 и 1в веков. Сборник либретто, М.- Л., 1939; В e p-м а н К.,
История искусства всех времен и народов, т. 3, СПБ, 1913; Zucker Р., Die
Theaterdekoration des Barock, В., 195; Cr r e g о г J., Wiener szenische
Kunst. Die Theaterdekoration, [Bd] 1-2, W., 1924-25. В. Мюл.
БУРНАШ, Фатхи (наст. имяифам.-Фатхи Заки-рович Бурнашев) (13. I. 1898
- янв. 1946)- татарский советский поэт, драматург, театральный деятель.
Член КПСС с 1919. Литературную деятельность начал в 1914. Написал св. 20
пьес: "Тахир и Зухра"(1-я ред. 1918, 2-я - 1939), "Молодые сердца"
(1919), "Судьба" (1919), "Безземельные" (1922), "Старик Камали" (1925),
"Заблудшая девушка" (1920), "Т„тя Хатиря" (1929), "Ткачиха Асма" (1932),
"Единоличник Ярулла" (1940) и др. В сво„м творчестве Б. отразил эпоху
крепостного права, импе-риалистич. и гражданскую войны, показал
строительство социалистич. государства. Пьесы Б. ставились в тат. т-рах
Страницы: «« « 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |