Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 341   342   343   344   345   346   347   348   349  350   351   352   353   354   355   356   357   358   359  » »»

писавшим свои комедии преим. для буффонного комика  Жодле.  Б.  усиленно
культивировался франц. ярмарочным т-ром  17-18  вв.,  боровшимся  против
"высокого" стиля привилегированного т-ра "Комеди Франсез". В Австрии  Б.
использовался   в   импровизированных   спектаклях    бродячих    трупп,
направленных  против  "правильной"  трагедии  и  комедии,  насаждавшихся
"Бургтеатром" в конце 18 - нач. 19 вв., и т. п.
   БУРЛЕТТА (итал. burletta, от burla - шутка) - термин, применявшийся в
Англии в 1-й  пол.  19  в.  к  спектаклям,  сочетавшим  элементы  оперы,
бурлеска и пантомимы. В Б. текст  сопровождался  музыкой  или  заменялся
пантомимической игрой. Впервые термин  "Б."  (также  бурла,  бурлеттина)
встречается в 1720 в письме певца итал. комич. оперы  Ф.  Бели-сани  при
обозначении пост. оперы-сериа  со  вставками  между  действиями  (комич.
интермеццо). Б. проникла в Англию  через  Францию,  развившись  в  жанр,
промежуточный между комич. и балладной оперой. Первая англ.  Б.  "Мидас"
К. 0'Хара была пост. в Дублине в 1762 в т-ре "Кроу-стрит".  В  спектакле
было много вставных муз. номеров и куплетов с музыкой,  близкой  к  нар.
песням. Этот спектакль почти 70 лет не сходил со сцен Англии и Ирландии,
в конце 18  в.  был  пост.  во  Франции.  При  тех  затруднениях,  к-рые
испытывали т-ры "малых форм" Лондона во  время  существовавшей  до  1843
монополии т-ров "Дру-ри-Лейн" и "Ковент-Гарден" на постановку трагедии и
"высокой комедии", лондонские т-ры зачастую пользовались Б.  как  формой
для исполнения запрещ„нных этим т-рам пьес классич. репертуара. В  конце
19 в. Б. получила большое распространение и популярность в  браз.  т-ре.
Тексты Б. писали крупные браз. драматурги: Ж. Франса  Жуниор,  М.Сампаю,
В. Ма-гальяинс, К. Беттенкур. Вл. О.
   БУРМЕЙСТЕР.  Владимир  Павлович  [р.  2(15).  VII.  1904]  -  русский
советский артист  балета  и  балетмейстер.  Засл.  деятель  иск-в  РСФСР
(1954). В 1925-29 учился в Театр. техникуме им. Луначарского в Москве  у
педагогов Е. И. Долинской, В. И. Шелепиной,  В.  Г.  Семенова,  совмещая
уч„бу с работой в Т-ре миниатюр (1927)  и  в  Драматическом  балете  под
руководством Н. С. Греминой. С 1930  работал  в  Моск.  художеств.  т-ре
балета, возглавляемом В. В. Кригер. В первые годы творч. деятельности Б.
исполнял разнохарактерные партии: Людовик XVI  ("Карманьола"  Фемилиди),
Никер ("Соперницы" Гертеля),
   Ли  Шан-фу  ["Красный  мак"  ("Красный  цветок")  ],Алеко   ("Цыганы"
Василенко), Кум ("Ночь  перед  рождеством"  Асафьева)  и  др.  Танец  Б.
отличался точным сценич.  рисунком,  образностью  трактовки,  тщательной
разработкой деталей. Б. выступал на концертной эстраде, где с  особенным
успехом исполнял исп. и венг.  танцы.  Как  балетмейстер  дебютировал  в
сезон 1931-32 пост. "Корсар" Адана (Моск. художеств. т-р балета).  Затем
ставил  танцы  в   опереттах   "Прекрасная   Елена"   (1938,   Т-р   им.
Немировича-Данченко) и "Перикола" (1940,  Т-р  им.  Немировича-Данченко)
Оффенбаха  и  др.  В  1941-1960  -   главный   балетмейстер   Т-ра   им.
Станиславского и Немировича-Данченко.  В  этом  т-ре  Б.  пост.  балеты:
"Виндзорские  проказницы"  Оранского  (1942),  "Лола"  Василенко  (1943,
Ст.'пр. 1946), "Шехеразада" на муз. Римского-Корсакова (1944,
   Ст. пр. 1946), "Карнавал" на муз. Шумана (1946)  -  разнообразные  по
своему  сценич.  решению,  поэтичные,   художественно   правдивые.   Для
балетмейстерской  дея-тельности  Б.  характерны   богатство   творческой
фантазии,  умение  органически  соединять  в  спектакле  танцевальные  и
пантомимные сцены, классич.  и  народно-характерные  танцы,  утверждение
реалистич. принципов в балетном иск-ве. Стремление Б. воплотить в балете
тему современности  и  героики  осуществлено  в  пост.  "Берег  счастья"
Спадавеккиа (1956) и  "Жанна  д'Арк"  Пейко  (1958).  В  пост.  классич.
балетов "Эсме-ральда" (1950), "Лебединое озеро" (1953)  Б.  наш„л  яркое
оригинальное, самостоятельное толкование.  Осуществил  пост.  балетов  в
т-рах: "Эстония"  (Таллин)  -  "Шопениана";  "Болеро"  на  муз.  Равеля,
"Штраусиана" (1959); "Вальс" на муз. Равеля (1960);
   "Гранд-Опера" (Париж) - "Лебединое озеро" (1960).
   Лит.; Рославлева Н.П., "Виндзорские кумушки", "ТР;.,ТР", М., 1954,  ј
7, с. 169-70; Суриц E., По Чайковскому, "Театр",  М.,  1953,  .ј  8,  с.
49-62. Л. Я.
   БУРНАЧЙНИ (Burnacini)  -  семья  итальянских  архитекторов  и  театр.
художников 17 - нач. 18 вв.
   Джованни (нач. 17 в.- 21. VII. 1655,Вена). В 4639 построил  первый  в
Вене 3-ярусный  т-р  с  кулисной  сценой.  В  1653-54  сконструировал  в
Регенсбурге (Бавария) разборное театр. здание, перевозившееся по  Дунаю.
Д. был крупным  театр.  художником,  декорации  к-рого  конкурировали  с
декорациями Торелли.
   Лодовико Оттавио (ок. 1636, Мантуя,  -  12.  XII.  1707,  Вена).  Сын
Джованни Б. В 1650 работал театральным художником в Мантуе, в 1652  -  в
Вене, где вскоре  стал  ведущим  художником  и  архитектором  при  дворе
Леопольда I. В Вене оформил св. 100 оперно-балетных  спектаклей,  развил
сценич.  технику  машины,   создал   образцы   декорационной   живописи,
исполненной фантазии и бурного движения. В 1667 совм. с Торелли выстроил
для празднования  бракосочетания  Леопольда  I  с  Маргаритой  Испанской
деревянный тр„хъярусный т-р  ("Театр  на  Кор-тине"),  вмещавший  5  000
зрителей (сгорел в 1699). В этом т-ре среди др.  многочисленных  номеров
праздничной программы была пост. опера Чести "Золотое яблоко",  в  к-рой
Б. пост. и оформил две поразившие воображение современников  феерические
картины:
   "Огнедышащая голова чудовища" и  "Буря  у  скалистого  берега  моря".
Среди театр. живописных работ Б. выделяются также занавес с изображением
"борьбы гигантов"  к  опере  Драги  "Торжествующая  латинская  монархия"
(1678) и последняя его работа - декорации к опере  Бонончини  и  Хоффера
"Турно Арчино" (1707).
   Лит.: Извеков Н. П., Техника сцены, Л.- М., 1940;
   Опера 17 и 1в веков. Сборник либретто, М.- Л., 1939; В e p-м а н  К.,
История искусства всех времен и народов, т. 3, СПБ, 1913; Zucker Р., Die
Theaterdekoration des Barock, В., 195; Cr r e g о г J., Wiener szenische
Kunst. Die Theaterdekoration, [Bd] 1-2, W., 1924-25. В. Мюл.
   БУРНАШ, Фатхи (наст. имяифам.-Фатхи Заки-рович Бурнашев) (13. I. 1898
- янв. 1946)- татарский советский поэт, драматург, театральный  деятель.
Член КПСС с 1919. Литературную деятельность начал в 1914. Написал св. 20
пьес: "Тахир и Зухра"(1-я ред.  1918,  2-я  -  1939),  "Молодые  сердца"
(1919), "Судьба" (1919), "Безземельные" (1922), "Старик Камали"  (1925),
"Заблудшая девушка" (1920), "Т„тя Хатиря" (1929), "Ткачиха Асма" (1932),
"Единоличник Ярулла" (1940) и др. В сво„м творчестве  Б.  отразил  эпоху
крепостного  права,  импе-риалистич.  и   гражданскую   войны,   показал
строительство социалистич. государства. Пьесы Б. ставились в тат.  т-рах

Страницы: «« « 341   342   343   344   345   346   347   348   349  350   351   352   353   354   355   356   357   358   359  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия