Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 339   340   341   342   343   344   345   346   347  348   349   350   351   352   353   354   355   356   357  » »»

   БУРДЖАЛЯН,  Аркадий  Сергеевич  [26.ХЩ7.1).  1879-4.  IX.   1946]   -
армянский советский режисс„р.  Заслуженный  деятель  искусств  Арм.  ССР
(1934). Род. в Астрахани в семье винодела. В  1896  вступил  в  Общество
искусства и лит-ры, организованное К. С. Станиславским. С 1908 - акт„р и
режисс„р т-ра миниатюр "Летучая мышь". В 1913-17 работал  в  т-ре  Корша
акт„ром и режисс„ром. В 1919-21 - режисс„р  т-ра  в  Ростове-на-Дону.  В
начале 20-х  гг.  руководил  арм.  драм.  студией,  затем  арм.'т-ром  в
Тбилиси. В 1924-27 - режисс„р 1-го Гос. т-ра Армении в Ереване (ныне т-р
им. Г. Сундукяна), в 1940-43 -  Ленинаканско-го  т-ра  им.  А.  Мравяна.
Б.один из основателей арм. т-ра оперы и балета  в  Ереване,  где  долгие
годы был гл. режисс„ром. Для истории арм.  сов.  т-ра  этапное  значение
приобрели пост. Б. "Мнимый больной" (1923),  "Ревизор"  (1923);  "Собака
садовника" Л one де В era (1925), "Венецианский купец" (1926),  "Гамлет"
(1924) и "Отелло" (1926); "Кум Моргана" Ширванзаде(1927). На арм.  сцене
Б. пост. первые сов.  пьесы:"0свобожд„нный  Дон  Кихот","Красная  маска"
Луначарского (1924), "Человек с портфелем" Файко
   (1928). Своей деятельностью способствовал развитию нац.  драматургии.
Б. был подлинным реформатором арм. режиссуры, одним  из  первых  вв„л  в
художеств.  практику  арм.  т-ра  работу  над  спектаклем   по   системе
Станиславского, боролся за утверждение  принципа  целостного  художеств.
ансамбля. Лучшие спектакли  Б.  отличаются  высокой  сценич.  культурой,
выразительной формой, красочной театральностью,  талантливым  раскрытием
содержания драматич. произведения. С. Р.
   БУРДИН,  Ф„дор  Алексеевич  [11(23).IV.1827-24.11  (8.III).  1887]  -
русский акт„р и переводчик.  В  1841  поступил  в  моек.  Малый  т-р  на
должность суфл„ра. Через два года был принят  в  труппу  т-ра;  исполнял
второстепенные бытовые комич. роли. В 1846-47 служил в Тифлисском  т-ре.
В  1847-83  -  акт„р  Алек-сандринского  т-ра  (Петербург).   Выдвинулся
исполне' нием ролей Бородкина (1853) и Мити (1854) в пьесах  Островского
"Не в свои сани не садись"  и  "Бедность  не  порок".  С  этого  момента
началось сближение Б. с Островским, к-рый отдавал Б. для бенефисов  свод
новые пьесы (13 пьес). Б. исполнил в пьесах Остров-ского 30 ролей (в  т.
ч. Барабошев - "Правда хоро' шо, а счастье лучше",  Брусков  -  "Тяж„лые
дни", Болыпов - "Свои люди - сочт„мся"). Б. не обладал  ярким  артистич.
талантом,  но  был  образованным  человеком,  страстно  любящим  т-р   и
прекрасно знающим  сцену.  С  успехом  играл  бытовые  роли.  Героич.  и
драматич. роли Б. не удавались. Он играл их с ложным пафосом. Исполнение
этих ролей Б. вызывало резкую критику Д. В. Аверкиева и  Ап.  Григорьева
(Григорьев называл ложную, напыщенную игру "бур-динизмом"). Б.  издал  в
1876 2 тт.  перевед„нных  и  переделанных  им  иностр.  пьес  (гл.  обр.
франц.)-"Сборник театральных пьес".
   Соч.:  Краткая  азбука  драматического  искусства,   М.,   1886;   Из
воспоминаний об А. Н. Островском, "Вестник Европы", П.,  1886,  декабрь,
с. 667-78.
   Лит.: Островский А. Н.и БурдинФ.  А..Неизданные  письма...,  М.-  П.,
1923; Нильский А., Воспоминания, "Исторический вестник",  П.,  1893,  т.
54, октябрь, с. 121-147; ноябрь, с. 435-442. А Цл
   БУРЕНИН, Виктор Петрович (псевдонимы -  Выборгский  пустынник,  Г.раф
Алексис  Жасминов  и  др.)  (7.  III.  1841-15.VIII.  1926)  -   русский
публицист, критик и  драматург.  Выступления  Б.  раннего  периода  были
окрашены ли' берализмом, но уже в статьях 70-х гг. Б. проявил  себя  как
крайний реакционер. Состоя с 1876 членом редакции газеты "Новое  время",
Б.  возглавлял  ре  акционное  лит.  направление   "нововременцев".   Б.
принадлежат статьи описателях, певцах и акт„рах (о  Ду-зе,  Далматове  и
др.). Писал также пьесы (преим. псевдоисторич. и  на  античные  сюжеты),
имевшие успех благодаря участию  в  них  выдающихся  акт„ров,  в  т.  ч.
Ермоловой, Федотовой, Савиной и др. Наиболее известная пьеса Б. "Комедия
о  княжне  Забаве  Путятошне  и  боярыне  Василисе   Микулиштге   (1889,
Александрийский т-р). Написал  также  драмы:  "Медея"  (совм.  с  А.  С.
Сувориным, 1883, Малый т-р,  Александрийский  т-р),  "Смерть  Агриппины"
(1887, Александрийский т-р), "Мессалина" (1885, Малый т-р) и др. Перев„л
ряд пьес.
   Соч.: Сочинения, т. 1-5, СПБ, 1912-17.
   БУРЖ‚ (Bourget), Поль (2.IX.1852-25.XII.1935)- французский  писатель,
драматург, критик. Лит. деятельность начал с 70-х гг. В конце 19 -  нач.
20 вв. пользовался известностью как автор психологич.  романов  и  пьес,
посвящ„нных проблеме совр. морали. В своих  пьесах,  проникнутых  реакц.
идеями, Б. стремился очернить демократию: пьеса  "Эмигрант"  (1908,  т-р
"Ренессанс",  Париж)  прославляет  старого  аристократа  как   хранителя
благородных традиций, чувства чести; "Баррикада" (1910, т-р  "Водевиль")
призывает к борьбе против пролетариата;  "Кризис"  (совм.  с  А.  Бонье,
1912,  т-р  "Порт-Сен-Мартен")  рисует  человека,  вышедшего  из  низов,
карьеристом, бесчестным политиком. Большое место в  пьесах  Б.  занимают
вопросы семьи, освещаемые им с консервативных позиций: "Развод" (совм. с
А.  Кюри,  1908,  "Водевиль"),  "Трибун"  (1911,  "Водевиль").   А.   А.
Луначарский считал Б. одним из представителей бурж.  реакции  во  франц.
драматургии. В. Г.
   БУРИАН (Burian),  Карел  (1870-1924)  -  чехословацкий  артист  оперы
(драматич.  тенор).  Учился  на  факультете   права   Пражского   ун-та;
самостоятельно за-йимался пением. Впервые выступил на  оперной  сцене  в
1891 в Брно. В 1891-92 работал в частных оперных т-рах Европы и Америки,
с 1892- в оперной труппе Национального т-ра в  Праге.  Обладал  обширным
репертуаром (ок. 114 партий); был  одним  из  лучших  исполнителей  опер
Сметаны и др. композиторов. Партии: E ник,  Далибор,  Лукаш  ("Проданная
невеста",  "Далибор",  "Поцелуй"  Сметаны),   Ян   Козина   ("Псоглавцы"
Коваржовица), Тангейзер (о. п. Вагнера), Фра-Дьяволо (о. п. Обера) и др.
Выступал в концертах. Л. Г., Е. 77.
   БУРИАН (Burian),  Эмиль  Франтишек  (11.VI.  1904-  9.VIII.  1959)  -
чехословацкий режисс„р, композитор, писатель, драматург. Род. в Пльзене.
Сын  Э.  Буриана  и  племянник  К.  Буриана  -  оперных  певцов.  Творч.
деятельность как композитор начал в  1923.  С  1926  работал  акт„ром  в
различных т-рах. В 1927 окончил мастерскую при Пражской консерватории по
классу композиции И. Б. Ф„рстера.  Б.-автор  опер  "Аладина  и  Паломид"
(1923) на сюжет Метерлинка, "Перед заходом солнца" (1924, по Гауптману),
"Бубу с Монпар-наса" (1929), "Мариша" (1938, на сюжет одноим. драмы  бр.
Мрштик), балета "Фагот и флейта" (1925),музыки  к  спектаклям,  фильмам,
симф.,  камерно-инструмент.  и  др.  соч.  В  1929  начал   режисс„рскую
деятельность в драм. т-ре. В 1933 основал в Праге  т-р  "Д-4",  в  к-ром
выступал как режисс„р,композитор, драматург  и  автор  инсценировок.  Б.
провозгласил целью  театр.  иск-ва  служение  рабочему  классу.  Занимая

Страницы: «« « 339   340   341   342   343   344   345   346   347  348   349   350   351   352   353   354   355   356   357  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия