|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 » »» высокой добродетелью. Историч. драмы Б.-Л. мелодраматичны, отмечены
стремлением к внешним эффектам, сентиментальностью, в них отсутствует
подлинная историчность. Первая пьеса Б.-Л.-"Герцогиня де Лавальер"
(1836)-успеха не имела, но последующие историч. драмы - "Лионская
красавица" (1838) и "Ри-шелье" (1839)-благодаря политич. злободневности,
занимательности сюжета и сценичности пользовались успехом. "Лионская
красавица", впервые пост. У. Ч.Макрели (с его участием) в Т-ре
"Ковент-Гарден" в 1838, не раз возобновлялась и впоследствии (среди
лучших исполнителей -Ч. Кин, Г. Ирвинг, Э. Терри). "Ришелье" впервые
пост. Макреди, 4 раза возобновлялась Г. Ирвингом в т-ре "Лицеум". Пьеса
эта шла в 40-60-х гг. и в России, загл. роль исполняли В. В. Самойлов и
Н. К. Милославский. Комедии Б.-Л. "Мы не так плохи, как кажемся" и
"Деньги" (1840) рисуют нравы англ. бурж. об-ва. Пьесы эти неглубоки, но
содержат реалистич. тенденции. Пьеса "Деньги" много лет сохранялась в
репертуаре англ. т-ров (в 1911 пост. в "Друри-Лейн").
С о ч. в рус. пер.: "Норман - морской капитан", "Пантеон", СПБ, 1840,
ј 8; Лионская красавица. П., 1888; Ришелье, или Заговор, пер. П.
Козлова, Полное собр.соч. П. Козлова, т. 4, М., 1896; Пьесы. Вступ.
статья Ю. Кагарлиц-кого М., 1960.
Лит.: Cooke P. J., Burwer-Lytton's plays, [L.I, 1894. Э. Г.
БУЛГАКОВ, Александр Сергеевич (1888-1953)- русский советский
театровед. В 1922-25 учился в Гос. ин-те истории иск-в в Ленинграде
(позднее Гос. академия искусствознания); работал здесь до 1935. Б. -
автор работ по истории англ. т-ра. Занимался также историей советского и
старинного рус. т-ров.
Соч.: Английский театр при пуританах, в сб.: О театре, вып. 1, Л.,
1927; Театр и театральная общественность Лондона эпохи расцвета
торгового капитализма, [Л.], 1929;
Раннее знакомство с Шекспиром в России, в сб.: Театральное наследие,
сб. 1, [Л.], 1934, с. 47-118; Комедия о Тамерлане и Баязете, в кн.:
Старинный спектакль в России. Сб. статей, вып. 2, Л., 1928;
Государственный Агитационный театр в Ленинграде, М.- Л., 1931 (совм. с
С. С. Даниловым). АН. А.
БУЛГАКОВ, Алексей Дмитриевич [12(24). III. 1872 - 14.1. 1954] -
русский советский артист балета, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР
(1949). Учился в Петерб. балетном уч-ще у педагогов П. А. Гердта и М. И.
Петипа. В 1897 по окончании уч-ща был принят в Мариинский театр. где
проработал до 1909. С 1911 - артист балета и режисс„р, в 1913-17 - гл.
режисс„р балетной труппы Большого т-ра. Б. участвовал в "Русских сезонах
за границей" (1909-14). В 1909-11 преподавал пластику и мимику в Театр.
школе им. А. С. Суворина, в 1926-29- мимику в хорео-графич. уч-ще при
Большом т-ре. Среди партий Б.: Людоед, Ротбарт {"Спящая красавица",
"Лебединое озеро"), Капитан 1"Красный мак" ("Красный цветок")]"
Коппелиус ("Коппелия"), Степан Разин ("Стенька Разин" Глазунова), Маркиз
де Борсгар ("Пламя Парижа" Асафьева), Лоренцо ("Ромео и Джульетта") и
др. Л. 77.
БУЛГАКОВ, Михаил Афанасьевич [2(14).V.1891- 10.III.1940]-русский
советский драматург. Окончил медицинский ф-т Киевского ун-та, до 1919
был земским врачом, затем журналистом. Печататься начал в 1919. Первая
пьеса Б.-"Дни Турбиных" (1926, МХАТ, реж. Станиславский и Судаков;
Алексей Турбин - Хмел„в, Мышлаевский - Добронравов, Ла-риосик - Яншин,
Елена - Соколова), написанная по мотивам его романа "Белая гвардия",
отражала признание историч. закономерности и справедливости Октябрьской
революции русской интеллигенцией. В пьесе "Бег" (соч. 1928, Сталингр.
т-р, 1957) Б. раскрыл внутренний кризис лагеря контрреволюции; пользуясь
при„мом тратич. гротеска, дал сатирич. характеристику белогвардейцев и
белоэмигрантов. Менее удачной была пьеса Б. "Зойкина квартира" (1926,
Т-р им.' Вахтангова), в к-рой нэпманский разгул и мошенничество
изображались с добродушным, снисходительным юмором. Резкой критике в
печати подверглась пьеса Б. "Багровый остров" (1928, Камерный т-р). В
1930-36 Б. работал режисс„ром-ассистентом в МХАТе. Б. - автор
инсценировок:
"М„ртвые души" по Гоголю (1932, МХАТ), "Дон Кихот" по Сервантесу
(1941, Т-р им. Вахтангова). Пьесы Б. "Мольер" (1936, МХАТ) и "Последние
дни" ("Пушкин", 1943, МХАТ) посвящены теме трагич. конфликта между
великим художником-гуманистом и тиранией. Драматургия Б. характеризуется
динамичностью развития конфликтов, л„гкостью диалога, тонкостью и
ясностью психологич. разработки характеров, использованием при„мов
контраста.
Соч.: Дни Турбиных. Последние дни, М., 1955. Лит.: Аскольдов А.,
Восемь снов, "Театр", 1957,. .ј 8; Каверин В., Заметки о драматургии
Булгакова". "Театр", 1956, ј 10. К. Р.
БУЛГАКОВА, Зоя Ф„доровна (р. 24.XII.1914)- русская советская актриса.
Засл. арт. РСФСР (1945). Член КПСС с 1942. Окончила студию при
Новосибирском ТЮЗе (1932). В труппе этого т-ра с 1930. Одна и"
создательниц образов детей на сов. сцене. Роли: Красная Шапочка, Герда
("Красная шапочка" и "Снежная королева" Шварца), Кот ("Кот в сапогах"
Макарьева), Панюшка ("Единая боевая" Бруштейн), Королева,
Горе-злосчастье ("Двенадцать месяцев" и "Горя бояться - счастья не
видать" Маршака), Саша Бутузов и Вова Пестиков ("Я хочу домой" и
"Сомбреро" С. Михалкова).
Лит.: Григорьев Л., Подростки, "Огонек", 1952, 44. Д. Ш.
БУЛЛА (Bulla), Эльма (р. 1910) - венгерская актриса. В 1928 окончила
театр. школу в Вене. Сценич. деятельность начала в конце 20-х гг. в т-ре
М. Рейнхардта в Вене (роль Пэка - "Сон в летнюю ночь" Шекспира). С 1934
занимала ведущее положение вт-ре"Бель-вароши" в Будапеште. Среди ролей в
этом т-ре: Жанна ("Святая Иоанна" Шоу), Ирина ("Московский характер"
Софронова). С 1951 Б. работает в театре "Вигсинхаз" (Будапешт), создала
лирические, проникновенные образы матери ("Мать" Чапека), Моники ("Это
было в Пеште" Мештерхази), остро гротесковый образ Марты Барланги
("Паюсная икра" Чики). Снимается в кино. А. Н. БУЛЛЬ (Bull),
СверреХагеруп (р. 17.VIII.1892)-норвежский композитор,
музыкально-общественный деятель, критик. Музыке обучался в Париже в
1919- 1923. Творч. деятельность начал в 1924. Автор оперетт:
"Дон Карамбо" (1924), "Королева на день" (1935), "Робин Гуд" (1945,
совм. с И. Йенсеном), музыки к спектаклям и др. соч. (нек-рые написаны
под псевд. Финн Хелле). Как муз. критик сотрудничал в 1924-30 в газетах
"Тиденс тайн" и "Моргенбладет", в 1930- 1939-в газете "Дагбладет". Б.
был председателем союза театр. и муз. критиков (1945-47), членом
правления союза композиторов (1932-37 и 1948-51) Норвегии. С 1951
Страницы: «« « 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |