Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 » »» Артистич. деятельность начала в il929 в номере "Полет на санях из-под купола цирка", созданном совм. с А. Н. Буслаевым. С 1939 перешла к дрессировке хищников. В сезоне 1940-41 выступила в аттракционах с дрессированными львами. В выступлениях Б. принципы мягкого, гуманного подхода к животным соединяются с элементами т. н. "дикой" дрессуры. Одетая в ч„рный с золотом полувоенный, полуохотничий мужской костюм, Б. то женственно, ласково играет со львами, то, двигаясь настороженно и резко, преображается в требовательную, властную укротительницу. Б. неустанно совершенствует и обновляет свой номер как в области дрессуры, так и акт„рской выразительности. Лит.: Бугримова И., Моя профессия, М., 1957. М .3. БУДАГЯН, Геворк Ервандович (р. 16.X. 1899)- армянский советский дириж„р оперы. Нар. арт. Арм. ССР (1945). Член КПСС с 1942. В 1929 окончил Моск. консерваторию. Творч. деятельность начал в 1927 в Москве. С 1932 Б.- дириж„р Т-ра оперы и балета им. Спендиарова. Руководил мн. постановками т-ра: опера "Алмаст" (1933) Спендиарова, "Хандут" (1945) на музыку Спендиарова, оперы "Кармен" (1933), "Лакщ?" (1934), "Чио-Чио-сан" (1934) и др. С 1929 Б. вед„т педагогич. работу (с 1950 - профессор Ереванской консерватории). Б. А. БДАК (Budak), Перо (р. 1917)- югославский (хорватский) писатель, драматург, акт„р и режисс„р. Окончил театр. школу и начал сценич. деятельность в Хорватском Народном т-ре, затем в т-ре Комедии в Загребе. С 1953 - директор Загребского т-ра. Автор драмы "Метель" (1952, Хорватский Народный т-р), получившей широкую популярность. В этой пьесе Б. рассказывает об эмигрантах из Лики. Написал комедию "Клубок", драму "Штрих кистью", "На терниях и камне" (1959, Загреб) и др. Аг. М БУДАПЕШТ (Budapest) - столица Венгерской Народной Республики (образована в 1872 в результате слияния городов Буды и Пешта) (1850 тыс. жит. на 1957). В нач. 18 в. разл. церковные ордена (иезуиты, пиаристы, францисканцы и др.) дают в Буде и Пеште представления школьных драм на лат. яз. В 18 в., при поддержке местной нем. знати, здесь открываются нем. оперные и драм. т-ры с постоянными труппами. В 1790 в помещениях нем. т-ров "Варсинхаз" в Буде и "Ронделла" в Пеште состоялись спектакли первой венг. труппы под рук. Л. Келемеиа. Регулярные спектакли венг. т-р начал давать с 1792, но уже в 1796 в результате усиления австрийского гн„та он был закрыт местными властями, и акт„ры его, объединившись в "бродячие труппы", разъехались по стране. Вплоть до 1837 Буда и Пешт не имели постоянного венг. т-ра, довольствуясь лишь гастролями провинц. трупп, пышными нем. оперными и драм. спектаклями. Жители Б., однако, не прекращали борьбы за создание нац. т-ра. Борьба эта увенчалась победой-22 авг.1837 в Пеште открылся "Пешт-ский венгерский т-р", в к-рый вошли лучшие артистич силы из венг. бродячих трупп. В 1840 "Пештский венгерский т-р" (включавший 2 труппы-драм. и оперную) был объявлен государственным и переименован в Нац. т-р (см. Венгерский национальный тпеатр).14сент. 1861 был открыт "Будайский народный т-р" в Буде,существовавший до 1870 и ставший ведущим т-ром оперетты; 13 окт. 1875 - Народный т-р в Пеште (первый директор Й.Ракоши); в 1884 построен и открыт т-р "Операхаз", куда были перенесены из Нац. т-ра оперные постановки. После смерти в 1894 реж. Э. Паулаи и перехода Нац. т-ра в помещение Народного т-ра (1908) Нац. т-р на время теряет свою ведущую роль в театр. жизни Б. и уступает е„ возникшим здесь в 90-х гг. 19 в. и в нач. 20 в. т-рам "Виг-синхазКоролевский (оперетты) и др. Театр. жизнь Б. нач. 20 в. развивалась в 2 направлениях: первое нашло наиболее яркое выражение в постановках Королевским т-ром венг. оперетт (И. Кальмана, Ф. Легара, Е. Хуска, П. Качо и др.); второе - в постановках на сценах т-ров "Вигсинхаз" и "Бельвароши" экспрессионистских драм и комедий Ф. Мольнара и М. Лендьеля. Большую роль в распространении новой драмы Г. Хейерманса, Г. Ибсена, М. Горького сыграла 1904-08 общедоступный т-р "Талия" (рук. и реж. Ш. Хевеши). С политич. миниатюрами (собств. соч.) выступал в кабаре "Модерн синпад" Э. Надь. Большое значение для развития т-ров Б. конца 19 - нач. 20 вв. имели гастроли знаменитых европ. акт„ров (Т. Сальвини и Э. Ристори) и театр. коллективов (Мейнингенцы, т-р Рейн-хардта). В период революции 1919 и установления Венгерской советской республики большинство деятелей венг. т-ра активно встало на сторону нар. власти. В Б. был создан Директориум иск-в, открылись новые т-ры (им. Энгельса, детский). Все т-ры Б. ставили гл. обр. нац. и мировую прогрессивную драматургию, организовывали бесплатные спектакли для рабочих. Подавление Венг. сов. республики и фашизация страны привели театр. иск-во Б. к глубокому кризису. Мн. деятели т-ра эмигрируют из Б. (И. Кальман, Б. Барток, Ф. Моль-нар - на запад, Б. Балаж, Б. Иллеш, и др. - в СССР). Освобождение Венгрии от фашистского ига в 1945 открыло новую главу в истории т-ров Б. Первый спектакль - "Банк-бан" И. Катоны- состоялся в Нац. т-ре в февр. 1945, когда в городе еще шли бои. В 1949 в Б. была проведена национализация т-ров (до этого государственными были только Над. т-р и Венгерский оперный т-р). Переход т-ров в ведение народ-но-демократич. гос-ва помог укрепить труппы, поднять идейно-художественный уровень постановок. Были созданы новые кол-лективы("Т-р шахтеров", Венг. гос. т-р кукол,Т-р им. А. Йожефа и др.). В 1951 было заново отстроено разрушенное во время осады Б. здание "Вигсинхаза", в к-ром работает Венгерский театр Народной армии (с 1960 вновь переименован в "Виг-синхаз"). Всего в Б. в даст. время работают 20 т-ров. Наиболее значит, из них: Венгерский государственный оперный театр ("Операхаз", на двух сценах); Национальный т-р (на двух сценах); "Вигсинхаз"; Т-р им. А. Йожефа; Венгерский театр им. И. Мадача (на двух сценах); Венгерский театр им. И окай (на двух сценах); Венгерский театр оперетты (на двух сценах) и др. Репертуар т-ров Б. составляют произв. нац. классич. и совр. драматургии, отражающие жизнь народно-демократич. Венгрии (пьесы Л. Мештерхази, И. Дарваша, К. Фехера и др.), пьесы рус. и сов. авторов (А. Чехова, М. Горького, А. Арбузова, В. Розова и др.), прогрессивных драматургов др. стран (А. Миллера, Ф. Дюрренматта и др.). Из произв. мировой классики чаще всего идут пьесы Шекспира. В "Операхазе" Б. большое место занимают произв. Ф. Эр-келя, Б. Бартока, П. Чайковского, Д. Верди, Р. Вагнера. Т-р оперетты славится новым оригинальным прочтением кальма-новских и оффенбаховских оперетт, а также пост. совр. венг. оперетт (Е. Хуска, Л. Кемень-"Где-то на юге", 1956; Ф. Фар каш а-"Школа вдовцов", 1958). А. Гер. БУДАПЕШТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР - см. Венгерский национальный театр в Страницы: «« « 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |