Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 330   331   332   333   334   335   336   337   338  339   340   341   342   343   344   345   346   347   348  » »»

Артистич. деятельность начала в il929 в номере "Полет  на  санях  из-под
купола цирка", созданном совм. с А.  Н.  Буслаевым.  С  1939  перешла  к
дрессировке хищников.  В  сезоне  1940-41  выступила  в  аттракционах  с
дрессированными львами. В выступлениях Б.  принципы  мягкого,  гуманного
подхода к животным соединяются с  элементами  т.  н.  "дикой"  дрессуры.
Одетая в ч„рный с золотом полувоенный, полуохотничий мужской костюм,  Б.
то женственно, ласково играет со львами,  то,  двигаясь  настороженно  и
резко,  преображается  в  требовательную,  властную  укротительницу.  Б.
неустанно совершенствует и обновляет свой номер как в области  дрессуры,
так и акт„рской выразительности.
   Лит.: Бугримова И., Моя профессия, М., 1957. М .3.
   БУДАГЯН, Геворк  Ервандович  (р.  16.X.  1899)-  армянский  советский
дириж„р оперы. Нар. арт. Арм. ССР (1945).  Член  КПСС  с  1942.  В  1929
окончил Моск. консерваторию. Творч. деятельность начал в 1927 в  Москве.
С 1932 Б.- дириж„р Т-ра оперы и балета им.  Спендиарова.  Руководил  мн.
постановками т-ра: опера "Алмаст" (1933) Спендиарова, "Хандут" (1945) на
музыку Спендиарова, оперы "Кармен" (1933), "Лакщ?" (1934), "Чио-Чио-сан"
(1934) и др. С 1929 Б. вед„т  педагогич.  работу  (с  1950  -  профессор
Ереванской консерватории). Б. А.
   БДАК (Budak), Перо  (р.  1917)-  югославский  (хорватский)  писатель,
драматург, акт„р и  режисс„р.  Окончил  театр.  школу  и  начал  сценич.
деятельность в Хорватском Народном т-ре, затем в т-ре Комедии в Загребе.
С  1953  -  директор  Загребского  т-ра.  Автор  драмы  "Метель"  (1952,
Хорватский Народный т-р), получившей широкую популярность. В этой  пьесе
Б. рассказывает об эмигрантах из Лики. Написал комедию  "Клубок",  драму
"Штрих кистью", "На терниях и камне" (1959, Загреб) и др. Аг. М
   БУДАПЕШТ  (Budapest)  -  столица   Венгерской   Народной   Республики
(образована в 1872 в результате слияния городов Буды и Пешта) (1850 тыс.
жит. на 1957). В нач. 18 в. разл. церковные ордена  (иезуиты,  пиаристы,
францисканцы и др.) дают в Буде и Пеште представления школьных  драм  на
лат. яз. В 18 в., при поддержке местной нем.  знати,  здесь  открываются
нем. оперные и драм. т-ры с постоянными труппами. В  1790  в  помещениях
нем. т-ров "Варсинхаз" в Буде и "Ронделла" в Пеште состоялись  спектакли
первой венг. труппы под рук. Л. Келемеиа. Регулярные спектакли венг. т-р
начал давать с 1792, но уже в 1796 в  результате  усиления  австрийского
гн„та он был закрыт местными властями, и  акт„ры  его,  объединившись  в
"бродячие труппы", разъехались по стране. Вплоть до 1837 Буда и Пешт  не
имели постоянного венг. т-ра,  довольствуясь  лишь  гастролями  провинц.
трупп, пышными нем. оперными и драм. спектаклями. Жители Б., однако,  не
прекращали  борьбы  за  создание  нац.  т-ра.  Борьба   эта   увенчалась
победой-22 авг.1837 в Пеште открылся "Пешт-ский венгерский т-р", в к-рый
вошли лучшие артистич силы из венг. бродячих  трупп.  В  1840  "Пештский
венгерский т-р" (включавший  2  труппы-драм.  и  оперную)  был  объявлен
государственным и переименован в Нац. т-р (см.  Венгерский  национальный
тпеатр).14сент.   1861   был   открыт   "Будайский   народный   т-р"   в
Буде,существовавший до 1870 и ставший ведущим т-ром  оперетты;  13  окт.
1875 - Народный т-р в Пеште (первый директор Й.Ракоши); в 1884  построен
и открыт т-р "Операхаз", куда  были  перенесены  из  Нац.  т-ра  оперные
постановки. После смерти в 1894 реж. Э. Паулаи и перехода  Нац.  т-ра  в
помещение Народного т-ра (1908) Нац. т-р на время  теряет  свою  ведущую
роль в театр. жизни Б. и уступает е„ возникшим здесь в 90-х гг. 19 в.  и
в  нач.  20  в.  т-рам  "Виг-синхазКоролевский (оперетты) и др. Театр. жизнь Б. нач. 20 в. развивалась в  2
направлениях:  первое  нашло  наиболее  яркое  выражение  в  постановках
Королевским т-ром венг. оперетт (И. Кальмана, Ф. Легара,  Е.  Хуска,  П.
Качо и др.); второе -  в  постановках  на  сценах  т-ров  "Вигсинхаз"  и
"Бельвароши"  экспрессионистских  драм  и  комедий  Ф.  Мольнара  и   М.
Лендьеля. Большую роль в распространении новой драмы Г.  Хейерманса,  Г.
Ибсена, М. Горького сыграла 1904-08 общедоступный т-р  "Талия"  (рук.  и
реж. Ш. Хевеши). С политич. миниатюрами (собств. соч.) выступал в кабаре
"Модерн синпад" Э. Надь. Большое значение для развития т-ров Б. конца 19
- нач. 20 вв. имели гастроли знаменитых европ. акт„ров (Т. Сальвини и Э.
Ристори) и театр. коллективов (Мейнингенцы, т-р Рейн-хардта).
   В  период  революции  1919  и   установления   Венгерской   советской
республики большинство деятелей венг. т-ра  активно  встало  на  сторону
нар. власти. В Б. был создан Директориум  иск-в,  открылись  новые  т-ры
(им. Энгельса, детский). Все т-ры Б. ставили гл.  обр.  нац.  и  мировую
прогрессивную  драматургию,  организовывали  бесплатные  спектакли   для
рабочих. Подавление Венг. сов. республики  и  фашизация  страны  привели
театр. иск-во Б. к глубокому кризису. Мн. деятели т-ра эмигрируют из  Б.
(И. Кальман, Б. Барток, Ф. Моль-нар - на запад, Б. Балаж,  Б.  Иллеш,  и
др. - в СССР).
   Освобождение Венгрии от фашистского ига в 1945 открыло новую главу  в
истории т-ров Б. Первый спектакль - "Банк-бан" И.  Катоны-  состоялся  в
Нац. т-ре в февр. 1945, когда в городе еще шли бои. В  1949  в  Б.  была
проведена национализация т-ров (до этого  государственными  были  только
Над.  т-р  и  Венгерский  оперный  т-р).   Переход   т-ров   в   ведение
народ-но-демократич.   гос-ва    помог    укрепить    труппы,    поднять
идейно-художественный   уровень   постановок.   Были    созданы    новые
кол-лективы("Т-р шахтеров", Венг. гос. т-р кукол,Т-р  им.  А.  Йожефа  и
др.). В 1951 было заново отстроено разрушенное во время осады Б.  здание
"Вигсинхаза", в к-ром работает Венгерский театр Народной армии  (с  1960
вновь переименован в "Виг-синхаз"). Всего в Б. в даст. время работают 20
т-ров. Наиболее значит, из них: Венгерский государственный оперный театр
("Операхаз",  на  двух  сценах);  Национальный  т-р  (на  двух  сценах);
"Вигсинхаз"; Т-р им. А. Йожефа; Венгерский театр им. И. Мадача (на  двух
сценах); Венгерский театр им. И окай (на двух сценах); Венгерский  театр
оперетты (на двух сценах) и др.
   Репертуар  т-ров  Б.  составляют  произв.  нац.  классич.   и   совр.
драматургии, отражающие  жизнь  народно-демократич.  Венгрии  (пьесы  Л.
Мештерхази, И. Дарваша, К. Фехера и др.), пьесы рус. и сов. авторов  (А.
Чехова, М. Горького,  А.  Арбузова,  В.  Розова  и  др.),  прогрессивных
драматургов др. стран (А. Миллера, Ф. Дюрренматта и др.).
   Из произв.  мировой  классики  чаще  всего  идут  пьесы  Шекспира.  В
"Операхазе" Б. большое место занимают произв. Ф. Эр-келя, Б. Бартока, П.
Чайковского,  Д.  Верди,  Р.  Вагнера.  Т-р  оперетты   славится   новым
оригинальным прочтением кальма-новских и оффенбаховских оперетт, а также
пост. совр. венг. оперетт (Е. Хуска, Л. Кемень-"Где-то на юге", 1956;
   Ф. Фар каш а-"Школа вдовцов", 1958). А. Гер.
   БУДАПЕШТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР - см. Венгерский национальный театр в

Страницы: «« « 330   331   332   333   334   335   336   337   338  339   340   341   342   343   344   345   346   347   348  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия