|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 » »» Артистич. деятельность начала в il929 в номере "Полет на санях из-под
купола цирка", созданном совм. с А. Н. Буслаевым. С 1939 перешла к
дрессировке хищников. В сезоне 1940-41 выступила в аттракционах с
дрессированными львами. В выступлениях Б. принципы мягкого, гуманного
подхода к животным соединяются с элементами т. н. "дикой" дрессуры.
Одетая в ч„рный с золотом полувоенный, полуохотничий мужской костюм, Б.
то женственно, ласково играет со львами, то, двигаясь настороженно и
резко, преображается в требовательную, властную укротительницу. Б.
неустанно совершенствует и обновляет свой номер как в области дрессуры,
так и акт„рской выразительности.
Лит.: Бугримова И., Моя профессия, М., 1957. М .3.
БУДАГЯН, Геворк Ервандович (р. 16.X. 1899)- армянский советский
дириж„р оперы. Нар. арт. Арм. ССР (1945). Член КПСС с 1942. В 1929
окончил Моск. консерваторию. Творч. деятельность начал в 1927 в Москве.
С 1932 Б.- дириж„р Т-ра оперы и балета им. Спендиарова. Руководил мн.
постановками т-ра: опера "Алмаст" (1933) Спендиарова, "Хандут" (1945) на
музыку Спендиарова, оперы "Кармен" (1933), "Лакщ?" (1934), "Чио-Чио-сан"
(1934) и др. С 1929 Б. вед„т педагогич. работу (с 1950 - профессор
Ереванской консерватории). Б. А.
БДАК (Budak), Перо (р. 1917)- югославский (хорватский) писатель,
драматург, акт„р и режисс„р. Окончил театр. школу и начал сценич.
деятельность в Хорватском Народном т-ре, затем в т-ре Комедии в Загребе.
С 1953 - директор Загребского т-ра. Автор драмы "Метель" (1952,
Хорватский Народный т-р), получившей широкую популярность. В этой пьесе
Б. рассказывает об эмигрантах из Лики. Написал комедию "Клубок", драму
"Штрих кистью", "На терниях и камне" (1959, Загреб) и др. Аг. М
БУДАПЕШТ (Budapest) - столица Венгерской Народной Республики
(образована в 1872 в результате слияния городов Буды и Пешта) (1850 тыс.
жит. на 1957). В нач. 18 в. разл. церковные ордена (иезуиты, пиаристы,
францисканцы и др.) дают в Буде и Пеште представления школьных драм на
лат. яз. В 18 в., при поддержке местной нем. знати, здесь открываются
нем. оперные и драм. т-ры с постоянными труппами. В 1790 в помещениях
нем. т-ров "Варсинхаз" в Буде и "Ронделла" в Пеште состоялись спектакли
первой венг. труппы под рук. Л. Келемеиа. Регулярные спектакли венг. т-р
начал давать с 1792, но уже в 1796 в результате усиления австрийского
гн„та он был закрыт местными властями, и акт„ры его, объединившись в
"бродячие труппы", разъехались по стране. Вплоть до 1837 Буда и Пешт не
имели постоянного венг. т-ра, довольствуясь лишь гастролями провинц.
трупп, пышными нем. оперными и драм. спектаклями. Жители Б., однако, не
прекращали борьбы за создание нац. т-ра. Борьба эта увенчалась
победой-22 авг.1837 в Пеште открылся "Пешт-ский венгерский т-р", в к-рый
вошли лучшие артистич силы из венг. бродячих трупп. В 1840 "Пештский
венгерский т-р" (включавший 2 труппы-драм. и оперную) был объявлен
государственным и переименован в Нац. т-р (см. Венгерский национальный
тпеатр).14сент. 1861 был открыт "Будайский народный т-р" в
Буде,существовавший до 1870 и ставший ведущим т-ром оперетты; 13 окт.
1875 - Народный т-р в Пеште (первый директор Й.Ракоши); в 1884 построен
и открыт т-р "Операхаз", куда были перенесены из Нац. т-ра оперные
постановки. После смерти в 1894 реж. Э. Паулаи и перехода Нац. т-ра в
помещение Народного т-ра (1908) Нац. т-р на время теряет свою ведущую
роль в театр. жизни Б. и уступает е„ возникшим здесь в 90-х гг. 19 в. и
в нач. 20 в. т-рам "Виг-синхазКоролевский (оперетты) и др. Театр. жизнь Б. нач. 20 в. развивалась в 2
направлениях: первое нашло наиболее яркое выражение в постановках
Королевским т-ром венг. оперетт (И. Кальмана, Ф. Легара, Е. Хуска, П.
Качо и др.); второе - в постановках на сценах т-ров "Вигсинхаз" и
"Бельвароши" экспрессионистских драм и комедий Ф. Мольнара и М.
Лендьеля. Большую роль в распространении новой драмы Г. Хейерманса, Г.
Ибсена, М. Горького сыграла 1904-08 общедоступный т-р "Талия" (рук. и
реж. Ш. Хевеши). С политич. миниатюрами (собств. соч.) выступал в кабаре
"Модерн синпад" Э. Надь. Большое значение для развития т-ров Б. конца 19
- нач. 20 вв. имели гастроли знаменитых европ. акт„ров (Т. Сальвини и Э.
Ристори) и театр. коллективов (Мейнингенцы, т-р Рейн-хардта).
В период революции 1919 и установления Венгерской советской
республики большинство деятелей венг. т-ра активно встало на сторону
нар. власти. В Б. был создан Директориум иск-в, открылись новые т-ры
(им. Энгельса, детский). Все т-ры Б. ставили гл. обр. нац. и мировую
прогрессивную драматургию, организовывали бесплатные спектакли для
рабочих. Подавление Венг. сов. республики и фашизация страны привели
театр. иск-во Б. к глубокому кризису. Мн. деятели т-ра эмигрируют из Б.
(И. Кальман, Б. Барток, Ф. Моль-нар - на запад, Б. Балаж, Б. Иллеш, и
др. - в СССР).
Освобождение Венгрии от фашистского ига в 1945 открыло новую главу в
истории т-ров Б. Первый спектакль - "Банк-бан" И. Катоны- состоялся в
Нац. т-ре в февр. 1945, когда в городе еще шли бои. В 1949 в Б. была
проведена национализация т-ров (до этого государственными были только
Над. т-р и Венгерский оперный т-р). Переход т-ров в ведение
народ-но-демократич. гос-ва помог укрепить труппы, поднять
идейно-художественный уровень постановок. Были созданы новые
кол-лективы("Т-р шахтеров", Венг. гос. т-р кукол,Т-р им. А. Йожефа и
др.). В 1951 было заново отстроено разрушенное во время осады Б. здание
"Вигсинхаза", в к-ром работает Венгерский театр Народной армии (с 1960
вновь переименован в "Виг-синхаз"). Всего в Б. в даст. время работают 20
т-ров. Наиболее значит, из них: Венгерский государственный оперный театр
("Операхаз", на двух сценах); Национальный т-р (на двух сценах);
"Вигсинхаз"; Т-р им. А. Йожефа; Венгерский театр им. И. Мадача (на двух
сценах); Венгерский театр им. И окай (на двух сценах); Венгерский театр
оперетты (на двух сценах) и др.
Репертуар т-ров Б. составляют произв. нац. классич. и совр.
драматургии, отражающие жизнь народно-демократич. Венгрии (пьесы Л.
Мештерхази, И. Дарваша, К. Фехера и др.), пьесы рус. и сов. авторов (А.
Чехова, М. Горького, А. Арбузова, В. Розова и др.), прогрессивных
драматургов др. стран (А. Миллера, Ф. Дюрренматта и др.).
Из произв. мировой классики чаще всего идут пьесы Шекспира. В
"Операхазе" Б. большое место занимают произв. Ф. Эр-келя, Б. Бартока, П.
Чайковского, Д. Верди, Р. Вагнера. Т-р оперетты славится новым
оригинальным прочтением кальма-новских и оффенбаховских оперетт, а также
пост. совр. венг. оперетт (Е. Хуска, Л. Кемень-"Где-то на юге", 1956;
Ф. Фар каш а-"Школа вдовцов", 1958). А. Гер.
БУДАПЕШТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР - см. Венгерский национальный театр в
Страницы: «« « 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |