|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 » »» Лит.: Shakespeare in the theatre... by Charly Beecher Hosan, L.,
1952, с. 422-437; ЕИТ". 1905/1906, вып. XVI, [СПБ, 1906], с. 155-170. А.
Шн.
"БУРЯ И НАТИСК" (Sturm und Drang) - литературное движение в Германии
70-х гг. 18 в., получившее свое название по одноим„нной драме Ф. M.
Клингера. Осн. теоретик движения - И. Г. Гердер; представители - И. В.
Г„те, Ф. M. Клингер, Я. M. Р. Ленц и Г. Л. Вагнер ("рейнские гении"), X.
Ф. Д. Шубарт, члены "Г„ттингенского содружества поэтов" - И. Г. Фосс, И.
А. Лейзевиц, Л. К. Г. Г„льти, близкий им Г. А. Бюргер и др. Движение "Б.
и н." отразило рост недовольства феод. порядками, обусловленный
обострением социальных противоречий в Германии и подъ„мом освободит,
борьбы в соседних с ней странах. "РЗурные гении" отвергали пассивность и
смирение, требуя от лит-ры изображения ярких, сильных страстей.
Поборникч учения Ж. Ж. Руссо, они выступали против подражательной
культуры высших сословий, противопоставляя ей традиции нац. искусства;
гл. источник обновления нем. лит-ры они видели в нар. поэзии. Борясь
против канонов классицизма, "бурные гении" обращались к Шекспиру,
трагедии к-рого привлекали их глубокой жизненной правдой, мощью
характеров, стремительностью и свободой сценич. действия.
Гл. областью творчества писателей "Б. и н." была драматургия.
Продолжая демократии, традиции Г. Э. Лессинга, опираясь на теорию Д.
Дидро и Л. С. Мерсье, они стремились создать боевой третьесослов-ный
театр. активно воздействующий на обществ, жизнь. В центре внимания
"бурных гениев" - сословный конфликт.Ленц в "Домашнем учителе", Вагнер в
"Детоубийце" изобразили нем. бюргера как жертву феод. строя, подчеркнув
его полную беззащитность и приниженность. Обществ, критика "бурных
гениев" была обращена не только против пороков аристократии, но и против
недостатков собственного класса. Пьесы Ленца и Вагнера яркими сатирич.
красками рисуют сервилизм зажиточных горожан, их пресмыкательство перед
дворянством, грубость и самодурство по отношению к близким. Преодоление
абстрактного схематизма ранней бурж. драматургии, сближение иск-ва с
жизнью, конкретность и злободневность социального обличения являются
несомненными достижениями драматургов "Б. и н.". Их художеств.
новаторство ясно сказалось и в языке. Следуя примеру Г„те, автора "Г„ца
фон Берлихингена", "бурные гении" расширяли языковые рамки мещанской
драмы, вводя в свои пьесы элементы просторечья, слова и выражения,
заимствованные из живого разговорного языка. Яркая и колоритная бытовая
речь становится одним из основных средств создания сценических
характеров.
Роль драмы в понимании "бурных гениев" не сводилась только к критике
совр. нравов. Они требовали от театра также героики, апологии высоких
страстей и деяний. Наряду с мещанской драмой в лит-ре "Б. и н." получает
развитие лирико-патетич. трагедия, проникнутая духом индивиду алистич.
бунтарства и тираноборчества ("Близнецы", "Новая Аррия", "Симеоне
Гризальдо" и др. пьесы Клингера, "Юлий Тарент-ский" Лейзевица). Герои
этих пьес- одар„нные личности, находящиеся в разладе с окружающей
филистерской средой, одинокие мятежники, восстающие против навязанных им
стеснительных законов и гибнущие в неравной борьбе. Писатели "Б. и н."
создали новый драматургич. стиль, отличительным признаком к-рого стали
эмоциональная насыщенность, лиризм. Сделав предметом художеств.
изображения внутренний мир человека, они выработали новые при„мы
индивидуализации характеров, создали лирически окрашенный, патетич. и
образный язык. Своими новаторскими произв. "бурные гении" прокладывали
путь драматургии молодого Ф. Шиллера.
Возникнув в условиях отсталой раздробленной Германии, движение "Б. и
н." не смогло стать реальной политич. силой. Антифеод, выступления
"бурных гениев" при всей их резкости и страстности были лишены ясно
осознанной цели и выливались преимущ. в форму индивиду алистич. бунта.
Тем не менее движение "Б. и н." сыграло значит, роль в формировании нац.
нем. драматургии, обогатив е„ новым демократич. содержанием, новыми
художеств. средствами. Реакц. бурж. исследователи пытаются представить
"Б. и н." как бунт "чувства" против "разума", как чисто иррациональное
течение, сближая его с консервативным нем. романтизмом. Марксистская
критика противопоставляет этой концепции сво„ понимание "Б. и н." как
нового этапа в развитии нем. и общеевроп. просвещения. Элементы
иррационализма в творчестве отдельных представителей "Б. и н." не
определили характер этого движения, сохранившего гуманистич. пафос
Просвещения, его критич. дух, демократизм и боевые антифеод, тенденции.
Соч.: Von deutscher Art und Kunst. Einige fliegende Blatter (1773),
Stuttg., 1892 (Deutsche Literaturdenkmale des 18. u. 19. Jahrh., von B.
Seuffert u. A. Sauer, .ј 40-41); Sturmer und Dranger, hrsg. von A.
Sauer, T) i-3, B.- Stuttg., [1883] (Deutsche Nationalliteratur, hrsg.
v.J . Kurschner, Bd 79-81);
Sturm und Drang. Ein Lesebuch fur unsere Zeit, Weimar, 1957.
Лит.: Сильман Т., Драматургия эпохи "Бури и натиска", в кн.: Ранний
буржуазный реализм. Сб. статей,Л",1936, с. 385-466; Либинзон 3. E.,
Литературно-эстетические взгляды писателей периода "Бури и натиска",
"Ученые записки Горьковского пед. ин-та", 1958, т. 23, с. 261-84;
Stockmeyer С., Soziale Probleme im Drama des Sturmes und Dranges,
Frankf. am Main, 1922; Korff H. A., Geist der Groethezeit. Versuch einer
ideellen Entwicklung der klassisch-romantischen Literaturgeschichte, Tl
l. Sturm und Drane, 4 Aufl., Lpz., 1957; Erlauterungen zur deutschen
Literatur [Tl 2]. Sturm und Drang, B., 1958. J7. Ген.
БУРЯКОВСКИЙ, Юрий Александрович (р. 4. VI. 1914) - украинский
советский писатель, драматург, театральный критик. Член КПСС с 1939. С
1932 в„л журналистскую работу. В 1946 опубликовал первую пьесу "Зел„ная
ракета", в 1949 - "Юлиус Фучик", в новой редакции - "Прага оста„тся
моей" (изд. 1951), пост. во многих т-рах СССР и за рубежом. Спектакль
т-ра Сов. Армии Одесского военного округа (ныне т-р Прикарпатского
военного округа) удостоен Ст. пр. (1951). Пьеса переведена на груз.,
тат., латыш., казах. и др. яз. народов СССР. Пост. за рубежом (Будапешт,
Прага, Бухарест, Вена, Пекин, Шанхай и др.). P.E.
БУРЯТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - организован в Улан-Удэ в
1932 из студийцев двух выпусков Техникума иск-в.Т-р открылся 7 июля
пьесой Балдано "Прорыв". В первые годы назывался Бурят, драм. т-р. В
1932-36 здесь были пост. пьесы: "Кто он?" Балдано, "Из искры пламя"
Намсараева, "Барьеры" Шадаева и Миронского, посв. вопросам
современности. В 1936 в т-р приходят проф. нац. режисс„ры, окончившие
ГИТИС,- Г. Цыдынжа-пов и М. Шамбуева. Они внедряют в творч. практику
коллектива опыт совр. сов. т-ра. В этот период т-р пост. ряд
Страницы: «« « 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |