Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 344   345   346   347   348   349   350   351   352  353   354   355   356   357   358   359   360   361   362  » »»

   Лит.: Shakespeare in the theatre...  by  Charly  Beecher  Hosan,  L.,
1952, с. 422-437; ЕИТ". 1905/1906, вып. XVI, [СПБ, 1906], с. 155-170. А.
Шн.
   "БУРЯ И НАТИСК" (Sturm und Drang) - литературное движение в  Германии
70-х гг. 18 в., получившее свое название  по  одноим„нной  драме  Ф.  M.
Клингера. Осн. теоретик движения - И. Г. Гердер; представители -  И.  В.
Г„те, Ф. M. Клингер, Я. M. Р. Ленц и Г. Л. Вагнер ("рейнские гении"), X.
Ф. Д. Шубарт, члены "Г„ттингенского содружества поэтов" - И. Г. Фосс, И.
А. Лейзевиц, Л. К. Г. Г„льти, близкий им Г. А. Бюргер и др. Движение "Б.
и  н."  отразило  рост  недовольства  феод.   порядками,   обусловленный
обострением социальных противоречий в  Германии  и  подъ„мом  освободит,
борьбы в соседних с ней странах. "РЗурные гении" отвергали пассивность и
смирение,  требуя  от  лит-ры  изображения  ярких,   сильных   страстей.
Поборникч учения  Ж.  Ж.  Руссо,  они  выступали  против  подражательной
культуры высших сословий, противопоставляя ей традиции  нац.  искусства;
гл. источник обновления нем. лит-ры они видели  в  нар.  поэзии.  Борясь
против  канонов  классицизма,  "бурные  гении"  обращались  к  Шекспиру,
трагедии  к-рого  привлекали  их  глубокой  жизненной   правдой,   мощью
характеров, стремительностью и свободой сценич. действия.
   Гл.  областью  творчества  писателей  "Б.  и  н."  была  драматургия.
Продолжая демократии, традиции Г. Э. Лессинга,  опираясь  на  теорию  Д.
Дидро и Л. С. Мерсье, они  стремились  создать  боевой  третьесослов-ный
театр. активно воздействующий  на  обществ,  жизнь.  В  центре  внимания
"бурных гениев" - сословный конфликт.Ленц в "Домашнем учителе", Вагнер в
"Детоубийце" изобразили нем. бюргера как жертву феод. строя,  подчеркнув
его полную  беззащитность  и  приниженность.  Обществ,  критика  "бурных
гениев" была обращена не только против пороков аристократии, но и против
недостатков собственного класса. Пьесы Ленца и Вагнера  яркими  сатирич.
красками рисуют сервилизм зажиточных горожан, их пресмыкательство  перед
дворянством, грубость и самодурство по отношению к близким.  Преодоление
абстрактного схематизма ранней бурж.  драматургии,  сближение  иск-ва  с
жизнью, конкретность и  злободневность  социального  обличения  являются
несомненными  достижениями  драматургов  "Б.  и   н.".   Их   художеств.
новаторство ясно сказалось и в языке. Следуя примеру Г„те, автора  "Г„ца
фон Берлихингена", "бурные гении"  расширяли  языковые  рамки  мещанской
драмы, вводя в свои  пьесы  элементы  просторечья,  слова  и  выражения,
заимствованные из живого разговорного языка. Яркая и колоритная  бытовая
речь  становится  одним  из  основных   средств   создания   сценических
характеров.
   Роль драмы в понимании "бурных гениев" не сводилась только к  критике
совр. нравов. Они требовали от театра также  героики,  апологии  высоких
страстей и деяний. Наряду с мещанской драмой в лит-ре "Б. и н." получает
развитие лирико-патетич. трагедия, проникнутая духом  индивиду  алистич.
бунтарства  и  тираноборчества  ("Близнецы",  "Новая  Аррия",   "Симеоне
Гризальдо" и др. пьесы Клингера, "Юлий  Тарент-ский"  Лейзевица).  Герои
этих пьес-  одар„нные  личности,  находящиеся  в  разладе  с  окружающей
филистерской средой, одинокие мятежники, восстающие против навязанных им
стеснительных законов и гибнущие в неравной борьбе. Писатели "Б.  и  н."
создали новый драматургич. стиль, отличительным признаком  к-рого  стали
эмоциональная  насыщенность,   лиризм.   Сделав   предметом   художеств.
изображения  внутренний  мир  человека,  они  выработали  новые   при„мы
индивидуализации характеров, создали лирически  окрашенный,  патетич.  и
образный язык. Своими новаторскими произв. "бурные  гении"  прокладывали
путь драматургии молодого Ф. Шиллера.
   Возникнув в условиях отсталой раздробленной Германии, движение "Б.  и
н." не смогло  стать  реальной  политич.  силой.  Антифеод,  выступления
"бурных гениев" при всей их резкости  и  страстности  были  лишены  ясно
осознанной цели и выливались преимущ. в форму индивиду  алистич.  бунта.
Тем не менее движение "Б. и н." сыграло значит, роль в формировании нац.
нем. драматургии, обогатив  е„  новым  демократич.  содержанием,  новыми
художеств. средствами. Реакц. бурж. исследователи  пытаются  представить
"Б. и н." как бунт "чувства" против "разума", как  чисто  иррациональное
течение, сближая его с  консервативным  нем.  романтизмом.  Марксистская
критика противопоставляет этой концепции сво„ понимание "Б.  и  н."  как
нового  этапа  в  развитии  нем.  и  общеевроп.  просвещения.   Элементы
иррационализма в  творчестве  отдельных  представителей  "Б.  и  н."  не
определили  характер  этого  движения,  сохранившего  гуманистич.  пафос
Просвещения, его критич. дух, демократизм и боевые антифеод, тенденции.
   Соч.: Von deutscher Art und Kunst. Einige fliegende  Blatter  (1773),
Stuttg., 1892 (Deutsche Literaturdenkmale des 18. u. 19. Jahrh., von  B.
Seuffert u. A. Sauer, .ј 40-41);  Sturmer  und  Dranger,  hrsg.  von  A.
Sauer, T) i-3, B.- Stuttg., [1883]  (Deutsche  Nationalliteratur,  hrsg.
v.J . Kurschner, Bd 79-81);
   Sturm und Drang. Ein Lesebuch fur unsere Zeit, Weimar, 1957.
   Лит.: Сильман Т., Драматургия эпохи "Бури и натиска", в  кн.:  Ранний
буржуазный реализм. Сб. статей,Л",1936,  с.  385-466;  Либинзон  3.  E.,
Литературно-эстетические взгляды писателей  периода  "Бури  и  натиска",
"Ученые записки Горьковского пед. ин-та", 1958, т. 23, с. 261-84;
   Stockmeyer С., Soziale Probleme im Drama  des  Sturmes  und  Dranges,
Frankf. am Main, 1922; Korff H. A., Geist der Groethezeit. Versuch einer
ideellen Entwicklung der klassisch-romantischen Literaturgeschichte,  Tl
l. Sturm und Drane, 4 Aufl., Lpz.,  1957;  Erlauterungen  zur  deutschen
Literatur [Tl 2]. Sturm und Drang, B., 1958. J7. Ген.
   БУРЯКОВСКИЙ,  Юрий  Александрович  (р.  4.  VI.  1914)  -  украинский
советский писатель, драматург, театральный критик. Член КПСС с  1939.  С
1932 в„л журналистскую работу. В 1946 опубликовал первую пьесу  "Зел„ная
ракета", в 1949 - "Юлиус Фучик", в  новой  редакции  -  "Прага  оста„тся
моей" (изд. 1951), пост. во многих т-рах СССР и  за  рубежом.  Спектакль
т-ра Сов. Армии  Одесского  военного  округа  (ныне  т-р  Прикарпатского
военного округа) удостоен Ст. пр. (1951).  Пьеса  переведена  на  груз.,
тат., латыш., казах. и др. яз. народов СССР. Пост. за рубежом (Будапешт,
Прага, Бухарест, Вена, Пекин, Шанхай и др.). P.E.
   БУРЯТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - организован в  Улан-Удэ  в
1932 из студийцев двух выпусков  Техникума  иск-в.Т-р  открылся  7  июля
пьесой Балдано "Прорыв". В первые годы назывался  Бурят,  драм.  т-р.  В
1932-36 здесь были пост. пьесы: "Кто  он?"  Балдано,  "Из  искры  пламя"
Намсараева,   "Барьеры"   Шадаева   и   Миронского,    посв.    вопросам
современности. В 1936 в т-р приходят проф.  нац.  режисс„ры,  окончившие
ГИТИС,- Г. Цыдынжа-пов и М. Шамбуева. Они  внедряют  в  творч.  практику
коллектива  опыт  совр.  сов.  т-ра.  В  этот  период  т-р   пост.   ряд

Страницы: «« « 344   345   346   347   348   349   350   351   352  353   354   355   356   357   358   359   360   361   362  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия