|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 » »» значительных спектаклей. Среди них:
"Тартюф" (1936), первая бурят, комедия "Мэргэн" Шадаева (1937),
высмеивающая лодырей, мешающих строительству колхозов, разоблачающая
врагов народа, "Один из многих" Балдано (1937) - о революц. борьбе
русских и бурят за утверждение Сов. власти в Сибири. Этапная для т-ра
работа - пост. "Отелло" (1938). Стремление т-ра к героич. искусству
находит отражение в спектаклях по мотивам бурят, эпоса (первый спектакль
"Баир" Шадаева и Цыдынжапова, 1938). Создание эпич. спектакля
потребовало широкого привлечения нар. песни, музыки. Так появилась новая
для Бурятии театр. форма - муз.-драм. спектакль, в к-ром эпич. широта в
изображении нар. сцен сочеталась с лирико-романтич. решением образов
центр. героев. В связи с популярностью этих спектаклей началась
подготовка кадров нац. вокалистов и танцовщиков. В 1938 Бурят, драм. т-р
был переименован в Муз.-драм. театр. В 1940 здесь была пост. первая
бурят, опера "Энхэ-Булат батор" Фролова, по мотивам героич. эпоса. В
спектакле участвовали молодые исполнители, окончившие Бурят, муз.-театр.
уч-ще. В 1940 состоялась декада бурят, иск-ва в Москве, после окончания
к-рой т-р был награжд„н орденом Ленина.
В период Отечеств, войны Б. м.-д. т. ставил патрио-тич. спектакли:
"Сын народа" (1943), "Снайпер" (1943) Цыдынжапова, "Рыбаки Байкала"
Балдано (1942), многие из этих спектаклей были насыщены музыкой и
песнями. Одновременно ставятся оперы "Евгений Онегин" (1943), "Фауст"
(1945), создаются первые балетные спектакли: "Бахчисарайский фонтан"
Асафьева (1943), "Тщетная предосторожность" Гертеля (1944).
В конце 40-х гг. происходит разделение труппы. Группа драм. акт„ров
ставит спектакли "Кнут Тайши" Намсараева (1945)- о прошлом бурятского
народа, и др., а также рус. пьесы: "Гроза" (1945); "Егор Бу-лычов и
другие" (1946); "Кремл„вские куранты"
(1947); "Офицер флота" Крона (1947). Оперно-балетная часть труппы
осуществляет спектакли "Чио-Чио-сан" (1947), "Царская невеста",
"Лебединое озеро"
(1948), нац. оперы: "На Байкале" Книппера (1948) - о революционных
событиях 1905 и "Мэдэгмаша" Ряузова (1949) - о совр. жизни Бурятии. В
этих операх использован бурят, песенный и муз. фольклор. В 1950 на
основе этих коллективов были созданы два самостоятельных т-ра: Бурятский
оперный театр и Бурятский театр драмы им. X. Намсараева.
Лит.: Ходорковская Л., Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Искусство
Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959. Л. Ход.
БУРЯТСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР (Бурятский ордена Ленина театр оперы и
балета) - организована 1950 на основе Музыкально-драматического театра.
Первым художеств. рук. т-ра оперы был Г. Цыдынжапов. Мн. артисты т-ра
окончили Моск. и Л енингр. консерватории, хореогра-фич. уч-ща. В
репертуаре т-ра- нац. оперы: "Баир" Берлинского и Ямпилова,"Энхэ-Булат
батор" Фролова (перешли из репертуара Муз.-драм.т-ра),"На Байкале"
Книппера (1948), "Мэдэгмаша" ("У подножия Саян") Ряузова (1949),
"Проделки дяди Моргона" Ямпилова (1957), "Побратимы" Аюшеева (1958);
балеты - "Свет над долиной" Ряузова 1956), "Красавица Ангара" Ямпилова и
Книппера (1958), "Во имя любви" Батуева и Майзеля (1958). Многие произв.
нац. композиторов написаны на основе бурят, муз. фольклора. В репертуаре
Б. о. т. также рус., зап.-европ. и советские оперы и балеты: "Севильский
цирюльник" (1941). "Евгений Онегин" (1943); "Русалка" Даргомыжского
(1946), "Иван Сусанин" (1954), "Князь Игорь" (1951, возобновлена в
1959); "Молодая гвардия" Мейтуса (1952), "Тихий Дон" Дзержинского
(1953), "Бахчисарайский фонтан" (1943); "Вольный стрелок" Вебера (1957),
"Лебединое озеро" (1948), "Спящая красавица" (1957); "Эсмеральда" Пуни,
Глиэра, Василенко (1957) и др. На сцене Б. о. т. широко идут произв.
композиторов др. республик: "Аршин мал алан" (1954); "К это и Котэ"
Долидзе (1954), "Башмачки" Файзи (1955) и др. В труппе т-ра (I960): нар.
арт. СССР Л. Линхо-воин, нар. арт. РСФСР Б. Балдаков, Н. Петрова, засл.
арт. РСФСР А. Арсаланов, П. Абашеев, К. Гом-боева-Языкова, солисты
балета - нар. арт. РСФСР Л. Сахьянова, засл. арт Бурят. АССР А.
Тогоноева, Ц. Бадмаев, Ф. Иванов и др.
Лит.: Ходорковская Л., Бурят-Монгольский театр. М., 1954. Д. Ход.
БУРЯТСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМ. X. НАМСАРАЕВА - создан в 1950 в Улан-Удэ. В
труппу т-ра вошли акт„ры Бурятского музыкально-драматического театра и
Республиканского совхозного т-ра. С 1959 т-р носит сво„ настоящее
наименование. Первым директором и художеств. руководителем т-ра был Н.
Балдано. Т-р имел стационарное помещение в Улан-Удэ, но большую часть
года гастролировал по республике, выступая в самых отдал„нных районах. В
т ре были поставлены спектакли: "Пламя" Балдано (1953), "Хитрый Будамшу"
(1954), "Первый год" (1956), "Весенняя песнь" (1957) Шагжина, "Барометр
показывает бурю" Батожабая (1957). Из переводной драматургии - "Счастье"
Павленко (1950), "Калиновая роща" Корнейчука (1952), "Кремл„вские
куранты" (1957); "Честь семьи" (1952) и "Вес„лый гость" (1955)
Мухтарова, "Тайфун" Цао Юя и др. Осуществлены пост. классич. драматургии
- "Гроза" (1950); "Враги"
(1955); "Украденное счастье" Франко (1957); "Горе от ума" (1958). В
1959 т-р участвовал во 2-й декаде бурят, иск-ва и лит-ры в Москве.
В труппе театра (1960): нар. арт. РСФСР Б. Вам-пилов, Н. Гендунова,
Ч. Генинов, В. Халматов, засл. арт. РСФСР И. Миронов, А. Ильин, М.
Степанова, нар. арт. Бурят. АССР Д. Дондуков, Ю. Шан-гина, Ц. Шагжин,
нар. худ. Бурят. АССР Б. Чер-нутов.
В 1958 труппа т-ра пополнилась выпускниками Ленингр. театр. ин-та.
Режисс„ры т-ра - Ф. Сахи-ров, Ц. Цыдынжапов, И. Миронов.
Лит.: Ходорковская Л.. Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Искусство
Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959. Д. Ход.
БУРЯТСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Потоками бурят, т-ра являются нар.
песни, пляски (ехор, пойр наадан, гугел и др.), игры ("Игра в медведя",
"Старик Дойбэдэй и ветреная Самсахай", "Выделы-ватель кожи", "Кража
белого быка"), народные обряды (бурят, свадьба). Традиции нар. игр
способствовали созданию акт„рских (игровых) навыков, получивших
применение в первых любительских спектаклях. Дореволюц. любительский т-р
бурят складывается в 1908-17, в его возникновении большую роль сыграли
рус. политич. ссыльные, местная сибирская интеллигенция. Появление
первых рукописных пьес бурят. авторов - "Смерть" Д. Абашеева, "Вино
виновато" М. Барлукова, "Два мира" М. Салтыкова - относится к 1908-14.
Их возникновение связано с этнографич. вечерами, организованными
Сибирским отделением Рус. географич. об-ва, а также с любительскими
вечерами, устраиваемыми бурят, учащимися Иркутска. Пьесы, несложные по
конструкции и образам, носили дидактич. характер и были направлены
Страницы: «« « 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |