Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 345   346   347   348   349   350   351   352   353  354   355   356   357   358   359   360   361   362   363  » »»

значительных спектаклей. Среди них:
   "Тартюф" (1936),  первая  бурят,  комедия  "Мэргэн"  Шадаева  (1937),
высмеивающая лодырей,  мешающих  строительству  колхозов,  разоблачающая
врагов народа, "Один из многих"  Балдано  (1937)  -  о  революц.  борьбе
русских и бурят за утверждение Сов. власти в Сибири.  Этапная  для  т-ра
работа - пост. "Отелло" (1938).  Стремление  т-ра  к  героич.  искусству
находит отражение в спектаклях по мотивам бурят, эпоса (первый спектакль
"Баир"  Шадаева  и  Цыдынжапова,   1938).   Создание   эпич.   спектакля
потребовало широкого привлечения нар. песни, музыки. Так появилась новая
для Бурятии театр. форма - муз.-драм. спектакль, в к-ром эпич. широта  в
изображении нар. сцен сочеталась  с  лирико-романтич.  решением  образов
центр.  героев.  В  связи  с  популярностью  этих  спектаклей   началась
подготовка кадров нац. вокалистов и танцовщиков. В 1938 Бурят, драм. т-р
был переименован в Муз.-драм. театр. В  1940  здесь  была  пост.  первая
бурят, опера "Энхэ-Булат батор" Фролова, по  мотивам  героич.  эпоса.  В
спектакле участвовали молодые исполнители, окончившие Бурят, муз.-театр.
уч-ще. В 1940 состоялась декада бурят, иск-ва в Москве, после  окончания
к-рой т-р был награжд„н орденом Ленина.
   В период Отечеств, войны Б. м.-д. т.  ставил  патрио-тич.  спектакли:
"Сын народа" (1943),  "Снайпер"  (1943)  Цыдынжапова,  "Рыбаки  Байкала"
Балдано (1942), многие  из  этих  спектаклей  были  насыщены  музыкой  и
песнями. Одновременно ставятся оперы "Евгений  Онегин"  (1943),  "Фауст"
(1945), создаются первые  балетные  спектакли:  "Бахчисарайский  фонтан"
Асафьева (1943), "Тщетная предосторожность" Гертеля (1944).
   В конце 40-х гг. происходит разделение труппы. Группа  драм.  акт„ров
ставит спектакли "Кнут Тайши" Намсараева (1945)-  о  прошлом  бурятского
народа, и др., а также рус. пьесы:  "Гроза"  (1945);  "Егор  Бу-лычов  и
другие" (1946); "Кремл„вские куранты"
   (1947); "Офицер флота" Крона  (1947).  Оперно-балетная  часть  труппы
осуществляет  спектакли   "Чио-Чио-сан"   (1947),   "Царская   невеста",
"Лебединое озеро"
   (1948), нац. оперы: "На Байкале" Книппера (1948)  -  о  революционных
событиях 1905 и "Мэдэгмаша" Ряузова (1949) - о совр.  жизни  Бурятии.  В
этих операх использован бурят, песенный  и  муз.  фольклор.  В  1950  на
основе этих коллективов были созданы два самостоятельных т-ра: Бурятский
оперный театр и Бурятский театр драмы им. X. Намсараева.
   Лит.: Ходорковская Л., Бурят-Монгольский театр. М.,  1954;  Искусство
Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959. Л. Ход.
   БУРЯТСКИЙ ОПЕРНЫЙ  ТЕАТР  (Бурятский  ордена  Ленина  театр  оперы  и
балета) - организована 1950 на основе Музыкально-драматического  театра.
Первым художеств. рук. т-ра оперы был Г. Цыдынжапов.  Мн.  артисты  т-ра
окончили  Моск.  и  Л  енингр.  консерватории,  хореогра-фич.  уч-ща.  В
репертуаре т-ра- нац. оперы: "Баир" Берлинского  и  Ямпилова,"Энхэ-Булат
батор"  Фролова  (перешли  из  репертуара  Муз.-драм.т-ра),"На  Байкале"
Книппера  (1948),  "Мэдэгмаша"  ("У  подножия  Саян")  Ряузова   (1949),
"Проделки дяди Моргона" Ямпилова  (1957),  "Побратимы"  Аюшеева  (1958);
балеты - "Свет над долиной" Ряузова 1956), "Красавица Ангара" Ямпилова и
Книппера (1958), "Во имя любви" Батуева и Майзеля (1958). Многие произв.
нац. композиторов написаны на основе бурят, муз. фольклора. В репертуаре
Б. о. т. также рус., зап.-европ. и советские оперы и балеты: "Севильский
цирюльник" (1941).  "Евгений  Онегин"  (1943);  "Русалка"  Даргомыжского
(1946), "Иван Сусанин"  (1954),  "Князь  Игорь"  (1951,  возобновлена  в
1959);  "Молодая  гвардия"  Мейтуса  (1952),  "Тихий  Дон"  Дзержинского
(1953), "Бахчисарайский фонтан" (1943); "Вольный стрелок" Вебера (1957),
"Лебединое озеро" (1948), "Спящая красавица" (1957); "Эсмеральда"  Пуни,
Глиэра, Василенко (1957) и др. На сцене Б. о.  т.  широко  идут  произв.
композиторов др. республик: "Аршин мал алан"  (1954);  "К  это  и  Котэ"
Долидзе (1954), "Башмачки" Файзи (1955) и др. В труппе т-ра (I960): нар.
арт. СССР Л. Линхо-воин, нар. арт. РСФСР Б. Балдаков, Н. Петрова,  засл.
арт. РСФСР А.  Арсаланов,  П.  Абашеев,  К.  Гом-боева-Языкова,  солисты
балета - нар.  арт.  РСФСР  Л.  Сахьянова,  засл.  арт  Бурят.  АССР  А.
Тогоноева, Ц. Бадмаев, Ф. Иванов и др.
   Лит.: Ходорковская Л., Бурят-Монгольский театр. М., 1954. Д. Ход.
   БУРЯТСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМ. X. НАМСАРАЕВА - создан в 1950 в Улан-Удэ. В
труппу т-ра вошли акт„ры Бурятского музыкально-драматического  театра  и
Республиканского совхозного  т-ра.  С  1959  т-р  носит  сво„  настоящее
наименование. Первым директором и художеств. руководителем т-ра  был  Н.
Балдано. Т-р имел стационарное помещение в Улан-Удэ,  но  большую  часть
года гастролировал по республике, выступая в самых отдал„нных районах. В
т ре были поставлены спектакли: "Пламя" Балдано (1953), "Хитрый Будамшу"
(1954), "Первый год" (1956), "Весенняя песнь" (1957) Шагжина,  "Барометр
показывает бурю" Батожабая (1957). Из переводной драматургии - "Счастье"
Павленко  (1950),  "Калиновая  роща"  Корнейчука  (1952),   "Кремл„вские
куранты"  (1957);  "Честь  семьи"  (1952)  и  "Вес„лый   гость"   (1955)
Мухтарова, "Тайфун" Цао Юя и др. Осуществлены пост. классич. драматургии
- "Гроза" (1950); "Враги"
   (1955); "Украденное счастье" Франко (1957); "Горе от ума"  (1958).  В
1959 т-р участвовал во 2-й декаде бурят, иск-ва и лит-ры в Москве.
   В труппе театра (1960): нар. арт. РСФСР Б. Вам-пилов,  Н.  Гендунова,
Ч. Генинов, В. Халматов, засл. арт.  РСФСР  И.  Миронов,  А.  Ильин,  М.
Степанова, нар. арт. Бурят. АССР Д. Дондуков, Ю.  Шан-гина,  Ц.  Шагжин,
нар. худ. Бурят. АССР Б. Чер-нутов.
   В 1958 труппа т-ра пополнилась выпускниками  Ленингр.  театр.  ин-та.
Режисс„ры т-ра - Ф. Сахи-ров, Ц. Цыдынжапов, И. Миронов.
   Лит.: Ходорковская Л.. Бурят-Монгольский театр. М.,  1954;  Искусство
Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959. Д. Ход.
   БУРЯТСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Потоками  бурят,  т-ра  являются  нар.
песни, пляски (ехор, пойр наадан, гугел и др.), игры ("Игра в  медведя",
"Старик Дойбэдэй и  ветреная  Самсахай",  "Выделы-ватель  кожи",  "Кража
белого быка"), народные  обряды  (бурят,  свадьба).  Традиции  нар.  игр
способствовали  созданию   акт„рских   (игровых)   навыков,   получивших
применение в первых любительских спектаклях. Дореволюц. любительский т-р
бурят складывается в 1908-17, в его возникновении большую  роль  сыграли
рус.  политич.  ссыльные,  местная  сибирская  интеллигенция.  Появление
первых рукописных пьес бурят. авторов  -  "Смерть"  Д.  Абашеева,  "Вино
виновато" М. Барлукова, "Два мира" М. Салтыкова - относится  к  1908-14.
Их  возникновение  связано  с  этнографич.   вечерами,   организованными
Сибирским отделением Рус. географич.  об-ва,  а  также  с  любительскими
вечерами, устраиваемыми бурят, учащимися Иркутска. Пьесы,  несложные  по
конструкции и образам,  носили  дидактич.  характер  и  были  направлены

Страницы: «« « 345   346   347   348   349   350   351   352   353  354   355   356   357   358   359   360   361   362   363  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия