Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 » »» критич. позицию по отношению к политич. режиму в Чехословакии 30-х гг., Б. стремился придать своим спектаклям политически-актуальную, сатирич. направленность. В созданном им т-ре Б. ставил разнообразные по жанрам, ярко театральные спектакли, уделяя большое внимание поискам новых выразительных средств. Среди спектаклей, осуществл„нных Б.: "Егор Булычев и другие" (1934, первая зарубежная пост. этой пьесы), "Аристократы" (1935); "Влюбл„нные из киоска" Незвала (1935), "Севильский цирюльник" Бомарше (1936), "Долг перед Родиной" Клиц-перы (1936). В годы фашистской оккупации (1941) т-р "Д-34" был закрыт, а Б. заключ„н в концентрационный лагерь. Т-р возобновил свою деятельность только в 1945, после установления народно-демокра-тич. строя в Чехословакии. В 40-50-е гг. Б. пост. в этом т-ре спектакли: "Бригада шлифовальщика Кар-гана" Кани (1949), "На дне" (1951), "Человек с ружь„м" (1953); "Клоп" Маяковского (1956), "Швейк" по Гашеку, "Опера нищих" Гея - Брехта и др. В комедийных спектаклях Б. пародия и стилизация сочетаются с использованием традиций чешского нар. т-ра, венской оперетты и т. д. Большое значение Б. придавал "музыкальности" представления, под к-рой он понимал подчинение жестов, движений акт„ра определ„нному муз. ритму. Это стремление режисс„ра и последовательно осуществлявшийся им принцип "иронической условности" вызвали нек-рый отход от реализма как в акт„рском исполнении, так и в постановочных замыслах. Б. написал пьесы: "Зачем живешь, Вацлав Ржига?" (1958), "Дали" (1959), переработал для сцены и осуществил пост. спектаклей "Война"(1935, антивоенная сюита из чеш. нар. песен), "Вера Лукашева" (1938, по роману Б. Бенешевой), "Париж играет первую скрипку" (1938, по Ф. Вийону), "Крысолов" (1939, по В. Дыку), "Евгений Онегин" (по Пушкину) и др. Автор статей о т-ре и музыке. В 1934, 1952 и 1958 (во время гастролей "Д-34") приезжал в СССР. Соч.: О nove divadlo. 1930-1940, Praha, 1946. Лит.: Kocova Z., Kronika Armadniho umeleckeho divadla, Praha, 1955; Б a ч ел и с Т..Театр Э. Буриана, "Театр". 1958. ј 8; К а р а г а н о в А., Художник-борец, "Театр", 1959. ј 10. БУРИМЕ (франц. bouts rimes - рифмованные концы) - эстрадный жанр. Произош„л из игры, состоящей в составлении стихов (обычно шуточных) на неожиданные и не связанные между собой внутренним смыслом рифмы (иногда указывается тема). Изобретателем игры, получившей широкое распространение во Франции в 17 в., считают поэта Дюло. В середине 19 в. эту игру пытался воскресить в Париже А. Дюма, объявивший в 1864 конкурс на стихи на определ„нные рифмы. В России иск-вом писать Б. славились В. Л. Пушкин, Д. Д. Минаев, А. А. Голенищев-Кутузов. Б. применяется в эстрадных концертах. Жанр Б. развивал на советской эстраде Г. Б. Немчинский. БУРКХАРД (Burkhard), Вилли (17.IV. 1900-18. Vi. 1955) - швейцарский композитор. Музыке обучался в Берне (1916-20), совершенствовался в Лейпциге, Мюнхене, Париже (1920-24). Композиторскую деятельность начал в 1922. Автор оперы "Ч„рный паук" (1949, Цюрих) по одноим„нному рассказу Е. Гот-хельфа, музыки к радиопостановке "Лаупешипиль" (1939) - к 60-летию сражения при Лаупене, музыки к пьесе "Царь Эдип" Софокла (1944) и др. соч. В музыке Б. получили отражение мотивы муз. нар. эпоса и сказочной фантастики. На творчество композитора оказали влияние, с одной стороны, полифонич. хоровая музыка эпохи Возрождения, с другой - совр. композиторы Б. Барток, И. Ф. Стравинский, .П. Хиндемит и др. Осн. мотивы соч. Б. - изображение борьбы добра и зла, любовь к природе. С 1942 Б. преподавал композицию в Цюрихской консерватории. Награжд„н композиторской премией Швейц. муз. об-ва (1950). Лит.: Mohr E., Willy Burkhard. Leben und Werk, l Zurich, 1957]. JJ. M. БУРКХАРД (Burckhard), Макс (14.VII.1854-16. III. 1912) - австрийский театральный деятель, драматург и теоретик иск-ва. В 1890-1906 был директором венского "Бургтеатра". Вв„л в репертуар пьесы Ибсена и Гауптмана, привл„к видных акт„ров Ф. Миттер-вурцера и И. Кайнца. Автор пьес: "Кот„нок" (1898), "Готфрид Чудесный" (1906), "Проклятые женщины" (1909), "Иене Асра" (1910) на темы нар. австр. сказок (нек-рые из них ставились в "Бургтеатре"). Большой интерес представляют теоретич. работы Б. по вопросам т-ра и литературы. В них Б. выступает с позиции критич. реализма. Соч.: Das Recht der Schauspieler, W., 1896; то же, 1906; Ein osterreichisches Theaterrecht, W., 1903; Das Theater. Kritiken, Vortrage und Aufsatze, W., 1905; Das Theater, W., 1907. Лит.: Herterich Fr., Das Burgtheater und seine Sendung, W., 1948. Э. Г. БУРКХАРД (Burkhard), Пауль (р. 21. Vlil. 1911)- швейцарский композитор и дириж„р. Музыке обучался в консерватории в Цюрихе. В 1932-34- дириж„р Муниципального т-ра в Берне; в 1939-44- оркестра драм. т-ра в Цюрихе; с 1944 - оркестра Радио в Б е-ромюнстере. Композиторскую деятельность начал в 1935. Автор сценич. произв., пользующихся успехом на мн. европ. сценах. Среди них - комич. оперы "Казакова в Швейцарии" (1943) и "Зеркало, кошечка" (1956), оперетты "Хопса" (1935), "З Х Жорж" (1936), "Рай женщин" (1938), "Ч„рная щука" (1939) (новый вариант-"Фейерверк", 1950), "Тик-так" (1945), балет "Мельница женщин" (1951). Б. принадлежит также музыка к спектаклям и ряд др. соч. Сценич. произв. Б., посвящ„нные в основном совр. бытовой тематике, отличаются занимательностью сюжета, мелодичностью и изобретательностью в выборе муз.-выра-зпт. средств. Однако по художеств. качествам они невысоки. Л. М. БУРЛАК (наст. фам. - Стрельцов), Иван Павлович [р. 6 (18). I. 1893 J - русский советский артист оперы (баритон). Нар. арт. РСФСР (1951). Музыке обучался на Высших муз.-драм. курсах в Москве и в Моск. консерватории. Творч. деятельность начал в оперной труппе в Харькове в 1920. С 1921 Б.- артист Большого т-ра. Партии: Онегин; Елецкий ("Пиковая дама"), Шакловитый ("Хованщина"), Поярок ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февро-нии" Римского-Корсакова), Фигаро ("Севильский цирюльник"), Риголетто, Эскамильои др. Исполнял также драматич., лирич. и характерные партии во мн. операх др. композиторов. О. В. БУРЛЕСК (франц. burlesgue, от итал. burlesco - насмешливый, шутливый) - один из жанров комедийного театра. Отличался вычурно-комическим изображением событий, пародийностью. В Б. "возвышенная" тема излагалась "низменным" языком, буффонными театр. при„мами. Б. был направлен на разрушение канонических застывших форм театр. представлений. В лит. комедии жанр Б. был развита сер. 17 в. франц. писателем П. Скарроном, Страницы: «« « 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |