Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 346   347   348   349   350   351   352   353   354  355   356   357   358   359   360   361   362   363   364  » »»

против отдельных уродливых явлений бурят,  дореволюц.  действительности.
Исполнителями были учащиеся духовных  семинарий,  гор.  уч-щ,  начальных
школ, впоследствии нар. учителя.  После  Октябрьской  революции  широкое
распространение у  бурят  получает  театр.  самодеятельность.  Участники
кружков школьной, красноармейской  и  улусной  самодеятельности  создают
небольшие агитац. спектакли, носящие обличит,  характер.  Среди  авторов
первых бурят, пьес зачинатель бурят, лит-ры X. Намсараева  А.  Шадаев  и
др. Пьесы Намсараева: "Тьма"  (1919),  "Оракул  Дамби"  (1920),  "Т„мная
жизнь"  (1921),  "Старик  Барбадай"  (1922),  имели  антиклерикальную  и
антифеод, направленность,  они  ставились  самодеятельными  кружками  на
клубных  сценах  и  в  избах-читальнях.  Пьесы  Шадаева   "Гн„т   царя",
"Несчастная девушка" и "За власть Советов" (1925-26),  рассказывавшие  о
бесправном положении бурят до  революции,  пропагандировавшие  советский
строй,  были  пост.  драм.  кружком  при  Бурят,  педагогич.   техникуме
(Улан-Удэ). Здесь начинали свой  путь  акт„ры,  художники  и  драматурги
будущего нац. т-ра. С 1927 в Улан-Удэ начинает работать т-р рус.  драмы.
Его режисс„ры и акт„ры помогали в создании  нац.  бурят.  т-ра.  В  1928
открывается бурят, театр. студия. На е базе в  1930  возникает  Техникум
иск-в, преобразованный в 1936 в Муз.-театр. уч-ще  им.  Чайковского.  На
основе первого выпуска Техникума иск-в в  1932  созда„тся  Бурят,  драм.
т-р, к-рый с первых же своих шагов ставит  спектакли,  отражающие  жизнь
республики. С возникновением этого т-ра  появляются  бурят,  драматурги,
акт„ры и режисс„ры Н. Балдано, М. Шамбуева и Г. Цыдынжапов и др.  Уже  в
30-х гг. намечается осн. черта бурят, драматургии - е„ ор-ганич. связь с
жизнью страны. В большинстве пьес  30-х  гг.  находит  отражение  борьба
бурят, народа в период гражданской войны ("Из искры  пламя"  Намсараева,
1933; "Один из многих" Балдано, 1937, и др.),  борьба  за  построение  и
укрепление колхозного строя в Бурятии ("Прорыв", 1932, "Кто он?",  1933,
"Два друга", 1938, "Эржэн", 1940, Балдано:  "Мэргэн"  Шадаева,  1937,  и
др.). Пьесы  бурят,  драматургов  30-х  гг.  разоблачают  лам,  нойонов,
кулаков. В эти же годы  драматурги  Бурятии  создали  пьесы  по  мотивам
героич.   нац.   эпоса:   "Баир"   Цыдынжапова   и    Шадаева    (1938),
"Энхэ-Булатбатор"  Балдано   (1940)   и   др.   Эти   пьесы,   творчески
перерабатывающие  нац.   эпос,   содержат   обобщ„нные   поэтич.   яркие
характеристики. Однако они были отмечены  нек-рой  идеализацией  прошлой
жизни бурят. Дальнейшее развитие театр.  жизни  республики  подтверждает
открытие в  1938  Республиканского  бурят,  колхозно-совхозного  т-ра  и
преобразование Бурят, драм. т-ра в Муз -драм. т-р. На декаде  бурятского
искусства, состоявшейся  в  1940  в  Москве,  были  показаны  муз.-драм.
спектакль
   "Баир", а также первая нац. опера  "Энхэ-Булат  ба-тор"  М.  Фролова,
подготовившие возникновение нац. оперы.  В  связи  с  декадой  Бурятский
муз.-драм. т-р был награжд„н орденом Ленина.
   В  период  Великой  Отечеств,  войны  в  бурят,  драматургии  главной
становится патриотич. тема. В пьесах "Рыбаки Байкала" Балдано  (1942)  и
"Снайпер" Цы-дынжапова (1943) рассказывается об участии бурят  в  борьбе
против гитлеровских захватчиков.  В  историко-революционной  пьесе  "Сын
народа" Цыдынжапова (1943) создан образ Ц. Ранжурова - одного из  первых
бурят, большевиков, участника революции 1905.
   После Великой  Отечеств,  войны  наступил  новый  период  в  развитии
драматургии и т-ра Бурятии. В историч. пьесе "Кнут Тайши" X.  Намсараева
(1945),  посвящ„нной   дореволюц.   жизни   бурят,   улуса,   социальные
противоречия показаны  с  реалистич.  достоверностью,  пьеса  отличается
композиционной  стройностью,  написана  образным  нар.  языком.  В  1950
организационно завершается'процесс дифференциации бурят, театр.  иск-ва;
создаются Бурят, т-р оперы и балета и Бурят, т-р д-рами.  Осуществляются
пост. нац. опер "На Байкале" Книппера (1948), "Мэдэгмаша"  ("У  подножия
Саян") Ряузова (1949), балетов "Во имя любви" Батуева и Майзеля  (1958),
"Красавица  Ангара"  Ямпилова  и  Книппера  (1958).  В  1959  в   Москве
состоялась 2-я декада бурят, лит. и иск-ва, в к-рой приняли участие  т-р
оперы и балета,  бурят,  драм.  и  русский  драм.  т-ры.  Подъем  бурят,
драматургии, борьба пвсат-едей Бурятшгза мастерство, за  создание  ярких
характеров положительных героев нашли  выражение  в  творчестве  Балдано
("Пламя", 1953) и в пьесах молодых драматургов: Д.  Батожабая  "Барометр
показывает бурю" (1957) - о революции 1905 в Сибири и Ц. Шагжина "Хитрый
Будамшу" (1954) - комедия по мотивам нар. бурятских сказок, "Первый год"
(1956), "Весенняя песня"  (1957),  рассказывающие  о  колхозах  Бурятии,
новых людях республики. Пьесы этих авторов были пост. Бурят, т-ром драмы
и показа ны в различных р-нах республики. Среди деятелей  театр.  иск-ва
Бурят. АССР (I960): нар. арт. СССР Г.  Цыдынжапов,  Л.  Линховоин,  нар.
арт. РСФСР Б. Балдаков,  Б.  Вампилов,  Н.  Гендунова,  Ч.  Генинов,  Н.
Петрова, Л. Сахьянова, В. Халматов, нар.  худ.  РСФСР  А.  Тимин;  засл.
деят. иск-в РСФСР нар. арт. БАССР Н. Балдано, нар. арт. Бурят.  АССР  Д.
Дон-дуков, Ю. Шангина, Ц.  Шагжин;  засл.  арт.  РСФСР  П.  Абашеев,  А.
Арсаланов, А. Ильин, К. Гомбоева-Языкова, И. Миронов, В.  Лыкденова,  В.
Манкетов, М. Степанова.
   Лит.: Искусство Бурят-Монгольской АССР, М.,  1940,  Ходорковская  Л.,
Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Искусство Бурятской  АССР,  Улан-Удэ,
1959; Н а и д а' ков В., Бурятская драматургия, Улан-Удэ, 1959; Х а б  а
е-в а И., Артисты бурятского балета, Улан-Удэ, 1959. JJ Ход.
   БУРЯЧОК, Иван Мартынович (1877-1936) - украинский советский художник.
Окончил Киевскую рисовальную школу  Н.  Мурашко  и  Краковскую  академию
художеств  (1907).  В  1910-18-постоянный  ху'  дожник  укр.   т-ра   Н.
Садовского (Киев). Создал в этом т-ре реалистич. декорации к  спектаклям
"Наталка-Полтавка" Котляревского, "Савва Чалый"  Карпенко-Карого,  "Вий"
Кропивницкого, "Ой, не ходи, Грицю..." Старицкого, "Каменный  властелин"
Леси Украинки, "Галька" Монюшко, "Рождественская ночь" Лысенко. Один  из
первых художников-постановщиков в укр.  т-ре,  Б.  принадлежит  к  числу
основоположников нац. реалистич. школы декорационного иск-ва. Его работы
передавали своеобразие укр. пейзажа, материальной культуры и  зодчества.
После 1918 работал в области графики. А. Др.
   БУСИКО  (Boucicault)  -   семья   английских   акт„ров,   режисс„ров,
театральных предпринимателей.
   Д а и он  (полн.  имя-ДионисиусЛарднер),  Бусттко-старший  (26.  XII.
1820-18. IX. 1890). Род. в Дублине (Ирландия). Учился в ун-те в Лондоне.
Участвовал в студенческих  спектаклях.  В  1837  начал  проф.  акт„рскую
деятельность.   В   1841   написал   свою   первую   пьесу   "Лондонская
самоуверенность" (т-р  "Ковент-Гарден",  Лондон).  С  1853  жил  в  США.
Получил известность гл. обр. многочисленными (св.  130)  инсценировками,
переработками и переводами произведений Ч. Диккенса ("Николае Никльби" и

Страницы: «« « 346   347   348   349   350   351   352   353   354  355   356   357   358   359   360   361   362   363   364  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия