|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 » »» против отдельных уродливых явлений бурят, дореволюц. действительности.
Исполнителями были учащиеся духовных семинарий, гор. уч-щ, начальных
школ, впоследствии нар. учителя. После Октябрьской революции широкое
распространение у бурят получает театр. самодеятельность. Участники
кружков школьной, красноармейской и улусной самодеятельности создают
небольшие агитац. спектакли, носящие обличит, характер. Среди авторов
первых бурят, пьес зачинатель бурят, лит-ры X. Намсараева А. Шадаев и
др. Пьесы Намсараева: "Тьма" (1919), "Оракул Дамби" (1920), "Т„мная
жизнь" (1921), "Старик Барбадай" (1922), имели антиклерикальную и
антифеод, направленность, они ставились самодеятельными кружками на
клубных сценах и в избах-читальнях. Пьесы Шадаева "Гн„т царя",
"Несчастная девушка" и "За власть Советов" (1925-26), рассказывавшие о
бесправном положении бурят до революции, пропагандировавшие советский
строй, были пост. драм. кружком при Бурят, педагогич. техникуме
(Улан-Удэ). Здесь начинали свой путь акт„ры, художники и драматурги
будущего нац. т-ра. С 1927 в Улан-Удэ начинает работать т-р рус. драмы.
Его режисс„ры и акт„ры помогали в создании нац. бурят. т-ра. В 1928
открывается бурят, театр. студия. На е базе в 1930 возникает Техникум
иск-в, преобразованный в 1936 в Муз.-театр. уч-ще им. Чайковского. На
основе первого выпуска Техникума иск-в в 1932 созда„тся Бурят, драм.
т-р, к-рый с первых же своих шагов ставит спектакли, отражающие жизнь
республики. С возникновением этого т-ра появляются бурят, драматурги,
акт„ры и режисс„ры Н. Балдано, М. Шамбуева и Г. Цыдынжапов и др. Уже в
30-х гг. намечается осн. черта бурят, драматургии - е„ ор-ганич. связь с
жизнью страны. В большинстве пьес 30-х гг. находит отражение борьба
бурят, народа в период гражданской войны ("Из искры пламя" Намсараева,
1933; "Один из многих" Балдано, 1937, и др.), борьба за построение и
укрепление колхозного строя в Бурятии ("Прорыв", 1932, "Кто он?", 1933,
"Два друга", 1938, "Эржэн", 1940, Балдано: "Мэргэн" Шадаева, 1937, и
др.). Пьесы бурят, драматургов 30-х гг. разоблачают лам, нойонов,
кулаков. В эти же годы драматурги Бурятии создали пьесы по мотивам
героич. нац. эпоса: "Баир" Цыдынжапова и Шадаева (1938),
"Энхэ-Булатбатор" Балдано (1940) и др. Эти пьесы, творчески
перерабатывающие нац. эпос, содержат обобщ„нные поэтич. яркие
характеристики. Однако они были отмечены нек-рой идеализацией прошлой
жизни бурят. Дальнейшее развитие театр. жизни республики подтверждает
открытие в 1938 Республиканского бурят, колхозно-совхозного т-ра и
преобразование Бурят, драм. т-ра в Муз -драм. т-р. На декаде бурятского
искусства, состоявшейся в 1940 в Москве, были показаны муз.-драм.
спектакль
"Баир", а также первая нац. опера "Энхэ-Булат ба-тор" М. Фролова,
подготовившие возникновение нац. оперы. В связи с декадой Бурятский
муз.-драм. т-р был награжд„н орденом Ленина.
В период Великой Отечеств, войны в бурят, драматургии главной
становится патриотич. тема. В пьесах "Рыбаки Байкала" Балдано (1942) и
"Снайпер" Цы-дынжапова (1943) рассказывается об участии бурят в борьбе
против гитлеровских захватчиков. В историко-революционной пьесе "Сын
народа" Цыдынжапова (1943) создан образ Ц. Ранжурова - одного из первых
бурят, большевиков, участника революции 1905.
После Великой Отечеств, войны наступил новый период в развитии
драматургии и т-ра Бурятии. В историч. пьесе "Кнут Тайши" X. Намсараева
(1945), посвящ„нной дореволюц. жизни бурят, улуса, социальные
противоречия показаны с реалистич. достоверностью, пьеса отличается
композиционной стройностью, написана образным нар. языком. В 1950
организационно завершается'процесс дифференциации бурят, театр. иск-ва;
создаются Бурят, т-р оперы и балета и Бурят, т-р д-рами. Осуществляются
пост. нац. опер "На Байкале" Книппера (1948), "Мэдэгмаша" ("У подножия
Саян") Ряузова (1949), балетов "Во имя любви" Батуева и Майзеля (1958),
"Красавица Ангара" Ямпилова и Книппера (1958). В 1959 в Москве
состоялась 2-я декада бурят, лит. и иск-ва, в к-рой приняли участие т-р
оперы и балета, бурят, драм. и русский драм. т-ры. Подъем бурят,
драматургии, борьба пвсат-едей Бурятшгза мастерство, за создание ярких
характеров положительных героев нашли выражение в творчестве Балдано
("Пламя", 1953) и в пьесах молодых драматургов: Д. Батожабая "Барометр
показывает бурю" (1957) - о революции 1905 в Сибири и Ц. Шагжина "Хитрый
Будамшу" (1954) - комедия по мотивам нар. бурятских сказок, "Первый год"
(1956), "Весенняя песня" (1957), рассказывающие о колхозах Бурятии,
новых людях республики. Пьесы этих авторов были пост. Бурят, т-ром драмы
и показа ны в различных р-нах республики. Среди деятелей театр. иск-ва
Бурят. АССР (I960): нар. арт. СССР Г. Цыдынжапов, Л. Линховоин, нар.
арт. РСФСР Б. Балдаков, Б. Вампилов, Н. Гендунова, Ч. Генинов, Н.
Петрова, Л. Сахьянова, В. Халматов, нар. худ. РСФСР А. Тимин; засл.
деят. иск-в РСФСР нар. арт. БАССР Н. Балдано, нар. арт. Бурят. АССР Д.
Дон-дуков, Ю. Шангина, Ц. Шагжин; засл. арт. РСФСР П. Абашеев, А.
Арсаланов, А. Ильин, К. Гомбоева-Языкова, И. Миронов, В. Лыкденова, В.
Манкетов, М. Степанова.
Лит.: Искусство Бурят-Монгольской АССР, М., 1940, Ходорковская Л.,
Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Искусство Бурятской АССР, Улан-Удэ,
1959; Н а и д а' ков В., Бурятская драматургия, Улан-Удэ, 1959; Х а б а
е-в а И., Артисты бурятского балета, Улан-Удэ, 1959. JJ Ход.
БУРЯЧОК, Иван Мартынович (1877-1936) - украинский советский художник.
Окончил Киевскую рисовальную школу Н. Мурашко и Краковскую академию
художеств (1907). В 1910-18-постоянный ху' дожник укр. т-ра Н.
Садовского (Киев). Создал в этом т-ре реалистич. декорации к спектаклям
"Наталка-Полтавка" Котляревского, "Савва Чалый" Карпенко-Карого, "Вий"
Кропивницкого, "Ой, не ходи, Грицю..." Старицкого, "Каменный властелин"
Леси Украинки, "Галька" Монюшко, "Рождественская ночь" Лысенко. Один из
первых художников-постановщиков в укр. т-ре, Б. принадлежит к числу
основоположников нац. реалистич. школы декорационного иск-ва. Его работы
передавали своеобразие укр. пейзажа, материальной культуры и зодчества.
После 1918 работал в области графики. А. Др.
БУСИКО (Boucicault) - семья английских акт„ров, режисс„ров,
театральных предпринимателей.
Д а и он (полн. имя-ДионисиусЛарднер), Бусттко-старший (26. XII.
1820-18. IX. 1890). Род. в Дублине (Ирландия). Учился в ун-те в Лондоне.
Участвовал в студенческих спектаклях. В 1837 начал проф. акт„рскую
деятельность. В 1841 написал свою первую пьесу "Лондонская
самоуверенность" (т-р "Ковент-Гарден", Лондон). С 1853 жил в США.
Получил известность гл. обр. многочисленными (св. 130) инсценировками,
переработками и переводами произведений Ч. Диккенса ("Николае Никльби" и
Страницы: «« « 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |