|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 » »» Казани, Астрахани, в башк. т-рах. Сохраняются в репертуаре т-ров Тат.
АССР. В 1927-28 был директором Т-ра им. Камала (Казань). Выступал в
печати по вопросам театр. иск-ва.
С о ч, Сайланма эсэрлэр, т. 1-2, Казан, 1959. X. К,
БУРНОНВЙЛЬ (Bournonville), Август (Огюст) (21. VIII. 1805,
Копенгаген,-30. XI. 1879, там же) - датский артист балета и
балетмейстер. Сын Антуана Бурнонвиля. В 1813 дебютировал в детской роли
в балете "Лагерта" Шаля. В 1820 совершенствовал сво„ иск-во в Париже у
О. Вестриса. В 1824 поступил в школу "Парижской оперы". По окончании
школы в 1826 был принят в труппу этого т-ра. В 1827-28 участвовал в
спектаклях вместе с балериной М. Тальони. В 1829 возврдтился в
Копенгаген и с успехом выступил в пост. им дивертисментах "Поклонение
грациям" и "Солдат и крестьянин". С 1830 Б. в течение 18 лет солист,
балетмейстер и гл. педагог датского Королевского балета. В
1855 - балетмейстер придворного балета в Вене. в 1861-64 - гл.
балетмейстер Королевской оперы в Стокгольме. С 1864 вновь работал в
Копенгагене, где в 1877 окончил свою артистич. деятельность. Б. был
выдающийся танцовщик, иск-во его характеризовалось силой, л„гкостью и
виртуозностью танца, большой музыкальностью. Пост. св. 50 балетов (ок.
15 балетов Б. сохраняются в репертуаре датского балета до наст.
времени). Среди них: "Сильфида" JL-венскьольда (1836), "Неаполь" (1842)
Паулли, Хель-стеда, Гаде, Момбье, "Народное предание" Гаде и Хартмана
(1854), "Далеко от Дании" Глезера (1860) и др. Пост. балеты: "Вальдемар"
(1835), "Праздник в
Альбано" (1839) Фрелиха, "Из Сибири в Москву" Меллера (1876),
"Валькирия" Хартмана, "Свадебный поезд в Хардангере" Паулли (1853) и
др.Оставаясь последователем школы Вестриса, Б. сумел придать датскому
балету нац. своеобразие: большая мимич. выразительность, высокая
прыжковая техника, энергичность, виртуозность мужского танца. В своих
пост. широко использовал фольклор,вводил характерные и нац. танцы как
своей страны, так и др. стран. Б. был выдающимся педагогом, он создал
школу хореографич. иск-ва, сформулировал метод, именуемый в датском
балете "урок Б.", записанный его учениками и вошедший в балетную
педагогич. практику настоящего времени. В 1874 Б. посетил Россию, дал
высокую оценку петербургскому балету в своих театральных мемуарах.
С о ч.: Mit teaterliv, p. 1-3, Kbh., 1847-77; Det koneg-liche danske
Theater, Kbh., 1848.
Лит.: Классики хореографии, M.- Л., 1937, с. 225- 327; Beaumont G.,
Supplement to Complete book of ballets, L., 194. p. 21-36: Krah-Jacobsen
S., The Royal Danish ballet, Toronto, 1955. Ham. P.
БУРНОНВЙЛЬ (Bournonville), Антуан (19. V. 1760 - 11.VI.1843) -
французский артист балета, балетмейстер. Ученик Ж. Ж. Новера. Отец А.
Бур-нонвиля. Б. участвовал во многих пост. Новера в Вене, Париже,
Лондоне. В 1782-92 был солистом стокгольмской Королевской оперы, где
впервые выступил как балетмейстер, поставив балет "Провансальские
мельники" (1785). В 1792 приглаш„н в копенгагенскую Королевскую оперу.
Здесь выступал в балетах, пост. последователем Новера балетм. В.
Галеотти. В 1816-23 руководил датским балетом, став преемником Галеотти.
Соч.: Dagger fra 1792, Kbh., 1824.
Лит.: Классики хореографии, Л.- М., 1937, с. 226, 264-284;
Krash-Jacobsen S., The Roval Danish ballet, Toronto. 1955; Bournonville
A., Mit teaterliv, p. 1-3, Kbh., 1848-78. Ham. P.
БУРРАКАТХА - вид древнего индийского народного театра провинции
Андхра (Южная Индия). Пользовался в Индии большой популярностью. Сюжеты
представлений Б. заимствовались из традиционных поэтических и
прозаических сказаний, фольклора. Обычно труппу Б. составляли 3
человека: исполнитель текста (речитатив) и два хориста, аккомпанирующие
на нар. муз. инструменте мри-данге.нек-рые оседали при дворах феодалов. В 19 в. иск-во Б. пришло в упадок и
почти исчезло. В 1950-х гг. Ассоциация нар. т-ров Индии принимала меры к
возрождению иск-ва Б. Н. В., Св. Л.
БУРТИКАШВЙЛИ, Алексей Николаевич (р. 16. X. 1893) - грузинский
советский литератор, театральный деятель. В 1917 окончил юридич. ф-т
Моск. ун-та. В 1918-34 принимал активное участие в любительских
спектаклях. В 1927-28 работал как акт„р в Тбилисском рабочем т-ре. Лит.
деятельность начал в 1935. Написал ряд монографий о выдающихся деятелях
груз. театра - Н. Габуния, Ш. Да-диани, Г. Арадели-Ишхнели, А.
Имедашвили, статьи, рецензии и др.
Соч.: Ъ Q ( ? о J о '3 з о " о о., "бс боо", ?o-(obo, 1948; "Эсбдо
OJ(T" ((joodobg", етоо-Ьо, 1948; "ЬодЕюЬ сЬооо", отооЬо, 1950; "'Воз0
(оооообо", отооЬо, 1951; "аоооСао осрпо-оЬбпо, ооооЬо, 1954; "o. чоЪдЪо
ЬпдоЪп", ?oobo, 1955;
"?oono ЗгДдДдо", ?oobo, 1958; "CTOJ" Ьобро оЭдоооо", отооЬо, 1956. Т.
II.
БУРУНОВ, Караджа (р. 2.VIII.1898)-туркменский советский поэт,
драматург, переводчик. Заслуженный деятель искусств Туркменской ССР
(1943). В 1927-30 учился в Ленинградском университете на вост.
факультете. В 1925 начал лит. деятельность. В 1931 в Туркм. т-ре им.
Сталина (Ашхабад) пост. пьеса Б. "Восемнадцать потопленных",
переделанная из его же поэмы о гражданской войне в Туркмении. Б. работал
зав. лит. частью этого т-ра. Написал (совм. с Б. Амановым) пьесу "Кеймир
К„р" (1940).из истории туркменского народа (18 век). Создал либретто
опер, пост. в т-ре оперы и балета (Ашхабад),- "Гюль и Биль-Биль"
Шапошникова и Назарова (1943), "Шасенем и Гариб" Шапошникова и Овезова
(1944), "Лейли и Меджнун" Овезова и Мейтуса (1946), "Кеми-не и казы"
Шапошникова и Мухатова (1947) и балета "Алдар Косе" Корчмар„ва (1942).
Перев„л на туркм. яз. классические и совр. пьесы, пост. в туркм. театрах
["Ревизор"; "Лауренсия" ("Овечий источник");
"Платон Кречет"; "Любовь Яровая"; "Отелло"; "Король Лир"; "Враги";
"Гроза" и др.; либретто оперы "Евгений Онегин"].
Лит.: Писатели советского Туркменистана. Биографический справочник.
Сост. Р. Алиев и Г. Веселков, Ашхабад, 1955- Н. Л.
БУРХАНОВ, Асли (р. 1915) - таджикский советский акт„р. Нар. арт.
Тадж. ССР (1945). Член КПСС с 1945. С 13 лет выступал в кружках
художеств. самодеятельности Бухары, в 1932 поступил в проф..т-p этого
города. С 1933 - акт„р Т-ра им. Лахути (Ста-линабад). На сцене этого
т-ра создал образы сильных, мужественных людей, борцов за свободу
народа, и ряд остро характерных образов. Творчеству Б. присущ внутренний
драматизм, глубокое раскрытие психологии сценич. героя, мастерство
острой социальной типизации. Бурный темперамент, яркость и
Страницы: «« « 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |