|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 » »» оперы шли только в концертном исполнении. С 1848 в т-ре "Принсипаль де
ла Виктория" ставили оперы Доницетти, Беллини, Верди, Меркаданте,
Николаи и др. Выступали итал. и франц. труппы, ставившие оперы Обера,
Адана, Буальдь„, Базена, Галеви и др. После падения диктатуры Росаса
муз. жизнь Б.-А. оживилась. В 1856 пост. первые сарсуэлы (комедии, с
пением и танцами) Л. Эрнандеса, Ф. Барбьери, X. Бастамбиде и др. 25
апреля 1857 спектаклем "Травиата" Верди был открыт т-р "Колон", ставший
центром оперной жизни Б.-А. вплоть до закрытия (в 1888). В 1872-1925
развитие оперного искусства определял т-р "Опера". В Б.-А. выступали
лучшие итал. певцы: А. Патти, М. Баттистини, Таманьо и др. В конце
19-нач. 2Ю вв. были пост. новые аргент. оперы - "Лев Венеции" ди Э. Верардини (1892), "Пампа" Берутти (1897),"Студенты Болоньи"
Аргреавеса (1897), "Обруч„нный с морем" (1897) и "Латинское
средневековье" (1901) Э. Паниса, "Сафрас" К. Гаито (1907). 25 мая 1908
оперой "Аида" был открыт новый т-р "Колон". С 1925 т-р имеет постоянный
оркестр, хор и балетную труппу.
БУЮКЛЙЕВА, Невена (р. 11.II.1896) -болгарская актриса. Нар. артистка
Болгарской Республики (1952). В 1919 начала сценнч. деятельность. С 1926
работает в софийском Народном т-ре. Играет лирич. и драматич. роли:
Албена (о. п. Йовкова), Ирина Радионова ("Царская милость" Зидарова),
царица Теодора (о. п. Петкановой), Мария Стюарт, Васса. Создала остро
сатирич. образ Венеры Шипченской ("Любовь" Василева), Таисьи ("Мать
своих детей" Афиногенова) и др. А г. А/.
БХАВАБХУТИ (7-8 вв.) - древнеиндийский драматург. Автор пьес "Малати
и Мадхава", "Подвиги великого героя" и "Дальнейшие подвиги Рамы". Драмы
Б. отмечены мастерством в изображении человеческих чувств, картин
природы. В то же время творчество Б. свидетельствует о начале упадка
инд. классич. т-ра, его пьесы отличаются обилием описаний, отсутствием
действия.
Лит.: Wilson H. H., Select specimens of the theatre of the Hindus, v.
2-3, Calcutta, 1827. В. Э.
БХАНА- род пьесы в индийской классической драматургии. Вед„т сво„
начало от народной пантомимы. Б. представляет собой одноактный фарс,
обычно изображающий события из жизни средневекового города. Часто
содержит элементы социальной сатиры. В Б. участвует один акт„р,
исполняющий роль виты; он обращается к воображаемым действующим лицам и
повторяет якобы произнес„нные ими реплики. В. Э.
БХАОНА - старинная форма индийского театра в Ассаме (Сев.-Вост.
Индия). Включает в себя музыку, танец и драматич. диалог; исполнялась
бродячими труппами. В Б. проповедовалось соц. равенство и осуждались
консервативные идеи брахманизма. Совр. исполнители вносят новое
содержание в Б., форма к-рых оста„тся традиционной. Я. В.
"БХАРАТ НАТЬЯМ" - одна из основных школ индийского классического нац.
танца. Возникла в Юж. Индии во 2 в. дон. э. Танцы "Б. н." построены на
определ„нном лит. сюжете, обычно воспроизводят эпизоды эпич. поэмы или
легенды. Вначале "Б. н." был ритуальным храмовым танцем. В Чидамбаре,
где, по преданию, бог Шива исполнил танец "Б. н.", существует храм
Натараджа (воздвигнут в честь танцующего Шивы), на фасаде к-рого
высечены барельефы, изображающие 108 основных поз танца. Эти позы до
наст. вр. воспроизводятся танцорами школы "Б. н.". В основе теоретич.
положений школы - санскритский трактат "Натьяша-стра" [2-4(?) вв.], в
к-ром раскрыты эстетич. основы всех видов иск-в, в том числе и танца.
Здесь дано подробное описание каждой позы и жеста, вошедших позднее в
"Б. н.". До сер. 13 в. "Б. н." пользовалась наибольшей популярностью и
была распространена по всей Индии. В период династии Гупта (3 в.)
проникла на Яву, в Камбоджу, Сиам, где сохраняется в наст. время (с сер.
13 в. "Б. н." существовала в чистом виде только на юге Индии). В конце
19 и нач. 20 вв., в период англ. господства, школа "Б. н." пришла в
упадок и прекратила существование. Но в 1933 после состоявшейся в
Мадрасе широкой дискуссии о происхождении и значении этого вида иск-ва
"Б. н." возродилась, но уже в светском танце.
Иск-во "Б. н." включает в себя элементы танца, музыки и драмы, оно
проникнуто единством настроения, определяемого эмоциональной окраской
мелодии. Танцы "Б. н.", отличающиеся резкостью движений и
скульптурностью поз, состоят из тр„х основных элементов: "нрита"ритмич.
танец; "нритья"- иск-во передачи содержания танца определ„нными
движениями пальцев рук и положением ног; "на-тья" - сочетание нритья с
пением. Школа "Б. н." различает 4 вида танца: "садир натья" - самая
древняя и чистая форма "Б. н.", распростран„нная и в настоящее время,
как правило, исполняется одной танцовщицей; танец проникнут любовными
мотивами и связан с культом Шивы. "Кураванджи" - поэтическая композиция,
исполняемая 6-8 танцовщицами, выражает любовь девушки к герою (богу,
царю), связан с культом Шивы. "Бхагавата мела на-така" и "кушипуди"
(обычно объединяются) - танцевальная драма, в которой участвуют не
только женщины, но и мужчины. "Бхагавата мела ната-ка", в отличие от
"кушипуди", не включает сольных выступлений, связан с культом Вишны или
Кришны (в него входят все три основных элемента "Б. н.").
Исполнение "Б. н." занимает иногда ок. 4 часов. Оркестр,
сопровождающий танец, состоит из индийских народных муз. инструментов
.'барабанов, мриданг, дхблак, табла; струнных инструментов - ситар,
вина, саранги. Иногда танец сопровождается и пением. Среди авторов этих
песен: Кшетраджна (17 в.), Тхья-гарадж (18 в.), Гопал Кришна Бхарати (19
в.). Текст песен - на языках тамили или телугу, иногда на санскрите.
Танцы школы "Б. н." изучаются и возрождаются "Академией музыки" в
Мадрасе. Иск-во "Б. н." препода„тся в учебных заведениях: "Калакшетра" в
Адьяре, Индийский ин-т изящных иск-в в Эгморе. Крупнейшие представители
школы "Б. п.":
Баласарасватху, Рам Гопал, Рук-мини Деи др.
Лит.: Banerji P., Dance of India, 5 rev. ed., Allahabad, 1956; В о-w
e r s F., The dance of India, N. V., 1953; Indian dance, Delhi, 1955;
A n a n d M. P., The dancing foot, Delhi, [1957J;Gri Kfsna Dac,
НатагГпа-tva parampara, Allahabad, 1957; Музыка Индии, M.-Л.. 1958. Ч.
С., Н. В.
БХАРАТА - древнеиндийский легендарный писатель. Б. считают автором
"Натьяшастры" - первого санскритского трактата о т-ре [2-4(?) вв.]. В
этом труде излагается эстетич. теория инд. т-ра, т. н. теория "раса"
(эмоций), по к-рой одной из осн. задач иск-ва является возбуждение в
зрителе определ„нных настроений или эмоций ("раса"). Учение о "раса"
возникло как теория театр. иск-ва, впоследствии было применено к лит-ре
Страницы: «« « 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |