Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 353   354   355   356   357   358   359   360   361  362   363   364   365   366   367   368   369   370   371  » »»

оперы шли только в концертном исполнении. С 1848 в т-ре  "Принсипаль  де
ла  Виктория"  ставили  оперы  Доницетти,  Беллини,  Верди,  Меркаданте,
Николаи и др. Выступали итал. и франц. труппы,  ставившие  оперы  Обера,
Адана, Буальдь„, Базена, Галеви и др.  После  падения  диктатуры  Росаса
муз. жизнь Б.-А. оживилась. В 1856 пост.  первые  сарсуэлы  (комедии,  с
пением и танцами) Л. Эрнандеса, Ф. Барбьери,  X.  Бастамбиде  и  др.  25
апреля 1857 спектаклем "Травиата" Верди был открыт т-р "Колон",  ставший
центром оперной жизни Б.-А. вплоть до закрытия  (в  1888).  В  1872-1925
развитие оперного искусства определял т-р  "Опера".  В  Б.-А.  выступали
лучшие итал. певцы: А. Патти, М.  Баттистини,  Таманьо  и  др.  В  конце
19-нач. 2Ю вв. были пост. новые аргент. оперы - "Лев Венеции"  ди  Э.  Верардини  (1892),  "Пампа"  Берутти  (1897),"Студенты   Болоньи"
Аргреавеса  (1897),   "Обруч„нный   с   морем"   (1897)   и   "Латинское
средневековье" (1901) Э. Паниса, "Сафрас" К. Гаито (1907). 25  мая  1908
оперой "Аида" был открыт новый т-р "Колон". С 1925 т-р имеет  постоянный
оркестр, хор и балетную труппу.
   БУЮКЛЙЕВА, Невена (р. 11.II.1896) -болгарская актриса. Нар.  артистка
Болгарской Республики (1952). В 1919 начала сценнч. деятельность. С 1926
работает в софийском Народном т-ре.  Играет  лирич.  и  драматич.  роли:
Албена (о. п. Йовкова), Ирина Радионова  ("Царская  милость"  Зидарова),
царица Теодора (о. п. Петкановой), Мария Стюарт,  Васса.  Создала  остро
сатирич. образ Венеры  Шипченской  ("Любовь"  Василева),  Таисьи  ("Мать
своих детей" Афиногенова) и др. А г. А/.
   БХАВАБХУТИ (7-8 вв.) - древнеиндийский драматург. Автор пьес  "Малати
и Мадхава", "Подвиги великого героя" и "Дальнейшие подвиги Рамы".  Драмы
Б.  отмечены  мастерством  в  изображении  человеческих  чувств,  картин
природы. В то же время творчество Б.  свидетельствует  о  начале  упадка
инд. классич. т-ра, его пьесы отличаются обилием  описаний,  отсутствием
действия.
   Лит.: Wilson H. H., Select specimens of the theatre of the Hindus, v.
2-3, Calcutta, 1827. В. Э.
   БХАНА- род пьесы в индийской  классической  драматургии.  Вед„т  сво„
начало от народной пантомимы. Б.  представляет  собой  одноактный  фарс,
обычно  изображающий  события  из  жизни  средневекового  города.  Часто
содержит  элементы  социальной  сатиры.  В  Б.  участвует  один   акт„р,
исполняющий роль виты; он обращается к воображаемым действующим лицам  и
повторяет якобы произнес„нные ими реплики. В. Э.
   БХАОНА - старинная  форма  индийского  театра  в  Ассаме  (Сев.-Вост.
Индия). Включает в себя музыку, танец и  драматич.  диалог;  исполнялась
бродячими труппами. В Б. проповедовалось  соц.  равенство  и  осуждались
консервативные  идеи  брахманизма.  Совр.   исполнители   вносят   новое
содержание в Б., форма к-рых оста„тся традиционной. Я. В.
   "БХАРАТ НАТЬЯМ" - одна из основных школ индийского классического нац.
танца. Возникла в Юж. Индии во 2 в. дон. э. Танцы "Б. н."  построены  на
определ„нном лит. сюжете, обычно воспроизводят эпизоды эпич.  поэмы  или
легенды. Вначале "Б. н." был ритуальным храмовым  танцем.  В  Чидамбаре,
где, по преданию, бог Шива  исполнил  танец  "Б.  н.",  существует  храм
Натараджа  (воздвигнут  в  честь  танцующего  Шивы),  на  фасаде  к-рого
высечены барельефы, изображающие 108 основных поз  танца.  Эти  позы  до
наст. вр. воспроизводятся танцорами школы "Б. н.".  В  основе  теоретич.
положений школы - санскритский трактат "Натьяша-стра"  [2-4(?)  вв.],  в
к-ром раскрыты эстетич. основы всех видов иск-в, в том  числе  и  танца.
Здесь дано подробное описание каждой позы и жеста,  вошедших  позднее  в
"Б. н.". До сер. 13 в. "Б. н." пользовалась наибольшей  популярностью  и
была распространена по всей  Индии.  В  период  династии  Гупта  (3  в.)
проникла на Яву, в Камбоджу, Сиам, где сохраняется в наст. время (с сер.
13 в. "Б. н." существовала в чистом виде только на юге Индии).  В  конце
19 и нач. 20 вв., в период англ. господства,  школа  "Б.  н."  пришла  в
упадок и прекратила  существование.  Но  в  1933  после  состоявшейся  в
Мадрасе широкой дискуссии о происхождении и значении этого  вида  иск-ва
"Б. н." возродилась, но уже в светском танце.
   Иск-во "Б. н." включает в себя элементы танца, музыки  и  драмы,  оно
проникнуто единством настроения,  определяемого  эмоциональной  окраской
мелодии.   Танцы   "Б.   н.",   отличающиеся   резкостью   движений    и
скульптурностью поз, состоят из тр„х основных элементов:  "нрита"ритмич.
танец;  "нритья"-  иск-во  передачи   содержания   танца   определ„нными
движениями пальцев рук и положением ног; "на-тья" - сочетание  нритья  с
пением. Школа "Б. н." различает 4 вида  танца:  "садир  натья"  -  самая
древняя и чистая форма "Б. н.", распростран„нная и  в  настоящее  время,
как правило, исполняется одной танцовщицей;  танец  проникнут  любовными
мотивами и связан с культом Шивы. "Кураванджи" - поэтическая композиция,
исполняемая 6-8 танцовщицами, выражает любовь  девушки  к  герою  (богу,
царю), связан с культом Шивы.  "Бхагавата  мела  на-така"  и  "кушипуди"
(обычно объединяются) -  танцевальная  драма,  в  которой  участвуют  не
только женщины, но и мужчины. "Бхагавата мела  ната-ка",  в  отличие  от
"кушипуди", не включает сольных выступлений, связан с культом Вишны  или
Кришны (в него входят все три основных элемента "Б. н.").
   Исполнение  "Б.  н."  занимает   иногда   ок.   4   часов.   Оркестр,
сопровождающий танец, состоит из индийских  народных  муз.  инструментов
.'барабанов, мриданг, дхблак,  табла;  струнных  инструментов  -  ситар,
вина, саранги. Иногда танец сопровождается и пением. Среди авторов  этих
песен: Кшетраджна (17 в.), Тхья-гарадж (18 в.), Гопал Кришна Бхарати (19
в.). Текст песен - на языках тамили или телугу, иногда на санскрите.
   Танцы школы "Б. н." изучаются и  возрождаются  "Академией  музыки"  в
Мадрасе. Иск-во "Б. н." препода„тся в учебных заведениях: "Калакшетра" в
Адьяре, Индийский ин-т изящных иск-в в Эгморе. Крупнейшие  представители
школы "Б. п.":
   Баласарасватху, Рам Гопал, Рук-мини Деи др.
   Лит.: Banerji P., Dance of India, 5 rev. ed., Allahabad, 1956; В  о-w
e r s F., The dance of India, N. V., 1953; Indian dance, Delhi, 1955;
   A n a n d M. P., The  dancing  foot,  Delhi,  [1957J;Gri  Kfsna  Dac,
НатагГпа-tva parampara, Allahabad, 1957; Музыка Индии, M.-Л..  1958.  Ч.
С., Н. В.
   БХАРАТА - древнеиндийский легендарный писатель.  Б.  считают  автором
"Натьяшастры" - первого санскритского трактата о т-ре  [2-4(?)  вв.].  В
этом труде излагается эстетич. теория инд. т-ра,  т.  н.  теория  "раса"
(эмоций), по к-рой одной из осн. задач  иск-ва  является  возбуждение  в
зрителе определ„нных настроений или эмоций  ("раса").  Учение  о  "раса"
возникло как теория театр. иск-ва, впоследствии было применено к  лит-ре

Страницы: «« « 353   354   355   356   357   358   359   360   361  362   363   364   365   366   367   368   369   370   371  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия