|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 » »» к-рой противопоставляется "сила любви". Борьбу со злом призван вести
идеальный нар. герой Зигфрид. В период длит. работы над тетралогией в
мировоззрении В. усилились реакц. тенденции вследствие увлечения
философией А. Шопенгауэра и ф. Ницше, тетралогия приобрела черты
пессимизма, в ней в образе бога Вотаиа отразились слабость и рефлексия,
неверие в революцию, характерные для нем. интеллигенции послереволюп.
периода.
В то же время в тетралогии ярко проявилась реформаторская
направленность творчества В., наметившаяся отчасти еще в операх 40-х гг.
В теоретич. работах 1849-51 и особенно в работе "Опера и драма" В.
подвергает резкой критике старую оперу, е„ условность, разрыв между
драм. содержанием и музыкой. Он выдвигает идею создания муз. драмы,
синтезирующей музыку, текст, действие произведения, в к-рой музыка
становится одним из важнейших средств воплощения содержания. Для
успешного осуществления такого синтеза В. считает необходимым
объединение композитора и либреттиста в одном лице (В.- ав-юр либретто
своих опер). Стремясь к непрерывности муз.-драматич. развития, В.
преодолевает расчлен„нность оперы на отд. номера" (арии, ансамбли),
заменяя их свободно построенными монологами и диалогами. Большое
внимание он уделяет выразительности вокальной декламации. К акт„рам
предъявляется требование раскрывать вокальными и драм. средствами
авторский замысел. Огромное значение приобретает оркестр, усиливающий
эмоциональное воздействие, раскрывающий внутр. смысл происходящего.
Важнейшим элементом оркестровой партии становятся сквозные
характеристики - лейтмотивы (иногда появляются и в вокальных партиях).
Они характеризуют отдельных героев, предметы, явления, устанавливают
причинно-следственную связь между ними, обеспечивают муз. единство
произведения.
В музыке "Кольца Нибелунга" психологически насыщенный лиризм и
глубокий драматизм сочетаются с яркой картинностью, оркестр поражает
богатством и силой выражения, блеском, изобилием оттенков. В то же время
здесь отразились противоречия и односторонность творч. метода В. Почти
полное отсутствие арий, ансамблей, хоров приводит к однообразию
речитативной декламации. Порой нарушается равновесие между вокальной и
оркестровой партиями; внимание композитора сосредоточено на оркестре, он
пренебрегает выразительностью человеческого голоса. Усложн„нная система
лейтмотивов, чрезмерное изобилие гармонич. и оркестровых красок,
многословие текста, обилие отвлеч„нных рассуждений, замена действия
повествованием снижают драматич. напряж„нность "Кольца Нибелунга",
придают опере статичный характер.
Симфонизация оперы находит высшее проявление в "Тристане и Изольде",
где внешнее действие сведено до минимума и вс„ внимание композитора
обращено на переживания героев. Предельной напряж„нности достигает
гармонич. язык оркестрового сопровождения.
От крайностей позднего стиля В. отступает в опере "Нюрнбергские
мейстерзингеры". Лиш„нный мифоло-гич. возвышенности, историко-бытовой
сюжет излагается более простыми и традиционными муз. средствами. В опере
имеются песни, ансамбли, хоры с их ясной мелодикой в духе нар.
песенности. Прогрессивна основная идея произведения: борьба за передовое
нар. искусство, против тупого педантизма.
Обращение В. к религии в конце жизни нашло отражение в
христианско-мистич. концепции "Пар-сифаля", приближающейся к типу
церковно-театр. действа. Музыка достигает здесь особой ясности,
уравновешенности, но ей свойственны черты абстрактной символики.
Отч„тливо проявляется статичность действия.
В. принадлежит выдающаяся историч. роль в реформе оперного иск-ва.
Превращая оперу в муз. драму, композитор добивался идейной насыщенности
спектакля, гармоничного взаимодействия всех его элементов. Его оперы
явились выдающимися достижениями в области новых средств муз.
выразительности и драматургии. Велико значение В. в симфонизации оперы.
Сыграв большую роль в борьбе за высокую содержательность оперного
иск-ва, вагнеровская реформа (создание т. н. музыкальной драмы) привела
к решению новых сложных художеств. задач. Крупнейшие представители нац.
оперных школ, творчески осваивали достижения В., выступая в то же время
против крайностей вагнеровской реформы (Бизе, Верди, Чайковский и др.).
Реформаторское творчество В. оказало значит, воз' действие на оперное
исполнительство. Уже в первых дрезденских постановках композитора такие
выдающиеся певцы, как В. Шр„дер-Девриент и И. Те-хачек не во вс„м
удовлетворяли В. Композитор требовал от исполнителей глубокого
проникновения в сущность образов; особая декламационная выразительность
вокальных партий его опер и сложность оркестрового сопровождения ставили
перед певцами новые задачи. Большие трудности возникали перед
исполнителями героич. партий в "Кольце Нибелунга"; музыка В. требовала
большой силы звука и огромной физич. выносливости. Неоднократные попытки
В. создать спец. школу для подготовки певцов-исполнителей его опер не
увенчались успехом. Однако с распространением вагнеровского репертуара
появляются певцы, удовлетворяющие требованиям новой вокальной школы.
Одним из первых был Л. Шнорр фон Карольсфельд, дебютировавший в партии
Тристана ("Тристан и Изольда", 1865, Мюнхен). В спектаклях "Кольца
Нибелунга" (1876, Байр„йт) особенно выделялась А. Матерна в роли
Брунгильды. В нач. 20 в. значит, вклад был сделан рус. оперной школой,
выдвинувшей одного из лучших мировых исполнителей вагнеровских ролей -
И. В. Ершова. Выдающимся событием была также исполнение А. В. Неждановой
и Л. В. Собиновым основных партий в "Лоэнгрине". Среди сов. исполнителей
вагнеровских партий: К. Г. Держинская, И. С. Козловский, М. О. Рейзен.
Выделяются такжв совр. зарубежные исполнители - М. Каллас, Л. Мель-киф,
К. Флагстад, М. М„дль, Л. Зютхауз и др.
Первые пост. опер В. в России относятся к 1868-("Лоэнгрин" в Петерб.
Мариинском т-ре). В 1889 нем. труппа впервые показала в Петербурге оперу
"Кольцо Нибелунга". Среди рус. музыкантов знатоком и пропагандистом
музыки В. был А. Н. Серов; проницательные оценки творчества В. давали
Римский-Корса-ков, Чайковский и др. В сов. время оперы В. ставились на
сценах крупнейших оперных т-ров, в т. ч. Москвы, Ленинграда, Риги и др.
В. был одним из видных представителей дириж„рского иск-ва. В 50-60-х
гг. он неоднократно выступал в различных европ. городах, в т. ч. в
Петербурге и Москве (1863), с исполнением своих произв. и симфоний
Бетховена.
Соч.: Собрание муз. произведений - Wagner R., Werke, Lpz., Breitkopf
Hartel; Клавиры основных опер вышли также в русских изданиях с
переводом текстов на русский язык.
Страницы: «« « 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |