Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 362   363   364   365   366   367   368   369   370  371   372   373   374   375   376   377   378   379   380  » »»

к-рой противопоставляется "сила любви". Борьбу  со  злом  призван  вести
идеальный нар. герой Зигфрид. В период длит. работы  над  тетралогией  в
мировоззрении  В.  усилились  реакц.  тенденции   вследствие   увлечения
философией  А.  Шопенгауэра  и  ф.  Ницше,  тетралогия  приобрела  черты
пессимизма, в ней в образе бога Вотаиа отразились слабость и  рефлексия,
неверие в революцию, характерные для  нем.  интеллигенции  послереволюп.
периода.
   В  то  же  время  в   тетралогии   ярко   проявилась   реформаторская
направленность творчества В., наметившаяся отчасти еще в операх 40-х гг.
В теоретич. работах 1849-51 и особенно  в  работе  "Опера  и  драма"  В.
подвергает резкой критике старую  оперу,  е„  условность,  разрыв  между
драм. содержанием и музыкой. Он  выдвигает  идею  создания  муз.  драмы,
синтезирующей музыку,  текст,  действие  произведения,  в  к-рой  музыка
становится  одним  из  важнейших  средств  воплощения  содержания.   Для
успешного  осуществления   такого   синтеза   В.   считает   необходимым
объединение композитора и либреттиста в одном лице (В.-  ав-юр  либретто
своих  опер).  Стремясь  к  непрерывности  муз.-драматич.  развития,  В.
преодолевает расчлен„нность оперы  на  отд.  номера"  (арии,  ансамбли),
заменяя  их  свободно  построенными  монологами  и  диалогами.   Большое
внимание он уделяет  выразительности  вокальной  декламации.  К  акт„рам
предъявляется  требование  раскрывать  вокальными  и  драм.   средствами
авторский замысел. Огромное значение  приобретает  оркестр,  усиливающий
эмоциональное  воздействие,  раскрывающий  внутр.  смысл  происходящего.
Важнейшим   элементом    оркестровой    партии    становятся    сквозные
характеристики - лейтмотивы (иногда появляются и в  вокальных  партиях).
Они характеризуют отдельных  героев,  предметы,  явления,  устанавливают
причинно-следственную  связь  между  ними,  обеспечивают  муз.  единство
произведения.
   В  музыке  "Кольца  Нибелунга"  психологически  насыщенный  лиризм  и
глубокий драматизм сочетаются с  яркой  картинностью,  оркестр  поражает
богатством и силой выражения, блеском, изобилием оттенков. В то же время
здесь отразились противоречия и односторонность творч. метода  В.  Почти
полное  отсутствие  арий,  ансамблей,  хоров  приводит   к   однообразию
речитативной декламации. Порой нарушается равновесие между  вокальной  и
оркестровой партиями; внимание композитора сосредоточено на оркестре, он
пренебрегает выразительностью человеческого голоса. Усложн„нная  система
лейтмотивов,  чрезмерное  изобилие  гармонич.  и   оркестровых   красок,
многословие текста,  обилие  отвлеч„нных  рассуждений,  замена  действия
повествованием  снижают  драматич.  напряж„нность  "Кольца   Нибелунга",
придают опере статичный характер.
   Симфонизация оперы находит высшее проявление в "Тристане и  Изольде",
где внешнее действие сведено до  минимума  и  вс„  внимание  композитора
обращено  на  переживания  героев.  Предельной  напряж„нности  достигает
гармонич. язык оркестрового сопровождения.
   От крайностей позднего  стиля  В.  отступает  в  опере  "Нюрнбергские
мейстерзингеры". Лиш„нный  мифоло-гич.  возвышенности,  историко-бытовой
сюжет излагается более простыми и традиционными муз. средствами. В опере
имеются  песни,  ансамбли,  хоры  с  их  ясной  мелодикой  в  духе  нар.
песенности. Прогрессивна основная идея произведения: борьба за передовое
нар. искусство, против тупого педантизма.
   Обращение  В.  к  религии   в   конце   жизни   нашло   отражение   в
христианско-мистич.  концепции  "Пар-сифаля",  приближающейся   к   типу
церковно-театр.  действа.  Музыка  достигает   здесь   особой   ясности,
уравновешенности,  но  ей  свойственны  черты   абстрактной   символики.
Отч„тливо проявляется статичность действия.
   В. принадлежит выдающаяся историч. роль в  реформе  оперного  иск-ва.
Превращая оперу в муз. драму, композитор добивался идейной  насыщенности
спектакля, гармоничного взаимодействия всех  его  элементов.  Его  оперы
явились  выдающимися  достижениями  в   области   новых   средств   муз.
выразительности и драматургии. Велико значение В. в симфонизации  оперы.
Сыграв большую  роль  в  борьбе  за  высокую  содержательность  оперного
иск-ва, вагнеровская реформа (создание т. н. музыкальной драмы)  привела
к решению новых сложных художеств. задач. Крупнейшие представители  нац.
оперных школ, творчески осваивали достижения В., выступая в то же  время
против крайностей вагнеровской реформы (Бизе, Верди, Чайковский и др.).
   Реформаторское творчество В. оказало значит, воз' действие на оперное
исполнительство. Уже в первых дрезденских постановках композитора  такие
выдающиеся певцы, как В.  Шр„дер-Девриент  и  И.  Те-хачек  не  во  вс„м
удовлетворяли  В.  Композитор   требовал   от   исполнителей   глубокого
проникновения в сущность образов; особая декламационная  выразительность
вокальных партий его опер и сложность оркестрового сопровождения ставили
перед  певцами  новые  задачи.   Большие   трудности   возникали   перед
исполнителями героич. партий в "Кольце Нибелунга"; музыка  В.  требовала
большой силы звука и огромной физич. выносливости. Неоднократные попытки
В. создать спец. школу для подготовки певцов-исполнителей  его  опер  не
увенчались успехом. Однако с распространением  вагнеровского  репертуара
появляются певцы, удовлетворяющие  требованиям  новой  вокальной  школы.
Одним из первых был Л. Шнорр фон Карольсфельд, дебютировавший  в  партии
Тристана ("Тристан и  Изольда",  1865,  Мюнхен).  В  спектаклях  "Кольца
Нибелунга"  (1876,  Байр„йт)  особенно  выделялась  А.  Матерна  в  роли
Брунгильды. В нач. 20 в. значит, вклад был сделан рус.  оперной  школой,
выдвинувшей одного из лучших мировых исполнителей вагнеровских  ролей  -
И. В. Ершова. Выдающимся событием была также исполнение А. В. Неждановой
и Л. В. Собиновым основных партий в "Лоэнгрине". Среди сов. исполнителей
вагнеровских партий: К. Г. Держинская, И. С. Козловский, М.  О.  Рейзен.
Выделяются такжв совр. зарубежные исполнители - М. Каллас, Л.  Мель-киф,
К. Флагстад, М. М„дль, Л. Зютхауз и др.
   Первые пост. опер В. в России относятся к 1868-("Лоэнгрин" в  Петерб.
Мариинском т-ре). В 1889 нем. труппа впервые показала в Петербурге оперу
"Кольцо Нибелунга". Среди  рус.  музыкантов  знатоком  и  пропагандистом
музыки В. был А. Н. Серов; проницательные оценки  творчества  В.  давали
Римский-Корса-ков, Чайковский и др. В сов. время оперы В.  ставились  на
сценах крупнейших оперных т-ров, в т. ч. Москвы, Ленинграда, Риги и др.
   В. был одним из видных представителей дириж„рского иск-ва. В  50-60-х
гг. он неоднократно выступал в различных  европ.  городах,  в  т.  ч.  в
Петербурге и Москве (1863),  с  исполнением  своих  произв.  и  симфоний
Бетховена.
   Соч.: Собрание муз. произведений - Wagner R., Werke, Lpz.,  Breitkopf
Hartel; Клавиры основных опер вышли также в русских изданиях с
переводом текстов на русский язык.

Страницы: «« « 362   363   364   365   366   367   368   369   370  371   372   373   374   375   376   377   378   379   380  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия