Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 368   369   370   371   372   373   374   375   376  377   378   379   380   381   382   383   384   385   386  » »»

Штейбельта, 1809). Ставил также балеты на  сказочные  сюжеты  ("Рауль  -
Синяя борода" Кавоса, Грет-ри, 1815, "Сандрильона" Штейбельта,  1815,  и
др.)  и  мифологические  ("Орфей  и  Эвридика",  1808,  на  муз.  Глюка,
"Амазонка" Антонолини, 1815,  и  др.).  Особое  место  в  творчестве  В.
занимают балеты на рус.  сюжеты  ("Новая  героиня,  или  Женщина-казак",
1810, на муз. разных композиторов) и дивертисменты на  патриотич.  темы,
пост. в годы Отечеств, войны 1812 ("Любовь к  отечеству"  Кавоса,  1812,
"Русские в Германии, или Следствие любви к отечеству", 1813,  "Торжество
России, или Русские в Париже", 1814, Кавоса, совм. с А.  Л.  Огюстом,  и
др.).  Как  педагог  В.  содействовал  выработке  основ  русской   школы
балетного искусства. Написал и перев„л около  25  пьес,  а  также  книгу
"Замечания Россиянина о мнении иностранцев о России", 1813.
   Соч.: Из архива балетмейстера, М.-Л., 1948. Лит.: Борисоглебский М.В.
(Сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938;  Гозенпуд
А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959;
   СлонимскийЮ., "Новый  Вертер",  в  кн.:  Ученые  записки  гос.  н.-и.
института театра, музыки и кинематографии. Л., 1958.
   ВАЛЬБЕРХОВА (В а л б e p  x  о  в  а),  Мария  Ивановна  [27.XII.1788
(7.1.1789) -15(27).IX.1867] - русская актриса.  Дочь  И.  И.  Валъберха.
Ученица А. А. Шаховского. Дебютировала  на  петерб.  сцене  в  1807  как
трагич. актриса  (Антигона  -  "Эдип  в  Афинах"  Озерова).  Не  обладая
трагедийным дарованием, В. оставила сцену в 1811 и блестяще дебютировала
вновь в 1815, уже как комедийная актриса (графиня Лелева-"Липецкие воды"
Шаховского) ; играла Агату ("Шалости  влюбл„нных"  Хмельницкого)  и  др.
Одна из Лучших ролей В. - Наташа в водевиле "Своя  семья,  или  Замужняя
невеста"  (1817),  написанном   для   не„   Грибоедовым,   Шаховским   и
Хмельницким. Пушкин считал В. превосходной комедийной актрисой (см.  его
статью "Мои замечания  об  русском  театре").  В  наброске  "Комедии  об
игроке" Пушкин обозначил  одну  из  ролей  именем  В.  Для  е„  бенефиса
Лермонтов предназначал в 1835 первую редакцию своего "Маскарада", но  В.
из-за цензурных препятствий смогла сыграть  только  отдельные  сцены  из
этой драмы в 1852, уже после смерти Лермонтова. В зрелые годы  репертуар
В.  обогатился  характерно-драматич.  ролями.  В.  высоко  ценил  В.  Г.
Белинский, отмечавший в своих рецензиях художеств. правдивость е„  игры.
Оставила сцену в 1855. Преподавала в Петерб. театр. уч-ще.
   ВАЛЬДЕНБЕРГ, Исаак Яковлевич (р. 10.11. 1906) - советский театральный
художник-декоратор. В 1925 окончил  Киевский  художеств.  ин-т.  Сценич.
деятельность начал в 20-е гг. Работал в т-рах Киева, Одессы, Харькова. С
1938 оформляет спектакли в т-рах совместно с художником Д. В.  Ушаковым.
С 1941 работает в Ташкентском рус. драм.  т-ре,  где  оформил  спектакли
"Клоп" (1956); "Тайфун"  Цао  Юя  (1957),  "Филумена  Мартурано"  Э.  де
Фи-липпо (1957), "Годы странствий" Арбузова (1954),  "Дракон  и  солнце"
Гинзбурга (1958). Участвовал в создании спектакля "Юлий Цезарь"  в  узб.
Т-ре имени Хамзы (1958). А. У.
   ВАЛЬЕ  ИНКЛАН  (Valle-Inclan),   Рамондель(28.Х.   1869-5.1.1936)   -
испанский  писатель,  драматург,  поэт.  Лит.  деятельность  начал   как
представитель "поколения 1898 года" или "поколения катастрофы" во  время
политико-экономич. и культурного упадка Испании  после  потери  колоний.
Первая пьеса -"Пепел" (1899, т-р "Лара"). С 1903 В. И. писал для  труппы
известных исп. акт„ров  М.  Герреро  и  Ф.  Диас  де  Мен-доса.  В  нач.
творчества В. И. испытал влияние поэта-модерниста Р. Дарио  (Никарагуа),
проявившееся в лирич. пьесах "Апрельская сказка" и "Голова дракона" (обе
пост.  в  1910,  т-р  "Комедии").  Большим  успехом  среди  пьес  В.  И.
пользовалась "Маркиза Роза-линда" (1912, т-р "Принсеса" в Мадриде; в гл.
роли- М. Герреро), навеянная итал. комедией дель арте. В. И. принадлежит
цикл драм. диалогов из галисий-ской жизни (т.  н.  варварские  комедии):
"Геральдический ор„л" (1907), "Романс волков" (1908), "Серебряное  лицо"
(1922) (не были пост. на сцене). Пьеса "Колдовство" (1912), отличающаяся
мрачным  колоритом,  отражавшая  суеверия  галисийской   деревни,   была
отклонена М. Герреро, в результате чего произош„л разрыв между автором и
труппой. Эту пьесу пост. в 1931 труппа  И.  Лопес  Эредиа  (т-р  "Муньос
Сека", Мадрид). К галисийскому циклу относится также пьеса "Божественные
слова" (1933, труппа М. Ксиргу, т-р "Эспаньоль", Мадрид).
   Первая мировая война 1914-18 определила перелом в творчестве  В.  И.,
гневно е„  осудившего.  В.  И.  отходит  от  утонч„нности  выразительных
средств,  характерной  для  первого  периода  его   лит.   деятельности.
Драматург  затрагивает  социальные  проблемы;  в  "Фарсе  об   испанской
королеве" в гротесковой форме бичуются нравы придворного  быта  Изабеллы
II (1920; труппа И. Лопес Эредиа, т-р "Муньос Сека", 1931).
   В.  И.  создал  жанр  "эсперпенто"  (esperpento  -  пугало,  чудище),
являющийся лит.  разновидностью  "Капричос"  худ.  Гойи.  В  этом  жанре
написаны пьесы:
   "Светочи богемы" (1924), где воссоздана жизнь мадридского "дна", "Дон
фриолера  -  рогоносец"   (1925),   в   к-рой   высмеиваются   мещанские
представления о семейной чести, и  др.  В  пьесах  "эсперпенто"  гротеск
довед„н до предельной остроты.
   Среди пьес В. И. - "Голова Крестителя" (1924, "Театро  дель  сентро",
Мадрид), написанная под влиянием "Саломеи" Уайльда. Элементы  гротескной
фантастики содержит пьеса "Связь" (1925, "Т-р Белого дрозда", Мадрид). В
последние годы своей жизни В. И. был одним из видных представителей исп.
антифашистской интеллигенции.
   Лит.: Valbuena Prat A., Historia de la literatura espanola,  t.  1-2,
Barcelona, 1937, 5 ed., t. 1-3, Bare., 1957;
   Fernandez Almagro М.,  La  vida  y  la  literatura  de  Valle-Inclan,
Madrid, 1943; Del Hoyo A., Teatro mundial, Madrid, 1955. Л. Kp.
   "ВАЛЬКИРИЯ" ("Die Wal kure") - опера (муз.  драма)  Р.  Вагнера  (2-я
опера из тетралогии "Кольцо Нибелунга")  (либр.  композитора  на  основе
скандинавского эпоса 8-9 вв. "Эдда" и средне-верхненемецкого эпоса 13 в.
"Песнь о нибе-лунгах"). Пост. 26 июня 1870 в Мюнхене. В  России  впервые
пост. нем. труппой (1889, Москва и Петербург). Русской труппой пост.  24
нояб. 1900 в Петербурге, в Мариинском т-ре (Вотан - Шаронов, Зиглинда  -
Больска, Брунгиль-да  -  Фигнер,  Фрика  -  Славина,  Зигмунд  -  Ершов,
Хун-динг - Бухтояров; дириж„р Направник, худ. Ширяев, Брюкнер).  В  1908
возобновлена под управлением Ники-ша. В 1909 пост. в  Киеве  (Зигмунд  -
Орешкевич, Зиглинда  -  Воронец,  Вотан  -  Боссе,  Хундинг  -  Тихонов,
Брунгильда- Валицкая; дириж„р Пагани); 11 февр. 1902 - в Большом т-ре  в
Москве  (Брунгильда-Дейша-Сионицкая,   Зиглинда-   Салина,   Зигмунд   -
Клементьев, Боначич, Вотан - Г. Пирогов, Власов).
   На сов. сцене- 6 мая 1918 в Гос. академич.  т-ре  оперы  и  балета  в
Петрограде (дириж„р Коутс, реж. Полечек, худ. Ширяев и Брюкнер). 24 апр.

Страницы: «« « 368   369   370   371   372   373   374   375   376  377   378   379   380   381   382   383   384   385   386  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия