|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 » »» Штейбельта, 1809). Ставил также балеты на сказочные сюжеты ("Рауль -
Синяя борода" Кавоса, Грет-ри, 1815, "Сандрильона" Штейбельта, 1815, и
др.) и мифологические ("Орфей и Эвридика", 1808, на муз. Глюка,
"Амазонка" Антонолини, 1815, и др.). Особое место в творчестве В.
занимают балеты на рус. сюжеты ("Новая героиня, или Женщина-казак",
1810, на муз. разных композиторов) и дивертисменты на патриотич. темы,
пост. в годы Отечеств, войны 1812 ("Любовь к отечеству" Кавоса, 1812,
"Русские в Германии, или Следствие любви к отечеству", 1813, "Торжество
России, или Русские в Париже", 1814, Кавоса, совм. с А. Л. Огюстом, и
др.). Как педагог В. содействовал выработке основ русской школы
балетного искусства. Написал и перев„л около 25 пьес, а также книгу
"Замечания Россиянина о мнении иностранцев о России", 1813.
Соч.: Из архива балетмейстера, М.-Л., 1948. Лит.: Борисоглебский М.В.
(Сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938; Гозенпуд
А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959;
СлонимскийЮ., "Новый Вертер", в кн.: Ученые записки гос. н.-и.
института театра, музыки и кинематографии. Л., 1958.
ВАЛЬБЕРХОВА (В а л б e p x о в а), Мария Ивановна [27.XII.1788
(7.1.1789) -15(27).IX.1867] - русская актриса. Дочь И. И. Валъберха.
Ученица А. А. Шаховского. Дебютировала на петерб. сцене в 1807 как
трагич. актриса (Антигона - "Эдип в Афинах" Озерова). Не обладая
трагедийным дарованием, В. оставила сцену в 1811 и блестяще дебютировала
вновь в 1815, уже как комедийная актриса (графиня Лелева-"Липецкие воды"
Шаховского) ; играла Агату ("Шалости влюбл„нных" Хмельницкого) и др.
Одна из Лучших ролей В. - Наташа в водевиле "Своя семья, или Замужняя
невеста" (1817), написанном для не„ Грибоедовым, Шаховским и
Хмельницким. Пушкин считал В. превосходной комедийной актрисой (см. его
статью "Мои замечания об русском театре"). В наброске "Комедии об
игроке" Пушкин обозначил одну из ролей именем В. Для е„ бенефиса
Лермонтов предназначал в 1835 первую редакцию своего "Маскарада", но В.
из-за цензурных препятствий смогла сыграть только отдельные сцены из
этой драмы в 1852, уже после смерти Лермонтова. В зрелые годы репертуар
В. обогатился характерно-драматич. ролями. В. высоко ценил В. Г.
Белинский, отмечавший в своих рецензиях художеств. правдивость е„ игры.
Оставила сцену в 1855. Преподавала в Петерб. театр. уч-ще.
ВАЛЬДЕНБЕРГ, Исаак Яковлевич (р. 10.11. 1906) - советский театральный
художник-декоратор. В 1925 окончил Киевский художеств. ин-т. Сценич.
деятельность начал в 20-е гг. Работал в т-рах Киева, Одессы, Харькова. С
1938 оформляет спектакли в т-рах совместно с художником Д. В. Ушаковым.
С 1941 работает в Ташкентском рус. драм. т-ре, где оформил спектакли
"Клоп" (1956); "Тайфун" Цао Юя (1957), "Филумена Мартурано" Э. де
Фи-липпо (1957), "Годы странствий" Арбузова (1954), "Дракон и солнце"
Гинзбурга (1958). Участвовал в создании спектакля "Юлий Цезарь" в узб.
Т-ре имени Хамзы (1958). А. У.
ВАЛЬЕ ИНКЛАН (Valle-Inclan), Рамондель(28.Х. 1869-5.1.1936) -
испанский писатель, драматург, поэт. Лит. деятельность начал как
представитель "поколения 1898 года" или "поколения катастрофы" во время
политико-экономич. и культурного упадка Испании после потери колоний.
Первая пьеса -"Пепел" (1899, т-р "Лара"). С 1903 В. И. писал для труппы
известных исп. акт„ров М. Герреро и Ф. Диас де Мен-доса. В нач.
творчества В. И. испытал влияние поэта-модерниста Р. Дарио (Никарагуа),
проявившееся в лирич. пьесах "Апрельская сказка" и "Голова дракона" (обе
пост. в 1910, т-р "Комедии"). Большим успехом среди пьес В. И.
пользовалась "Маркиза Роза-линда" (1912, т-р "Принсеса" в Мадриде; в гл.
роли- М. Герреро), навеянная итал. комедией дель арте. В. И. принадлежит
цикл драм. диалогов из галисий-ской жизни (т. н. варварские комедии):
"Геральдический ор„л" (1907), "Романс волков" (1908), "Серебряное лицо"
(1922) (не были пост. на сцене). Пьеса "Колдовство" (1912), отличающаяся
мрачным колоритом, отражавшая суеверия галисийской деревни, была
отклонена М. Герреро, в результате чего произош„л разрыв между автором и
труппой. Эту пьесу пост. в 1931 труппа И. Лопес Эредиа (т-р "Муньос
Сека", Мадрид). К галисийскому циклу относится также пьеса "Божественные
слова" (1933, труппа М. Ксиргу, т-р "Эспаньоль", Мадрид).
Первая мировая война 1914-18 определила перелом в творчестве В. И.,
гневно е„ осудившего. В. И. отходит от утонч„нности выразительных
средств, характерной для первого периода его лит. деятельности.
Драматург затрагивает социальные проблемы; в "Фарсе об испанской
королеве" в гротесковой форме бичуются нравы придворного быта Изабеллы
II (1920; труппа И. Лопес Эредиа, т-р "Муньос Сека", 1931).
В. И. создал жанр "эсперпенто" (esperpento - пугало, чудище),
являющийся лит. разновидностью "Капричос" худ. Гойи. В этом жанре
написаны пьесы:
"Светочи богемы" (1924), где воссоздана жизнь мадридского "дна", "Дон
фриолера - рогоносец" (1925), в к-рой высмеиваются мещанские
представления о семейной чести, и др. В пьесах "эсперпенто" гротеск
довед„н до предельной остроты.
Среди пьес В. И. - "Голова Крестителя" (1924, "Театро дель сентро",
Мадрид), написанная под влиянием "Саломеи" Уайльда. Элементы гротескной
фантастики содержит пьеса "Связь" (1925, "Т-р Белого дрозда", Мадрид). В
последние годы своей жизни В. И. был одним из видных представителей исп.
антифашистской интеллигенции.
Лит.: Valbuena Prat A., Historia de la literatura espanola, t. 1-2,
Barcelona, 1937, 5 ed., t. 1-3, Bare., 1957;
Fernandez Almagro М., La vida y la literatura de Valle-Inclan,
Madrid, 1943; Del Hoyo A., Teatro mundial, Madrid, 1955. Л. Kp.
"ВАЛЬКИРИЯ" ("Die Wal kure") - опера (муз. драма) Р. Вагнера (2-я
опера из тетралогии "Кольцо Нибелунга") (либр. композитора на основе
скандинавского эпоса 8-9 вв. "Эдда" и средне-верхненемецкого эпоса 13 в.
"Песнь о нибе-лунгах"). Пост. 26 июня 1870 в Мюнхене. В России впервые
пост. нем. труппой (1889, Москва и Петербург). Русской труппой пост. 24
нояб. 1900 в Петербурге, в Мариинском т-ре (Вотан - Шаронов, Зиглинда -
Больска, Брунгиль-да - Фигнер, Фрика - Славина, Зигмунд - Ершов,
Хун-динг - Бухтояров; дириж„р Направник, худ. Ширяев, Брюкнер). В 1908
возобновлена под управлением Ники-ша. В 1909 пост. в Киеве (Зигмунд -
Орешкевич, Зиглинда - Воронец, Вотан - Боссе, Хундинг - Тихонов,
Брунгильда- Валицкая; дириж„р Пагани); 11 февр. 1902 - в Большом т-ре в
Москве (Брунгильда-Дейша-Сионицкая, Зиглинда- Салина, Зигмунд -
Клементьев, Боначич, Вотан - Г. Пирогов, Власов).
На сов. сцене- 6 мая 1918 в Гос. академич. т-ре оперы и балета в
Петрограде (дириж„р Коутс, реж. Полечек, худ. Ширяев и Брюкнер). 24 апр.
Страницы: «« « 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |