Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 376   377   378   379   380   381   382   383   384  385   386   387   388   389   390   391   392   393   394  » »»

свободу,  против  тирании.  В.  -  первый  нац.   драматург   Аргентины,
призывавший к борьбе против диктатуры.
   Лит.: G-utierres, E. S. Calimano, Historia de la literatura americana
y argentina, Ed. Kapelusz, B. Aires, 1940, Ал. Р.
   ВАРЕН (Waren), Матти (28.XI.1891-1955) -финский театральный художник.
Учился в художеств. уч-ще Союза художников Финляндии (1912) и художеств.
ателье Хельсинкского ун-та (1908 и 1913). С 1927 В.-  художник  финского
Национального т-ра в Хельсинки. Оформил спектакли: "Гроза";
   "Опера нищих" Гея, "Куллерво" и  "Леа"  Киви,  "Царь  Эдип"  Софокла,
"Король Лир", "Генрих IV"; "Веер леди Уиндермир" Уайльда, "Чайка" и  др.
Оформлял спектакли и в Финской опере. С. Л.
   ВАРИАЦИЯ  (франц.  variation,  от  лат.  variatio  -  изменение)  -1)
видоизменение муз. темы, мелодии или е„ сопровождения.  2)  В  балете  -
небольшой  сольный  классич.  танец,   обычно   технически   сложный   и
композиционно разв„рнутый. Исполняется в живом быстром  темпе  (см.  Па,
Па-де-де, Па д    ВАРКОВЙЦКИЙ, Владимир Александрович [р. 19.  XII.  1915  (I.I.  1916)
J-русский советский артист балета,  балетмейстер,  педагог.  С  1936  по
окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (класс В. И. Пономар„ва  и  А.  В.
Лопухова) - солист Ленингр. т-ра оперы и балета им.
   Кирова (1936-38), где исполнял танец  баска,  партию  Нурали  ("Пламя
Парижа", "Бахчисарайский фонтан"). В 1937 начал творческую  деятельность
как балетмейстер. В 1941-43 В. - художеств. руководитель балета ленингр.
Малого оперного т-ра. Пост. спектакли "Сказка о  попе  и  работнике  его
балде" Чу-лаки (1940), "Гаврош" Битова и  Корнблита  (1958).  В  1953-55
работал в Т-ре оперы и  балета  им.  Спен-диарова  (Ереван),  где  пост.
"Хандут" Спендиарова (1953), "Лебединое озеро" (1954) и др. В молдавском
Т-ре оперы пост.  "Рассвет"  Загорского  (1960).  В.  ставит  концертные
номера на совр. темы: "Чапаевцы" на муз. Компанейца, "Памятник" на  муз.
сов. песен, "Непокор„нная" на муз. Цфасмана и др. С 1937  В.  занимается
педагогич. деятельностью. Л. 77.
   ВАРКОНЬИ (Varkonyi), Зольтан (р. 13. V. 1912) - венгерский,  акт„р  и
режисс„р. Засл. арт. Венг. Нар. Республики (1955). По  окончании  театр.
ин-та в 1935 был принят в Нац. т-р (Будапешт), где работал  до  1940.  В
1941-44 выступал  в  т-ре  им.  М  а  дача,  в  1945-49  был  директором
художеств. т-ра, в 1949-51 - гл. режисс„ром Нац. т-ра, в  1951-53-  Т-ра
Народной Армии в Будапеште. С 1953-режисс„р и  акт„р  Нац.  т-ра.  Среди
ролей сыгранных  В.:  Гамлет;  Сирано  де  Бер-жерак  (о.  п.  Ростана),
Хлестаков; Генрих IV (о. п. Пиранделло), Дофин  ("Святая  Иоанна"  Шоу),
Яровой ("Любовь Яровая"), Бутлер  ("Голос  Америки"  Лаврен„ва).  Пост.:
"Луна зашла" по Стейнбеку (1945),  "Троянской  войны  не  будет"  Жироду
(1946), "За закрытой дверью" Сартра, "Шахт„ры" Давид оглу (1950),  "Одна
ночь" Горбатова (1957), "Дымное  небо"  Дарваша  (1959)  и  др.  С  1945
работает также в кино как режисс„р и сценарист. С 1949 вед„т  педагогич.
работу в ин-те т-ра и кино. Удостоен пр. им. Кошута (1953, 1956).
   ВАРЛАМОВ, Александр Егорович  [15(27).XI.1801,  Москва,-  15(27).  X.
1848, Петербург J- русский композитор и  педагог.  С  10  лет  -  певчий
Придворной певческой капеллы в Петербурге, впоследствии -учитель певчих,
а затем капельмейстер и "композитор  музыки"  моек.  т-ров.  Выступал  в
концертах как певец (ранее - как  дириж„р).  В  1834-35  издавал  нотный
журнал "Эолова арфа", В 1840 вышла его "Полная  школа  пения"  -  первое
руководство по вокальному иск-ву на рус. яз. В. - автор музыки для т-ра,
в т.  ч,  "Песни  Офелии"  к  трагедии  "Гамлет",  музыки  к  спектаклям
"Эсмеральда" (по роману "Собор Парижской богоматери" Гюго), "Двумужница"
Шаховского и др., а также балетов "Забавы султана"  (1834),  "Мальчик  с
пальчик" (1837, совм. с А. Гурьяновым). Писал песни, романсы и др.  соч.
Сценич. произв. с музыкой В. были пост. в Москве.  В  глубоко  искреннем
творчестве  В.  претворены  интонации,  ритмы  и  жанры,  типичные   для
городского муз. быта. Мелодика В., связанная с рус. нар. песней, сыграла
заметную роль в формировании нац. мелодич. языка.
   Соч.:  Полное  собр.  сочинений,  т.  1-12,  СПБ,  изд.   Стелловский
[1861-1864], позже переизд. Гутхейль.
   Лит.: Сатин X., Александр Егорович Варламов (Материалы к  биографии),
"Советская музыка", 1948, ј 8; Тынянова Е., На заре русского романсового
творчества, там же; Булич С. К., А. Е. Варламов. Несколько новых  данных
для его биографии, "Русская музыкальная газета", 1901, ј.ј,45-47, 49.
   ВАРЛАМОВ,     Константин     Александрович      [11(23).      V.1848,
Петербург,-2(15).VIII.1915, там ?KeJ - русский акт„р. Сын композитора А.
Е. Варламова.  Воспитывался  и  рос  в  тяж„лых  материальных  условиях,
образование  получил  незначительное.  В  юности  принимал   участие   в
любительских спектаклях. В 1867 поступил в т-р А. М.  Чи-тау-Огар„вой  в
Кронштадте.  Большую  помощь   молодому,   неопытному   акт„ру   оказали
Читау-Огаро-ва,  обладавшая  культурой,  вкусом,  имевшая   режисс„рское
дарование, и А. А. Шуберт, ученица М.С.Щепкина, талантливый  педагог.  В
течение 8  лет  В.  работал  на  сценах  провинциальных  т-ров  (Вильно,
Гельсингфорс, Саратов, Казань, Нижний Новгород и др.). Огромное  сценич.
обаяние, необычайная простота и искренность исполнения сделали В. вскоре
известным комедийным акт„ром. В 1874 в т-ре Ф.  К.  Смолькова  в  Нижнем
Новгороде, одном из лучших провинциальных т-ров того времени,  В.  занял
положение премьера. Обладая хорошим голосом, он  выступал  не  только  в
драмах, комедиях, водевилях, но и в опереттах.
   В 1875 В. вступил в труппу петерб. Александрийского т-ра; играл здесь
до  конца  жизни.  Выступал  в  спектаклях  разных  жанров  (вплоть   до
дивертисментов). Большим успехом  пользовался  в  роли  царя  Менелая  в
оперетте "Прекрасная Елена" Оффенбаха (1877). Всеобщее признание получил
как акт„р  водевиля.  Неиссякаемым  оптимизмом,  жизнерадостностью  было
проникнуто исполнение В. ролей маленьких чиновников, ремесленников и др.
Своим искусством В. вселял веру в человека, в его нравственные  силы,  в
конечную победу над злом. Игре В. было присуще соединение яркой и смелой
буффонады  с  психологически  глубокой  разработкой  характеров,  тонким
лиризмом. Продолжая и развивая традиции Я. Д. Шумского, А.  Г.  Ожогина,
В. И. Живокини и др., В. охотно прибегал  к  импровизации,  злободневным
шуткам. Играя в водевилях и комедиях, он,  с  одной  стороны,  с  полной
серь„зностью и верой относился к происходящему  на  сцене,  а  с  другой
стороны, как бы находясь в заговоре с публикой, иронически  относился  к
водевильным   происшествиям.   Эту   ироничность    В.    раскрывал    в
непосредственных  беседах  со  зрительным  залом  в   различных   шутках
("отсебятинах"), в исполняемых  им  куплетах.  Замечательное  комедийное
дарование  артиста  (В.  называли  "цар„м   русского   смеха")   нещадно
эксплуатировалось дирекцией императорских т-ров,  стремившейся  к  тому,

Страницы: «« « 376   377   378   379   380   381   382   383   384  385   386   387   388   389   390   391   392   393   394  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия