|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 » »» свободу, против тирании. В. - первый нац. драматург Аргентины,
призывавший к борьбе против диктатуры.
Лит.: G-utierres, E. S. Calimano, Historia de la literatura americana
y argentina, Ed. Kapelusz, B. Aires, 1940, Ал. Р.
ВАРЕН (Waren), Матти (28.XI.1891-1955) -финский театральный художник.
Учился в художеств. уч-ще Союза художников Финляндии (1912) и художеств.
ателье Хельсинкского ун-та (1908 и 1913). С 1927 В.- художник финского
Национального т-ра в Хельсинки. Оформил спектакли: "Гроза";
"Опера нищих" Гея, "Куллерво" и "Леа" Киви, "Царь Эдип" Софокла,
"Король Лир", "Генрих IV"; "Веер леди Уиндермир" Уайльда, "Чайка" и др.
Оформлял спектакли и в Финской опере. С. Л.
ВАРИАЦИЯ (франц. variation, от лат. variatio - изменение) -1)
видоизменение муз. темы, мелодии или е„ сопровождения. 2) В балете -
небольшой сольный классич. танец, обычно технически сложный и
композиционно разв„рнутый. Исполняется в живом быстром темпе (см. Па,
Па-де-де, Па д ВАРКОВЙЦКИЙ, Владимир Александрович [р. 19. XII. 1915 (I.I. 1916)
J-русский советский артист балета, балетмейстер, педагог. С 1936 по
окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (класс В. И. Пономар„ва и А. В.
Лопухова) - солист Ленингр. т-ра оперы и балета им.
Кирова (1936-38), где исполнял танец баска, партию Нурали ("Пламя
Парижа", "Бахчисарайский фонтан"). В 1937 начал творческую деятельность
как балетмейстер. В 1941-43 В. - художеств. руководитель балета ленингр.
Малого оперного т-ра. Пост. спектакли "Сказка о попе и работнике его
балде" Чу-лаки (1940), "Гаврош" Битова и Корнблита (1958). В 1953-55
работал в Т-ре оперы и балета им. Спен-диарова (Ереван), где пост.
"Хандут" Спендиарова (1953), "Лебединое озеро" (1954) и др. В молдавском
Т-ре оперы пост. "Рассвет" Загорского (1960). В. ставит концертные
номера на совр. темы: "Чапаевцы" на муз. Компанейца, "Памятник" на муз.
сов. песен, "Непокор„нная" на муз. Цфасмана и др. С 1937 В. занимается
педагогич. деятельностью. Л. 77.
ВАРКОНЬИ (Varkonyi), Зольтан (р. 13. V. 1912) - венгерский, акт„р и
режисс„р. Засл. арт. Венг. Нар. Республики (1955). По окончании театр.
ин-та в 1935 был принят в Нац. т-р (Будапешт), где работал до 1940. В
1941-44 выступал в т-ре им. М а дача, в 1945-49 был директором
художеств. т-ра, в 1949-51 - гл. режисс„ром Нац. т-ра, в 1951-53- Т-ра
Народной Армии в Будапеште. С 1953-режисс„р и акт„р Нац. т-ра. Среди
ролей сыгранных В.: Гамлет; Сирано де Бер-жерак (о. п. Ростана),
Хлестаков; Генрих IV (о. п. Пиранделло), Дофин ("Святая Иоанна" Шоу),
Яровой ("Любовь Яровая"), Бутлер ("Голос Америки" Лаврен„ва). Пост.:
"Луна зашла" по Стейнбеку (1945), "Троянской войны не будет" Жироду
(1946), "За закрытой дверью" Сартра, "Шахт„ры" Давид оглу (1950), "Одна
ночь" Горбатова (1957), "Дымное небо" Дарваша (1959) и др. С 1945
работает также в кино как режисс„р и сценарист. С 1949 вед„т педагогич.
работу в ин-те т-ра и кино. Удостоен пр. им. Кошута (1953, 1956).
ВАРЛАМОВ, Александр Егорович [15(27).XI.1801, Москва,- 15(27). X.
1848, Петербург J- русский композитор и педагог. С 10 лет - певчий
Придворной певческой капеллы в Петербурге, впоследствии -учитель певчих,
а затем капельмейстер и "композитор музыки" моек. т-ров. Выступал в
концертах как певец (ранее - как дириж„р). В 1834-35 издавал нотный
журнал "Эолова арфа", В 1840 вышла его "Полная школа пения" - первое
руководство по вокальному иск-ву на рус. яз. В. - автор музыки для т-ра,
в т. ч, "Песни Офелии" к трагедии "Гамлет", музыки к спектаклям
"Эсмеральда" (по роману "Собор Парижской богоматери" Гюго), "Двумужница"
Шаховского и др., а также балетов "Забавы султана" (1834), "Мальчик с
пальчик" (1837, совм. с А. Гурьяновым). Писал песни, романсы и др. соч.
Сценич. произв. с музыкой В. были пост. в Москве. В глубоко искреннем
творчестве В. претворены интонации, ритмы и жанры, типичные для
городского муз. быта. Мелодика В., связанная с рус. нар. песней, сыграла
заметную роль в формировании нац. мелодич. языка.
Соч.: Полное собр. сочинений, т. 1-12, СПБ, изд. Стелловский
[1861-1864], позже переизд. Гутхейль.
Лит.: Сатин X., Александр Егорович Варламов (Материалы к биографии),
"Советская музыка", 1948, ј 8; Тынянова Е., На заре русского романсового
творчества, там же; Булич С. К., А. Е. Варламов. Несколько новых данных
для его биографии, "Русская музыкальная газета", 1901, ј.ј,45-47, 49.
ВАРЛАМОВ, Константин Александрович [11(23). V.1848,
Петербург,-2(15).VIII.1915, там ?KeJ - русский акт„р. Сын композитора А.
Е. Варламова. Воспитывался и рос в тяж„лых материальных условиях,
образование получил незначительное. В юности принимал участие в
любительских спектаклях. В 1867 поступил в т-р А. М. Чи-тау-Огар„вой в
Кронштадте. Большую помощь молодому, неопытному акт„ру оказали
Читау-Огаро-ва, обладавшая культурой, вкусом, имевшая режисс„рское
дарование, и А. А. Шуберт, ученица М.С.Щепкина, талантливый педагог. В
течение 8 лет В. работал на сценах провинциальных т-ров (Вильно,
Гельсингфорс, Саратов, Казань, Нижний Новгород и др.). Огромное сценич.
обаяние, необычайная простота и искренность исполнения сделали В. вскоре
известным комедийным акт„ром. В 1874 в т-ре Ф. К. Смолькова в Нижнем
Новгороде, одном из лучших провинциальных т-ров того времени, В. занял
положение премьера. Обладая хорошим голосом, он выступал не только в
драмах, комедиях, водевилях, но и в опереттах.
В 1875 В. вступил в труппу петерб. Александрийского т-ра; играл здесь
до конца жизни. Выступал в спектаклях разных жанров (вплоть до
дивертисментов). Большим успехом пользовался в роли царя Менелая в
оперетте "Прекрасная Елена" Оффенбаха (1877). Всеобщее признание получил
как акт„р водевиля. Неиссякаемым оптимизмом, жизнерадостностью было
проникнуто исполнение В. ролей маленьких чиновников, ремесленников и др.
Своим искусством В. вселял веру в человека, в его нравственные силы, в
конечную победу над злом. Игре В. было присуще соединение яркой и смелой
буффонады с психологически глубокой разработкой характеров, тонким
лиризмом. Продолжая и развивая традиции Я. Д. Шумского, А. Г. Ожогина,
В. И. Живокини и др., В. охотно прибегал к импровизации, злободневным
шуткам. Играя в водевилях и комедиях, он, с одной стороны, с полной
серь„зностью и верой относился к происходящему на сцене, а с другой
стороны, как бы находясь в заговоре с публикой, иронически относился к
водевильным происшествиям. Эту ироничность В. раскрывал в
непосредственных беседах со зрительным залом в различных шутках
("отсебятинах"), в исполняемых им куплетах. Замечательное комедийное
дарование артиста (В. называли "цар„м русского смеха") нещадно
эксплуатировалось дирекцией императорских т-ров, стремившейся к тому,
Страницы: «« « 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |