|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 » »» чтобы т-р не поднимал общественно важных вопросов, показывал чисто
развлекательные спектакли.
Однако сам В. тяготел к ролям классич. репертуара. Большим успехом
пользовался он в рус. сатирич. комедиях. Острой гротесковостью и вместе
с тем бытовой правдивостью, психологич. глубиной отличались образы,
созданные им в пьесах Гоголя,- Ляпкин-Тяпкин, Осип (1875), Земляника
(1881), Городничий 1887) в "Ревизоре"; Чичиков (1877), Собакевич (1893),
генерал Бетрищев (1892) в "М„ртвых душах";
Городничий в инсценировке повести "Как поссорились Иван Иванович с
Иваном Никифоровичем";
Кочкар„в (1884) и особенно Яичница (1886) в "Женитьбе". Яичница в
исполнении В. был насупленным, тяж„лым, неповоротливым человеком с
густыми ч„рными бровями и такой же шевелюрой; рука его напоминала
медвежью лапу. Акт„р сгущал до гиперболы черты характера этого
персонажа, определяя сущность чиновника режима Николая I.
К числу лучших работ В. принадлежит роль Вар-равина ("Дело"
Сухово-Кобылина, 1882). Отказавшись от комедийного тона, В. показывал
Варравина закоренелым взяточником и изворовавшимся сутягой. Варравин-В.
был большим, широким, толстым человеком, в черепаховых очках, с коротко
остри' женными и прич„санными „жиком волосами. В каждом его слове
чувствовались начальническая назидательность и убежд„нность в сво„м
праве творить беззаконие под сенью законов.. Он казался каменным
изваянием, лиш„нным человеческих чувств, жалости, стыда, совести,
воплощением стяжательства. Играя Муромского (1902, "Свадьба Кречинского"
Сухово-Ко-былина), артист сумел раскрыть патриархальную простоту,
наивность и вместе с тем социальную никч„мность оскудевшего дворянства.
29 ролей исполнил В. в пьесах Островского. Играя Русакова ("Не в свои
сани не садись", 1904), Ахова ("Не вс„ коту масленица"), Куросл епова
("Горячее сердце", 1904), Грознова ("Правда-хорошо, а счастье лучше",
1876), он глубоко раскрывал сущность самодурства, его тупую и жестскую
силу, равнодушие к людям. В то же время В. подч„ркивал в персонажах
Островского человеческие черты. Так, Большова ("Свои люди - сочтемся")
он играл как человека, павшего жертвой собственного обмана ("купеческого
короля Лира", по определению критика А. Р. Ку-геля). В Болыпове-В.
соединялись мошенник, деспот и любящий отец, глубоко несчастный человек,
жестоко отомщ„нный за ложь, лицемерие и жестокость. В пьесах Островского
В. играл также Крутицкого ("На всякого мудреца довольно простоты",
1901), царя Берендея ("Снегурочка"), Юсова ("Доходное место", 1892),
Чугунова ("Волки и овцы", 1875).
С большим успехом сыграл В. роль Столбцева ("Новое дело"
Немировича-Данченко, 1891). Исполняя роль Сганареля ("Дон-Жуан" Мольера,
пост. В. Э. Мейерхольда, 1910), В. придал этому образу театр.
условность, присущую всему спектаклю.
В 80-х гг. В. тяжело заболел (слоновая болезнь). Не имея возможности
свободно передвигаться по сцене, он играл преимущественно сидя. Однако
изумительный голос, необычайное интонационное богатство, мимич.
выразительность, точный и характерный жест позволяли ему создавать
сценич. характеры, отличающиеся большим разнообразием. До конца жизни В.
продолжал оставаться любимцем публики, замечательным акт„ром русской
сцены.
Лит.: С т а р к Э., Царь русского смеха, П., 1916; К р ы-ж и ц к и и
Г., Константин Александрович Варламов,М.-Л., 1946. Ю. Д.
ВАРЛАМОВ, Николай Павлович [р. 3(16).V.1902]- русский советский
режисс„р оперы и педагог. Нар. арт. Узб. ССР (1945). Систематич. проф.
образования не получил. В 1918-26 работал артистом мимич. ансамбля и
помощником режисс„ра Казанского оперного т-ра; в 1926-37 - режисс„ром
периферийных оперных т-ров. В 1937-48 В.- худ. рук. русского оперного
т-ра в Ташкенте. С 1948 В. - руководитель оперного класса Саратовской
консерватории. Постановки: "Хованщина" (1928, Казань), "Князь Игорь",
"Снегурочка", "Борис Годунов", "Евгений Онегин", "Иван Сусанин", "Аида";
"Сказки Гофмана" Оффенба-ха, "Буран" Ашрафи и Василенко, "Тихий Дон"
Дзержинского, "Суворов" Василенко (Т-р оперы и балета им. Ахундова,
Ташкент) и др. А. Ш.
ВАРМА, Вриндаванлал (р. 9.1.1889)-индийский писатель и драматург
(пишет на языке хинди). В сво„м творчестве В. неоднократно обращался к
теме нац. восстания 1857 и героич. образу Лакшми-бай - правительницы
княжества Джханси; в 1948 В. написал историч. драму "Правительница
Джханси". В историч. драмах "Военачальник Удал" (1910), "Язык цветов"
(1947), "Лезвие Кашмира" (1948), "Бирбал" (1950) и др. В. часто отходит
от историч. правды ради занимательности сюжета. В. написал также пьесы
"Мало-помалу" (1938), "Честь Ракхи" (1947) и др. на тему о несчастной
любви. Св. П.
ВАРМА, Рамкумар (р. 15.IX. 1905)- индийский драматург. Пишет на языке
хинди. Лит. деятельность начал в 30-е гг. В. - автор многочисленных
одноактных пьес, посвящ„нных различным обществ. проблемам: "Смерть
облака" (1931), "Глаза Притх-вираджа" (1935), "Шиваджи" (1945), "Рани
Джханси"
(1945), "Ш„лковый галстук" (1949) и др. Действующие лица историч.
драм В. - нац. герои, боровшиеся за независимость Инии (Притхвирадж,
Лакш-ми-Бай). В пьесах на совр.' темы изображает жизнь городской
интеллигенции. Св. П.
ВАРНАЙ (Varnay), Астрид Мария (р. 25.IV. 1918)- американская артистка
оперы (драматич. сопрано). По происхождению шведка. Пению обучалась у
своей матери - певицы М. Варнай, совершенствовалась под рук. дириж„ра Г.
Вейгерта. Впервые выступила на оперной сцене в Нью-Йорке в 1941; с этого
же года - солистка т-ра "Метрополитен-опера". С 1947 В. гастролирует в
Европе и Америке; с 1951 периодически выступает на Байр„йтских
фестивалях. Партии: Зиглинда, Эльза, Елизавета ("Валькирия", "Лоэнгрин",
"Тангейзер" Вагнера), Тоска (о. п. Пуч-чини), Леонора ("Фиделио"
Бетховена), Амелия, Аида, леди Макбет ("Симон Бокканегра", "Аида",
"МакЗет" Верди), Электра (о. п. Штрауса) и др. Темперамент и
естественность исполнения, своеобразный тембр сильного, сочного голоса
определили популярность и широкую известность В. Вс. Т.
ВАРН‚ (Varney), Луи (1844-20. VIII. 1908) - французский композитор.
Музыке обучался у своего отца П. Варне. Автор мн. оперетт,
пользовавшихся особенной популярностью в Париже, в т. ч. "Мушкет„ры в
монастыре" (1880), "Папа Франсины" (1896), "Фанфан-Тюльпан" (1882),
"Мадемуазель из Сент-Сира" (1898), "Трещ„тка" (1903) и др. Оперетта В.
"Фокусники" (1894) ставилась на сценах мн. стран мира. В. принадлежит
также балет-пантомима "Принцесса-идеал" (1895, Париж) и ряд др. соч. И.
Страницы: «« « 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |