Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 377   378   379   380   381   382   383   384   385  386   387   388   389   390   391   392   393   394   395  » »»

чтобы т-р не  поднимал  общественно  важных  вопросов,  показывал  чисто
развлекательные спектакли.
   Однако сам В. тяготел к ролям классич.  репертуара.  Большим  успехом
пользовался он в рус. сатирич. комедиях. Острой гротесковостью и  вместе
с тем бытовой  правдивостью,  психологич.  глубиной  отличались  образы,
созданные им в пьесах Гоголя,-  Ляпкин-Тяпкин,  Осип  (1875),  Земляника
(1881), Городничий 1887) в "Ревизоре"; Чичиков (1877), Собакевич (1893),
генерал Бетрищев (1892) в "М„ртвых душах";
   Городничий в инсценировке повести "Как поссорились  Иван  Иванович  с
Иваном Никифоровичем";
   Кочкар„в (1884) и особенно Яичница (1886)  в  "Женитьбе".  Яичница  в
исполнении В.  был  насупленным,  тяж„лым,  неповоротливым  человеком  с
густыми ч„рными бровями  и  такой  же  шевелюрой;  рука  его  напоминала
медвежью  лапу.  Акт„р  сгущал  до  гиперболы  черты   характера   этого
персонажа, определяя сущность чиновника режима Николая I.
   К  числу  лучших  работ  В.  принадлежит  роль   Вар-равина   ("Дело"
Сухово-Кобылина, 1882). Отказавшись от комедийного  тона,  В.  показывал
Варравина закоренелым взяточником и изворовавшимся сутягой.  Варравин-В.
был большим, широким, толстым человеком, в черепаховых очках, с  коротко
остри' женными и  прич„санными  „жиком  волосами.  В  каждом  его  слове
чувствовались начальническая  назидательность  и  убежд„нность  в  сво„м
праве  творить  беззаконие  под  сенью  законов..  Он  казался  каменным
изваянием,  лиш„нным  человеческих  чувств,  жалости,  стыда,   совести,
воплощением стяжательства. Играя Муромского (1902, "Свадьба Кречинского"
Сухово-Ко-былина),  артист  сумел  раскрыть   патриархальную   простоту,
наивность и вместе с тем социальную никч„мность оскудевшего дворянства.
   29 ролей исполнил В. в пьесах Островского. Играя Русакова ("Не в свои
сани не садись", 1904), Ахова ("Не вс„ коту  масленица"),  Куросл  епова
("Горячее сердце", 1904), Грознова ("Правда-хорошо,  а  счастье  лучше",
1876), он глубоко раскрывал сущность самодурства, его тупую  и  жестскую
силу, равнодушие к людям. В то же  время  В.  подч„ркивал  в  персонажах
Островского человеческие черты. Так, Большова ("Свои люди  -  сочтемся")
он играл как человека, павшего жертвой собственного обмана ("купеческого
короля Лира", по определению  критика  А.  Р.  Ку-геля).  В  Болыпове-В.
соединялись мошенник, деспот и любящий отец, глубоко несчастный человек,
жестоко отомщ„нный за ложь, лицемерие и жестокость. В пьесах Островского
В. играл также  Крутицкого  ("На  всякого  мудреца  довольно  простоты",
1901), царя Берендея ("Снегурочка"),  Юсова  ("Доходное  место",  1892),
Чугунова ("Волки и овцы", 1875).
   С  большим  успехом  сыграл   В.   роль   Столбцева   ("Новое   дело"
Немировича-Данченко, 1891). Исполняя роль Сганареля ("Дон-Жуан" Мольера,
пост.  В.  Э.  Мейерхольда,  1910),  В.  придал  этому   образу   театр.
условность, присущую всему спектаклю.
   В 80-х гг. В. тяжело заболел (слоновая болезнь). Не имея  возможности
свободно передвигаться по сцене, он играл преимущественно  сидя.  Однако
изумительный  голос,   необычайное   интонационное   богатство,   мимич.
выразительность, точный  и  характерный  жест  позволяли  ему  создавать
сценич. характеры, отличающиеся большим разнообразием. До конца жизни В.
продолжал оставаться любимцем  публики,  замечательным  акт„ром  русской
сцены.
   Лит.: С т а р к Э., Царь русского смеха, П., 1916; К р ы-ж и ц к и  и
Г., Константин Александрович Варламов,М.-Л., 1946. Ю. Д.
   ВАРЛАМОВ,  Николай  Павлович  [р.  3(16).V.1902]-  русский  советский
режисс„р оперы и педагог. Нар. арт. Узб. ССР (1945).  Систематич.  проф.
образования не получил. В 1918-26 работал  артистом  мимич.  ансамбля  и
помощником режисс„ра Казанского оперного т-ра; в  1926-37  -  режисс„ром
периферийных оперных т-ров. В 1937-48 В.- худ.  рук.  русского  оперного
т-ра в Ташкенте. С 1948 В. - руководитель  оперного  класса  Саратовской
консерватории. Постановки: "Хованщина" (1928,  Казань),  "Князь  Игорь",
"Снегурочка", "Борис Годунов", "Евгений Онегин", "Иван Сусанин", "Аида";
"Сказки Гофмана" Оффенба-ха, "Буран" Ашрафи  и  Василенко,  "Тихий  Дон"
Дзержинского, "Суворов" Василенко (Т-р  оперы  и  балета  им.  Ахундова,
Ташкент) и др. А. Ш.
   ВАРМА, Вриндаванлал  (р.  9.1.1889)-индийский  писатель  и  драматург
(пишет на языке хинди). В сво„м творчестве В. неоднократно  обращался  к
теме нац. восстания 1857 и героич.  образу  Лакшми-бай  -  правительницы
княжества Джханси; в  1948  В.  написал  историч.  драму  "Правительница
Джханси". В историч. драмах "Военачальник Удал"  (1910),  "Язык  цветов"
(1947), "Лезвие Кашмира" (1948), "Бирбал" (1950) и др. В. часто  отходит
от историч. правды ради занимательности сюжета. В. написал  также  пьесы
"Мало-помалу" (1938), "Честь Ракхи" (1947) и др. на  тему  о  несчастной
любви. Св. П.
   ВАРМА, Рамкумар (р. 15.IX. 1905)- индийский драматург. Пишет на языке
хинди. Лит. деятельность начал в 30-е  гг.  В.  -  автор  многочисленных
одноактных  пьес,  посвящ„нных  различным  обществ.  проблемам:  "Смерть
облака" (1931), "Глаза Притх-вираджа" (1935),  "Шиваджи"  (1945),  "Рани
Джханси"
   (1945), "Ш„лковый галстук" (1949) и  др.  Действующие  лица  историч.
драм В. - нац. герои, боровшиеся  за  независимость  Инии  (Притхвирадж,
Лакш-ми-Бай).  В  пьесах  на  совр.'  темы  изображает  жизнь  городской
интеллигенции. Св. П.
   ВАРНАЙ (Varnay), Астрид Мария (р. 25.IV. 1918)- американская артистка
оперы (драматич. сопрано). По происхождению шведка.  Пению  обучалась  у
своей матери - певицы М. Варнай, совершенствовалась под рук. дириж„ра Г.
Вейгерта. Впервые выступила на оперной сцене в Нью-Йорке в 1941; с этого
же года - солистка т-ра "Метрополитен-опера". С 1947 В.  гастролирует  в
Европе  и  Америке;  с  1951  периодически  выступает   на   Байр„йтских
фестивалях. Партии: Зиглинда, Эльза, Елизавета ("Валькирия", "Лоэнгрин",
"Тангейзер"  Вагнера),  Тоска  (о.  п.  Пуч-чини),  Леонора   ("Фиделио"
Бетховена), Амелия,  Аида,  леди  Макбет  ("Симон  Бокканегра",  "Аида",
"МакЗет"  Верди),  Электра  (о.  п.  Штрауса)  и   др.   Темперамент   и
естественность исполнения, своеобразный тембр сильного,  сочного  голоса
определили популярность и широкую известность В. Вс. Т.
   ВАРН‚ (Varney), Луи (1844-20. VIII. 1908) -  французский  композитор.
Музыке  обучался  у  своего  отца   П.   Варне.   Автор   мн.   оперетт,
пользовавшихся особенной популярностью в Париже, в т.  ч.  "Мушкет„ры  в
монастыре" (1880),  "Папа  Франсины"  (1896),  "Фанфан-Тюльпан"  (1882),
"Мадемуазель из Сент-Сира" (1898), "Трещ„тка" (1903) и др.  Оперетта  В.
"Фокусники" (1894) ставилась на сценах мн. стран  мира.  В.  принадлежит
также балет-пантомима "Принцесса-идеал" (1895, Париж) и ряд др. соч.  И.

Страницы: «« « 377   378   379   380   381   382   383   384   385  386   387   388   389   390   391   392   393   394   395  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия