Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 384   385   386   387   388   389   390   391   392  393   394   395   396   397   398   399   400   401   402  » »»

и балета им. Шевченко (Киев). В. - первая  создательница  образов  Дилеи
(о. п. Данькевича, 1940), Олеси ("Чортова ночь"  Йори-ша,  1944),  Мавки
("Лесная песня" Скорульского, 1946).  Партии:  Одетта,  Раймонда;  Мария
("Бахчисарайский фонтан"), Тоня ("Юность"  Чулаки),  Золушка,  Джульетта
("Золушка", "Рсмэо и Джульетта" Прокофьева). С  1956  вед„т  педа-гогич.
работу в Киевском хореографич. уч-ще.
   Лит.: Подчекаев А., Сол?стка балету, "Украна", 1949, ј 2, с.  35.  А.
К.
   ВАСИЛЬЕВА, Зинаида Анатольевна (р. 1913)- советская артистка  балета.
Нар.  арт.  БССР  (1940).  В  1933  окончила  хореографич.   уч-ще   при
Ленинградском т-ре оперы и балета им. Кирова. Работала в т-ре им. Кирова
и Большом т-ре (1933-37).  С  1937-  в  Белорус.  т-ре  оперы  и  балета
(Минск). Первая исполнительница роли Ванды("Соловей"Крош-нера). Балерина
большого  лирического   обаяния,   В.   создала   яркие,   художественно
законченные образы: Одетта; Мария ("Бахчисарайский фонтан");
   Коломбина ("Арлекинада" Дриго). Вед„т педагогич. работу; в 1938-49  -
художеств.  руководитель  Минского  хореографич.  уч-ща,  с  1950  -   в
Новосибирском хореографич. уч-ще.
   Лит.: М о д э л ь М., 3. А. Васильева, в сб.:  Нар  од  -ныя  артысты
БССР..., М?нск, 1948, с. 43-49. Вр. С.
   ВАСИЛЬЕВА (наст. фам.- Рождественская
   Маргарита Васильевна), [р. 10.VII (27.VI). 1889] - русская  советская
артистка балета, педагог. В 1898-1906 училась  в  Моск.  балетной  школе
(класс М. П. Станиславской и А. А. Горского). В 1906  была  зачислена  в
балетную труппу Большого т-ра. В. принимала участие в "Русских  сезонах"
в Париже и Лондоне (1909 и 1911). Партии: Мирта и  Батильде  ("Жизель"),
фея Сирени ("Спящая красавица"), Грация  ("Эсмеральда")  и  др.  В  1941
оставила сцену. В 1930-57 работала балетмейстером-репетитором в  Большом
т-ре и педагогом Моск. хореографич. уч-ща, с 1946 препода„т в ГИТИСе. Л.
П. ВАСИЛЬЕВ-ФЛ‚РОВ - см. Ф.г„ров-Васильев.  ВАСИЛЬЕВЫ  -  семья  русских
акт„ров. 1) Павел Васильевич [1832, Москва,-  29.111(10.IV).  1879,  там
же]. Род. в мещанской семье. В 1850 после окончания Моск. театр.  уч-ща,
несмотря на успешные занятия в классе драмы, был зачислен  фигурантом  в
моек. балетную труппу имп. т-ров. Решив стать драм. акт„ром, В. бер„т  в
1850-54 отпуска для практики в провинции. Начав с  небольших  ролей,  В.
уже в 1853 занял первое положение в черниговском т-ре. В 1854 был уволен
из моек. труппы и начал постоянную  работу  в  провинции.  В  1854-60  с
успехом играл в Харькове, Полтаве, Одессе, Кишин„ве. Огромное влияние на
В. оказало творческое общение с А.  Е.  Мартыновым  (Харьков,  1855),  у
к-рого В. научился глубоко проникать во внутр.  мир  действующего  лица,
отыскивать в самой ничтожной роли жизненную  правду  и  на  этой  основе
создавать живой образ. Последователь простой и естественной школы  игры,
В. тяготел к художественному национальному репертуару. В 1860 был принят
в Александрийский т-р на роли Мартынова.
   В.   увлекал   зрителей   вдохновенными   эмоциональными    порывами,
страстностью, силой трагизма и ярким юмором. Вместе с тем игра  В.  была
тщательно продумана, он передавал тончайшие оттенки мыслей и чувств.  В.
с равным успехом играл как в драме, так и в комедии. Для его  творчества
характерны  скупость  сценич.  при„мов,  отказ  от   внешних   эффектов,
предельная простота. Художник-реалист, В.  был  мастером  в  изображении
рус. жизни и рус. характеров. Наивысшие творч. достижения В.  связаны  с
исполнением ролей в пьесах Островского.В 20 пьесах Островского В. сыграл
24 роли, способствуя утверждению драматургии Островского  на  петерб.  и
провинциальной сцене. Среди  этих  ролей:  Любим  Торцов  ("Бедность  не
порок",  1857),  Тихон  ("Гроза",  1860),  Подхалюзин  ("Свои   люди   -
сочт„мся", 1861), Бальзаминов ("Праздничный сон до обеда", 1862, "За чем
пойд„шь, то и найд„шь", 1863), Краснов ("Грех да беда на кого не жив„т",
1863), Милашин ("Бедная невеста", 1864). Любим Торцов  в  исполнении  В.
был человеком,  сохранившим  честь,  благородство,  страстность  натуры,
способным на страстные порывы чувств. Драм. дарование В. с полной  силой
проявилось в образе Краснова, в к-ром он раскрывал большую  человеческую
трагедию. Играя Подхалюзина, В. создал  тип  до  страстности  алчного  и
наглого хищника, сохранив в то же время комедийную направленность  роли.
Дерзко  и  смело,  с  большим  юмором   играл   Васильев   Бальзаминова,
подч„ркивая   младенческую   непосредственность,   порывы   необузданной
фантазии своего героя. Глубоким  драматизмом  отличалось  исполнение  В.
роли Тихона.
   Среди  лучших  ролей  В.-  также  Осип  ("Ревизор",  1857),  Кочкар„в
("Женитьба", 1857), Расплюев ("Свадьба  Кречинского",  1856).  Голодный,
грубый и неопрятный Осип-В. был хит„р и проницателен. Кочкар„ва В. играл
как человека кипучей натуры,  обуреваемого  жаждой  деятельности.  Образ
Расплюева сатирически обличал деградирующее рус. дворянство. В  игре  В.
комедийность  сочеталась  с  большим  драматизмом  (Кузовкин-"Нахлебник"
Тургенева, 1862). Демократизм, гуманизм, народность иск-ва В.  с  особой
силой  проявлялись  в  образах  русских  крестьян  -  Ана-ния  ("Горькая
судьбина" Писемского, 1863) и Михаилы ("Чужое  добро  в  прок  не  ид„т"
Потехина, 1857).
   В. был мастером эпизодических ролей;  блестяще  играл,  напр.,  почти
бессловесную роль князя Тугоуховского ("Горе от ума",  1862).  В.  много
приходилось играть в бессо-держат. водевилях и комедиях,  но  и  в  этом
репертуаре  В.   создавал   живые,   реалистич.   характеры:   Ладыжкин,
Боярышников, Дел актерский("Жених из долгового отделения", 1858,  "Не  в
деньгах  счастье",  1859,  и  "Испорченная  жизнь",  1861,   Черныш„ва),
Арха-нов ("Петербургские коршуны" Дьяченко,  1868)  и  др.  В.  выступал
также  в  концертах  с  чтением  произведений  Достоевского,  Тургенева,
Некрасова, Салтыкова-Щедрина.
   В. потрясал зрителя пламенным темпераментом. Ф. М. Достоевский писал:
"...Игра его действительно оказалась чем-то  невиданным  и  неслыханным.
Да, я не видал до  сих  пор  в  трагедии  актера  подобного  Васильеву".
Близость  акт„ра-демократа  к  передовым  обществ.  кругам,  его   резко
отрицат. отношение к безыдейным пьесам и к сценич. фальши вызвали вражду
к нему со стороны театр. начальства и  акт„ров,  следовавших  устаревшим
канонам. В. н давали играть роли, даже назначенные ему самим Островским,
систематически вводили на  его  роли  в  классич.  репертуаре  дубл„ров.
Осенью 1864 В. вынужден был уйти из т-ра (с 1 янв. 1865 работал в Вильно
артистом и режисс„ром). Передовая  критика,  защищавшая  В.  от  нападок
реакц. прессы, настойчиво требовала его возвращения в театр. и  в  сент.
1865 В. вернулся в труппу Александрийского т-ра. Но после возвращения В.
в т-р положение его ухудшилось, роль Грозного ("Смерть Иоанна  Грозного"
А. К.Толстого, 1867) он готовил в атмосфере острого недоброжелательства.

Страницы: «« « 384   385   386   387   388   389   390   391   392  393   394   395   396   397   398   399   400   401   402  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия