Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 389   390   391   392   393   394   395   396   397  398   399   400   401   402   403   404   405   406   407  » »»

с графич.  ч„ткостью  е„  пла-стич.  рисунка,  предельной  отточенностью
формы,  идеальной  ритмичностью,  присущая   В.-акт„ру,   становится   в
дальнейшем основным принципом и его режисс„рского твс рчества.
   В. был  увлеч„н  идейной  программой  1-й  студии  МХТ,  утверждавшей
нравственные задачи иск-ва, стремившейся  к  этич.  идеалу  как  идейной
основе творчества. Чуждая формали-стич. и модернистским влияниям, Студия
искала пути тончого психологич. раскрытия душевной жизни героев.  Однако
в е„ деятельности проявилось  влияние  толстовских  идей  непротивления,
утопических   представлений   о   формах   борьбы   за    переустройство
действительности В. выступил  против  этих  тенденций.  В  своих  первых
режисс„рских работах -  "Праздник  мира"  Гаупт-мана  (1913)  и  "Потоп"
Бергера (1915) - В. вскрывал эгоизм,  моральное  разложение  человека  в
капита-листич. обществе. В "Потопе" В. особенно  ярко  показал  духовную
опустош„нность буржуа, обуреваемых жаждой  наживы  (этот  спектакль,  по
воспоминаниям Н. К.  Крупской,  понравился  В.  И.  Ленину).  С  913  В.
руководил Студенческой драм. студией (см. Вахтангова студия). В  нек-рых
постановках этих лет (напр., "Чудо святого Антония"  Метерлинка,  Студия
В.) была снижена острота критики буржуазного общества.
   Задачи, вставшие перед иск-вом после Октябрьской  революции,  глубоко
взволновали В. Он был одним  из  первых  крупных  режисс„ров,  убежд„нно
вставших на сторону революц. народа, одним из активных строител ей  сов.
т-ра. В беседах с учениками и в  дневниках  этого  периода  В.  выступал
против студийной изолированности, утверждал народность  иск-ва,  говорил
об ответственности  художника  перед  народом,  творящим  революцию.  В.
стремился "сыграть мятежный дух народа",  создать  спектакль,  созвучный
революции, утвердить форму на-родно-героич. театра. Возможность активнее
влиять  на  развитие  сов.  т-ра  определила  желание  В.   работать   в
режисс„рской секции Театр. отдела Нар. комиссариата по просвещению  (Тео
Наркомпроса). Чуткий художник,  В.  отражал  в  своих  спектаклях  новые
идейные позиции, подвергал страстному сатирич. обличению ненавистный ему
мир мещанства, пошлости, лицемерия и ханжества. Спектакли В. - "Свадьба"
Чехова (1920), "Чудо святого Антония" (2-я редакция, 1921), пост. в  его
студии,   были   проникнуты    критикой    буржуазно-мещанского    мира,
собственнической морали; "Эрик XIV" Стриндберга (1921, 1-я  Студия  МХТ)
раскрывал тему  обреч„нности  монархич.  власти.  В  трагедии  "Гадибук"
(1922,   еврейская   студия   "Габима"),   утверждавшей   мистич.   идею
обреч„нности  человека,  В.  вопреки  этой   теме   прославлял   высокую
человеческую любовь, вырывающуюся из тисков косного мещанского  быта;  в
спектакле звучал протест  бедноты  против  богачей.  В.  утверждал,  что
современность трактовки т-ром пьесы требует и новой формы  спектакля.  В
связи с этим режисс„рский  замысел  спектакля  "Чудо  святого  Антония",
определявшийся  политич.  задачей   "клеймить   буржуа",   строился   на
превращении пьесы  Метерлинка  в  острую  совр.  политич.  сатиру,  а  в
спектакле "Эрик XIV" абстрактные  маски  придворных  противопоставлялись
реалистическому жизненно полнокровному изображению народа. В.  утверждал
гротеск как осн. средство трактовки образов бурж.  мира.  В  поисках  В.
путей и форм развития революционного театра, в его попытках найти  новый
стиль было много противоречивого, отчасти ошибочного.
   В своей последней  работе-спектакле  "Принцесса  Турандот"  (1922)-В.
наш„л новую форму сценического воплощения сказки К. Гоцци в  ироническом
отношении  акт„ров  к  "трагическому"  сюжету.  Стремясь   к   активному
отражению  революц.   современности,   желая   передать   жизнерадостное
мироощущение  сов.  народа,  В.  создал   жизнеутверждающий   спектакль,
пронизанный оптимизмом и весельем.
   В сво„м творчестве В. руководствовался принципами: единство художника
и  народа,  высокие  этич.  задачи  искусства,  чувство   современности,
сочетание в сценическом образе острой, яркой внешней  формы  с  глубокой
психологич.    наполненностью,    значительным    внутр.    содержанием,
необходимость борьбы с натурализмом и модернистской пошлостью  и  т.  п.
Режисс„рская работа В., его творческие взгляды, педагогич.  деятельность
в многочисл. студиях имели важное значение для развития  сов.  т-ра.  На
основе Студии В. был создан Гос. т-р им. Евг. Вахтангова (см. Вахтангова
имени театр).
   Учениками В. в этой студии были Е. Г. Але-ксеева" О. Н. Басов, Н.  М.
Горчаков, А. И. Горюнов, А. Н. Грибов, Ю. А. Завадский, Б. Е. Захава, И.
М. Кудрявцев, В. В. Куза, В. К. Львова, Ц. Л. Мансурова, В. П. Марецкая,
К. Я. Миронов, В. Н.  Орлов,  А.  А.  Орочко,  А.  И.  Ремизова,  Н.  П.
Русинова, Л. П. Русланов, Р. Н.  Симонов,  М.  Д.  Синельникова,  А.  И.
Степанова, И. М. Толчанов, Л. М. Шихма-тов, Б. М. Шухмин, Т. М. Шухмина,
Б. В. Щукин и др.
   Соч.: Записки. Письма. Статьи, М.-Л., 1939; Евг. Вахтангов. Материалы
и статьи, М., 1959 (имеется библ.).
   Лит.: Захава Б. Е., Вахтангов и его студия, 2 изд., Л., 1927 (имеется
библ.); 3 о  г  р  а  ф  Н.,  Вахтангов,  М.-Л.,  1939;  Херсонский  X.,
Вахтангов, М., 1940; Беседы о Вахтангове.  Записаны  X.  Н.  Херсонским,
М.-Л., 1940;
   3 о г р а ф Н., Евгений Ьагратионович  Вахтангов.  1883-1922,  М.-Л.,
1947; Новицкий П., Борис Щукин, М.-Л., 1948, с.  18-62;  Очерки  истории
русского  советского  драматического  театра,  т.  1,   М.,   1954,   с.
70-76,303-309; Горчаков Н. М., Режиссерские уроки Вахтангова, М.,  1957;
С и-м о н о в Р., С Вахтанговым, М., 1959. Ц, 3.
   ВАХТАНГОВА ИМЕНИ ТЕАТР  (Государственный  ордена  Трудового  Красного
Знамени академический театр имени Евг.  Вахтангова)  -  один  из  первых
советских театров. Основатель т-ра - Е. Б.  Вахтангов.  Датой  основания
т-ра принято считать  13  ноября  1921,  когда  Студия  Вахтангова  (см.
Вахтангова студия),  получившая  название  3-й  Студии  МХТ,  официально
открылась спектаклем "Чудо святого Антония" (реж. Вахтангов;  Антоний  -
Завадский, Гюстав- Басов, Ашиль- Глазунов, Доктор- Захава, Кюре-Щукин, Ж
озеф- Симонов, Виржини-  Некрасова,  и  др.).  В  1926  студия  получила
название  "Театр  им.  Евг.  Вахтангова".  Е.  Б.  Вахтангов,  ученик  и
последователь К. С. Станиславского, стремился  к  созданию  сценического
искусства,  созвучного  революции,  проникнутого  духом   современности,
добивался яркой и острой  театральной  формы,  спектакля  "современного,
идейного отношения художника к изображаемой жизни".  В  спектакле  "Чудо
святого  Антония"  Метерллнка  Вахтангов  средствами  острого   гротеска
беспощадно изобличал мещанство и буржуазное ханжество. Акт„рская игра  в
этом   спектакле   обрела   резкость,    саркастич.    иронию,    смелую
гиперболичность.  Требованиям  жизни,  требованиям  современности   была
близка последняя постановка Вахтангова-"Принцесса Турандот" Гоцци (1922;
Турандот - Мансурова, Калаф - Завадский,  Адельма  -  Орочко,  Алтоум  -

Страницы: «« « 389   390   391   392   393   394   395   396   397  398   399   400   401   402   403   404   405   406   407  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия