Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 » »» с графич. ч„ткостью е„ пла-стич. рисунка, предельной отточенностью формы, идеальной ритмичностью, присущая В.-акт„ру, становится в дальнейшем основным принципом и его режисс„рского твс рчества. В. был увлеч„н идейной программой 1-й студии МХТ, утверждавшей нравственные задачи иск-ва, стремившейся к этич. идеалу как идейной основе творчества. Чуждая формали-стич. и модернистским влияниям, Студия искала пути тончого психологич. раскрытия душевной жизни героев. Однако в е„ деятельности проявилось влияние толстовских идей непротивления, утопических представлений о формах борьбы за переустройство действительности В. выступил против этих тенденций. В своих первых режисс„рских работах - "Праздник мира" Гаупт-мана (1913) и "Потоп" Бергера (1915) - В. вскрывал эгоизм, моральное разложение человека в капита-листич. обществе. В "Потопе" В. особенно ярко показал духовную опустош„нность буржуа, обуреваемых жаждой наживы (этот спектакль, по воспоминаниям Н. К. Крупской, понравился В. И. Ленину). С 913 В. руководил Студенческой драм. студией (см. Вахтангова студия). В нек-рых постановках этих лет (напр., "Чудо святого Антония" Метерлинка, Студия В.) была снижена острота критики буржуазного общества. Задачи, вставшие перед иск-вом после Октябрьской революции, глубоко взволновали В. Он был одним из первых крупных режисс„ров, убежд„нно вставших на сторону революц. народа, одним из активных строител ей сов. т-ра. В беседах с учениками и в дневниках этого периода В. выступал против студийной изолированности, утверждал народность иск-ва, говорил об ответственности художника перед народом, творящим революцию. В. стремился "сыграть мятежный дух народа", создать спектакль, созвучный революции, утвердить форму на-родно-героич. театра. Возможность активнее влиять на развитие сов. т-ра определила желание В. работать в режисс„рской секции Театр. отдела Нар. комиссариата по просвещению (Тео Наркомпроса). Чуткий художник, В. отражал в своих спектаклях новые идейные позиции, подвергал страстному сатирич. обличению ненавистный ему мир мещанства, пошлости, лицемерия и ханжества. Спектакли В. - "Свадьба" Чехова (1920), "Чудо святого Антония" (2-я редакция, 1921), пост. в его студии, были проникнуты критикой буржуазно-мещанского мира, собственнической морали; "Эрик XIV" Стриндберга (1921, 1-я Студия МХТ) раскрывал тему обреч„нности монархич. власти. В трагедии "Гадибук" (1922, еврейская студия "Габима"), утверждавшей мистич. идею обреч„нности человека, В. вопреки этой теме прославлял высокую человеческую любовь, вырывающуюся из тисков косного мещанского быта; в спектакле звучал протест бедноты против богачей. В. утверждал, что современность трактовки т-ром пьесы требует и новой формы спектакля. В связи с этим режисс„рский замысел спектакля "Чудо святого Антония", определявшийся политич. задачей "клеймить буржуа", строился на превращении пьесы Метерлинка в острую совр. политич. сатиру, а в спектакле "Эрик XIV" абстрактные маски придворных противопоставлялись реалистическому жизненно полнокровному изображению народа. В. утверждал гротеск как осн. средство трактовки образов бурж. мира. В поисках В. путей и форм развития революционного театра, в его попытках найти новый стиль было много противоречивого, отчасти ошибочного. В своей последней работе-спектакле "Принцесса Турандот" (1922)-В. наш„л новую форму сценического воплощения сказки К. Гоцци в ироническом отношении акт„ров к "трагическому" сюжету. Стремясь к активному отражению революц. современности, желая передать жизнерадостное мироощущение сов. народа, В. создал жизнеутверждающий спектакль, пронизанный оптимизмом и весельем. В сво„м творчестве В. руководствовался принципами: единство художника и народа, высокие этич. задачи искусства, чувство современности, сочетание в сценическом образе острой, яркой внешней формы с глубокой психологич. наполненностью, значительным внутр. содержанием, необходимость борьбы с натурализмом и модернистской пошлостью и т. п. Режисс„рская работа В., его творческие взгляды, педагогич. деятельность в многочисл. студиях имели важное значение для развития сов. т-ра. На основе Студии В. был создан Гос. т-р им. Евг. Вахтангова (см. Вахтангова имени театр). Учениками В. в этой студии были Е. Г. Але-ксеева" О. Н. Басов, Н. М. Горчаков, А. И. Горюнов, А. Н. Грибов, Ю. А. Завадский, Б. Е. Захава, И. М. Кудрявцев, В. В. Куза, В. К. Львова, Ц. Л. Мансурова, В. П. Марецкая, К. Я. Миронов, В. Н. Орлов, А. А. Орочко, А. И. Ремизова, Н. П. Русинова, Л. П. Русланов, Р. Н. Симонов, М. Д. Синельникова, А. И. Степанова, И. М. Толчанов, Л. М. Шихма-тов, Б. М. Шухмин, Т. М. Шухмина, Б. В. Щукин и др. Соч.: Записки. Письма. Статьи, М.-Л., 1939; Евг. Вахтангов. Материалы и статьи, М., 1959 (имеется библ.). Лит.: Захава Б. Е., Вахтангов и его студия, 2 изд., Л., 1927 (имеется библ.); 3 о г р а ф Н., Вахтангов, М.-Л., 1939; Херсонский X., Вахтангов, М., 1940; Беседы о Вахтангове. Записаны X. Н. Херсонским, М.-Л., 1940; 3 о г р а ф Н., Евгений Ьагратионович Вахтангов. 1883-1922, М.-Л., 1947; Новицкий П., Борис Щукин, М.-Л., 1948, с. 18-62; Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1, М., 1954, с. 70-76,303-309; Горчаков Н. М., Режиссерские уроки Вахтангова, М., 1957; С и-м о н о в Р., С Вахтанговым, М., 1959. Ц, 3. ВАХТАНГОВА ИМЕНИ ТЕАТР (Государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр имени Евг. Вахтангова) - один из первых советских театров. Основатель т-ра - Е. Б. Вахтангов. Датой основания т-ра принято считать 13 ноября 1921, когда Студия Вахтангова (см. Вахтангова студия), получившая название 3-й Студии МХТ, официально открылась спектаклем "Чудо святого Антония" (реж. Вахтангов; Антоний - Завадский, Гюстав- Басов, Ашиль- Глазунов, Доктор- Захава, Кюре-Щукин, Ж озеф- Симонов, Виржини- Некрасова, и др.). В 1926 студия получила название "Театр им. Евг. Вахтангова". Е. Б. Вахтангов, ученик и последователь К. С. Станиславского, стремился к созданию сценического искусства, созвучного революции, проникнутого духом современности, добивался яркой и острой театральной формы, спектакля "современного, идейного отношения художника к изображаемой жизни". В спектакле "Чудо святого Антония" Метерллнка Вахтангов средствами острого гротеска беспощадно изобличал мещанство и буржуазное ханжество. Акт„рская игра в этом спектакле обрела резкость, саркастич. иронию, смелую гиперболичность. Требованиям жизни, требованиям современности была близка последняя постановка Вахтангова-"Принцесса Турандот" Гоцци (1922; Турандот - Мансурова, Калаф - Завадский, Адельма - Орочко, Алтоум - Страницы: «« « 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |