Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 397   398   399   400   401   402   403   404   405  406   407   408   409   410   411   412   413   414   415  » »»

прогрессивное значение. В  1893  Малый  т-р  показал  "Собаку  на  сене"
("Собака садовника"; Диана - Леш-ковская, Теодоро - Ильинский).  Комедия
в  течение  многих  лет  сохранялась  в  репертуаре   т-ра.   На   сцене
Александрийского т-ра она была пост. в 1891 (Диана-  Савина,  Тристан  -
Варламов). В 1893 труппой Александрийского т-ра на  сцене  Михайловского
т-ра была пост. комедия "Сети Фенизы" (с участием Давыдова и Варламова).
   Интерес к творчеству В. К. ещ„ более  возрос  в  нашей  стране  после
Октябрьской революции. В 1919  К.  А.  Марджанишвили  (Марджанов)  пост.
"Овечий источник" на сцене Киевского т-ра (Лауренсия -
   Юренева). Спектакль был горячо воспринят красноармейцами и рабочими -
зрителями революционного Киева. В 1922 Марджанишвили пост. ту же пьесу в
Тбилиси, на сцене Т-ра им. Руставели. Спектакль этот заложил основу сов.
груз. театр. иск-ва. "Овечий источник" и в дальнейшем ставился на сценах
сов. т-ров: Т-р им. Франко, Киев (1923-24), Башкирский т-р, Уфа  (1930),
Т-р им. Хамзы, Ташкент (1931), Т-р им. Сталина,  Ашхабад  (1935),  Моск.
т-р Революции (1938), Осетинский т-р, Дзауджикау (1953) и др.  На  сюжет
"Овечьего  источника"   сов.   композиторами   были   написаны   балеты:
"Лауренсия" Крейна (1939, Ленинградский т-р оперы и балета  им.  Кирова,
Лауренсия - Дудинская, Фрондозо - Чабукиани; 1948, Т-р  оперы  и  балета
им. Палиашвили, Тбилиси, Лауренсия - Цигнадзе,  Фрондозо  -  Чабу-киани;
1956,  Большой  т-р,  Лауренсия  -  Плисецкая,  Фрондозо  -   Чабукиани.
Постановщик  этих  спектаклей-Чабукиани)  и  "Дочь  Кастилии"  Василенко
(1955, Моск. т-р им. Станиславского и Немировича-Дан-ченко, Лауренсия  -
Власова). Среди пост. комедий В. К. на советской сцене: "Собака на сене"
(1936, Ленингр. т-р Комедии, Диана - Гошева, 1937, Моск. т-р  Революции,
Диана - Бабанова), "Вален-сианская вдова" (1939, Ленингр.  т-р  Комедии,
Леа-нарда-Юнгер;   1940,   Моск.   т-р   им.    Ленинского    комсомола,
Леанарда-Гиацинтова), "Учитель танцевФелисиана - Добр-жанская), "Чудеса пренебрежения" (1946, Моск. т-р драмы
и комедии), "Девушка с кувшином" (1949, Моск. драм. т-р) и др.
   Соч.: Obras..., v. I--XIII, nueva edicion, publ. por la Real Academia
Espanola,  Madrid,   1916-30;   в   рус.   пер.-   Избранные   драматич.
произведения, под ред. Н. Любимова, т. 1-2, М., 1954.
   Лит.: Rennert Н. А. у Castro A., Vida  de  Lope  de  Vega(1562-1635),
Madrid, 1919; Sen e v i ] 1  R.  The  dramatic  art  of  Lope  de  Vega,
Berkeley, 1918; Meriende z-y-P e 1 а у о M." Estudios sobre el teatro de
Lope de Vega, v. 1-6, Madrid, 1949; КржевскийБ. А., Творчество  Лопе  де
Вега, в сб.: Культура Испании, fM.J, изд. АН СССР, 1940; Д e p ж а-в и н
К. Н., Драматургия Лопе де Вега (Вступ. статья), в изд.: Лопе  де  Вега,
Избранные  драматические  произведения,  т.  1,  М.,  1954;   Игнатове.,
Испанский   театр   XVI-    XVII    веков,    М.-Л.,    1939;    История
западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1,  М.,
1956; П л а в-скин 3., Лопе де Вега, Л.-М., 1960. А. Шт.
   ВЕГЕЛИУС  (Wegelius),  Мартин  (10.XI.1846   -22.JJI.   1906)-финский
композитор, дириж„р, педагог и музыкально-общественный  деятель.  Музыке
обучался в Вене (1870-71) и Лейпциге (1871-73 и 1877-78). Был  дириж„ром
"Финской оперы" (1878-79). В 1882 основал Гельсингфорсский муз. ин-т  (с
1939 - Академия им. Сибе-лиуса), директором которого был до конца жизни.
В. принадлежит  рядсимф.,  хоровых  и  др.  соч.,  а  также  много-числ.
музыковедческие труды, муз.-критич. статьи и др. Воспитал ряд  виднейших
фин. композиторов: Я. Си-белиус, А. Ярнефельт, Э. Ме-лартин, Т. Куула  и
др.
   ВЕГЕНЕР (Wegener), Пауль (11.XII.1874-13.X. 1948) -  немецкий  акт„р.
Получил .философское и искусствоведческое образование во Фрейбургском  и
Лейпцигском ун-тах. Дебютировал в 1895 в Гор. т-р в Ростоке. Затем играл
в различных т-рах Германии, в т. ч. в 1900-03 в Висбадене и с 1903-06  в
Гамбурге. С 1906 - акт„р Немецкого т-ра в Берлине. Здесь В.  работал  до
конца жизни с перерывами на время гастролей по Европе и Америке и службы
в  берлинском  "Шиллер-театре"  (1938-43).  Иск-во  В.   характеризуется
глубокой психологич. разработкой характеров сце-нич. героев: он создавал
образы загадочных людей, скрывающих трагич. страсти. Роли:
   Франц Моор  (1908),  Джанет-тино  Дория  ("Заговор  Фиеско"  Шиллера.
1908), Мефистофель ("Фауст" Г„те, 1909), Яго (1910), Ричард III  (1911),
Отелло (1913), Макбет (1916);
   Генрих   IV   (о.   п.   Шекспира,   1912),   Эдип    ("Царь    Эдип"
Софокла-Гофмансталя,  1910),  Олоферн   ("Юдифь"   Гофмансталя,   1910).
Творчество В. послевоен. лет отмечено  гуманистич.  направленностью.  Он
играл  роли  Натана   ("Натан   Мудрый"   Лессинга,   1945),   Полежаева
("Беспокойная старость" Рахманова, 1947). В. вн„с значительный  вклад  в
развитие  немецкой  кинематографии  (начал  сниматься  в   конце   1913)
(кинофильмы: "Голем", "Пражский студент", "Живые  Будды",  "Крысолов  из
Геммельна", "Рю-бедаль" и др.), был акт„ром, сценаристом и режисс„ром.
   Лит.: M а зин г Б., Пауль Вегенер, М.-Л., 1928;
   H a n d l W.,  Die  Kunstler  des  Deutschen  Theaters,  в  сб.:  Das
Deutsche Theater in Berlin, hrsg. von P. Legband, Munch., 1909; Zum Tode
des grossen Schauspielers, "Zeit und Bild", 1948, ј 19; P f e i f f e  r
H., Paul Wegener, В., 1957. В. К., Т. П.
   В‚ДЕКИНД  (Wedekind),  Франк  (27.VII.1864-  9.III.1918)  -  немецкий
драматург и акт„р. Один из предшественников экспрессионизма в нем. т-ре.
В 1896 начал лит. деятельность в  юмористич.  журнале  "Симплициссимус".
Выступал с исполнением собственных песен и  стихотворений  в  мюнхенском
кабаре "Одиннадцать палачей". Написал  пьесы,  пост.  в  т-рах  Берлина:
"Пробуждение весны" (1891, Камерный т-р, 1906), "Дух земли" (1895, Малый
т-р, 1902), "Камерный певец" (1897, Новый т-р, 1903), "Маркиз фон  Кейт"
(1901, Камерный т-р, 1907), "Король Николо,  или  Такова  жизнь"  (1903,
Новый т-р), "Гидалла" (1904, Нем.т-р, 1912), "Франциска" (1912, Камерный
т-р, 1913) и др.
   В своей драматургии В. восставал против бурж.  мещанства,  лицемерия,
ханжеской морали. Но, критически изображая нравы бурж. общества,  В.  не
выдвигал  положит.  идеалов,  драматургия  его  проникнута  пессимизмом.
Протестуя против мрачных сторон действительности, В. гл. внимание уделял
патологич. явлениям,  к-рые  он  изображал  в  натуралистической,  порой
гротесковой манере. На рус. сцене ставились пьесы:
   "Дух  земли"  ("Новый  т-р"   Л.Б.Яворской   в   Петербурге,   1903),
"Пробуждение весны" (Т-р В. Ф.  Комиссар-жевской  в  Петербурге,  1907),
"Ящик Пандоры" (там же, 1918).
   Соч.: Schauspielkunst, Munch.- Lpz., 1910; в рус. пер.:
   Собр. соч., т. 1-8, [СПБ], 1912-19.
   Лит.: Г о л и ч e p А., Жизнь современника, M.-Л., 1939. Т.П.
   В‚ДЕКИНД (Wedekind), Эрика [13.XI.1868-  12(?).Х.  1944)  -  немецкая

Страницы: «« « 397   398   399   400   401   402   403   404   405  406   407   408   409   410   411   412   413   414   415  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия