Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 398   399   400   401   402   403   404   405   406  407   408   409   410   411   412   413   414   415   416  » »»

артистка  оперы  (сопрано).  Сестра  драматурга  Ф.   Ведекинда.   Пению
обучалась в Дрезденской консерватории  (окончила  в  1894);  ученица  А.
Оргени. В 1894-1909 В.-солистка Придворной  оперы  в  Дрездене.  С  1899
гастролировала как концертная и оперная певица в странах Европы. Партии:
Мими, Чио-Чио-сан, Виолетта;  Розина  ("Се-ЕИЛЬСКИЙ  цирюльник")  и  др.
Исполнение  В.  отличалось   простотой   и   лирич.   проникновенностью,
изяществом. Пользовалась известностью как  одна  из  лучших  в  Германии
исполнительниц франц. и итал. оперного репертуара. Л. М.
   В‚ДРО, Адольф (16.Х.1890-27.IX.1944)-эстонский советский композитор и
педагог.  Учился  в  Петерб.  консерватории  (1909,  1916-18);   окончил
Таллинскую консерваторию (в 1937). Творческую деятельность начал в 1916.
Автор опер "Каупо" (1932), "Древний меч" (1939) и "Оборотень" по одноим.
драме  А.  Кицберга  (неоконч.),   музыки   к   спектаклям,   вокальных,
камерно-инструмент. и др. соч. Профессор  Таллинской  консерватории.  X.
Кыр.
   ВЕДХИНАТАКАМ (видхинатакам) - вид инд. нар. т-ра Андхры (Юж.  Индия);
т. н. "театр открытой сцены". В. был  создан  инд.  бродячими  акт„рами,
разыгрывавшими импровизационные представления. Долго находился в упадке.
Возродился при поддержке "Ассоциации народных т-ров".  Во  2-й  половине
40-х гг. большой  успех  имела  нар.  пьеса  в  жанре  В.  -  "Поражение
Гитлера". Я. В.
   ВЕДЫ    (санскр.    веда,    букв.-    знание,    по     преимуществу
священное)-древнейшие памятники древнеиндийской литературы. Относятся  к
сер. 2-го-нач. 1-го тысячелетия до н. э. В.  состоит  из  4  "священных"
сборников-Ригведа(Веда гимнов), Самаведа (Веда мелодий), Яджурведа (Веда
жертвоприношений)   и   Атхар-ваведа   (Веда   заклинаний),   включающих
стихотворные гимны, молитвы  и  заклинания,  перемежающиеся  прозой.  В.
охватывают период  от  начала  разложения  родового  строя  до  создания
рабовладельческих государств в Сев. Индии (10-7 вв. до н. э.).  Содержат
богатый материал по истории  древнеиндийской  культуры,  в  них  имеются
свидетельства о возникновении театр. иск-ва, элементы к-рого заложены  в
обрядовых  танцах  и  пантомимах.  Принято  считать,   что   в   т.   н.
гимнах-диалогах  Ригведы,  излагающих  беседы  богов,  демонов   и   др.
мифологич. персонажей, содержатся зачатки драм.  творчества.  В  нек-рых
гимнах число  собеседников  более  двух.  Предполагают,  что  эти  гимны
исполнялись в лицах жрецами на религиозных празднествах. В. Э
   ВЕЖБЙЦКИЙ  (Wierzbicki)  (наст.  фам.-  В  и  ц  e  р-т  и),   Людвик
(1850-1937) - польский артист оперы  (высокий  бас).  Пению  обучался  в
Варшаве;  совершенствовался  в  Италии.  Творч.  деятельность  начал   в
небольших передвижных летних т-рах Варшавы. После этого  пел  на  сценах
провинц. польских т-ров, а также в России. В 1882 дебютировал  на  сцене
Варшавского  оперного  т-ра.  Работал  также  в  Люблине.  Партии:  Януш
("Галька" Монюшко),  Мефистофель  ("Фауст"),  Амонасро  ("Аида")  и  др.
Обладая голосом широкого диапазона,  В.  исполнял  как  басовые,  так  и
баритоновые партии. Выступал как концертный певец. Гастролировал во  мн.
странах Европы, США и
   Латинской Америки. В 1914-23 выступал также как драматич. акт„р.
   Лит. с о ч.: В е р ж б и ц ки  и  Л.,  Повесть...  актера  люблинской
сцены, Люблин, 1923 (на польском яз.). Г. Ш.
   "ВЕЗЙР  ЛЕНКОРАНСКОГО  ХАНСТВА"  (первоначально   "Везир   серабского
ханства", также "Приключения ве-зиря ленкоранского ханства") - комедия в
4 д. М. Ф. Ахундова (сатира на феодальные нравы). Соч. 1850  (на  азерб.
яз.). Пост. в 1852 в Тифлисе на русском, яз.  (в  переводе  автора).  На
азерб. яз. пост. 10 марта 1873 группой любителей под  рук.  Г.  Меликова
(Зардаби) и Н. Везирова (Баку, Зал благородного собрания). В  дальнейшем
до  Октябрьской  революции  ставилась  азерб.  проф.   и   любительскими
коллективами. На груз. сцене ставилась в  переводе  А.  Церетели.  Среди
исполнителей "В. л. х."-Д. Зейналов, М. А. Алиев, Вели, Альвенди  и  др.
На сов. сцене "В. л. х." пост. в 1928  в'  азерб.  т-рев  Тбилиси  (реж.
Карманшахлы),  в  1940-в  азерб.  т-ре  им.  Дж.  Джабарлы  (Ереван),  в
1949-премьера в т-ре им. Азизбекова, Баку (реж. Шарифов,  худ.  Ахундов;
везир - Алиев,  хан  -  Марданов,  Теймур-ага  -  Санани,  Зиба-ханум  -
Давудова, Шола-ха-нум-Кадри, Рзабек-Мурадов). В 1953 возобновлена в  том
же т-ре (реж. Кязимов,  худ.  Фатуллаев;  везир  -  Велиханлы).  Комедия
Ахундова  переведена  на  рус.,  арм.,  груз.,  англ.,   франц.,   нем.,
фарсидский языки.
   И з д а н и я.-Первое изд. "В. л. х." на азерб. яз. 1859, на рус. яз.
в отрывках - газ. "Кавказ", 1853, јј 7 и 9, а полностью в  сб.:  Комедии
Мирзы Фет-али-Ахундова, Тифлис, 1853. Из последующих изд.: Ахундов М.Ф.,
Избранные художественные произведения, Баку 1950; его же, Избранное, М.,
1956. А. Шн.
   ВЕЗЙРОВ,  Гашимбек  (1868-1916)   -   азербайджан   ский   публицист,
драматург. В 80-х гг. участвовал в спектаклях в Шуше,  позднее  в  Баку.
В„л педагогич. работу, редактировал газеты  "Иттифаг"  ("Союз"),  "Сада"
("Голос") и др. Писал статьи, посвящ„нные просвещению,  науке,  обществе
нно-политич. вопросам. Перев„л трагедию "Отелло" на азерб. яз.  Выступал
в роли Отелло в спектакле, пост. в Шуше в  1904.  Автор  пьес  "Школьное
воспитание", "Не стучись в мою дверь - постучатся и в твою", "Жениться -
не воды напиться" (1899) и др.,  обличающих  феодально-купеческие  круги
азерб. общества 19 в. Пьесы эти были сыграны в нач. 20 в. на азерб.  яз.
в Баку, Шуше, Нухе. В. вош„л в историю реалистич. азерб. драматургии как
один из первых представителей лит. школы М. Ф. Ахундова.
   Соч.: neJMa гапымы, nejapnap гапыны, Бакы, 1911; Ев-лэнмэк  су  ичмэк
де,щл, Бакы, 1911.
   Лит.: Кочарли Ф., Литература азербайджанских татар, Тифлис, 1903.  Я.
Т.
   ВЕЗЙРОВ, Наджафбек Фатали бей  оглы  [5(17).IL  1854,  Шуша,-  9.VII.
1926, Баку] - азербайджанский драматург, публицист, театральный деятель.
Один из основателей азерб. т-ра. Учился в Бакинском  реальном  уч-ще,  в
1878 окончил Петровскую с.-х. академию в Москве.  Т-ром  и  драматургией
интересовался еще в ученические годы. Совместно  со  своим  учителем  Г.
Меликовым (Зардаби) и учениками реального уч-ща поставил в Баку  в  1873
первые  спектакли  на  азерб.  яз.-   комедии   М.Ф.   Ахундова   "Везир
ленкоранского ханства" и "Гаджи Кара" ("Приключение скряги").
   В Москве В. близко познакомился  с  рус.  лит-рой  и  театр.  жизнью,
особенно интересовался драматургией
   Островского, сблизился с Короленко. Еще будучи  в  Москве,  В.  начал
печатать на страницах первой  азерб.  газеты  "Экинчи"  публицистические
статьи,    отразившие     влияние     на     него     передовой     рус.
рево-люционно-демократич. лит-ры. Вернувшись в Азербайджан,  В.  нек-рое

Страницы: «« « 398   399   400   401   402   403   404   405   406  407   408   409   410   411   412   413   414   415   416  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия