|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 » »» артистка оперы (сопрано). Сестра драматурга Ф. Ведекинда. Пению
обучалась в Дрезденской консерватории (окончила в 1894); ученица А.
Оргени. В 1894-1909 В.-солистка Придворной оперы в Дрездене. С 1899
гастролировала как концертная и оперная певица в странах Европы. Партии:
Мими, Чио-Чио-сан, Виолетта; Розина ("Се-ЕИЛЬСКИЙ цирюльник") и др.
Исполнение В. отличалось простотой и лирич. проникновенностью,
изяществом. Пользовалась известностью как одна из лучших в Германии
исполнительниц франц. и итал. оперного репертуара. Л. М.
В‚ДРО, Адольф (16.Х.1890-27.IX.1944)-эстонский советский композитор и
педагог. Учился в Петерб. консерватории (1909, 1916-18); окончил
Таллинскую консерваторию (в 1937). Творческую деятельность начал в 1916.
Автор опер "Каупо" (1932), "Древний меч" (1939) и "Оборотень" по одноим.
драме А. Кицберга (неоконч.), музыки к спектаклям, вокальных,
камерно-инструмент. и др. соч. Профессор Таллинской консерватории. X.
Кыр.
ВЕДХИНАТАКАМ (видхинатакам) - вид инд. нар. т-ра Андхры (Юж. Индия);
т. н. "театр открытой сцены". В. был создан инд. бродячими акт„рами,
разыгрывавшими импровизационные представления. Долго находился в упадке.
Возродился при поддержке "Ассоциации народных т-ров". Во 2-й половине
40-х гг. большой успех имела нар. пьеса в жанре В. - "Поражение
Гитлера". Я. В.
ВЕДЫ (санскр. веда, букв.- знание, по преимуществу
священное)-древнейшие памятники древнеиндийской литературы. Относятся к
сер. 2-го-нач. 1-го тысячелетия до н. э. В. состоит из 4 "священных"
сборников-Ригведа(Веда гимнов), Самаведа (Веда мелодий), Яджурведа (Веда
жертвоприношений) и Атхар-ваведа (Веда заклинаний), включающих
стихотворные гимны, молитвы и заклинания, перемежающиеся прозой. В.
охватывают период от начала разложения родового строя до создания
рабовладельческих государств в Сев. Индии (10-7 вв. до н. э.). Содержат
богатый материал по истории древнеиндийской культуры, в них имеются
свидетельства о возникновении театр. иск-ва, элементы к-рого заложены в
обрядовых танцах и пантомимах. Принято считать, что в т. н.
гимнах-диалогах Ригведы, излагающих беседы богов, демонов и др.
мифологич. персонажей, содержатся зачатки драм. творчества. В нек-рых
гимнах число собеседников более двух. Предполагают, что эти гимны
исполнялись в лицах жрецами на религиозных празднествах. В. Э
ВЕЖБЙЦКИЙ (Wierzbicki) (наст. фам.- В и ц e р-т и), Людвик
(1850-1937) - польский артист оперы (высокий бас). Пению обучался в
Варшаве; совершенствовался в Италии. Творч. деятельность начал в
небольших передвижных летних т-рах Варшавы. После этого пел на сценах
провинц. польских т-ров, а также в России. В 1882 дебютировал на сцене
Варшавского оперного т-ра. Работал также в Люблине. Партии: Януш
("Галька" Монюшко), Мефистофель ("Фауст"), Амонасро ("Аида") и др.
Обладая голосом широкого диапазона, В. исполнял как басовые, так и
баритоновые партии. Выступал как концертный певец. Гастролировал во мн.
странах Европы, США и
Латинской Америки. В 1914-23 выступал также как драматич. акт„р.
Лит. с о ч.: В е р ж б и ц ки и Л., Повесть... актера люблинской
сцены, Люблин, 1923 (на польском яз.). Г. Ш.
"ВЕЗЙР ЛЕНКОРАНСКОГО ХАНСТВА" (первоначально "Везир серабского
ханства", также "Приключения ве-зиря ленкоранского ханства") - комедия в
4 д. М. Ф. Ахундова (сатира на феодальные нравы). Соч. 1850 (на азерб.
яз.). Пост. в 1852 в Тифлисе на русском, яз. (в переводе автора). На
азерб. яз. пост. 10 марта 1873 группой любителей под рук. Г. Меликова
(Зардаби) и Н. Везирова (Баку, Зал благородного собрания). В дальнейшем
до Октябрьской революции ставилась азерб. проф. и любительскими
коллективами. На груз. сцене ставилась в переводе А. Церетели. Среди
исполнителей "В. л. х."-Д. Зейналов, М. А. Алиев, Вели, Альвенди и др.
На сов. сцене "В. л. х." пост. в 1928 в' азерб. т-рев Тбилиси (реж.
Карманшахлы), в 1940-в азерб. т-ре им. Дж. Джабарлы (Ереван), в
1949-премьера в т-ре им. Азизбекова, Баку (реж. Шарифов, худ. Ахундов;
везир - Алиев, хан - Марданов, Теймур-ага - Санани, Зиба-ханум -
Давудова, Шола-ха-нум-Кадри, Рзабек-Мурадов). В 1953 возобновлена в том
же т-ре (реж. Кязимов, худ. Фатуллаев; везир - Велиханлы). Комедия
Ахундова переведена на рус., арм., груз., англ., франц., нем.,
фарсидский языки.
И з д а н и я.-Первое изд. "В. л. х." на азерб. яз. 1859, на рус. яз.
в отрывках - газ. "Кавказ", 1853, јј 7 и 9, а полностью в сб.: Комедии
Мирзы Фет-али-Ахундова, Тифлис, 1853. Из последующих изд.: Ахундов М.Ф.,
Избранные художественные произведения, Баку 1950; его же, Избранное, М.,
1956. А. Шн.
ВЕЗЙРОВ, Гашимбек (1868-1916) - азербайджан ский публицист,
драматург. В 80-х гг. участвовал в спектаклях в Шуше, позднее в Баку.
В„л педагогич. работу, редактировал газеты "Иттифаг" ("Союз"), "Сада"
("Голос") и др. Писал статьи, посвящ„нные просвещению, науке, обществе
нно-политич. вопросам. Перев„л трагедию "Отелло" на азерб. яз. Выступал
в роли Отелло в спектакле, пост. в Шуше в 1904. Автор пьес "Школьное
воспитание", "Не стучись в мою дверь - постучатся и в твою", "Жениться -
не воды напиться" (1899) и др., обличающих феодально-купеческие круги
азерб. общества 19 в. Пьесы эти были сыграны в нач. 20 в. на азерб. яз.
в Баку, Шуше, Нухе. В. вош„л в историю реалистич. азерб. драматургии как
один из первых представителей лит. школы М. Ф. Ахундова.
Соч.: neJMa гапымы, nejapnap гапыны, Бакы, 1911; Ев-лэнмэк су ичмэк
де,щл, Бакы, 1911.
Лит.: Кочарли Ф., Литература азербайджанских татар, Тифлис, 1903. Я.
Т.
ВЕЗЙРОВ, Наджафбек Фатали бей оглы [5(17).IL 1854, Шуша,- 9.VII.
1926, Баку] - азербайджанский драматург, публицист, театральный деятель.
Один из основателей азерб. т-ра. Учился в Бакинском реальном уч-ще, в
1878 окончил Петровскую с.-х. академию в Москве. Т-ром и драматургией
интересовался еще в ученические годы. Совместно со своим учителем Г.
Меликовым (Зардаби) и учениками реального уч-ща поставил в Баку в 1873
первые спектакли на азерб. яз.- комедии М.Ф. Ахундова "Везир
ленкоранского ханства" и "Гаджи Кара" ("Приключение скряги").
В Москве В. близко познакомился с рус. лит-рой и театр. жизнью,
особенно интересовался драматургией
Островского, сблизился с Короленко. Еще будучи в Москве, В. начал
печатать на страницах первой азерб. газеты "Экинчи" публицистические
статьи, отразившие влияние на него передовой рус.
рево-люционно-демократич. лит-ры. Вернувшись в Азербайджан, В. нек-рое
Страницы: «« « 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |