Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 406   407   408   409   410   411   412   413   414  415   416   417   418   419   420   421   422   423   424  » »»

   Начало 2-го этапа венг. Просвещения связано  открытием  Л.  Келеменом
первого постоянного т-ра в Пеш-те в 1790, ускорившее формирование В.  д.
и   способствовавшее   активизации    драматургич.    творчества    ряда
поэтов-просветителей.  Крупнейший  деятель  эпохи  Просвещения  поэт   и
драматург М. Чоконаи-Витез  создал  остро  сатирич.  социальную  комедию
"Темпе-ф„и" (1793) о бедном поэте, вступившем в  борьбу  за  просвещение
народа, против косности, паразитизма и  ханжества  правящих  классов.  В
комедиях  "Культура"  (1799)  и  "Карньоне  и  два  ветреника"   (1795),
направленных  против  аристократии  и  церкви,   Чоконаи-Витез   проявил
мастерство создания остро комедийной интриги и ярких сценич. характеров.
   В нач. 19 в. великий венг.  драматург  И.  Катона  в  историч.  драме
"Банк-бан"   (1815-21)   выразил   идей   объединения   венг.    народа,
национально-освободит. и социальной борьбы.  Образы  дворянина  Банка  и
крепостного Тиборца  были  реалистич.  художеств.  обобщением  характера
народного   героя   и   вместе   с   тем   обладали   ярко    выраженной
индивидуализацией. Пронизанная патриотич. пафосом драма "Банк-бан"  была
пост. лишь в 1833, после смерти автора, и  до  наст.  времени  входит  в
репертуар Нац. т-ра.
   Широкое  распространение  получила  в  1-й  пол.  19  в.  драматургия
романтич. направления. Драмы  К.  Киш-фалуди  "Воевода  Штибор"  (1819),
"Ирене" (1820), произведения  вождя  венг.  романтиков  М.  В„регимар-ти
"Изгнанники" (1830) и "Чонгор и Тюнде" (1830), драма Л. Телеки "Фаворит"
(1841) и  социаль-но-историч.  пьесы  Э.  Сиглигети  "Табунщик"  (1846),
"Пленение  Ференца   Ракоци   II"   (1847)   были   проникнуты   пафосом
нац.-освободит, борьбы, мечтой о свободе своей родины. Произв. романтич.
драматургии способствовали идеологич. подготовке венг.  революции  1848.
Особое место в драматургии  венг.  романтизма  занимает  историч.  драма
"Тигр и гиена" (1846) Ш. Пет„фи, в к-рой разрабатывается тема борьбы  за
престол  и  краха  честолюбивых  стремлений  выдающихся  личностей,   не
пользующихся поддержкой народа.
   Во 2-й пол. 19 в. Сиглигети в пьесах "Подкидыш" (1863),  "Забастовка"
(1872) воссоздал картины совр. ему эпохи. Выдающийся  поэт-драматург  И.
Мадач в период реакции  создал  философскую  драму  "Трагедия  человека"
(1861),  получившую  широкую  известность  и   за   пределами   Венгрии.
Использовав миф об Адаме и Еве, Мадач  пров„л  библейских  героев  через
различные этапы истории человечества, показав  несбыточность  идеалов  в
действительности. Противоречия во взглядах Ма-дача сказались в том, что,
призывая к борьбе, он не видел путей и средств для завоевания свободы  и
счастья. Во 2-й пол. 19 в. сохранил популярность  жанр  т.  н.  народной
пьесы, созданный в 30-40-х гг. Э.  Сиглигети  ["Беглый  солдат"  (1840),
"Лилиомфи" (1849) и др.] и имевший большое значение перед  1848.  Однако
авторы этих пьесприукрашенно-идиллически изображали жизнь народа.
   Чертами критич. реализма  отмечено  творчество  Г.  Чики.  Его  драма
"Дармоеды" (1880), комедии "П„страя нищета" (1881),  "Пузыри"  (1884)  и
др. были насыщены острыми социальными конфликтами, бичевали нравы  совр.
ему об-ва.
   В нач. 20 в. принципам  критич.  реализма  следовали  драматурги:  Ш.
Броди,  автор   социально-психоло-гич.   драм   "Кормилица"   (1902)   и
"Учительница" (1908); И. Ф„льдеш - "Господа  чиновники"  (1909),  "Вояки
императора" (1910); Л. Барта - "Весенний хмель" (1912), "Любовь" (1916),
"Т„мный дом" (1919), а также классик венг. лит-ры Ж. Мориц,  автор  пьес
"Судья Шари" (1909), "Господский пир" (1928), "Будь  добрым  до  смерти"
(1929), в центре к-рых конфликт между личностью и  обществом  при  бурж.
строе.
   Одним из  драматургов  20  в.,  получившим  широкое  признание  и  за
рубежом, был Ф. Молънар, написавший комедии: "Господин  доктор"  (1902),
"Ч„рт"  (1907),  "Лилиом"  (1909),  "Волк"  (1912),  "Ривьера"   (1926),
"Комедия в  замке"  (1926),  "Олимпия"  (1928)  и  др.,  высмеивавшие  в
гротесковой форме отдельные пороки  бурж.  об-ва.  Большую  популярность
получили произведения М. Лендъеля - автора драмы "Тайфун" (1909) и  ряда
комедий.
   Мелкобурж.  оппозицию  к  существовавшему   режиму   выражали   венг.
комедиографы 1-й пол. 20 в.- Э. Надь ("Гений", 1911;  "Премьер-министр",
1913), Е. Хелыпаи ("Лица и  маски",  1921;  "Немой  витязь",  1935),  Ф.
Каринти ("Волшебное кресло", 1916;
   "Завтра утром", 1921). Творчество этих драматургов  свидетельствовало
о растущем недовольстве  прогрессивной  венг.  интеллигенции  состоянием
бурж. т-ра. В период между двумя мировыми войнами  возникло  направление
революц. социалистич.  драмы.  В  русле  этого  направления  развивалось
творчество драматургов: Б. Иллеша (пьеса "Купи револьвер", 1926), Д. Гая
(впоследствии  примкнул  к  ревизионистам;  пьесы  "Бог,   император   и
крестьянин",  1932;  "Иметь",  1939),  Б.  Балажа  ("Любовь   земная   и
небесная", 1939), Ш. Гергея ("Мой сын"; совм. с О.  Литовским,  1939)  и
др.
   Новый  этап  развития  В.  д.  начался  с  1945,  когда  страна  была
освобождена от власти капитала и фашизма и встала на путь  строительства
социалистич.  общества.  В  В.  д.  появился  ряд  значит,   произв.   о
современности, в центре к-рых находится новый герой  -  труженик.  Среди
этих пьес: "Герои будней" Э.  Манди  (1949),  "Летний  ливень"  П.  Сабо
(1950), "Глубокая вспашка" М.  Ф„льдеша  (1950),  "Боевое  крещение"  Э.
Урбана (1952) и его же сатир  ич.  комедия  "Огуречное  дерево"  (1954),
психологич.  драма  "Сентябрь"  И.  Шаркади  (1955)  и  др.  Плодотворно
развивается жанр  историч.  драмы,  героями  к-рой  стали  представители
народа, а осн. темой - революц. и патриотич.  прошлое  Венгрии.  В  этом
жанре работают:  драматург-поэт  Д.  Ийеги,  создавший  дилогию  "Пример
Озора" (1952) и "Пламя факела" (1953) о революции 1848, а также драму  в
стихах   "Дьердь   Дожа"   (1955)   о   крестьянском   восстании   1514.
Монументальную драму "Галилей" написал Л.  Немет  (1956).  К.  Шандор  в
пьесе "День гнева" (1952) и Б. Иллеш в "Радуге" (1958) ярко  запечатлели
эпизоды борьбы венг. народа во время пролетарской революции 1919.
   Венг. драматурги в 50-е гг. разрабатывают  новые  темы,  стремятся  к
созданию   высокохудожеств.    произведений,    проникнутых    передовой
идеологией. Пьесы "С завязанными глазами" И. Фейера  (1957),  "Буря"  И.
Добози (1958), "Люди из Пешта" Л. Мештерхази (1958),  "Дымное  небо"  И.
Дарваша (1959) отразили события контрреволюц. мятежа 1956. В конце  50-х
гг. в жанре комедии написаны пьесы: "Мы тоже не ангелы" К. Фехера, "Брак
по расч„ту" М. Чизмарека и др. В пьесах "Танец на проволоке" М.  Каллаи,
"Капитан" Ф. Эрши, "Нетерпеливые влюбл„нные" Э. Иллеша и др.  драматурги
трактуют  тему  формирования   новой   морали   и   характера   человека
социалистич. об-щества.

Страницы: «« « 406   407   408   409   410   411   412   413   414  415   416   417   418   419   420   421   422   423   424  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия