|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 » »» Лит.: В а у е г J., А magyar dramairodalom tortenete, Bp.,. 1897; М о
г i с z Zs., А magyar szinpad tradicioi, в его кн.:
Irodalomrol, muvesretrol, I. Szepirodalmi Konyvkiado, Bp. 1959; A
magyar dramaturgia halado hagyomanyai, Szerk. Hont Ferenc, Bp., 1953;
Irodalom es felelosseg, "Miivelt nep", Bp." 1955; Гершкович А., Катона,
Л.-М., 1960. А.Гер.
ВЕНГЕРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР в Будапеште - один из
крупнейших муз. т-ров Венгерской Народной Республики. Осн. в 1837 в
Пеште [с 1840 - Национальный т-р; с 1884 - Будапештский оперный т-р
(Венгерский гос. оперный т-р)]. На сцене этого т-ра были осуществлены
постановки первых венг. нац. опер. Строительство здания т-ра,
сохранившегося до наст. времени, было закончено в 1884 (архитектор М.
Ибль). В художеств. оформлении здания принимали участие лучшие венг.
художники и скульпторы - К. Лоц, Б. Секей, Д. Ваш-таг, А. Фешти и др. В
репертуаре т-ра наряду с нац. операми Ф. Эркеля, 3. Кодай и др. венг.
композиторов большое место занимают произв. классиков, советских и совр.
венг. композиторов, в т. ч. оперы "Князь Игорь", "Борис Годунов",
"Евгений Онегин"" "Севильский цирюльник", "Травиата", балеты "Деревянный
принц" Бартока, "Ацис и Галатея" Шугара, "Пламя Парижа" и др. Важную
роль в развитии т-ра сыграли певцы М. Секей, Я. Фодор, И. Йовицки;
певицы - М. Базилидес, М. Дъюркович, Ю. Ошват М. Матъяш, Ш. Генчи,
артисты балета - К. Ургаи" Ж. Кун, Г. Лакатош, Ф. Хаваш и др. После
образования Венгерской Народной Республики (1946), кроме основной сцены,
в Городском т-ре был открыт филиал т-ра оперы, к-рому присвоено имя Ф.
Эркеля. В. И.
ВЕНГЕРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР (Nem-zefci Szinhaz) в Будапеште -
старейший драматический театр Венгрии. Открыт 22 авг. 1837 под назв.
"Мадьяр синхаз" пьесой "Пробуждение Арпада" В„р„шмарти. В 1840 получил
наименование Нац. т-ра" До 1884 в т-ре одновременно давались драм. и
оперные спектакли (см. также Венгерский государственный оперный театр в
Будапеште). Первым директором и художеств. руководителем т-ра был критик
и поэт И. Байза. В труппе т-ра объединились лучшие акт„ры страны,
выступавшие ранее в провинциальных бродячих труппах: Р. Дерине, К.
Медьери, Ж. Сент-петери, Р. Лаборфальви и др., развивавшие своим
творчеством демократич. традиции венг. сценич. иск-ва - его народность и
прогрессивную идейность. Накануне революдии 1848 в т-ре сформировались
два осн. направления в акт„рском иск-ве: романтическое, представителем
к-рого был М. Лендваи-отец, и реалистическое, ярким выразителем к-рого
являлся Г. Эгреш-гии - акт„р-гражданин, друг и соратник Ш. Пет„фи. В
первые же дни революции деятели т-ра горячо откликнулись на освободит,
движение венг. народа. 15 марта 1848 по требованию восставших жителей
Пешта очередная пост. мелодрамы была заменена патриотич. драмой
"Банк-бан" И. Катоны. Мн. акт„ры т-ра принимали непосредственное участие
в освободит. борьбе. После 1848 Нац. т-р переживал упадок, испытывал
тяж„лые материальные затру д нения. Творч. подъ„м т-ра начался в 60-е
гг. 19 в. Многие акт„ры получили в это время театр. образование в
Париже. Реалистич. тенденции в нац. иск-ве утверждали акт„ры К.
Сердахейи, К. Приелле, директор и худ. рук. т-ра драматург Э. Сиглигети,
обогативший репертуар т-ра своими пьесами. Преемник Сиг-лигети Э. Паулаи
- один из наиболее видных венг. режисс„ров, осуществил цикл пост. нац.
клас-сич. драматургии: "Чонгор и Тюнде" В„р„шмарти"
"Трагедия человека" Мадача, пьес Софокла, Шекспира, Мольера, Ибсена.
Под руководством Паулаи раскрылось дарование венг. трагедийной актрисы
М. Ясаи. После смерти Паулаи Нац. т-р оказался в руках
дельцов-предпринимателей и утерял ведущую роль в театр. жизни страны.
После 1-й мировой войны деятельность реж. и директора т-ра Ш. Хевеши,
творчество акт„ров И. Маркуш, Г. Байор и др. способствовали возрождению
нац. театр. традиций. Новый расцвет Нац. т-ра начался после освобождения
Венгрии (1945); к руководству пришли акт„р и реж. Т. Майор, реж. Э.
Геллерт, сплотившие одар„нный коллектив акт„ров. Нац. т-р осуществил
пост. мировой и нац. драматургии. Среди наиболее значит, спектаклей 50-х
гг.: "Бапк-бан"; "Доходное место", "Женитьба Фигаро" (оба в 1950),
"Отелло" (1954), "Ричард III" (1955);
"Кровавая свадьба" Гарсиа Лорки (1957), "Перевыборы" Э. Надя (1957),
"Дымное небо" И. Дарваша (1959). В труппе т-ра (1960): Э. Шомоди, М.
Ольти, М. Лукач, Ф. Бешшеньеи, Л. Башти, 3. Варконьи и др. , , А.Гер.
ВЕНГЕРСКИЙ ТЕАТР. Истоки венг. театр. культуры относятся ко времени,
предшествующему принятию венграми христианства (1000). Зачатки
зрелищного иск-ва венгров связаны с языческими обрядами кочевников,
завоевавших в 9 в. территорию совр. Венгрии. Приняв христианство, венгры
продолжали находиться под сильным влиянием языческих верований. Об этом
свидетельствуют ср.-век. хроники, упоминавшие венг. скоморохов и
игрицев, а также нар. мелодии, восходящие к евразиатскому мелосу,
самобытный нар. танец, связанный с языческими ритуалами, и венг. нар.
сказки. Носителями первонач. форм театр. нар. культуры в Венгрии были
сказители (регеши), скоморохи (йокулаторы) и игрицы - певцы-музыканты,
подразделявшиеся на хегедюши (от хегедю- скрипка), лантошей (лантош -
духовой инструмент) и кобзошей.
Представители католич. церкви стремились уничтожить все проявления
самобытной нац. культуры венгров, насаждая литургич. драму и мистерии на
чуждом венграм латинском языке. Однако церковная драма не получила
распространения в Венгрии.
В 1695 поэт и учитель Д. Фельвинци сделал первую попытку организовать
проф. труппу в г. Ко-ложваре (Клуж), но не смог осуществить сво„
намерение. В нач. 18 в. появляются придворные театральные труппы у
князей Эстергази, графов Пальфи и др., игравшие главным образом на нем.
и итал. языках. В 17 и особенно в 18 вв. ряд католич. орденов (иезуиты,
пиаристы и др.) вводят в церковных школах пост. спектаклей на венг. яз.
не только религиозного, но и светского содержания. На сцене школьного
т-ра ставились первые "вольные" переводы комедий Мольера, сильно
искажавшие подлинник. Значительно ближе к венг. нар. жизни были
представления протестантского школьного т-р а, дававшиеся в с„лах и
городах Венгрии. В репертуар школьного т-ра входили гл. обр. интермедии
и жанровые сценки ("Женитьба Михая Кочонья" не изв. автора и др.).
В 1790, в период движения "венгерских якобинцев", стремившихся
покончить с феодализмом и габсбургском засилием в стране, был
организован первый проф. т-р. Акт„р и театр. деятель Л. Келемен создал
из энтузиастов-любителей театр. труппу в Пеште, к-рая просуществовала до
1796, показав за это время 469 спектаклей, в т. ч. пьесы Шекспира
("Отелло" н "Ромео и Джульетта"), Шиллера ("Разбойники"), Лессинга
Страницы: «« « 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |