Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 407   408   409   410   411   412   413   414   415  416   417   418   419   420   421   422   423   424   425  » »»

   Лит.: В а у е г J., А magyar dramairodalom tortenete, Bp.,. 1897; М о
г i с z Zs., А magyar szinpad tradicioi, в его кн.:
   Irodalomrol, muvesretrol, I. Szepirodalmi  Konyvkiado,  Bp.  1959;  A
magyar dramaturgia halado hagyomanyai, Szerk. Hont  Ferenc,  Bp.,  1953;
Irodalom es felelosseg, "Miivelt nep", Bp." 1955; Гершкович А.,  Катона,
Л.-М., 1960. А.Гер.
   ВЕНГЕРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОПЕРНЫЙ  ТЕАТР  в  Будапеште  -  один  из
крупнейших муз. т-ров Венгерской Народной  Республики.  Осн.  в  1837  в
Пеште [с 1840 - Национальный т-р; с  1884  -  Будапештский  оперный  т-р
(Венгерский гос. оперный т-р)]. На сцене этого  т-ра  были  осуществлены
постановки  первых  венг.  нац.   опер.   Строительство   здания   т-ра,
сохранившегося до наст. времени, было закончено в  1884  (архитектор  М.
Ибль). В художеств. оформлении здания  принимали  участие  лучшие  венг.
художники и скульпторы - К. Лоц, Б. Секей, Д. Ваш-таг, А. Фешти и др.  В
репертуаре т-ра наряду с нац. операми Ф. Эркеля, 3. Кодай  и  др.  венг.
композиторов большое место занимают произв. классиков, советских и совр.
венг. композиторов, в  т.  ч.  оперы  "Князь  Игорь",  "Борис  Годунов",
"Евгений Онегин"" "Севильский цирюльник", "Травиата", балеты "Деревянный
принц" Бартока, "Ацис и Галатея" Шугара, "Пламя  Парижа"  и  др.  Важную
роль в развитии т-ра сыграли певцы  М.  Секей,  Я.  Фодор,  И.  Йовицки;
певицы - М. Базилидес, М. Дъюркович,  Ю.  Ошват  М.  Матъяш,  Ш.  Генчи,
артисты балета - К. Ургаи" Ж. Кун, Г. Лакатош,  Ф.  Хаваш  и  др.  После
образования Венгерской Народной Республики (1946), кроме основной сцены,
в Городском т-ре был открыт филиал т-ра оперы, к-рому присвоено  имя  Ф.
Эркеля. В. И.
   ВЕНГЕРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ТЕАТР  (Nem-zefci  Szinhaz)  в  Будапеште  -
старейший драматический театр Венгрии. Открыт 22  авг.  1837  под  назв.
"Мадьяр синхаз" пьесой "Пробуждение Арпада" В„р„шмарти. В  1840  получил
наименование Нац. т-ра" До 1884 в т-ре  одновременно  давались  драм.  и
оперные спектакли (см. также Венгерский государственный оперный театр  в
Будапеште). Первым директором и художеств. руководителем т-ра был критик
и поэт И. Байза.  В  труппе  т-ра  объединились  лучшие  акт„ры  страны,
выступавшие ранее в  провинциальных  бродячих  труппах:  Р.  Дерине,  К.
Медьери,  Ж.  Сент-петери,  Р.  Лаборфальви  и  др.,  развивавшие  своим
творчеством демократич. традиции венг. сценич. иск-ва - его народность и
прогрессивную идейность. Накануне революдии 1848 в  т-ре  сформировались
два осн. направления в акт„рском иск-ве:  романтическое,  представителем
к-рого был М. Лендваи-отец, и реалистическое, ярким  выразителем  к-рого
являлся Г. Эгреш-гии - акт„р-гражданин, друг и  соратник  Ш.  Пет„фи.  В
первые же дни революции деятели т-ра горячо откликнулись  на  освободит,
движение венг. народа. 15 марта 1848 по  требованию  восставших  жителей
Пешта  очередная  пост.  мелодрамы  была  заменена   патриотич.   драмой
"Банк-бан" И. Катоны. Мн. акт„ры т-ра принимали непосредственное участие
в освободит. борьбе. После 1848 Нац.  т-р  переживал  упадок,  испытывал
тяж„лые материальные затру д нения. Творч. подъ„м т-ра  начался  в  60-е
гг. 19 в. Многие акт„ры  получили  в  это  время  театр.  образование  в
Париже.  Реалистич.  тенденции  в  нац.  иск-ве  утверждали  акт„ры   К.
Сердахейи, К. Приелле, директор и худ. рук. т-ра драматург Э. Сиглигети,
обогативший репертуар т-ра своими пьесами. Преемник Сиг-лигети Э. Паулаи
- один из наиболее видных венг. режисс„ров, осуществил цикл  пост.  нац.
клас-сич. драматургии: "Чонгор и Тюнде" В„р„шмарти"
   "Трагедия человека" Мадача, пьес Софокла, Шекспира, Мольера,  Ибсена.
Под руководством Паулаи раскрылось дарование венг.  трагедийной  актрисы
М.   Ясаи.   После   смерти   Паулаи   Нац.   т-р   оказался   в   руках
дельцов-предпринимателей и утерял ведущую роль в  театр.  жизни  страны.
После 1-й мировой войны деятельность реж. и директора  т-ра  Ш.  Хевеши,
творчество акт„ров И. Маркуш, Г. Байор и др. способствовали  возрождению
нац. театр. традиций. Новый расцвет Нац. т-ра начался после освобождения
Венгрии (1945); к руководству пришли акт„р и  реж.  Т.  Майор,  реж.  Э.
Геллерт, сплотившие одар„нный коллектив  акт„ров.  Нац.  т-р  осуществил
пост. мировой и нац. драматургии. Среди наиболее значит, спектаклей 50-х
гг.: "Бапк-бан"; "Доходное  место",  "Женитьба  Фигаро"  (оба  в  1950),
"Отелло" (1954), "Ричард III" (1955);
   "Кровавая свадьба" Гарсиа Лорки (1957), "Перевыборы" Э. Надя  (1957),
"Дымное небо" И. Дарваша (1959). В труппе т-ра  (1960):  Э.  Шомоди,  М.
Ольти, М. Лукач, Ф. Бешшеньеи, Л. Башти, 3. Варконьи и др. , , А.Гер.
   ВЕНГЕРСКИЙ ТЕАТР. Истоки венг. театр. культуры относятся ко  времени,
предшествующему   принятию   венграми   христианства   (1000).   Зачатки
зрелищного иск-ва венгров  связаны  с  языческими  обрядами  кочевников,
завоевавших в 9 в. территорию совр. Венгрии. Приняв христианство, венгры
продолжали находиться под сильным влиянием языческих верований. Об  этом
свидетельствуют  ср.-век.  хроники,  упоминавшие  венг.   скоморохов   и
игрицев, а  также  нар.  мелодии,  восходящие  к  евразиатскому  мелосу,
самобытный нар. танец, связанный с языческими ритуалами,  и  венг.  нар.
сказки. Носителями первонач. форм театр. нар. культуры  в  Венгрии  были
сказители (регеши), скоморохи (йокулаторы) и игрицы  -  певцы-музыканты,
подразделявшиеся на хегедюши (от хегедю- скрипка),  лантошей  (лантош  -
духовой инструмент) и кобзошей.
   Представители католич. церкви стремились  уничтожить  все  проявления
самобытной нац. культуры венгров, насаждая литургич. драму и мистерии на
чуждом венграм латинском  языке.  Однако  церковная  драма  не  получила
распространения в Венгрии.
   В 1695 поэт и учитель Д. Фельвинци сделал первую попытку организовать
проф. труппу в  г.  Ко-ложваре  (Клуж),  но  не  смог  осуществить  сво„
намерение. В нач. 18  в.  появляются  придворные  театральные  труппы  у
князей Эстергази, графов Пальфи и др., игравшие главным образом на  нем.
и итал. языках. В 17 и особенно в 18 вв. ряд католич. орденов  (иезуиты,
пиаристы и др.) вводят в церковных школах пост. спектаклей на венг.  яз.
не только религиозного, но и светского содержания.  На  сцене  школьного
т-ра  ставились  первые  "вольные"  переводы  комедий  Мольера,   сильно
искажавшие  подлинник.  Значительно  ближе  к  венг.  нар.  жизни   были
представления протестантского школьного т-р  а,  дававшиеся  в  с„лах  и
городах Венгрии. В репертуар школьного т-ра входили гл. обр.  интермедии
и жанровые сценки ("Женитьба Михая Кочонья" не изв. автора и др.).
   В  1790,  в  период  движения  "венгерских  якобинцев",  стремившихся
покончить  с  феодализмом  и  габсбургском  засилием   в   стране,   был
организован первый проф. т-р. Акт„р и театр. деятель Л.  Келемен  создал
из энтузиастов-любителей театр. труппу в Пеште, к-рая просуществовала до
1796, показав за это время  469  спектаклей,  в  т.  ч.  пьесы  Шекспира
("Отелло" н  "Ромео  и  Джульетта"),  Шиллера  ("Разбойники"),  Лессинга

Страницы: «« « 407   408   409   410   411   412   413   414   415  416   417   418   419   420   421   422   423   424   425  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия