|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 » »» Бурджалов, Балтазар - Грибунин. Стефанио - Тарасов, Порция - Андреева,
Нерисса -Книп-пер, Джессика - Алеева). "В. к." ставился до революции в
т-рах Эривани (1866, переводчик, режисс„р и исполнитель роли Шейлока -
Чмышкян), Казани (1872), Ярославля (1900), в Товариществе русской драмы
под рук. Мейерхольда (1905, Шейлок-Мейерхольд); в т-ре "Соловцов", Киев
(1913, реж. Синельников, Шейлок - Павленков, Бассанио - Радин, Грациано
- Кузнецов, старик Гоббо - Пельтцер, Порция - Полевицкая, Джессика -
Шатрова, Нерисса - Гофман). Среди исполнителей роли Шейлока в дореволюц.
т-рах России: Ге, Иванов-Козельский, Н. Рыбаков, Чарский, Любский,
Мнакян, Раф, Адельгейм (Роб. Адельгейм - Ланчелотт Гоббо) польский акт„р
С. Ярач и др.
25 ноября 1917 "В. к." пост. Малым т-ром (возобновление дореволюц.
пост.). Первая пост. в сов. т-ре- 27 ноября 1920, Большой Драм. т-р,
Петроград (реж. А. Бенуа, художники А. Бенуа, эскизы Н. Бенуа, Болотов;
комп. Асафьев Шейлок - Монахов, старик Гоббо - Б. Черкасов, Ланчелотт
Гоббо - Лаврентьев, принц Марокканский - Музалевский, принц Арагонский -
Мичурин, Порция - Комаровская); Т-р им. Сундукяна, Ереван (1926, реж.
Калантар, худ. Якулов);
Молотовский т-р (1941); Ереванский русский т-р (1940).
И з д а н и я.- 1) Первое изд. "В. к." 1600 под заголовком:
"Превосходнейшая история о венецианском купце. С чрезвычайной
жестокостью еврея Шейлока по отношению к сказанному купцу, у которого он
хотел вырезать ровно фунт мяса; и с получением руки Порции посредством
выбора из тр„х ларцов. Как она неоднократно исполнялась лорда-камергера
слугами. Написана Уильямом Шекспиром" (по послесловию А. Смирнова к "В.
к.", в кн.: "Уильям Шекспир. Полное собр. соч., в 8 тт.", т. 3, М-,
1959). Из первых русск. пер. "В. к."-Н. X. Кетчера; позднее - переводы
А. Л. Соколовского, П. И. Вейн-берга, Т. Л. Щепкиной-Kvn ерник и др.
Лит.: "ЕИТ". Сезон 1896/97, П., 1898, с. 175-187; то же- 1903-1904,
СПБ, 1904, с. 3-17 и то же- 1910, вып. 1, СПБ. 1910, с. 106-113; "Театр
и искусство", П., 1897, јј 3 и 6;
1914, ј 10; Троицкий 3., Карл Зейдельман и становление сценического
реализма в Германии, М., 1940, с. 148-159;
Charles Beecher H o g a n - Shakespeare in the theatre, L., 1952, с.
309-319; "Deutsches Schauspielkunst", В., 1954, с. 345-370, Л. Шн.
ВЕНЕЦИЯ (Venezia) - город в Италии (342,9 тыс. жит. на 1959). В 17-18
вв. В. была центром театр. жизни страны и одним из театр. центров
Европы. Т-ры в В. возникли позднее, чем в Париже, Лондоне и Мадриде, так
как в эпоху Возрождения правительство Венецианской республики
противодействовало стабилизации в городе театр. трупп, мотивируя это
"распущенностью акт„ров". Приезжавшие в В. в первой половине 16 в.
артисты и труппы давали представления комедий Плавта, Теренция и
народных фарсов в монастыре Крочифери и во дворцах венецианской знати.
Первые театр. здания появились в В.во второй половине 16 в. (среди них
т-р, выстроенный в 1565 арх. Палладио для труппы Аччеэи) (в наст. время
ни одно из этих зданий не сохранилось). В последующие два столетия
количество т-ров в В. (насчитывающей в то время около 140 тыс. жителей)
превысило колич. т-ров в Париже (где было всего 3 постоянных т-ра). В 17
в. в В. было построено 18 т-ров (одноврем. работало 6-9). В 18 в.
количество т-ров сократилось до 14 (одноврем. работало 7 т-ров: 4
оперных и 3 драматических). Все т-рыВ. носили имена святых. Старейший из
них-венецианский т-р "Сан-Кассиано" (открылся в 1637 пост. первой
венецианской оперы "Андромеда", либр. Феррари, муз. Манелли) и назывался
"Новым", в отличие от старого "Сан-Кассиано",выстроенного еще в 16 в. в
так наз."дворе Микиела". "Новый Сан-Кассиано" был первым в Европе
ярусным т-ром. Его тпуппа прославилась пост. опер Монтеверди. Вслед за
"Сан-Кассиано" открылись т-ры "Санти-Джованни э Паоло" (1639),
"Сан-Мойзе" (1639, впоследствии назван "Минерва"), "Новейший" (1641),
"Санти-Апостоли" (1649), "Сант-Аполли-наре" (1651), "Сан-Самуэле"
(1655), "Сан-Сальваторе" (1661, в 18 в. назв. "Сан-Лука", с 19 в.-"Т-р
Гольдони"), "Ай Салони" (1670), "Сант-Анджело" (1677), "Сан-Джованни
Гризостомо" (1678, впоследствии был перестроен и переименован в т-р
"Малибран"), "Канал Реджо" и "Алле Дзатторе" (1679), "Алитери" (1690),
"Санта-Марина" (1698), "Сан-Фантино" (1699), "Приватод и Сан-Мойзе"
(1700). Последними в ряду прославленных т-ров В. были т-р
"Сан-Бенедетто" {Т-р Россини), открытый в 1755, и т-р"Фениче" (открыт в
1792).
Т-ры В. принадлежали знатным аристократическим семьям (Джустиниан,
Микьель, Веньер, Кандульмер, Вендрамин, Гримани), к-рые сдавали их для
эксплуатации театр. импрессарио, оставляя за собой право общего надзора
и получения дохода от лож (самых дорогих и поч„тных мест в т-ре).
Первоначально все т-ры В. были оперными и лишь впоследствии нек-рые из
них стали драматическими. Об увлечении венецианцев оперой
свидетельствует пост. в В. (только в 17 в.) 356 опер, сочин„нных 72
композиторами (в их числе: К. Монтеверди, П. Кавалди, М. Чести и др.).
Ведущим оперным т-ром В. был "Сан-Джованни Гризостомо". Т-р этот по
своим размерам (162 ложи), красоте архитектуры, богатству постановок,
славе певцов в течение 60 лет (в конце 17 в. и первой пол. 18 в.)
считался первым т-ром Европы. С 1747, когда в В. был выстроен т-р
"Сан-Бенедетто", опера перешла туда, а т-р "Сан-Джованни Гризостомо"
стал драм. т-ром. В конце 18 в. возникает крупный оперный т-р В.-т-р
"Фениче". В 19 в. оперы ставятся также в "Сан-Мойзе" и время от времени
в т-ре "Сан-Лука". В этих т-рах были впервые пост. оперы Россини
("Танкред", "Семирамида"), Беллини ("Капулетти и Монтекки"), Верди
("Эрнани", "Риголетто", "Травиата") и др. композиторов. В 19 в. оперные
т-ры В. начинают уступать сво„ первенство оперным т-рамдр. итальянских
городов (Неаполь, Болонья, Милан).
Драм. т-ры В. развивались вначале как т-ры комедии дель арте. Самыми
прославленными из них были в нач. 18 в. "Сан-Лука" и "Сан-Самуэле", а с
сер.века также т-р "Сант-Анджело". Все эти т-ры были связаны с К.
Гольдони и его реформой; в т-рах играли труппы Имера ("Сан-Самуэле",
1734-43), Ме" дебака ("Сант-Анджело", 1748-53), Вендрамина ("Сан-Лука",
1753-62). В т-рах "Сан-Самуэле" и "Сант-Анджело" после ухода Гольдони
работал его соперник-драматург П. Кьяри. Начиная с 1761 в т-ре
"Сан-Самуэле" с труппой под руководством А. Сакки работал К.Гоцци,
написавший для этой труппы все свои десять "фьяб" (сказки для т-ра) и на
время вновь возродивший в В. комедию дель арте.
Начиная с 19 в., вместе с падением политич., экономич. и культурного
значения В., театральная жизнь замирает, перемещаясь в др. города Италии
(Рим, Неаполь, Милан). Большинство т-ров В. закрываются (в их числе
Страницы: «« « 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |