Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 418   419   420   421   422   423   424   425   426  427   428   429   430   431   432   433   434   435   436  » »»

   BonaventuraA.,La figura e l'arte di Gr. Verdi, Livorno, 1919; то  же,
франц. пер., Р., 1923; Т о у e F., Giuseppe Verdi, his life  and  works,
L., 1931; Vanbianchi C., Saggio di bibliographia  verdiana,  MiL,  1913;
Gatti C., Verdi, 2 ed., МП., 1951. Г. Кр.
   ВЕРЕВКИН,  Михаил  Иванович  [1732-21.III  (I.  IV).  1795]-  русский
драматург  и  переводчик.  Род.  в  дворянской  семье.  Воспитывался   в
Шляхетном  корпусе.  Служил  во  флоте.  В.  -  автор   сентиментальных,
чувствительных пьес,  принадлежащих  к  жанру  "сл„зной  комедии":  "Так
должно" (1773), "Именинники" (1774), "Астрея", "На нашей улице праздник"
(две  последние  не  сохранились).  Пьеса  В.  "Точь-в-точь"  (1785),  о
пугач„вском восстании, трактует тему народного восстания  с  реакционных
позиций. В 1760, будучи директором Казанской гимназии, В. организовал на
базе ученических спектаклей этой гимназии публичный театр в Казани. Член
Российской академии.
   Лит.: Данилове. С." Очерки по истории русского драматического театра,
М.-Л., 1948, с. 112-115; Крути И. А., Русский театр в Казани, М.,  l9o8.
В. В.-Г.
   ‚ЂШМАРТИ (Vorosmarty), Михай (1. XI 1. 1800  с.  Капольнашньек,-19.
XI.  1855,  Пешт)  -  венгерский  поэт   и   драматург.   Основоположник
венгерского романтизма. Род. в обедневшей дворянской семье. Был  горячим
поборником  нац.  единения  венг.  народа  в   борьбе   за   свободу   и
независимость.  В  период  подъ„ма  национально-освободит.   борьбы   В.
обратился к драматургии. Первые пьесы В.- "Шал омон"  и  "Изгнанники"  -
были написаны в 30-х гг.  19  в.  и  на  сцене  не  ставились.  В  пьесе
"Изгнанники" В.развивает традиционную для венг. иск-ва  тему  законности
восстания против короля - деспота и чужеземца. В известной пьесе "Чонгор
и Тюнде" (изд. 1831) романтически переработан  фольклорный  сюжет  (фея,
полюбив  юного  витязя,  отказывается  от  бессмертия  ради  счастья  на
свободной  земле),  поэтично  воплощена  идея  победы  жизни,  мужества,
красоты и добра над смертью, злом и ложью. "Чонгор и Тюнде" неоднократно
ставилась различными т-рами Венгрии. Последняя и лучшая пост. пьесы была
осуществлена в 1951 Национальным т-ром в Будапеште.  Следующие  2  пьесы
В.- "Искатели  кладов"  и  "Кровавая  свадьба"  -были  пост.  в  1834  в
"Варсинхазе" (т-р в королевском замке в городе Буда). В.  был  одним  из
организаторов  крупнейшего  венгерского  т-ра  в   Пеште   (впоследствии
Национальный т-р). К его открытию в 1837  написал  торжественный  пролог
"Пробуждение Арпа-да", отразивший общенародное участие  в  строительстве
нац. т-ра. В. пишет для этого т-ра ещ„ ряд драм.  произведений.  В  1838
была пост.  его  историч.  трагедия  "Бан  Марот",  в  1841  -  трагедия
"Жертва", в  1844  -  единственная  комедия  "Тайна  вуали"  и  историч.
трагедия "Циллеи и Хуняди". В. перев„л на венг.  яз.  трагедии  Шекспира
"Юлий Цезарь" (Национальный т-р, 1842; в том же т-ре и в том же переводе
ставится и в наст. время) и "Король Лир" (Национальный т-р,  1857).  Был
выдающимся  театр.  критиком   и   теоретиком,   утверждавшим   огромное
культурное значение театр. иск-ва. В 30-х гг.  В.  регулярно  печатал  в
журнале "Аврора" - органе венг. романтиков - "Драматургические отрывки".
В  них  он  отстаивал  поэтику  Гюго,  настойчиво  советовал  учиться  у
Шекспира. Толкование В. шекспировских  образов  и  идей  сохранило  сво„
значение до наст. времени.
   Соч.: Valogatott muvei, kot. 1-3, Bp., 1950;  Osszes  koltoi  miivei,
Bp., [s. а.]; в рус. пер.-Избранное, М-, 1956;  "Чонгор  и  Тюнде",  М.,
1955.
   Лит.:  G  у  и  1  a  i  Pai,  Vorosmarty  felett.  Magyar  irok   es
allamferfiak,  Pest,   1868;   Kemeny   Zs.,   Vorosmarty   ernlekezete.
Tanulmanyok,  II.,  Bp.,  1906;  Czapary  L.,   Vorosmarty   emlekkonyv,
Szekesfehervar,  1900;  BayerJ.,  A  magyar   dramairodalom   tortenete,
1867-ig., kot. 1-2, Bp., 1897;
   Vertesy J., A magyar romantikus drama, Bp., 1913; В  а-y  e  r  J.  ;
Shakespeare    dramai    hazankban,    Bp.,1909;    A    Iszeghy    Zs.,
Vorosmarty-breviarium, Bp., 1924; Szinnyei  J.,  Magyar  irok  elete  es
munkai, Bp., 1914; LukacsyS. es В a lassa L.,  Vorosmarty  Mihaly,  Bp.,
1955; Toth D., Vorosmarty Mihaly, Bp., 1957. А. Гер.
   ВЕРЕЩАГИН, Ф„дор Григорьевич (р. 17. V. 1910)-  украинский  советский
режисс„р. Нар. арт. УССР (1960). Работая шахт„ром в  Донбассе,  В.  стал
организатором и активным участником художественной  самодеятельности.  В
1936 поступил на режисс„рский ф-т  Киевского  муз.-драм.  ин-та  им.  Н.
Лысенко, к-рый окончил в 1941. В 1941-42 - акт„р  фронтового  т-ра  21-й
армии. С 1943 работал режисс„ром в ряде т-ров  Украины  (Кировоградский,
.Измаильский и др.). С 1948 -  гл.  реж.  Винницкого  укр.  т-ра.  Среди
спектаклей,  пост.   В.:   "Сон   князя   Святослава"   Франко   (1957),
"Катерина"-опера Аркаса (1956), "Ночь и пламя" (1957), "Вес„лка" (1958),
"Когда ты любишь" (1959) Зарудного,  "Любовь  Яровая"  (1946),  "Разлом"
(1943); "Овод" по  Войнич  (1947),  "Эмилия  Галотти"  Лессинга  (1955).
Спектаклям  В.  присущи  патетика,  приподнятость.   Развивая   традиции
украинского муз.-драм. т-ра,  В.  тщательно  разрабатывает  нар.  сцены,
нередко  насыщает  свои   спектакли   музыкально-песенными   элементами,
фольклорно-этнографическими мотивами. Б. Д.
   ВЕРИЗМ (итал. verismo, от vero - истинный, правдивый) - направление в
итальянской -литературе и музыкальном театре,  возникшее  в  19  в.  под
влиянием  натурализма.  Крупнейшие  писатели-веристы  (Дж.   Верга,   Л.
Капуана, Д. Чамполи) переделывали свои повести и  рассказы  в  драмы,  а
композиторы (П. Масканъи, Р. Леонкавалло, Д. Пуччини) черпали сюжеты  из
веристской   лит-ры.   В.   отражал   соци-ально-политич.    обстановку,
сложившуюся  в  Италии   после   завершения   воссоединения   страны   и
характеризовавшуюся   борьбой   за    бурж.    реформы    экономич.    и
социально-политич. жизни. В итал. лит-ре и иск-ве В.  явился  выражением
протеста разоряемых мелких собственников деревни и города против крупных
капи-талистич. хищников и устанавливаемых ими в Италии  новых  порядков.
Веристы показывали в своих произведениях тяж„лую жизнь народа и особенно
крестьянства в условиях  наступления  капитализма,  разоблачали  иллюзию
благополучного разрешения всех социальных проблем в объедин„нной Италии.
Однако, показывая острые противоречия  действительности,  ве-ристы  были
бессильны вскрыть социальные причины этих явлений, не  понимали  законов
классовой борьбы. В 1880 писатели Дж. Верга и  Л.  Капуана  опубликовали
лит. манифест веристов.  Осн.  положения  этого  манифеста  сводились  к
провозглашению первостепенного значения фактов, к-рые писатель не  имеет
права  комментировать,  выражая  собственные  мысли  и  чувства.   Такой
объективизм сближал В. с натурализмом  Э.  Золя.  Как  и  Золя,  веристы
стояли на позициях  социального  дарвинизма  и  считали  движущей  силой
обществ. жизни биологич. борьбу за существование. Перенесение  биологич.

Страницы: «« « 418   419   420   421   422   423   424   425   426  427   428   429   430   431   432   433   434   435   436  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия