Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 409   410   411   412   413   414   415   416   417  418   419   420   421   422   423   424   425   426   427  » »»

же  период   возникают   первые   венг.   нац.   муз.-драм.   спектакли.
Непосредственными   предшественниками   нац.   оперы   были   пьесы   И.
Чоко-наи-Витеза, Биллишича (в т. ч. "Козлиное мясо", 1765) и др.
   Первый венг. оперный спектакль - "Герцог Пикко и Ютка Пержи" И.  Чуди
был поставлен в Буде (1793). Затем появились  оперы  нац.  композиторов:
"Дь„рдь Черни" Г. Матраи (1812), "Выборы короля Матиаша" И. Хейниша и Д.
Арнольда  (1832),  "Аурелия"  (1842)  и  "Хитрость"  (1839)  А.  Бартаи,
"Искатели клада из Выше град а" М.  Рожав„льдьи  и  др.  Многие  из  них
ставились в Буде, Пеште и в др. городах силами любителей.  Особый  успех
имела опера И. Ружички "Бегство Белы", пост. в 1824-36 в  Марошвашархее,
Пеште,   Буде,   Сабадке,   Пече,   Мишкольце,    Сегеде,    Темеш-варе,
Секешфехерваре, Дыоле, Кишмартоне, Сенте и Дебрецене. Успех первых венг.
опер объясняется стремлением их авторов к  широкому  использованию  нац.
мотивов и элементов фольклора, в т. ч. нар. музыки стиля "вербункош".  В
то же время оперы  эти  во  многом  следовали  зап.-европейским  оперным
образцам. . Начиная с  1837  центром  муз.  культуры  страны  становится
открытый в Будапеште  Национальный  театр.  на  сцене  к-рого  наряду  с
драматическими ставятся и оперные спектакли. 2-я четверть  19  в.-период
бурного роста нац. тенденций в венг. муз. т-ре. Создателем  венг.  оперы
был композитор и дириж„р Ф. Эркелъ. В 1840 на сцене Нац. т-ра была пост.
его первая опера "Мария Батори", а вслед  за  ней  остальные  сочинения,
среди к-рых наибольшее значение имели "Ласло Хунья-ди" (1844), "Ванк-баш
(1861), "Король Иштван" (1885) и др. Венг, общественность с  энтузиазмом
приняла  ярко  национальные,  романтич.   оперы   Эр-келя,   воспевавшие
патриотич. освободит, движение, отличавшиеся своеобразием муз.  колорита
и мелодич. богатством. Наряду с  операми  Эркеля  в  репертуаре  оперных
т-ров 2-й пол. 19 в. значит, место начинают занимать произв. М. Мошонъи,
К. Терна, Ф. Доплера, Д. Часара, И. Богнара,  К.  Хюбера,  Е.  Хубая,  а
также трансильванских композиторов Ш. Брехта и К. Агхази. К концу 19  в.
широкую известность приобр„л также К. Голъдмарк.
   Развитие  венг.  оперной   школы   способствовало   выдвижению   ряда
талантливых оперных артистов. Важную роль в развитии оперы и  пропаганде
нац. муз. фольклора сыграла солистка Национального  т-ра  М.  Базилидес.
Оперное иск-во начинает пользоваться вс„ большей популярностью в широких
массах венг. народа. В 1884 в Будапеште было  открыто  новое  специально
построенное для оперы здание.  В  последующие  десятилетия  т-р  успешно
развивается,  становясь  центром  нац.  муз.  культуры.  Однако  как  до
образования самостоят, венг.  государства,  так  и  в  бурж.  республике
оперный т-р не был нар. достоянием, не получал необходимой  поддержки  и
материальной помощи.
   Крупнейшие представители венг. музыки 20 в.  Б.  Барток  и  3.  Кодай
внесли значит, вклад в развитие муз. т-ра и  прежде  всего  оперы.  Нар.
опера Кодай  "Хари  Янош",  пост.  в  1926  на  сцене  Оперного  т-ра  в
Будапеште, знаменовала собой новый этап в  развитии  муз.  т-ра  страны.
Важной вехой в истории т-ра была также  пост.  оперы  Кодай  "Секей-ская
прядильня" (1932) и оперы "Витязь Янош" П. Качо, написанной  по  мотивам
одноим„нной поэмы Ш. Пет„фи.
   Установление в  Венгрии  нар.  -демократич.строя  явилось  переломным
моментом  в  истории  венг.  оперы.  Т-ры  страны   пользуются   широкой
поддержкой социали-стич. гос-ва. На сценах  т-ров  ставятся  классич.  и
совр.  оперы,  лучшие  произв.  композиторов  народной   Венгрии,   сов.
композиторов. Для работы Оперного  т-ра  в  Будапеште  -  ведущего  т-ра
страны, характерно сохранение  и  развитие  лучших  традиций  реалистич.
оперного иск-ва.
   Среди совр. венг. композиторов: Ф. Фаркаш (ко-мич.  опера  "Волшебный
шкаф"), П. Кадоша (комич. опера "Приключение в  Хусте")  и  Е.  Кенешшеи
(опера "Золото и женщина", пост.  в  Будапеште  в  1934;  сохраняется  в
репертуаре т-ров). К  композиторам  молодого  поколения  принадлежат  Д.
Рааки (опера "Платье короля Помаде"), Т. Польгар (опера "Сваты") и др. В
репертуаре т-ра сохраняются классич. оперы:
   "Банк-бан" Эркеля, "Хари Янош" Кодай, "Борис
   Годунов", "Евгений Онегин", "Хованщина", "Князь  Игорь",  "Травиата",
"Севильский  цирюльник"  и   др.   Т-р   воспитал   плеяду   талантливых
исполнителей: певцов - М. Се.кей, И. Палло, Т.  Удварди,  Д.  Мелиш,  Е.
Шиманди, О. Малецки, Л. Ямбор, Я.  Фодор,  Э.  Рослер,  Д.  Лошонци,  Р.
Илошфальви, И. Йовиц-ки; певиц - М. Дъюркобич, М. Тисаи, К. Паланкаи, Ю.
Орос, М. Матъяги, Ш. Генчи, Е. Халас, Ю. Ош-ват и  др.  Руководит  т-ром
дириж„р Я. Ференчик; гл. реж. К. Надагиди; дириж„ры В. Комор, М. Лу-кач,
А. Короди, режисс„р и художник Г. Олах, художники Т. Марк,  3.  Фюл„п  и
др. Т-р неоднократно гастролировал за рубежом, в т. ч. в СССР (в  1958).
Наряду с Оперным т-ром в Будапеште работают  оперные  т-ры  в  Сегеде  и
Дебрецене. В репертуаре Сегедского нац. т-ра - оперы  Моцарта,  Пуччини,
Чайковского и др. Т-р обладает сильным коллективом  исполнителей  (певец
М. Сябо и певица Ш. Молъдован). Театр им. Чоконаи в  Дебрецене  имеет  в
сво„м составе муз. и драм. труппы. Осуществил пост. опер и оперетт, в т.
ч. "Отелло", "Кармен", "Банк-бан" и др. В труппе т-ра певицы  М.  Варга,
Е. Балог, И. Ханкиш, певец М. Л отар. В ряде городов Венгрии, не имеющих
постоянных оперных т-ров, выступают передвижные оперные  труппы.  Широко
развита также сеть самодеятельных оперных коллективов.
   Оперетта. Нар. муз. комедия зародилась в Венгрии как самостоят,  жанр
в первые десятилетия 19 в., когда бродячие акт„ры стали включать в  свои
программы своеобразные муз. представления, используя в них нар. песни  и
танцы. Муз. спектакли "Ан-дял Банди"  и  "З„льд  Марци"  повествовали  о
борьбе за свободу. В 30-40-х гг. 19 в. возникает жанр  т.  н.  "народной
пьесы", в к-рой также значит, место занимают музыка, пение  и  танцы.  К
середине  века  этот  жанр   получает   вс„   большее   распространение.
Популярность его обусловливалась обращением авторов к сюжетам  из  жизни
простого народа, доступностью и нац. характером  музыки.  В  открытых  в
1861 в Буде, а в 1875 в Пеште "Народных  театрах"  ставились  комедийные
представления с музыкой композиторов И. Сердахейи, К. Шимонфи  и  др.  В
этом жанре выступали акт„ры Л. Блаха и И. Ти-мар. В 60-х  гг.  19  в.  в
репертуар  начинают  включаться  оперетты,  вытеснившие  жанр  "народных
пьес", пришедший к концу века в упадок. Отдельные элементы  этого  жанра
сохранились в оперетте. Первые венг. оперетты - "Сельский кантор" Аллага
(1862), оперетты И. Конти - одного  из  виднейших  представителей  этого
жанра, носили следы подражания франц. образцам. В конце 19 в. появляются
крупные композиторы, благодаря к-рым  венг.  оперетта  получает  мировое
признание,-  Ф.  Легар  и  И.  Кальман.  Их  оперетты  составили  основу
репертуара многочисленных  венгерских  опереточных  трупп,  возникших  в
конце 19 - нач. 20 вв. В 1925 в  Будапеште  был  создан  постоянный  т-р

Страницы: «« « 409   410   411   412   413   414   415   416   417  418   419   420   421   422   423   424   425   426   427  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия