Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 » »» же период возникают первые венг. нац. муз.-драм. спектакли. Непосредственными предшественниками нац. оперы были пьесы И. Чоко-наи-Витеза, Биллишича (в т. ч. "Козлиное мясо", 1765) и др. Первый венг. оперный спектакль - "Герцог Пикко и Ютка Пержи" И. Чуди был поставлен в Буде (1793). Затем появились оперы нац. композиторов: "Дь„рдь Черни" Г. Матраи (1812), "Выборы короля Матиаша" И. Хейниша и Д. Арнольда (1832), "Аурелия" (1842) и "Хитрость" (1839) А. Бартаи, "Искатели клада из Выше град а" М. Рожав„льдьи и др. Многие из них ставились в Буде, Пеште и в др. городах силами любителей. Особый успех имела опера И. Ружички "Бегство Белы", пост. в 1824-36 в Марошвашархее, Пеште, Буде, Сабадке, Пече, Мишкольце, Сегеде, Темеш-варе, Секешфехерваре, Дыоле, Кишмартоне, Сенте и Дебрецене. Успех первых венг. опер объясняется стремлением их авторов к широкому использованию нац. мотивов и элементов фольклора, в т. ч. нар. музыки стиля "вербункош". В то же время оперы эти во многом следовали зап.-европейским оперным образцам. . Начиная с 1837 центром муз. культуры страны становится открытый в Будапеште Национальный театр. на сцене к-рого наряду с драматическими ставятся и оперные спектакли. 2-я четверть 19 в.-период бурного роста нац. тенденций в венг. муз. т-ре. Создателем венг. оперы был композитор и дириж„р Ф. Эркелъ. В 1840 на сцене Нац. т-ра была пост. его первая опера "Мария Батори", а вслед за ней остальные сочинения, среди к-рых наибольшее значение имели "Ласло Хунья-ди" (1844), "Ванк-баш (1861), "Король Иштван" (1885) и др. Венг, общественность с энтузиазмом приняла ярко национальные, романтич. оперы Эр-келя, воспевавшие патриотич. освободит, движение, отличавшиеся своеобразием муз. колорита и мелодич. богатством. Наряду с операми Эркеля в репертуаре оперных т-ров 2-й пол. 19 в. значит, место начинают занимать произв. М. Мошонъи, К. Терна, Ф. Доплера, Д. Часара, И. Богнара, К. Хюбера, Е. Хубая, а также трансильванских композиторов Ш. Брехта и К. Агхази. К концу 19 в. широкую известность приобр„л также К. Голъдмарк. Развитие венг. оперной школы способствовало выдвижению ряда талантливых оперных артистов. Важную роль в развитии оперы и пропаганде нац. муз. фольклора сыграла солистка Национального т-ра М. Базилидес. Оперное иск-во начинает пользоваться вс„ большей популярностью в широких массах венг. народа. В 1884 в Будапеште было открыто новое специально построенное для оперы здание. В последующие десятилетия т-р успешно развивается, становясь центром нац. муз. культуры. Однако как до образования самостоят, венг. государства, так и в бурж. республике оперный т-р не был нар. достоянием, не получал необходимой поддержки и материальной помощи. Крупнейшие представители венг. музыки 20 в. Б. Барток и 3. Кодай внесли значит, вклад в развитие муз. т-ра и прежде всего оперы. Нар. опера Кодай "Хари Янош", пост. в 1926 на сцене Оперного т-ра в Будапеште, знаменовала собой новый этап в развитии муз. т-ра страны. Важной вехой в истории т-ра была также пост. оперы Кодай "Секей-ская прядильня" (1932) и оперы "Витязь Янош" П. Качо, написанной по мотивам одноим„нной поэмы Ш. Пет„фи. Установление в Венгрии нар. -демократич.строя явилось переломным моментом в истории венг. оперы. Т-ры страны пользуются широкой поддержкой социали-стич. гос-ва. На сценах т-ров ставятся классич. и совр. оперы, лучшие произв. композиторов народной Венгрии, сов. композиторов. Для работы Оперного т-ра в Будапеште - ведущего т-ра страны, характерно сохранение и развитие лучших традиций реалистич. оперного иск-ва. Среди совр. венг. композиторов: Ф. Фаркаш (ко-мич. опера "Волшебный шкаф"), П. Кадоша (комич. опера "Приключение в Хусте") и Е. Кенешшеи (опера "Золото и женщина", пост. в Будапеште в 1934; сохраняется в репертуаре т-ров). К композиторам молодого поколения принадлежат Д. Рааки (опера "Платье короля Помаде"), Т. Польгар (опера "Сваты") и др. В репертуаре т-ра сохраняются классич. оперы: "Банк-бан" Эркеля, "Хари Янош" Кодай, "Борис Годунов", "Евгений Онегин", "Хованщина", "Князь Игорь", "Травиата", "Севильский цирюльник" и др. Т-р воспитал плеяду талантливых исполнителей: певцов - М. Се.кей, И. Палло, Т. Удварди, Д. Мелиш, Е. Шиманди, О. Малецки, Л. Ямбор, Я. Фодор, Э. Рослер, Д. Лошонци, Р. Илошфальви, И. Йовиц-ки; певиц - М. Дъюркобич, М. Тисаи, К. Паланкаи, Ю. Орос, М. Матъяги, Ш. Генчи, Е. Халас, Ю. Ош-ват и др. Руководит т-ром дириж„р Я. Ференчик; гл. реж. К. Надагиди; дириж„ры В. Комор, М. Лу-кач, А. Короди, режисс„р и художник Г. Олах, художники Т. Марк, 3. Фюл„п и др. Т-р неоднократно гастролировал за рубежом, в т. ч. в СССР (в 1958). Наряду с Оперным т-ром в Будапеште работают оперные т-ры в Сегеде и Дебрецене. В репертуаре Сегедского нац. т-ра - оперы Моцарта, Пуччини, Чайковского и др. Т-р обладает сильным коллективом исполнителей (певец М. Сябо и певица Ш. Молъдован). Театр им. Чоконаи в Дебрецене имеет в сво„м составе муз. и драм. труппы. Осуществил пост. опер и оперетт, в т. ч. "Отелло", "Кармен", "Банк-бан" и др. В труппе т-ра певицы М. Варга, Е. Балог, И. Ханкиш, певец М. Л отар. В ряде городов Венгрии, не имеющих постоянных оперных т-ров, выступают передвижные оперные труппы. Широко развита также сеть самодеятельных оперных коллективов. Оперетта. Нар. муз. комедия зародилась в Венгрии как самостоят, жанр в первые десятилетия 19 в., когда бродячие акт„ры стали включать в свои программы своеобразные муз. представления, используя в них нар. песни и танцы. Муз. спектакли "Ан-дял Банди" и "З„льд Марци" повествовали о борьбе за свободу. В 30-40-х гг. 19 в. возникает жанр т. н. "народной пьесы", в к-рой также значит, место занимают музыка, пение и танцы. К середине века этот жанр получает вс„ большее распространение. Популярность его обусловливалась обращением авторов к сюжетам из жизни простого народа, доступностью и нац. характером музыки. В открытых в 1861 в Буде, а в 1875 в Пеште "Народных театрах" ставились комедийные представления с музыкой композиторов И. Сердахейи, К. Шимонфи и др. В этом жанре выступали акт„ры Л. Блаха и И. Ти-мар. В 60-х гг. 19 в. в репертуар начинают включаться оперетты, вытеснившие жанр "народных пьес", пришедший к концу века в упадок. Отдельные элементы этого жанра сохранились в оперетте. Первые венг. оперетты - "Сельский кантор" Аллага (1862), оперетты И. Конти - одного из виднейших представителей этого жанра, носили следы подражания франц. образцам. В конце 19 в. появляются крупные композиторы, благодаря к-рым венг. оперетта получает мировое признание,- Ф. Легар и И. Кальман. Их оперетты составили основу репертуара многочисленных венгерских опереточных трупп, возникших в конце 19 - нач. 20 вв. В 1925 в Будапеште был создан постоянный т-р Страницы: «« « 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |