|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 » »» ("Минна фон Барнхельм"), Мольера ("Мнимый больной"), Д. Бешшеньеи
("Философ") и др. В 1792 начал свою деятельность т-р под руководством
бр. Фейер в Клуже (Транс ильвания). К первому поколению венг. проф.
акт„ров, заложивших основы нац. театр. школы, относятся замечательный
комик П. Янчо, актриса А. Моор, трагик Я. Патко, Л. Келемен. Деятели
молодого венг. т-ра добивались естественности, простоты игры,
страстности выражения чувств героев. В нач. 19 в. из-за конкуренции с
нем. т-ром, пользовавшимся особой поддержкой властей и крупнопоместного
дворянства, пренебрегавших нац. культурой, венг. театр. труппы стали по
преим. "бродячими", они выступали в с„лах и степных городах перед
демократич. зрителем. Эти труппы ставили перед собой гл. обр.
просветительские цели, боролись за признание венг. яз., за подъ„м венг.
нац. культуры и возрождение патриотич. традиций прошлого. Выдающиеся
акт„ры этого времени Р. Дерине, 5К. Сентпетери К. Медьери, А. Канторне и
др. обладали широким творческим диапазоном; выступали в драм. и муз.
спектаклях, пользовавшихся особой популярностью зрителей.
В 1837 в Пеште (ныне Будапешт) был открыт т-р "Мадьяр синхаз",
получивший в 1840 назв. Национального театра. На его сцене ставились
драм. и оперные спектакли классич., совр. зарубежного и отечеств,
репертуара. Иск-во венг. акт„ров этого времени отли-чал ось высоким
идейным и художеств. уровнем. Акт„р прогрессивного романтич. направления
М. Ленд-ваи, актриса Р. Лаборфалъви акт„р-реалист Г. Эгреги-гии выражали
в сво„м творчестве идеи нац.-освободит. борьбы в период подготовки
революции 1848-49. Большую роль в сближении т-ра с жизнью сыграли первый
директор т-ра критик и теоретик И. Байза и драматург М. В„р„шмарти. На
революцию 1848 Нац. т-р откликнулся пост. пьесы "Банк-бан" И. Ка-тоны,
показанной в первый день революции 15 марта 1848 восставшему народу
Пешта. После поражения революции Нац. т-р долгое время находился в
упадке. В 70-е гг. к руководству его приш„л выдающийся венг. режисс„р Э.
Паулаи давший глубоко реалистич. трактовку пьес классич. зарубежного и
венг. репертуара, он осуществил пост. пьес Шекспира, Гоголя ("Ревизор"),
Ибсена ("Нора") и др., привл„к к своей работе выдающуюся венг. трагич.
актрису М. Ясаи и драматурга Г. Чики.
В конце 19 в. был открыт ряд новых т-ров в столице и на периферии:
Народный театр в Буде (1861-64, 1867-70), Пештский народный театр
(1875), "Вигсинхаз" (1896), "Мадьяр синхаз" (1897) и др. В ряде городов
(Сегед, Сомбатхей, Секепь фехервар) были выстроены новые театр. здания.
В нач. 20 в. группа прогрессивной интеллигенции во'главе с режисс„ром Ш.
Хевеши организовала театр-студию "Талия" (1904-08), осуществлявшую
экспериментальные пост. новой драматургии (пьесы Хейерманса, Ибсена,
Гауптмана, Горького) для широких кругов демократич. зрителей.
В период Венгерской сов. республики 1919 т-ры активно участвовали в
революции, показывая свои спектакли народу. В это время выбор репертуара
и др. мероприятия (распределение билетов профсоюзами, устройство
бесплатных спектаклей и т. п.) были направлены на то, чтобы сделать
театр достоянием масс. Были открыты новые т-ры, широко развернулась
художеств. самодеятельность.
Между 1-й и 2-й мировыми войнами В. т. испытывал влияние реакц.
шовинистич. пропаганды хортистского правительства, бурж. мещанских
вкусов. Лишь в период руководства Нац. т-ром Ш. Хевеши спектакли
сохраняли высокий художеств. уровень. Позднее в т-ре господствовал
развлекательный репертуар, система "зв„зд". Руководители частных театров
нре следовали гл. обр. коммерч. цели. Отдельные выдаю"" щнеся деятели -
Г. Байор, А. Шомлаи, М. Раткаи,
А. Одри, К. Шугар противостояли своим творчеством
развлекательно-бурж. направлению, пропагандировали классич. репертуар.
Акт„ры и режисс„ры А. Хорват, Ф. Хонт, X. Гобби, Т. Майор участвовали в
работе "Независимой сцены" (г. Сегед) и рабочих самодеятельных кружков.
В 1945 с первых дней освобождения Венгрии от фашизма ведущий театр.
коллектив страны - Нац. т-р в Будапеште, встал на сторону нар. власти.
Руководство этим т-ром перешло к акт„ру и режисс„ру Т. Майору,
сплотившему коллектив талантливых акт„ров и режисс„ров старшего и
младшего поколений, развивающих прогрессивные традиции нац. театр.
иск-ва. В 1949 все т-ры Венгрии были национализированы. В репертуар
т-ров вошли произв. мировой и отечественной классики (пьесы Шекспира,
Мольера, Островского, И. Катоны, М. В„р„шмарти, И. Мадча). Т-ры ставят
пьесы совр. венг. драматургов - Э. Урбана, Д. Ийеша, Л. Немета, И.
Шаркади, Л. Мештерхази, И. Дарваша и др. Большое влияние на утверждение
реалистич. традиций в В. т. оказали постановки пьес М. Горького, в
частности "Егор Бу-лычов и другие" (1947; Нац. т-р, А. Шомлаи в
заглавной роли). Театр. выразительностью и идейной глубиной
характеризуются спектакли реж. К. На-дашди, Т. Майора и Э. Геллерта
(постановки пьес Шекспира, Шиллера, Островского, Чехова, Горького; венг.
драматургов Ж. Морица, Д. Ийеша и др.).
Среди режисс„ров нового поколения - Э. Мартон, О. Адам, И. Казан, К.
Казимир, М. Синетар, Л. Ва-мош, развивающие лучшие традиции венг. театр.
иск-ва (спектакли: "Рюи Блаз" Гюго, "Электра" Бор-немиссы, "Дачники",
"Оптимистическая трагедия";
"Люди из Пешта" Мештерхази, "Такая любовь" Ко-гоута, "Визит старой
дамы" Дюренматта и др.).
Среди крупнейших венг. акт„ров: X. Гобби, М. Рат-каи, Ф. Бешшенъеи,
3. Варконъи, Э. Булла, К. Толь-паи, К. Латабар, К. Фелеки, Л. Башти, А.
Текеш, А. Месарош, М. Тер„чик, Т. Майор, Э. Шуйок, Ю. Шинкович, Л.
Унгвари.
В Венгрии работает 40 т-ров, из к-рых 12 находятся в Будапеште;
наиболее значительные - Нац. т-р, "Вигсинхаз", Т-р им. Мадача, Т-р им.
Йожефа. В 1959 открыт учебный т-р им. Одри при будапештском Ин-те театра
и кино, готовящем кадры акт„ров и режисс„ров. Больших успехов добились
периферийные т-ры (Нац. т-ры в гг. Сегед и Печ, Передвижной т-р им.
Дерине и др.). За пределами Венгрии т-ры на венг. языке работают в
Румынии; крупнейший из них - т-р в г. Тыргу-Муреш (центр Венгерской авт.
области в Трансильвании). Разработкой вопросов театр. иск-ва,
систематизацией материалов и документов по 'истории нац. и зарубежного
т-ра занимается н.-иссл. ин-т т-ра (Будапешт). А. Гер.
Музыкальный театр в Венгрии зарождается во 2-й пол. 18 в. Первые
оперные спектакли даются на нем., итал. языках в Буде, Пеште и др.
городах, а также в замках крупнейших магнатов. В конце 18 - нач. 19 вв.
иностр. труппами были пост. "Волшебная флейта" (1793) и "Дон Жуан"
(1797);
"Фиделио" (1816), "Севильский цирюльник" (1820) и др. оперы. В этот
Страницы: «« « 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |