Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 408   409   410   411   412   413   414   415   416  417   418   419   420   421   422   423   424   425   426  » »»

("Минна  фон  Барнхельм"),  Мольера  ("Мнимый  больной"),  Д.  Бешшеньеи
("Философ") и др. В 1792 начал свою деятельность  т-р  под  руководством
бр. Фейер в Клуже (Транс ильвания).  К  первому  поколению  венг.  проф.
акт„ров, заложивших основы нац. театр.  школы,  относятся  замечательный
комик П. Янчо, актриса А. Моор, трагик Я.  Патко,  Л.  Келемен.  Деятели
молодого  венг.   т-ра   добивались   естественности,   простоты   игры,
страстности выражения чувств героев. В нач. 19 в.  из-за  конкуренции  с
нем. т-ром, пользовавшимся особой поддержкой властей и  крупнопоместного
дворянства, пренебрегавших нац. культурой, венг. театр. труппы стали  по
преим. "бродячими", они  выступали  в  с„лах  и  степных  городах  перед
демократич.  зрителем.  Эти  труппы  ставили  перед   собой   гл.   обр.
просветительские цели, боролись за признание венг. яз., за подъ„м  венг.
нац. культуры и возрождение  патриотич.  традиций  прошлого.  Выдающиеся
акт„ры этого времени Р. Дерине, 5К. Сентпетери К. Медьери, А. Канторне и
др. обладали широким творческим диапазоном; выступали  в  драм.  и  муз.
спектаклях, пользовавшихся особой популярностью зрителей.
   В 1837 в Пеште  (ныне  Будапешт)  был  открыт  т-р  "Мадьяр  синхаз",
получивший в 1840 назв. Национального театра.  На  его  сцене  ставились
драм. и  оперные  спектакли  классич.,  совр.  зарубежного  и  отечеств,
репертуара. Иск-во венг. акт„ров  этого  времени  отли-чал  ось  высоким
идейным и художеств. уровнем. Акт„р прогрессивного романтич. направления
М. Ленд-ваи, актриса Р. Лаборфалъви акт„р-реалист Г. Эгреги-гии выражали
в сво„м творчестве  идеи  нац.-освободит.  борьбы  в  период  подготовки
революции 1848-49. Большую роль в сближении т-ра с жизнью сыграли первый
директор т-ра критик и теоретик И. Байза и драматург М.  В„р„шмарти.  На
революцию 1848 Нац. т-р откликнулся пост. пьесы "Банк-бан"  И.  Ка-тоны,
показанной в первый день революции  15  марта  1848  восставшему  народу
Пешта. После поражения революции  Нац.  т-р  долгое  время  находился  в
упадке. В 70-е гг. к руководству его приш„л выдающийся венг. режисс„р Э.
Паулаи давший глубоко реалистич. трактовку пьес классич.  зарубежного  и
венг. репертуара, он осуществил пост. пьес Шекспира, Гоголя ("Ревизор"),
Ибсена ("Нора") и др., привл„к к своей работе выдающуюся  венг.  трагич.
актрису М. Ясаи и драматурга Г. Чики.
   В конце 19 в. был открыт ряд новых т-ров в столице  и  на  периферии:
Народный театр  в  Буде  (1861-64,  1867-70),  Пештский  народный  театр
(1875), "Вигсинхаз" (1896), "Мадьяр синхаз" (1897) и др. В ряде  городов
(Сегед, Сомбатхей, Секепь фехервар) были выстроены новые театр.  здания.
В нач. 20 в. группа прогрессивной интеллигенции во'главе с режисс„ром Ш.
Хевеши  организовала  театр-студию  "Талия"  (1904-08),   осуществлявшую
экспериментальные пост. новой  драматургии  (пьесы  Хейерманса,  Ибсена,
Гауптмана, Горького) для широких кругов демократич. зрителей.
   В период Венгерской сов. республики 1919 т-ры активно  участвовали  в
революции, показывая свои спектакли народу. В это время выбор репертуара
и  др.  мероприятия  (распределение  билетов   профсоюзами,   устройство
бесплатных спектаклей и т. п.) были  направлены  на  то,  чтобы  сделать
театр достоянием масс. Были  открыты  новые  т-ры,  широко  развернулась
художеств. самодеятельность.
   Между 1-й и 2-й мировыми  войнами  В.  т.  испытывал  влияние  реакц.
шовинистич.  пропаганды  хортистского  правительства,  бурж.   мещанских
вкусов. Лишь  в  период  руководства  Нац.  т-ром  Ш.  Хевеши  спектакли
сохраняли высокий  художеств.  уровень.  Позднее  в  т-ре  господствовал
развлекательный репертуар, система "зв„зд". Руководители частных театров
нре следовали гл. обр. коммерч. цели. Отдельные выдаю"" щнеся деятели  -
Г. Байор, А. Шомлаи, М. Раткаи,
   А.    Одри,    К.    Шугар    противостояли     своим     творчеством
развлекательно-бурж. направлению, пропагандировали  классич.  репертуар.
Акт„ры и режисс„ры А. Хорват, Ф. Хонт, X. Гобби, Т. Майор участвовали  в
работе "Независимой сцены" (г. Сегед) и рабочих самодеятельных кружков.
   В 1945 с первых дней освобождения Венгрии от фашизма  ведущий  театр.
коллектив страны - Нац. т-р в Будапеште, встал на сторону  нар.  власти.
Руководство  этим  т-ром  перешло  к  акт„ру  и  режисс„ру  Т.   Майору,
сплотившему  коллектив  талантливых  акт„ров  и  режисс„ров  старшего  и
младшего  поколений,  развивающих  прогрессивные  традиции  нац.  театр.
иск-ва. В 1949 все т-ры  Венгрии  были  национализированы.  В  репертуар
т-ров вошли произв. мировой и отечественной  классики  (пьесы  Шекспира,
Мольера, Островского, И. Катоны, М. В„р„шмарти, И. Мадча).  Т-ры  ставят
пьесы совр. венг. драматургов - Э.  Урбана,  Д.  Ийеша,  Л.  Немета,  И.
Шаркади, Л. Мештерхази, И. Дарваша и др. Большое влияние на  утверждение
реалистич. традиций в В. т.  оказали  постановки  пьес  М.  Горького,  в
частности "Егор  Бу-лычов  и  другие"  (1947;  Нац.  т-р,  А.  Шомлаи  в
заглавной   роли).   Театр.   выразительностью   и   идейной    глубиной
характеризуются спектакли реж. К. На-дашди,  Т.  Майора  и  Э.  Геллерта
(постановки пьес Шекспира, Шиллера, Островского, Чехова, Горького; венг.
драматургов Ж. Морица, Д. Ийеша и др.).
   Среди режисс„ров нового поколения - Э. Мартон, О. Адам, И. Казан,  К.
Казимир, М. Синетар, Л. Ва-мош, развивающие лучшие традиции венг. театр.
иск-ва (спектакли: "Рюи Блаз" Гюго,  "Электра"  Бор-немиссы,  "Дачники",
"Оптимистическая трагедия";
   "Люди из Пешта" Мештерхази, "Такая любовь"  Ко-гоута,  "Визит  старой
дамы" Дюренматта и др.).
   Среди крупнейших венг. акт„ров: X. Гобби, М. Рат-каи,  Ф.  Бешшенъеи,
3. Варконъи, Э. Булла, К. Толь-паи, К. Латабар, К. Фелеки, Л. Башти,  А.
Текеш, А. Месарош, М. Тер„чик, Т.  Майор,  Э.  Шуйок,  Ю.  Шинкович,  Л.
Унгвари.
   В Венгрии работает 40 т-ров,  из  к-рых  12  находятся  в  Будапеште;
наиболее значительные - Нац. т-р, "Вигсинхаз", Т-р им. Мадача,  Т-р  им.
Йожефа. В 1959 открыт учебный т-р им. Одри при будапештском Ин-те театра
и кино, готовящем кадры акт„ров и режисс„ров. Больших  успехов  добились
периферийные т-ры (Нац. т-ры в гг. Сегед  и  Печ,  Передвижной  т-р  им.
Дерине и др.). За пределами Венгрии  т-ры  на  венг.  языке  работают  в
Румынии; крупнейший из них - т-р в г. Тыргу-Муреш (центр Венгерской авт.
области  в   Трансильвании).   Разработкой   вопросов   театр.   иск-ва,
систематизацией материалов и документов по 'истории нац.  и  зарубежного
т-ра занимается н.-иссл. ин-т т-ра (Будапешт). А. Гер.
   Музыкальный театр в Венгрии зарождается во  2-й  пол.  18  в.  Первые
оперные спектакли даются на нем., итал.  языках  в  Буде,  Пеште  и  др.
городах, а также в замках крупнейших магнатов. В конце 18 - нач. 19  вв.
иностр. труппами были пост.  "Волшебная  флейта"  (1793)  и  "Дон  Жуан"
(1797);
   "Фиделио" (1816), "Севильский цирюльник" (1820) и др. оперы.  В  этот

Страницы: «« « 408   409   410   411   412   413   414   415   416  417   418   419   420   421   422   423   424   425   426  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия