|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 » »» стал работать в новом здании (проект apx. Г. Земпера и К. Хазенауэра).
Крупнейшим акт„ром "Бургтеатра" на рубеже 19 и 20 вв. был И. Кпйпц.
К 1897-1907 относится расцвет деятельности венского оперного т-ра,
руководимого композитором и дириж„ром Г. Малером. В 1918 Венская опера
была переименована в Венскую Государственную оперу. В 20-е гг. 20 в.
одним из значит, т-ров был "Йозефштадттеатр", руководимый M.
Рсйнхардтом. С 1933 "Бургтеатр" имеет филиал - "Академитеатр".
В период "аншлюсса" - фашистской оккупации Австрии - т-ры В.
находились в творческом застое, большинство выдающихся театр. деятелей
В. эмигрировало. В 1945 здания "Бург-театра" и Гос. оперы были разрушены
при бомбардировке города и восстановлены лишь в 1955. После 2-й мировой
войны в В. работало св. 12 т-ров. Среди наиболее значительных т-ров В.,
кроме "Бургтеатра" и Гос. оперы,-"Фольксопер","фолькс-театр". Важное
место в театр. жични В. занимают"Йозефштадт-театр" (имеет
филиалы-"Каммершпиле" и сцена в "Коннцерт-хаузе"). Вработал прогрессивный т-р "Скала". В В. имеются варьете, театры-кабаре,
цирк, многочисл. "кел-лертеатры" ("подвальные т-ры"). При ун-те работает
Ин-т театроведения. В 1956 Ин-тпоов„л Междунар. театр. выставку в В., в
к-рой принимал участие Советский Союз. Подготовка кадров акт„ров и
режиссеров вед„тся на семинаре М. Рейн-хардта в венской Академии музыки
и изобразит, искусства.
Лит.: Die Theater Wien's, Bd 1-4, W., 1894-1909 (Bd l- W e i l e n
A., Geschichte des Wiener Theaterwesens von den altesten Zeiten bis zu
den Anfangen des Hoftheaters, W., 1899;
Bd2 - Teuber 0., Das K. k. Hofburtheater seit seiner Begrundung, W.,
1896; Bd3- Bayer J., Das neue K. k. Hofburgtheater als Bauwerk, W.,
1894; Bd 4 - W a l l a s-chek R., Das K. k. Hofoperntheater, W., 1909).
ВЕНАДЗЕ (наст. фам.- И н а ш в ил и), Григорий Иович (р. 25. I
(7.11). 1896]- грузинский советский артист оперы (баритон). Нар. арт.
Груз. ССР (1943). Член КПСС с 1939. С 1913 участвовал в любительских
спектаклях и хоре Нар. дома в Тбилиси. В 1924 окончил Тбилисскую
консерваторию. Впервые выступил на оперной сцене в Тбилиси в 1925. С
этого же года В.- артист Т-ра оперы и балета в Тбилиси. Партии: Мурман,
Киазо, Инкубус ("Абесалом и Эте-ри", ."Даиси", "Латавра" Палиашвили),
Абдул Араб
("Сказание о Шота Руставели" Аракишвили), Гоча ("Дареджан Коварная"
М. Баланчивадзе), Демон, Онегин, Риголетто; Тельрамунд ("Лоэнгрин") и
др. В 1941 В. оставил сцену. С 1954 - директор Тбилисского гос. цирка.
Т. И.
ВЕНГЕРКО (Wegierko), Алексан дер (17.VII.1893 - февраль 1942) -
польский акт„р и режисс„р. Обучался акт„рскому мастерству в варшавской
школе прикладных иск-в. В 1912 впервые выступил на сцене т-ра в Вильно;
затем играл в различных т-рах Варшавы, Кракова, Лодзи, выступал с
польской труппой в России (Петербург, Рига). С 1923 работал как акт„р и
режисс„р в "Т-ре Польски" в Варшаве, затем в Национальном т-ре. Играл
роли Гамлета, Фигаро и др. Пост. спектакли: "Пигмалион" Шоу, "Живая
маска" Пиранделло и др. С 1940 руководил Гос. польским т-ром (в
Белостоке), труппа к-рого состояла из варшавских акт„ров, преим.
учеников В. Здесь В. пост. "Панну Маличевскую" Запольской,
"Оптимистическую трагедию", "Коварство и любовь", "Женитьбу Фигаро",
"Пигмалион", выступил в ролях Фигаро и Хиггинса. Спектакли, пост. В.,
характеризовались ч„ткостью режисс„рского решения, тонкой психоло-гич.
разработкой образов, оригинальностью, лаконизмом внешней формы, тонким
пониманием стиля автора. В работе с акт„рами В. был убежд„нным
последователем К. С. Станиславского. В начале Отечеств. войны был
арестован нем. фашистами и погиб. Имя В. носит драматич. т-р в
Белостоке.
Лит.: Lorentowicz J., Teatr Polski w Warszawie. 1913-1938, Warsz.,
1938, c. XLIX-L. Г.Ш.
ВЕНГЕРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Развитие В. д. тесно связано с многовековой
нац.-освободит, борьбой венг. народа. Римско-католич. церковь,
насаждавшая религ. драму на чуждом народу латинском яз., задержала
формирование нац. культуры. Первые сохранившиеся лит. памятники В. д.
относятся к нач. 16 в., когда Венгрия после поражения в войне с турками
при Мохаче (1526) утратила свою независимость. Первыми драматургами в 16
в. были протестантские священники М. Стараи, Г. Хель-таи и др., писавшие
т. н. диспутные драмы, в к-рых содержалась острая критика феодализма.
Первый крупный драматург - П. Борнемисса, переложивший в 1558 на венг.
яз. "Электру" Софокла. Борнемисса придал античной трагедии венг.
колорит, заострил патриотич. направленность пьесы. В его "Электре" нашло
выражение единство поэзии и драмы, характеризовавшее впоследствии В. д.
Чертами народности была отмечена "Комедия о предательстве Меньхарта
Балашши" (1569) неизв. автора, в к-рой обличались историч. лица - алчный
феодал Балашши и ханжа-епископ Олах. В 1589 поэт Б. Балашши написал
"Венгерскую комедию" -первую венг. пьесу, построенную на любовной
интриге. Среди произв. пасторального жанра, созданных в 16 в.,выделяется
комедия "Креду-лус и Юлия" Балашши. В 17 в. был написан ряд комич.
интермедий и моралите ("Комико-трагедия" и др.). Бурно развивалась
возникшая в 16 в. школьная иезуитская и протестантская драма на венг.
языке, начало к-рой положила "Теофания" Л. Сегеди (1575). В 18 в. особое
развитие получил школьный т-р ордена пиаристов, являвшийся как бы
переходной ступенью от религиозной драмы к светской. Наиболее известный
автор школьных драм-К. Шимаи, писавший мещанские драмы ("Игазхази",
1790, и Др.). Антифеод. и антиклерикальные настроения венг. демократич.
кругов во 2-й пол. 18 в. нашли отражение в анонимном фарсе-интермедии
"Женитьба Михая Кочонья", пост. на школьной сцене и сатирически
рисовавшем картину нравов того времени.
История В. д. позднего Просвещения делится на два этапа: 70-90-е гг.
18 в. и с 90-х гг. до нач. 19 в.
Идейным вожд„м в первый перцод выступил основоположник новой венг.
лит-ры Д. Бегигиеньеа, к-рый в историч. трагедиях - "Трагедия Агиса"
(1772), "Трагедия Ласло Хуньяди" (1772) и "Трагедия Атиллы и Буды"
(1787) создал образы идеальных граждан, приносящих в жертву родине свои
чувства и жизнь. Эти трагедии, написанные по правилам классицизма,
отличались риторикой, описания в них преобладали над действием.
Недостатки драматургич. формы Беш-шеньеи преодолел в комедии "Философ"
(1777), в к-рой драматург показал отчужд„нность крупного дворянства от
жизни народа, стремился к действенному развитию сюжета, создал
колоритные образы. Эта комедия была одной из первых венг. пьес,
поставленных на венг. сцене (под назв. "Понти", 1792).
Страницы: «« « 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |