Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 405   406   407   408   409   410   411   412   413  414   415   416   417   418   419   420   421   422   423  » »»

стал работать в новом здании (проект apx. Г. Земпера и  К.  Хазенауэра).
Крупнейшим акт„ром "Бургтеатра" на рубеже 19 и 20 вв. был И. Кпйпц.
   К 1897-1907 относится расцвет деятельности  венского  оперного  т-ра,
руководимого композитором и дириж„ром Г. Малером. В 1918  Венская  опера
была переименована в Венскую Государственную оперу. В  20-е  гг.  20  в.
одним  из  значит,   т-ров   был   "Йозефштадттеатр",   руководимый   M.
Рсйнхардтом. С 1933 "Бургтеатр" имеет филиал - "Академитеатр".
   В  период  "аншлюсса"  -  фашистской  оккупации  Австрии  -  т-ры  В.
находились в творческом застое, большинство выдающихся  театр.  деятелей
В. эмигрировало. В 1945 здания "Бург-театра" и Гос. оперы были разрушены
при бомбардировке города и восстановлены лишь в 1955. После 2-й  мировой
войны в В. работало св. 12 т-ров. Среди наиболее значительных т-ров  В.,
кроме "Бургтеатра"  и  Гос.  оперы,-"Фольксопер","фолькс-театр".  Важное
место   в   театр.   жични    В.    занимают"Йозефштадт-театр"    (имеет
филиалы-"Каммершпиле" и сцена  в  "Коннцерт-хаузе").  Вработал прогрессивный т-р "Скала". В В. имеются варьете,  театры-кабаре,
цирк, многочисл. "кел-лертеатры" ("подвальные т-ры"). При ун-те работает
Ин-т театроведения. В 1956 Ин-тпоов„л Междунар. театр. выставку в В.,  в
к-рой принимал участие  Советский  Союз.  Подготовка  кадров  акт„ров  и
режиссеров вед„тся на семинаре М. Рейн-хардта в венской Академии  музыки
и изобразит, искусства.
   Лит.: Die Theater Wien's, Bd 1-4, W., 1894-1909 (Bd l- W e i  l  e  n
A., Geschichte des Wiener Theaterwesens von den altesten Zeiten  bis  zu
den Anfangen des Hoftheaters, W., 1899;
   Bd2 - Teuber 0., Das K. k. Hofburtheater seit seiner Begrundung,  W.,
1896; Bd3- Bayer J., Das neue K.  k.  Hofburgtheater  als  Bauwerk,  W.,
1894; Bd 4 - W a l l a s-chek R., Das K. k. Hofoperntheater, W., 1909).
   ВЕНАДЗЕ (наст. фам.- И н а ш в  ил  и),  Григорий  Иович  (р.  25.  I
(7.11). 1896]- грузинский советский артист оперы  (баритон).  Нар.  арт.
Груз. ССР (1943). Член КПСС с 1939. С  1913  участвовал  в  любительских
спектаклях и хоре  Нар.  дома  в  Тбилиси.  В  1924  окончил  Тбилисскую
консерваторию. Впервые выступил на оперной сцене в  Тбилиси  в  1925.  С
этого же года В.- артист Т-ра оперы и балета в Тбилиси. Партии:  Мурман,
Киазо, Инкубус ("Абесалом и Эте-ри",  ."Даиси",  "Латавра"  Палиашвили),
Абдул Араб
   ("Сказание о Шота Руставели" Аракишвили), Гоча  ("Дареджан  Коварная"
М. Баланчивадзе), Демон, Онегин, Риголетто;  Тельрамунд  ("Лоэнгрин")  и
др. В 1941 В. оставил сцену. С 1954 - директор Тбилисского  гос.  цирка.
Т. И.
   ВЕНГЕРКО (Wegierko), Алексан  дер  (17.VII.1893  -  февраль  1942)  -
польский акт„р и режисс„р. Обучался акт„рскому мастерству  в  варшавской
школе прикладных иск-в. В 1912 впервые выступил на сцене т-ра в  Вильно;
затем играл в  различных  т-рах  Варшавы,  Кракова,  Лодзи,  выступал  с
польской труппой в России (Петербург, Рига). С 1923 работал как акт„р  и
режисс„р в "Т-ре Польски" в Варшаве, затем в  Национальном  т-ре.  Играл
роли Гамлета, Фигаро и др.  Пост.  спектакли:  "Пигмалион"  Шоу,  "Живая
маска" Пиранделло  и  др.  С  1940  руководил  Гос.  польским  т-ром  (в
Белостоке),  труппа  к-рого  состояла  из  варшавских  акт„ров,   преим.
учеников   В.   Здесь   В.   пост.   "Панну   Маличевскую"   Запольской,
"Оптимистическую трагедию", "Коварство  и  любовь",  "Женитьбу  Фигаро",
"Пигмалион", выступил в ролях Фигаро и Хиггинса.  Спектакли,  пост.  В.,
характеризовались ч„ткостью режисс„рского решения,  тонкой  психоло-гич.
разработкой образов, оригинальностью, лаконизмом внешней  формы,  тонким
пониманием  стиля  автора.  В  работе  с  акт„рами  В.  был   убежд„нным
последователем К.  С.  Станиславского.  В  начале  Отечеств.  войны  был
арестован  нем.  фашистами  и  погиб.  Имя  В.  носит  драматич.  т-р  в
Белостоке.
   Лит.: Lorentowicz J., Teatr Polski w  Warszawie.  1913-1938,  Warsz.,
1938, c. XLIX-L. Г.Ш.
   ВЕНГЕРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Развитие В. д. тесно связано  с  многовековой
нац.-освободит,   борьбой   венг.   народа.   Римско-католич.   церковь,
насаждавшая религ. драму  на  чуждом  народу  латинском  яз.,  задержала
формирование нац. культуры. Первые сохранившиеся лит.  памятники  В.  д.
относятся к нач. 16 в., когда Венгрия после поражения в войне с  турками
при Мохаче (1526) утратила свою независимость. Первыми драматургами в 16
в. были протестантские священники М. Стараи, Г. Хель-таи и др., писавшие
т. н. диспутные драмы, в к-рых содержалась  острая  критика  феодализма.
Первый крупный драматург - П. Борнемисса, переложивший в 1558  на  венг.
яз.  "Электру"  Софокла.  Борнемисса  придал  античной  трагедии   венг.
колорит, заострил патриотич. направленность пьесы. В его "Электре" нашло
выражение единство поэзии и драмы, характеризовавшее впоследствии В.  д.
Чертами народности была  отмечена  "Комедия  о  предательстве  Меньхарта
Балашши" (1569) неизв. автора, в к-рой обличались историч. лица - алчный
феодал Балашши и ханжа-епископ Олах. В  1589  поэт  Б.  Балашши  написал
"Венгерскую  комедию"  -первую  венг.  пьесу,  построенную  на  любовной
интриге. Среди произв. пасторального жанра, созданных в 16 в.,выделяется
комедия "Креду-лус и Юлия" Балашши. В  17  в.  был  написан  ряд  комич.
интермедий и  моралите  ("Комико-трагедия"  и  др.).  Бурно  развивалась
возникшая в 16 в. школьная иезуитская и протестантская  драма  на  венг.
языке, начало к-рой положила "Теофания" Л. Сегеди (1575). В 18 в. особое
развитие получил  школьный  т-р  ордена  пиаристов,  являвшийся  как  бы
переходной ступенью от религиозной драмы к светской. Наиболее  известный
автор школьных драм-К.  Шимаи,  писавший  мещанские  драмы  ("Игазхази",
1790, и Др.). Антифеод. и антиклерикальные настроения венг.  демократич.
кругов во 2-й пол. 18 в. нашли отражение  в  анонимном  фарсе-интермедии
"Женитьба  Михая  Кочонья",  пост.  на  школьной  сцене  и   сатирически
рисовавшем картину нравов того времени.
   История В. д. позднего Просвещения делится на два этапа: 70-90-е  гг.
18 в. и с 90-х гг. до нач. 19 в.
   Идейным вожд„м в первый перцод выступил  основоположник  новой  венг.
лит-ры Д. Бегигиеньеа, к-рый в историч.  трагедиях  -  "Трагедия  Агиса"
(1772), "Трагедия Ласло Хуньяди"  (1772)  и  "Трагедия  Атиллы  и  Буды"
(1787) создал образы идеальных граждан, приносящих в жертву родине  свои
чувства и жизнь.  Эти  трагедии,  написанные  по  правилам  классицизма,
отличались  риторикой,  описания  в  них  преобладали   над   действием.
Недостатки драматургич. формы Беш-шеньеи преодолел в  комедии  "Философ"
(1777), в к-рой драматург показал отчужд„нность крупного  дворянства  от
жизни  народа,  стремился  к  действенному   развитию   сюжета,   создал
колоритные  образы.  Эта  комедия  была  одной  из  первых  венг.  пьес,
поставленных на венг. сцене (под назв. "Понти", 1792).

Страницы: «« « 405   406   407   408   409   410   411   412   413  414   415   416   417   418   419   420   421   422   423  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия