Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 » »» время работал лесничим, потом адвокатом. Написал ок. 15 драм. произведений, реалистически отображающих быт и нравы азерб. помещиков, купцов и бурж. дельцов конца 19 - нач. 20 вв. В своих комедиях "Мясо тебе, а кости мне" (1873) и "Картина домашнего воспитания" (1875) В. остро критиковал старую школу, принципы патриархального воспитания. В пьесе "Несчастная" (1874) показывал бесправное положение женщины-азербайджанки, призывал к борьбе с темнотой и косностью, к просвещению народа. В своих юношеских пьесах В. обличал отсталый азерб. быт, выступал против бескультурья, унижения человеческого достоинства. Ещ„ более глубокий социальный смысл приобрели пьесы, написанные в 1890-1905. Одна из лучших комедий В. "Осталось лишь одно название" (1891) показывает экономич. и моральное разложение дворянства. Тип купца-самодура (Гаджи Гамбар) изображ„н в комедии "Из-под дождя да в ливень" (1895). В комедии "Герои наших дней" (1898) В. впервые в азерб. лит-ре показал дельца, разбогатевшего от спекуляции нефтеносными землями, к-рые он скупал за бесценок у крестьян. В. написал первую в азерб. драматургии трагедию "Горе Фахреддина" (1896), в к-рой создал образ молодого дворянина-либерала, протестующего против феод. порядков, стремящегося к преобразованию патриархального уклада жизни, распространению культуры. Среди др. комедий В.- "Камень, брошенный вслед, угодит в пятку", "Позднее раскаяние плодов не да„т". Пьесы В. ставились впервые в любительских спектаклях в Баку и в Шуше. С 20 в. вошли в репертуар всех азерб. т-ров. В 1873-1912 В.. выступал как организатор спектаклей и режисс„р в бакинской труппе. После установления Сов. власти в Азербайджане написал пьесу "Начало нового века", в к-рой горячо приветствовал власть трудящихся. Продолжатель реалистич. традиций М. Ф. Ахундова, В. отобразил в сво„м творчестве "т„мное царство" азерб. дворян-тунеядцев, купцов-самодуров, капиталистов-дельцов. Творчество его отмечено верностью бытового колорита, яркостью характеристик, сочностью нар. языка. Бытовые реалистич. драмы В. отличаются сатирич. направленностью. В. поднимал актуальные для своего времени вопросы, но полагал, что нравы могут быть изменены пут„м распространения просвещения. Большое влияние на творчество В. оказала рус. лит-ра, в частности драматургия А. Н. Островского. Соч.: Вэзиров Н., Эсэрлэри, ч. 1-2" Бакы, 1953-54. Лит.: Нэчэфбей Вэзиров, Бакы, 1913 ("Сафа" маариф чэ мийэти); Касумзаде Ф., Наджафбек Везиров, Баку, 1958. "ВЕЙ, ВЕТЕРОК!"-пьеса в 5 д. Я. Райниса (по мотивам латышского фольклора). Соч. 1913 (на латыш. яз.). Пост. 6 окт. 1913 в Петербурге, на вечере 35-летия Латышского благотворительного общества. 31 янв. 1914 премьера "В., в.!" состоялась в Новом Рижском т-ре (реж. Миерлаук, худ. Куга; Улдыс - Смилгис, Амтман-Бриедит, Барба- Щмитхен, Орта -Румниеце, Зана -Банга, Виестур, Анда- Эрика). В дальнейшем пьеса ставилась лат. проф. труппами и любительскими кружками. На сов. сцене "В., в.!" пост. в 1925 студия т-ра "Скатувэ" (Москва), в 1944 - Валми ерский драм. т-р, в 1945 - Художественный т-р Латв. ССР, Рига (реж. Эртнер и Тетере). В 1955-там же (пост. Э. Смилгиса, худ. Вилке и Ринькис, композитор Калнынь; Барба - Рога и Артмане" Улдыс - Приекулис и Вальдман, Орта - Озолинь, Зана-Клетниеце и Крузе, Анда - Ласман, мать - Л. Берзинь, Гатынь - Павул). В 1947 и 1955 спектакль был показан в Москве. Первые пост. "В., в.!" на рус. яз. (в переводеН. Асеева): Рижский т-р юного зрителя (реж. Прау-дин) и Моск. т-р драмы (ныне т-р им. Маяковского) - 1949. Пьесу Райниса пост. многие т-ры РСФСР и др. республик, в т. ч. т-р им. Заньковецкой, Львов (1950), Горьковский т-р (1950). В 1951 "В., в.!" пост. Ярославский т-р, Новосибирский т-р "Красный факел", Казанский Большой драм. т-р, Краснодарский, Шауляйский и др. т-ры. В 1952 - Саратовский, Воронежский т-ры, Белорус. т-р им. Ленинского комсомола (Минск), Запорожский т-р им. Щорса, Чкаловский, Магнитогорский, Свердловский, Барнаульский, Житомирский, Кировский, Архангельский т-ры, ТЮЗы в Киеве, Владивостоке, Николаеве и др. В 1953-Русский т-р в Улaн-УдЭf Ставропольский, Ульяновский, Уфимский, Вильнюсский рус. и др. т-ры. В 1954 - Калининский, в 1955 - Вологодскийт-ры. "В., в.!" перевед„н на укр., литов., эст. и др. яз. народов СССР. И з д а н и я.- Первое изд. "В., в.!" (на латыш. яз.) - П., 1913. В пер. на нем. яз. - Рига, 1927. Первое рус. изд. Б пер. Н. Асеева - Рига, 1948. Из последующих изд.: P ай-н и с Я., Собр. соч. в тр„х томах, т. 2, пер. Ю. Абызова, Рига. 1954. А. Шн. В‚ЙГЕЛЬ (Weigel), Елена (р. 12. V. 1900) - немецкая актриса. Обучалась акт„рскому мастерству у акт„ра Р. Шильдкраута. В 1919 вступила в труппу Драм. т-ра во Франкфурте-на-Майне; играла роли Марии ("Войцек" Бюхнера) и Пиперкарки ("Крысы" Гаупт-мана). С 1923 работала в Гос. т-ре (Берлин) под рук. реж. Л. Йеснера. Через 2 года В. перешла в Немецкий т-р М. Рейнхардта, а затем в т-ры "Юнгенбюне" и "Фольксбюне" в Берлине. В Немецком т-ре (во время работы над спектаклем "Барабаны в ночи") произошла знаменательная встреча В. с Б. Брехтом, определившая дальнейшую творческую судьбу актрисы. В Берлине В. впервые сыграла роли в пьесах Брехта "Барабаны в ночи", "Высшая мера", "В джунглях городов", "Человек есть человек". В 1930 В. создала образ Пелагеи Власовой ("Мать" Брехта, по мотивам повести Горького), впервые пытаясь осуществить на практике принципы "эпического театра" Брехта. Выступала с чтением революц. стихов в рабочих клубах. В 1933 В. вместе со своим мужем Б. Брехтом эмигрировала из фашистской Германии сначала в Данию и Финляндию, затем в США. В этот период выступала в ряде гастрольных спектаклей; играла роль Тересы Каррар в пьесе Брехта "Винтовки Тересы Каррар" 1937), прозвучавшей как призыв к солидарности с исп. революционерами. В 1938 участвовала в пост. антифашистской пьесы Брехта "Страх и отчаяние в Третьей империи", в к-рой играла роль Еврейской женщины. По возвращении в ГДР (в 1948) В. и Брехт основали т-р "Берлине? ансамбль", к-рый В. возглавляет до наст. времени. Здесь В. создала свой лучший образ-мамаши Кураж ("Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта). В этой работе наиболее полно проявились характерные черты творчества В.: громадный внутренний темперамент, сдержанность игры, глубокое раскрытие идейной сущности образа, острая характерность. Среди лучших ролей в "Берлине? ансамбль"-Пе-лагея Власова, Тереса Каррар, Еврейская женщина; Женагубернатора("Кавказский меловой круг" Брехта). В своей творческой деятельности В. стремится претворять принципы театр. эстетики Брехта. В.-одна из основателей и член Немецкой академии искусств. Профессор Страницы: «« « 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |