|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 » »» К числу историч. пьес В. К. относятся его т. н. "драмы о королях и
правителях-тиранах". Наиболее значительная из них -
"ЗвездаСевильи"(изд.1623)- изображает столкновение деспота, тирана и
развратника короля с жителями города Севильи, людьми, полными
героических стремлений, чести и достоинства. Осуждая тиранию королевской
власти, В. К. не идеализирует здесь и старую патриархальную Испанию,
показывая деспотизм, царящий в семейной жизни исп. дворянства. На
сопоставлении патриархальной деревенской жизни и жизни города построены
пьесы "Умный в сво„м дому" (соч. 1606-09, изд. 1615), "Крестьянин в
сво„м углу" (соч. 1614-15, изд. 1617). В. К. осуждает ханжество и
лицемерие "цивилизованного" общества и противопоставляет ему народную
жизнь, привлекающую его своей простотой и естественностью. Вместе с тем
В. К. изображает распад и разложение патриархальной жизни под натиском
развивающейся цивилизации.
Пьесы В. К., посвящ„нные совр. ему жизни, включают "драмы чести",
изображающие семейную жизнь исп. дворянства. Самая значительная из них
"Победа чести" (изд. в 1635). Передовой человек своего времени, В. К.
считал, что брак должен быть основан на взаимном согласии и любви
мужчины и женщины, но после того, как семья сложилась, она незыблема.Он
стоит на страже патриархальной семьи, рассматривает ее как оплот в
борьбе с безнравственностью. В. К. писал драмы из истории Др. Рима,
Франции, Италии. Пьеса "Великий князь Московский" (изд. в 1617)
посвящена России. Тема е„ - история Лжедимитрия и польской интервенции в
России. Изображая Др. Рим, Русь 16 в. или Испанию архаич. врем„н, В. К.
рисовал расстановку социальных сил, сходную с Испанией его эпохи, не
стремился к передаче особенностей жизни, нравов и деталей быта народов
того времени, к-рое он изображал в своих пьесах. В то же время В. К.
раскрывал главные конфликты сословного общества, показывая столкновение
между угнетателями и угнет„нными. Его пьесы, не являясь подлинно
историческими, представляют собой грандиозные социальные драмы.
Большое место в творческом наследии В. К. занимают его комедии.
Принято подразделять их на пасторальные, "плутовские", комедии героич.
содержания, "придворные комедии", "комедии плаща и шпаги", построенные
на любовных перипетиях, героями к-рых являются дворяне. В комедиях В. К.
отч„тливо проявилась его связь с освободительным движением Возрождения.
В центре комедий В. К. образ молодого человека, приобщившегося к
передовым идеям Возрождения, активно борющегося за сво„ счастье.
Наиболее популярные комедии "Учитель танцев" (1594), "Мадридская сталь"
(изд. 1618), "Хитроумная влюбл„нная" (соч. 1604- 1618), "Валенсианская
вдова" (изд. 1621), "Девушка с кувшином" (соч. 1625-32, изд. 1646) и
"Дура для других, умная для себя" (изд. 1635) и др. проникнуты пафосом
борьбы за человеческое счастье и верой в победу молодых людей,
приобщившихся к передовым идеям и образованию. Героини их - чаще всего
женщины, совершающие "подвиг любви", ведущие борьбу за сво„ счастье, за
возможность соединиться с любимым человеком, преодолев сопротивление
отцов и опекунов. Во всех этих комедиях борьба героинь приобретает
крайне напряж„нный характер. Им приходится преодолевать не только
внешние препятствия, но и собственные сословные предрассудки. Так, одна
из лучших комедий В. К. "Собака на сене" (соч. 1625-32) показывает
борьбу в душе героини между сословными предрассудками и любовью. Комедии
В. К. строятся на головокружительной интриге, в к-рой активное участие
принимают не только влюбл„нные герои - дворяне, но и их слуги,
помогающие своим господам и часто высказывающие по их адресу иронич.
замечания. Среди этих слуг наиболее интересен тип шута грасъосо. В
комедиях В. К. отразился оптими-стич. пафос исп. Возрождения-вера в мощь
человеческой воли, в способность человека бороться с трудностями и
одерживать над ними верх, вера в гуманизм. В. К. выступал и как автор
религиозных драм, но они занимают второстепенное место в его творчестве.
Среди этих пьес - пьесы аллегория, характера ("Жатва", "Путешествие
души" и т. д.), основанные на эпизодах из Библии, "священные комедии"
("комедии сак-ра") и драматизированные жития святых ("комедии де
сантос"). Но даже в аллегорических произв. В. К. появляются светские
мотивы и гуманистические идеи. В числе "комедий де сантос" лучшая -
"Истинная ложь" о жизни святого Генезия, покровителя акт„ров, язычника,
обратившегося в христианство.
Драматургия В. К. имеет определ„нную структуру и устойчивые
художеств. принципы. Его комедии делятся на 3 акта (хорнады). Пьесы В.
К.-стихотворные (белый стих, народный романсовый стих, сонетная форма).
Являясь величайшим мастером дра-матургич. интриги, В. К. уступает,
однако, своему гениальному современнику - Шекспиру - в умении создавать
сложные психологич. характеры. Вместе с тем В. К. сделал шаг впер„д по
сравнению с драматургией Возрождения и в т. ч. с драматургией Шекспира в
разработке народной темы. Народ, составлявший лишь фон пьес Шекспира,
становится в ряде пьес В. К. центральным героем и трактуется в
патетическом духе. В. К. заложил основы исп. нац. драматургии. Его
непосредственными преемниками были Тирсо де Молина, Кальдерон, Рохас
Соррилья, Морето и др. представители исп. драмы "золотого века".
Вскоре после смерти В. К. исп. правительство начало репрессии против
т-ра и запретило его пьесы. В 18 в. представители классицизма повели
борьбу против нар. драматургии В. К., выходящей за рамки канонов
классицизма. Пьесы В. К. появлялись на исп. сцене в обработке, дал„кой
от подлинника. Возрождение интереса к драматургии В. К. относится к
эпохе романтизма, однако многие романтики отдавали предпочтение его
младшему современнику Кальдерону. В 19 в. пьесы В. К. ставились в
Испании сравнительно редко и чаще всего в ремесленной обработке.
Пропаганда творчества В. К. начинается в Испании после 1931. Особенно
много сделал для этого драматург Ф. Гарсиа Лорка, поставивший в
руководимом им передовом студенческом т-ре "Ла Баррака" "Овечий
источник", "Дурочку" и др. В период гражд. войны в Мадриде был показан
"Овечий источник", находившийся в старой Испании фактически под
запретом.
За пределами Испании пьесы В. К. шли сравнительно редко. Исключение
составляет Россия, где пьесы В. К. появляются во 2-й половине 19 в. В
1876 на сцене Малого т-ра был пост. "Овечий источник" в переводе С. А.
Юрьева с М. Н. Ермоловой в роли Лаурен-сии. Спектакль благодаря своей
тираноборческой направленности был воспринят демократич. зрителем как
большое обществ, событие. После нескольких представлений он был снят
цензурой. В 1877 Малый т-р показал пьесу "Лучший алькальд - король". В
1886 пост. с участием Ермоловой, А. П. Ленского и А. И. Южина "Звезда
Севильи". Спектакль, в к-ром звучали антитиранич. мотивы, имел большое
Страницы: «« « 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |