Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 » »» К числу историч. пьес В. К. относятся его т. н. "драмы о королях и правителях-тиранах". Наиболее значительная из них - "ЗвездаСевильи"(изд.1623)- изображает столкновение деспота, тирана и развратника короля с жителями города Севильи, людьми, полными героических стремлений, чести и достоинства. Осуждая тиранию королевской власти, В. К. не идеализирует здесь и старую патриархальную Испанию, показывая деспотизм, царящий в семейной жизни исп. дворянства. На сопоставлении патриархальной деревенской жизни и жизни города построены пьесы "Умный в сво„м дому" (соч. 1606-09, изд. 1615), "Крестьянин в сво„м углу" (соч. 1614-15, изд. 1617). В. К. осуждает ханжество и лицемерие "цивилизованного" общества и противопоставляет ему народную жизнь, привлекающую его своей простотой и естественностью. Вместе с тем В. К. изображает распад и разложение патриархальной жизни под натиском развивающейся цивилизации. Пьесы В. К., посвящ„нные совр. ему жизни, включают "драмы чести", изображающие семейную жизнь исп. дворянства. Самая значительная из них "Победа чести" (изд. в 1635). Передовой человек своего времени, В. К. считал, что брак должен быть основан на взаимном согласии и любви мужчины и женщины, но после того, как семья сложилась, она незыблема.Он стоит на страже патриархальной семьи, рассматривает ее как оплот в борьбе с безнравственностью. В. К. писал драмы из истории Др. Рима, Франции, Италии. Пьеса "Великий князь Московский" (изд. в 1617) посвящена России. Тема е„ - история Лжедимитрия и польской интервенции в России. Изображая Др. Рим, Русь 16 в. или Испанию архаич. врем„н, В. К. рисовал расстановку социальных сил, сходную с Испанией его эпохи, не стремился к передаче особенностей жизни, нравов и деталей быта народов того времени, к-рое он изображал в своих пьесах. В то же время В. К. раскрывал главные конфликты сословного общества, показывая столкновение между угнетателями и угнет„нными. Его пьесы, не являясь подлинно историческими, представляют собой грандиозные социальные драмы. Большое место в творческом наследии В. К. занимают его комедии. Принято подразделять их на пасторальные, "плутовские", комедии героич. содержания, "придворные комедии", "комедии плаща и шпаги", построенные на любовных перипетиях, героями к-рых являются дворяне. В комедиях В. К. отч„тливо проявилась его связь с освободительным движением Возрождения. В центре комедий В. К. образ молодого человека, приобщившегося к передовым идеям Возрождения, активно борющегося за сво„ счастье. Наиболее популярные комедии "Учитель танцев" (1594), "Мадридская сталь" (изд. 1618), "Хитроумная влюбл„нная" (соч. 1604- 1618), "Валенсианская вдова" (изд. 1621), "Девушка с кувшином" (соч. 1625-32, изд. 1646) и "Дура для других, умная для себя" (изд. 1635) и др. проникнуты пафосом борьбы за человеческое счастье и верой в победу молодых людей, приобщившихся к передовым идеям и образованию. Героини их - чаще всего женщины, совершающие "подвиг любви", ведущие борьбу за сво„ счастье, за возможность соединиться с любимым человеком, преодолев сопротивление отцов и опекунов. Во всех этих комедиях борьба героинь приобретает крайне напряж„нный характер. Им приходится преодолевать не только внешние препятствия, но и собственные сословные предрассудки. Так, одна из лучших комедий В. К. "Собака на сене" (соч. 1625-32) показывает борьбу в душе героини между сословными предрассудками и любовью. Комедии В. К. строятся на головокружительной интриге, в к-рой активное участие принимают не только влюбл„нные герои - дворяне, но и их слуги, помогающие своим господам и часто высказывающие по их адресу иронич. замечания. Среди этих слуг наиболее интересен тип шута грасъосо. В комедиях В. К. отразился оптими-стич. пафос исп. Возрождения-вера в мощь человеческой воли, в способность человека бороться с трудностями и одерживать над ними верх, вера в гуманизм. В. К. выступал и как автор религиозных драм, но они занимают второстепенное место в его творчестве. Среди этих пьес - пьесы аллегория, характера ("Жатва", "Путешествие души" и т. д.), основанные на эпизодах из Библии, "священные комедии" ("комедии сак-ра") и драматизированные жития святых ("комедии де сантос"). Но даже в аллегорических произв. В. К. появляются светские мотивы и гуманистические идеи. В числе "комедий де сантос" лучшая - "Истинная ложь" о жизни святого Генезия, покровителя акт„ров, язычника, обратившегося в христианство. Драматургия В. К. имеет определ„нную структуру и устойчивые художеств. принципы. Его комедии делятся на 3 акта (хорнады). Пьесы В. К.-стихотворные (белый стих, народный романсовый стих, сонетная форма). Являясь величайшим мастером дра-матургич. интриги, В. К. уступает, однако, своему гениальному современнику - Шекспиру - в умении создавать сложные психологич. характеры. Вместе с тем В. К. сделал шаг впер„д по сравнению с драматургией Возрождения и в т. ч. с драматургией Шекспира в разработке народной темы. Народ, составлявший лишь фон пьес Шекспира, становится в ряде пьес В. К. центральным героем и трактуется в патетическом духе. В. К. заложил основы исп. нац. драматургии. Его непосредственными преемниками были Тирсо де Молина, Кальдерон, Рохас Соррилья, Морето и др. представители исп. драмы "золотого века". Вскоре после смерти В. К. исп. правительство начало репрессии против т-ра и запретило его пьесы. В 18 в. представители классицизма повели борьбу против нар. драматургии В. К., выходящей за рамки канонов классицизма. Пьесы В. К. появлялись на исп. сцене в обработке, дал„кой от подлинника. Возрождение интереса к драматургии В. К. относится к эпохе романтизма, однако многие романтики отдавали предпочтение его младшему современнику Кальдерону. В 19 в. пьесы В. К. ставились в Испании сравнительно редко и чаще всего в ремесленной обработке. Пропаганда творчества В. К. начинается в Испании после 1931. Особенно много сделал для этого драматург Ф. Гарсиа Лорка, поставивший в руководимом им передовом студенческом т-ре "Ла Баррака" "Овечий источник", "Дурочку" и др. В период гражд. войны в Мадриде был показан "Овечий источник", находившийся в старой Испании фактически под запретом. За пределами Испании пьесы В. К. шли сравнительно редко. Исключение составляет Россия, где пьесы В. К. появляются во 2-й половине 19 в. В 1876 на сцене Малого т-ра был пост. "Овечий источник" в переводе С. А. Юрьева с М. Н. Ермоловой в роли Лаурен-сии. Спектакль благодаря своей тираноборческой направленности был воспринят демократич. зрителем как большое обществ, событие. После нескольких представлений он был снят цензурой. В 1877 Малый т-р показал пьесу "Лучший алькальд - король". В 1886 пост. с участием Ермоловой, А. П. Ленского и А. И. Южина "Звезда Севильи". Спектакль, в к-ром звучали антитиранич. мотивы, имел большое Страницы: «« « 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |