Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 396   397   398   399   400   401   402   403   404  405   406   407   408   409   410   411   412   413   414  » »»

   К числу историч. пьес В. К. относятся его т. н. "драмы  о  королях  и
правителях-тиранах".     Наиболее     значительная     из     них      -
"ЗвездаСевильи"(изд.1623)- изображает  столкновение  деспота,  тирана  и
развратника  короля  с  жителями   города   Севильи,   людьми,   полными
героических стремлений, чести и достоинства. Осуждая тиранию королевской
власти, В. К. не идеализирует здесь  и  старую  патриархальную  Испанию,
показывая деспотизм,  царящий  в  семейной  жизни  исп.  дворянства.  На
сопоставлении патриархальной деревенской жизни и жизни города  построены
пьесы "Умный в сво„м дому" (соч.  1606-09,  изд.  1615),  "Крестьянин  в
сво„м углу" (соч. 1614-15,  изд.  1617).  В.  К.  осуждает  ханжество  и
лицемерие "цивилизованного" общества и  противопоставляет  ему  народную
жизнь, привлекающую его своей простотой и естественностью. Вместе с  тем
В. К. изображает распад и разложение патриархальной жизни  под  натиском
развивающейся цивилизации.
   Пьесы В. К., посвящ„нные совр. ему  жизни,  включают  "драмы  чести",
изображающие семейную жизнь исп. дворянства. Самая значительная  из  них
"Победа чести" (изд. в 1635). Передовой человек своего  времени,  В.  К.
считал, что брак должен  быть  основан  на  взаимном  согласии  и  любви
мужчины и женщины, но после того, как семья сложилась, она  незыблема.Он
стоит на страже патриархальной  семьи,  рассматривает  ее  как  оплот  в
борьбе с безнравственностью. В. К. писал  драмы  из  истории  Др.  Рима,
Франции,  Италии.  Пьеса  "Великий  князь  Московский"  (изд.  в   1617)
посвящена России. Тема е„ - история Лжедимитрия и польской интервенции в
России. Изображая Др. Рим, Русь 16 в. или Испанию архаич. врем„н, В.  К.
рисовал расстановку социальных сил, сходную с  Испанией  его  эпохи,  не
стремился к передаче особенностей жизни, нравов и деталей  быта  народов
того времени, к-рое он изображал в своих пьесах. В то  же  время  В.  К.
раскрывал главные конфликты сословного общества, показывая  столкновение
между  угнетателями  и  угнет„нными.  Его  пьесы,  не  являясь  подлинно
историческими, представляют собой грандиозные социальные драмы.
   Большое место в творческом  наследии  В.  К.  занимают  его  комедии.
Принято подразделять их на пасторальные, "плутовские",  комедии  героич.
содержания, "придворные комедии", "комедии плаща и  шпаги",  построенные
на любовных перипетиях, героями к-рых являются дворяне. В комедиях В. К.
отч„тливо проявилась его связь с освободительным движением  Возрождения.
В центре  комедий  В.  К.  образ  молодого  человека,  приобщившегося  к
передовым  идеям  Возрождения,  активно  борющегося  за  сво„   счастье.
Наиболее популярные комедии "Учитель танцев" (1594), "Мадридская  сталь"
(изд. 1618), "Хитроумная влюбл„нная" (соч. 1604-  1618),  "Валенсианская
вдова" (изд. 1621), "Девушка с кувшином" (соч.  1625-32,  изд.  1646)  и
"Дура для других, умная для себя" (изд. 1635) и др.  проникнуты  пафосом
борьбы  за  человеческое  счастье  и  верой  в  победу  молодых   людей,
приобщившихся к передовым идеям и образованию. Героини их -  чаще  всего
женщины, совершающие "подвиг любви", ведущие борьбу за сво„ счастье,  за
возможность соединиться с  любимым  человеком,  преодолев  сопротивление
отцов и опекунов. Во  всех  этих  комедиях  борьба  героинь  приобретает
крайне  напряж„нный  характер.  Им  приходится  преодолевать  не  только
внешние препятствия, но и собственные сословные предрассудки. Так,  одна
из лучших комедий В. К.  "Собака  на  сене"  (соч.  1625-32)  показывает
борьбу в душе героини между сословными предрассудками и любовью. Комедии
В. К. строятся на головокружительной интриге, в к-рой  активное  участие
принимают  не  только  влюбл„нные  герои  -  дворяне,  но  и  их  слуги,
помогающие своим господам и часто высказывающие  по  их  адресу  иронич.
замечания. Среди этих слуг  наиболее  интересен  тип  шута  грасъосо.  В
комедиях В. К. отразился оптими-стич. пафос исп. Возрождения-вера в мощь
человеческой воли, в  способность  человека  бороться  с  трудностями  и
одерживать над ними верх, вера в гуманизм. В. К. выступал  и  как  автор
религиозных драм, но они занимают второстепенное место в его творчестве.
   Среди этих пьес - пьесы аллегория, характера  ("Жатва",  "Путешествие
души" и т. д.), основанные на эпизодах из  Библии,  "священные  комедии"
("комедии  сак-ра")  и  драматизированные  жития  святых  ("комедии   де
сантос"). Но даже в аллегорических произв.  В.  К.  появляются  светские
мотивы и гуманистические идеи. В числе  "комедий  де  сантос"  лучшая  -
"Истинная ложь" о жизни святого Генезия, покровителя акт„ров,  язычника,
обратившегося в христианство.
   Драматургия  В.  К.  имеет  определ„нную   структуру   и   устойчивые
художеств. принципы. Его комедии делятся на 3 акта (хорнады).  Пьесы  В.
К.-стихотворные (белый стих, народный романсовый стих, сонетная  форма).
Являясь величайшим  мастером  дра-матургич.  интриги,  В.  К.  уступает,
однако, своему гениальному современнику - Шекспиру - в умении  создавать
сложные психологич. характеры. Вместе с тем В. К. сделал шаг  впер„д  по
сравнению с драматургией Возрождения и в т. ч. с драматургией Шекспира в
разработке народной темы. Народ, составлявший лишь  фон  пьес  Шекспира,
становится  в  ряде  пьес  В.  К.  центральным  героем  и  трактуется  в
патетическом духе. В. К.  заложил  основы  исп.  нац.  драматургии.  Его
непосредственными преемниками были Тирсо  де  Молина,  Кальдерон,  Рохас
Соррилья, Морето и др. представители исп. драмы "золотого века".
   Вскоре после смерти В. К. исп. правительство начало репрессии  против
т-ра и запретило его пьесы. В 18  в.  представители  классицизма  повели
борьбу против  нар.  драматургии  В.  К.,  выходящей  за  рамки  канонов
классицизма. Пьесы В. К. появлялись на исп. сцене в  обработке,  дал„кой
от подлинника. Возрождение интереса к  драматургии  В.  К.  относится  к
эпохе романтизма, однако  многие  романтики  отдавали  предпочтение  его
младшему современнику Кальдерону. В  19  в.  пьесы  В.  К.  ставились  в
Испании  сравнительно  редко  и  чаще  всего  в  ремесленной  обработке.
Пропаганда творчества В. К. начинается в Испании  после  1931.  Особенно
много  сделал  для  этого  драматург  Ф.  Гарсиа  Лорка,  поставивший  в
руководимом  им  передовом  студенческом  т-ре  "Ла   Баррака"   "Овечий
источник", "Дурочку" и др. В период гражд. войны в Мадриде  был  показан
"Овечий  источник",  находившийся  в  старой  Испании   фактически   под
запретом.
   За пределами Испании пьесы В. К. шли сравнительно  редко.  Исключение
составляет Россия, где пьесы В. К. появляются во 2-й половине  19  в.  В
1876 на сцене Малого т-ра был пост. "Овечий источник" в переводе  С.  А.
Юрьева с М. Н. Ермоловой в роли Лаурен-сии.  Спектакль  благодаря  своей
тираноборческой направленности был воспринят  демократич.  зрителем  как
большое обществ, событие. После нескольких  представлений  он  был  снят
цензурой. В 1877 Малый т-р показал пьесу "Лучший алькальд -  король".  В
1886 пост. с участием Ермоловой, А. П. Ленского и А.  И.  Южина  "Звезда
Севильи". Спектакль, в к-ром звучали антитиранич. мотивы,  имел  большое

Страницы: «« « 396   397   398   399   400   401   402   403   404  405   406   407   408   409   410   411   412   413   414  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия