Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 388   389   390   391   392   393   394   395   396  397   398   399   400   401   402   403   404   405   406  » »»

Ленинского комсомола (1942, режисс„р  и  исполнительница  роли  Вассы  -
Бирман, Рашель - Гиацинтова),  Т-р  в  Елгаве  (1946),  Горьковский  т-р
(1936) и многие др.
   Новый этап сценической истории "В. Ж."  н-ачинает-ся  в  50-е  гг.  К
этому времени относятся пост. (26 мая
   1952) Малого театра (реж. Зубов и  Велихов,  худ.  Кноблок;  Васса  -
Пашенная, Сергей Петрович - Шамин, Храпов - Жаров, Наталья - Евстратова,
Людмила - Е. Еланская, Рашель -  Зеркалова,  Анна  -  Обухова),  в  1953
спектакль был экранизирован киностудией им.  Горького.  "В.  Ж."  пост.:
укр. т-р им. Заньковецкой, Львов (1952, реж. Ивченко;  Васса  -  Любарт,
Храпов - Романицкий, Анна - До-ценко), Т-р  им.  Хамзы,  Ташкент  (1952,
Васса - Сад-риева), Т-р им. Якуба Коласа, Витебск (1953, реж.  Мицкевич,
худ.  Николаев;  Васса  -  Глебовская,  Храпов  -  Ильинский),  Т-р  им.
Руставели,  Тбилиси  (1954,  реж.  Алексидзе,  худ.  Штенберг;  Васса  -
Чав-чавадзе, Прохор - Васадзе, Наталья - Тетрадзе), Т-р им.  Азизбекова,
Баку (1954, реж. Кязимов, худ.  Афганлы;  Васса  -  Давудова,  Храпов  -
Алекперов, Рашель - Кадри).
   "В.  Ж."  шла   также   во   многих   районных,   передвижных   и   в
колхозно-совхозных  т-рах,  в   коллективах   театр.   самодеятельности,
ставилась нередко как выпускная дипломная работа в ряде  театр.  учебных
заведений:  Казахская  студия  ГИТИСп  (1938),  Ереванский  театр.  ин-т
(1948), Театр. ин-т Латв. ССР, Рига (1951) и др.
   "В.  Ж."  переведена  на  яз.  народов  СССР:  укр.  (Ю.  Смолич,  Л.
Гаккебуш),  белорус.  (Е.  Романович),  арм.  (Т.  Ахумян),  груз.   (Г.
Прониспирели-Кипшидзе),  узб.   (М.   Хакими),казах.(К.Батыров),латв.(В.
Брутан) и др. Среди зарубежных пост. "В. Ж."-"Берлинер ансамбль" (1950),
Национальный т-р в Будапеште (1949), т-р  "Д-34"  в  Праге  (1955,  реж.
Штепанек;
   Васса - Бенишкова), Бухарестский т-р железнодорожников (1954),  пьеса
шла также во мн. т-рах Болгарии.
   И з д а  н  и  я.-Первое  изд.  первого  варианта  "В.  Ж."-  в  "Сб.
Товарищества "Знание" за 1910", кн. 33, СПБ, 1910; первое  изд.  второго
варианта "В. Ж." - в сб.  "Год  девятнадцатый".  Альманах  девятый,  М.,
1936; Из последних изд.:
   Горький М., Собр. соч. в 30-ти томах, т. 12 и 18, М., 1951-52.
   Лит.: Горький и театр. Сборник  статей,  М.-Л.,  193S  (ст.  Дурылина
"Горький на сцене"); "Васса Железнова". Материалы  и  исследования,  М.,
1946; Пашенная В., Искусство актрисы, М., 1954, с. 228-247;  Данилов  С.
С., Горький на сцене, Л.-М., ' 1958; Бирман С , Путь актрисы, М.,  1959,
с. 203-222; "Васса Железнова" М.Горького. Сб. статей, М., 1960. А. Шн.
   ВАТАГИ, артели, гурты, -  объединения  скоморохов,  существовавшие  в
России во 2-й пол. 16 и в 17 вв. Скоморошьи В., бродившие по рус.  земле
в поисках заработка, жестоко преследовались церковью. В.В.-Г.
   ВАТУЛЯ, Алексей  Михайлович  (2.VJII.1891-  20.V.1955)  -  украинский
советский акт„р. Нар. арт. УССР (1940). В 1913-16  учился  в  муз.-драм.
школе им. Н. Лысенко в Киеве.  Не  окончив  школы,  в  1916  поступил  в
киевский "Молодой т-р", где  дебютировал  в  роли  Креона  ("Царь  Эдип"
Софокла). В. был одним из основоположников Т-ра им. И. Франко (Киев),  в
к-ром работал со дня его основания (Винница, 1920). Роли;
   Эдип ("Царь Эдип" Софокла, 1921), Михаил  ("Суета"  Кар-пенко-Карого,
1923), Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова, 1921), Крижень ("Кадры" Микитен-ко,
1932), Гайдай, Берест, Кривонос, Горлов ("Гибель эскадры", 1933, "Платон
Кречет", 1934, "Богдан Хмельницкий", 1939, "Фронт",  1942,  Корнейчука),
Яков ("Последние" Горького, 1937), Прибытков ("Последняя жертва", 1939),
Стес-сель ("Порт-Артур" Степанова и Попова, 1953).
   Образы, созданные  В.,  отмечены  сочностью  спе-нич.  характеристик.
Развивая реалистич. традиции  нац.  укр.  иск-ва,  В.  сочетал  в  сво„м
творчестве  напряж„нный  драматизм  с  романтич.  приподнятостью.   Роли
романтич. характера играл преим. в первый период творчества. Создавал  и
остро сатирические образы. В последние годы играл ? л. обр.  характерные
роли, достигая высокого мастерства перевоплощения. Б, Д.
   ВАХВАХИШВЙЛИ, Тамара Николаевна [р. 23.  XII.1893  (4.  ?.  1894)]  -
грузинский советский композитор. Засл. деят.  иск-в  Груз.  ССР  (1940).
Музыке обучалась в Тифлисском муз. уч-ще Рус. муз. об-ва ло классам  фп.
(1912-16)  и  композиции  (1917-21).  В  1927  В.   окончила   Парижскую
консерваторию. Заведывала муз. частью Т-ра им.  Руставели  (1922-  1926)
иТ-ра им. К. Марджанишвили (1928-33). Автор музыки к  балетам  "Праздник
Вакха" (1919), "Любовное зелье" (1920), "Спартак" (1937);  муз.  комедии
"Дон Хиль Зел„ные Штаны" по Тирсо де Молина (1924);  пантомим  "Иранская
пантомима" (1914),  "Солнце  солнц",  "Пожар"  (1929;  по  сценариям  К.
Марджанишвили); музыки ко мн. спектаклям (в т. ч.  "Овечий  источник"  Л
one де В era, "Уриэль Акоста" Гуцкова, "Маскарад" Лермонтова и др.).  Я.
Мик.
   ВАХНЯНИН, Анатоль (Наталь) Климентович [7
   (19).IX.  1841-27.1  (11.11).  1908]  -   украинский   композитор   и
музыкально-общественный деятель. Организатор  и  руководитель  певческих
обществ "Торбан" (1870) и "Боян" (1891), Высшего музыкального  института
им. Лысенко (1903).Автор оперы  "Купало"  (на  собственное  либретто)  о
судьбе укр. девушки, попавшей в татарский плен (полностью пост. в  1931,
Харьков), музыки к спектаклям и др. соч. На мелодию "Хора норманнов"  из
музыки В. к драме  К.  Устияно-вича  "Ярополк"  создана  революц.  песня
"Беснуйтесь, тираны".
   С о ч.: Спомини з життя, Льв?в, 1908. М. Заг.
   ВАХТАНГОВ, Евгений  Багратионович  [1(13).II.  1883,  Владикавказ.  -
29.V.1922, Москва] -  русский  советский  режисс„р,  акт„р,  театральный
деятель.  Родился  в  армяно-русской  семье.  Отец   В.   был   табачным
фабрикантом (в начале 1900-х гг. В., не желая жить на нетрудовые доходы,
отказывается  от  наследства  и  материальной  помощи  отца).  Учился  в
Московском  университете  на  естественном  и  юридическом  факультетах.
Активно участвовал в любительских драматич. кружках. В 1909  поступил  в
театральную школу А. И. Адашева (среди учителей В.- Л.  А.  Сулержицкий,
В. В. Лужский, Л. М. Леонидов, В. И. Качалов и др.). По окончании  школы
был принят в число сотрудников MX Т (1911). Здесь сыграл  ряд  небольших
ролей. Один из первых учеников Станиславского, высоко им ценимый,  В.  с
1911 начинает преподавать систему  Станиславского,  видя  в  ней  основу
воспитания акт„ра. С образованием 1-й студии МХТ (1912) В. вош„л  в  не„
как акт„р и режисс„р. Создал образы  Текльтона  ("Сверчок  на  печи"  по
Диккенсу, 1914), Фрегера ("Потоп"  Бергера,  1919),  Шута  ("Двенадцатая
ночь" Шекспира, 1919), отличавшиеся  психологич.  глубиной,  остротой  и
точностью характеристик. Психологич. разработанность роли,  сочетающаяся

Страницы: «« « 388   389   390   391   392   393   394   395   396  397   398   399   400   401   402   403   404   405   406  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия