Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 » »» Ленинского комсомола (1942, режисс„р и исполнительница роли Вассы - Бирман, Рашель - Гиацинтова), Т-р в Елгаве (1946), Горьковский т-р (1936) и многие др. Новый этап сценической истории "В. Ж." н-ачинает-ся в 50-е гг. К этому времени относятся пост. (26 мая 1952) Малого театра (реж. Зубов и Велихов, худ. Кноблок; Васса - Пашенная, Сергей Петрович - Шамин, Храпов - Жаров, Наталья - Евстратова, Людмила - Е. Еланская, Рашель - Зеркалова, Анна - Обухова), в 1953 спектакль был экранизирован киностудией им. Горького. "В. Ж." пост.: укр. т-р им. Заньковецкой, Львов (1952, реж. Ивченко; Васса - Любарт, Храпов - Романицкий, Анна - До-ценко), Т-р им. Хамзы, Ташкент (1952, Васса - Сад-риева), Т-р им. Якуба Коласа, Витебск (1953, реж. Мицкевич, худ. Николаев; Васса - Глебовская, Храпов - Ильинский), Т-р им. Руставели, Тбилиси (1954, реж. Алексидзе, худ. Штенберг; Васса - Чав-чавадзе, Прохор - Васадзе, Наталья - Тетрадзе), Т-р им. Азизбекова, Баку (1954, реж. Кязимов, худ. Афганлы; Васса - Давудова, Храпов - Алекперов, Рашель - Кадри). "В. Ж." шла также во многих районных, передвижных и в колхозно-совхозных т-рах, в коллективах театр. самодеятельности, ставилась нередко как выпускная дипломная работа в ряде театр. учебных заведений: Казахская студия ГИТИСп (1938), Ереванский театр. ин-т (1948), Театр. ин-т Латв. ССР, Рига (1951) и др. "В. Ж." переведена на яз. народов СССР: укр. (Ю. Смолич, Л. Гаккебуш), белорус. (Е. Романович), арм. (Т. Ахумян), груз. (Г. Прониспирели-Кипшидзе), узб. (М. Хакими),казах.(К.Батыров),латв.(В. Брутан) и др. Среди зарубежных пост. "В. Ж."-"Берлинер ансамбль" (1950), Национальный т-р в Будапеште (1949), т-р "Д-34" в Праге (1955, реж. Штепанек; Васса - Бенишкова), Бухарестский т-р железнодорожников (1954), пьеса шла также во мн. т-рах Болгарии. И з д а н и я.-Первое изд. первого варианта "В. Ж."- в "Сб. Товарищества "Знание" за 1910", кн. 33, СПБ, 1910; первое изд. второго варианта "В. Ж." - в сб. "Год девятнадцатый". Альманах девятый, М., 1936; Из последних изд.: Горький М., Собр. соч. в 30-ти томах, т. 12 и 18, М., 1951-52. Лит.: Горький и театр. Сборник статей, М.-Л., 193S (ст. Дурылина "Горький на сцене"); "Васса Железнова". Материалы и исследования, М., 1946; Пашенная В., Искусство актрисы, М., 1954, с. 228-247; Данилов С. С., Горький на сцене, Л.-М., ' 1958; Бирман С , Путь актрисы, М., 1959, с. 203-222; "Васса Железнова" М.Горького. Сб. статей, М., 1960. А. Шн. ВАТАГИ, артели, гурты, - объединения скоморохов, существовавшие в России во 2-й пол. 16 и в 17 вв. Скоморошьи В., бродившие по рус. земле в поисках заработка, жестоко преследовались церковью. В.В.-Г. ВАТУЛЯ, Алексей Михайлович (2.VJII.1891- 20.V.1955) - украинский советский акт„р. Нар. арт. УССР (1940). В 1913-16 учился в муз.-драм. школе им. Н. Лысенко в Киеве. Не окончив школы, в 1916 поступил в киевский "Молодой т-р", где дебютировал в роли Креона ("Царь Эдип" Софокла). В. был одним из основоположников Т-ра им. И. Франко (Киев), в к-ром работал со дня его основания (Винница, 1920). Роли; Эдип ("Царь Эдип" Софокла, 1921), Михаил ("Суета" Кар-пенко-Карого, 1923), Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова, 1921), Крижень ("Кадры" Микитен-ко, 1932), Гайдай, Берест, Кривонос, Горлов ("Гибель эскадры", 1933, "Платон Кречет", 1934, "Богдан Хмельницкий", 1939, "Фронт", 1942, Корнейчука), Яков ("Последние" Горького, 1937), Прибытков ("Последняя жертва", 1939), Стес-сель ("Порт-Артур" Степанова и Попова, 1953). Образы, созданные В., отмечены сочностью спе-нич. характеристик. Развивая реалистич. традиции нац. укр. иск-ва, В. сочетал в сво„м творчестве напряж„нный драматизм с романтич. приподнятостью. Роли романтич. характера играл преим. в первый период творчества. Создавал и остро сатирические образы. В последние годы играл ? л. обр. характерные роли, достигая высокого мастерства перевоплощения. Б, Д. ВАХВАХИШВЙЛИ, Тамара Николаевна [р. 23. XII.1893 (4. ?. 1894)] - грузинский советский композитор. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1940). Музыке обучалась в Тифлисском муз. уч-ще Рус. муз. об-ва ло классам фп. (1912-16) и композиции (1917-21). В 1927 В. окончила Парижскую консерваторию. Заведывала муз. частью Т-ра им. Руставели (1922- 1926) иТ-ра им. К. Марджанишвили (1928-33). Автор музыки к балетам "Праздник Вакха" (1919), "Любовное зелье" (1920), "Спартак" (1937); муз. комедии "Дон Хиль Зел„ные Штаны" по Тирсо де Молина (1924); пантомим "Иранская пантомима" (1914), "Солнце солнц", "Пожар" (1929; по сценариям К. Марджанишвили); музыки ко мн. спектаклям (в т. ч. "Овечий источник" Л one де В era, "Уриэль Акоста" Гуцкова, "Маскарад" Лермонтова и др.). Я. Мик. ВАХНЯНИН, Анатоль (Наталь) Климентович [7 (19).IX. 1841-27.1 (11.11). 1908] - украинский композитор и музыкально-общественный деятель. Организатор и руководитель певческих обществ "Торбан" (1870) и "Боян" (1891), Высшего музыкального института им. Лысенко (1903).Автор оперы "Купало" (на собственное либретто) о судьбе укр. девушки, попавшей в татарский плен (полностью пост. в 1931, Харьков), музыки к спектаклям и др. соч. На мелодию "Хора норманнов" из музыки В. к драме К. Устияно-вича "Ярополк" создана революц. песня "Беснуйтесь, тираны". С о ч.: Спомини з життя, Льв?в, 1908. М. Заг. ВАХТАНГОВ, Евгений Багратионович [1(13).II. 1883, Владикавказ. - 29.V.1922, Москва] - русский советский режисс„р, акт„р, театральный деятель. Родился в армяно-русской семье. Отец В. был табачным фабрикантом (в начале 1900-х гг. В., не желая жить на нетрудовые доходы, отказывается от наследства и материальной помощи отца). Учился в Московском университете на естественном и юридическом факультетах. Активно участвовал в любительских драматич. кружках. В 1909 поступил в театральную школу А. И. Адашева (среди учителей В.- Л. А. Сулержицкий, В. В. Лужский, Л. М. Леонидов, В. И. Качалов и др.). По окончании школы был принят в число сотрудников MX Т (1911). Здесь сыграл ряд небольших ролей. Один из первых учеников Станиславского, высоко им ценимый, В. с 1911 начинает преподавать систему Станиславского, видя в ней основу воспитания акт„ра. С образованием 1-й студии МХТ (1912) В. вош„л в не„ как акт„р и режисс„р. Создал образы Текльтона ("Сверчок на печи" по Диккенсу, 1914), Фрегера ("Потоп" Бергера, 1919), Шута ("Двенадцатая ночь" Шекспира, 1919), отличавшиеся психологич. глубиной, остротой и точностью характеристик. Психологич. разработанность роли, сочетающаяся Страницы: «« « 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |