Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 » »» было исполнение В. ролей в пьесах Ш. Броди (Эржебет - "Кормилица", 1902, Флора- "Учительница", 1908), в которых она раскрыла трагедию венг. женщины-труженицы. В. была выдающейся венг. актрисой реалистич. направления. Е„ искусство характеризовалось глубиной психологич. и социальных характеристик, мастерством перевоплощения. В. были присущи скупость выразительных средств, ч„ткость внешнего рисунка, тщательная разработка жеста, интонаций, внимание к сценич. детали. Впервые исполнила гл. роли в пьесах совр. ей венг. авторов, способствуя утверждению этих пьес в репертуаре т-ров: Юлика и Йолан ("Лилиом", "Чорт"Мольнара), Сесиль ("Голубой песец" Херцега), Жужа Редей ("Господский пир" Морица), Илона Кернер ("Тайфун" Лендьеля). Среди др. ролей: Анна ("Ткачи" Гауптмана), Элиза, Кандида и леди Сесили ("Пигмалион", "Кандида" и "Обращение капитана Брассбаунда" Шоу), миссис Джонс ("Серебряная коробка" Голсуорси), Ирена, Элла ("Когда мы, м„ртвые, пробуждаемся", "Джон Габриель Боркман" Ибсена). В.-первая исполнительница на венг. сцене ролей в пьесах А. П. Чехова - Соня ("Дядя Ваня", 1920), Ольга ("Три сестры", 1922), Анна Петровна ("Иванов", 1923), Раневская ("Вишн„вый сад", 1924). Лит.: Bardi Odo n, A regi vigszinbaz. Bp., 1957; M a t г a i-B e t e g h B., Varsanyi Iren, в сб.: Nagy magyar szi-neszek. Bp., 1957; Job D , Harom nover elsomagyarnyetvu eloadasa, "Szinhaz es Filmmuveszet", Bp.. 1954, ј 6. A. H. ВАРЬЕТЕ (франд. variete, от лат. varietas - разнообразие, смесь) - вид театров, в представлениях к-рых сочетаются различные жанры театрального, музыкального, эстрадного и циркового искусства. Название произошло от т-ра "Варьете", основанного в Париже в 1720. Термин "В." употребляется на Западе и в более широком смысле, соответствующем понятию "эстрада", и охватывает представления кабаре и т-ров бурлеск. Спектакли т-ров В. носят преим. л„гкий, развлекательный характер. Они рассчитаны на бурж. обывательского зрителя. Для них характерны комедийные элементы, ирония, пародия, эротика. В программы В. входят одноактные пьесы, отдельные сценки, выступления певцов, чтецов, танцоров, музыкантов, акробатов, жонгл„ров, фокусников. На сценах В. возник и утвердился жанр обозрений (ревю), в к-рых отдельные номера объединены условным сюжетом. Как тип зрелищного предприятия В. получило распространение в крупнейших (в основном столичных) городах капиталистич. стран в конце 19 - нач. 20 вв. Во Франции предшественниками В. были парижские кафешантаны'и кабаре, где артистич. богема устраивала импровизированные дивертисменты, камерные, интимные представления, включающие песенки-шансонетки и выступления артистов цирка. С 80-х гг. появляются кабаре-В. ("Ша нуар", "Фоли бержер"), представления которых отличались пышностью постановки, слащавой сентиментальностью, фривольными, непристойными шутками. Этот же характер носили представления нью-йоркских театров бурлеск, ставивших обозрения и эксцентрические водевили. Расцвет театров В. относится к 20-30-м гг. В парижских В. ("Мулен руж", "Аполло") выступали одар„нные артисты М. Шевалье, Ж. Беккер, развивавшие эстрадную манеру непринужд„нного, выразительного пения, построенного на речитативе и мелодекламации, сочетавшие вокальное исполнение с акт„рской игрой. В России дивертисментные программы, состоящие из куплетов, каскадных танцев и эротич. песенок, демонстрировались с середины 19 в. в ресторанах и кафе. Характер В. носил петерб. "Театр-буфф". В ресторанах "Салон-варьете", "Омон", "Вилла-Родэ", "Аквариум", "Эрмитаж" и др. давались эстрадные представления, рассчитанные, как и в других странах, на богатую, праздную публику. К театрам В. примыкали близкие им по программам театры миниатюр ("Кривое зеркало", "Летучая мышь"), ставившие пародийные, эстетские спектакли. В нач. 20-х гг. грань между В. и кабаре стирается. Исчезает основной признак В. - столики перед сценой, сближающий В. с рестораном. Наиболее крупными совр. театрами В. на Западе являются "Фоли бержер" и "Лид о" в Париже, "Палладиум" в Лондоне. До 2-й мировой войны в Берлине - "Винтер-гартен" и "Скала". 'Театры В., связанные с укладом крупных капи-талистич. городов Зап. Европы, не получили распространения в СССР. Лит.: Moeller van den Bruck A., Das Variete, В., 1902; С о 1 m a n F. A., Trier W.,Artisten, Dresd.-B., [1928]; S ob e 1 В., A pictorial history of burlesque, N. Y.,1956; Jaque s-C h a r 1 e s, Cent ans de music-hall, Gen.- P.,[1956]; С h a d о u r n e A., Les cafes-concerts, P., 1889; W i s-s a n t G. de, Le Paris d'aufrefois. Cafes et cabarets, P., [1928j; W a r n о d A., Bals, cafes et cabarets. P., [1913]; Кузнецов E., Из прошлого русской эстрады, М., 1958. М.З. "ВАРЬЕТЕ" (Theatre des varietes) - французский театр. Один из старейших т-ров Парижа. Основан в 1720 в здании т-ра "Пале-Рояль" актрисой и антрепрен„ром Монтансье. В эпоху Империи труппа т-ра была выселена (по ходатайству т-ра "Комеди Франсез") из своего помещения. В 1807 возобновила работу в новом здании (архитектор Се-лерье) на бульваре Монмартр. С т-ром "В." связан расцвет франц. водевиля. В 1-й пол. 19 в. "В." был одним из самых популярных т-ров Парижа. Здесь играли В. Дежазе, Э. Арналь, М. Буффе, Ш. Потье, Ш. Берне, Ж. Ш. Одри, Фредерик-Леметр и др. В 60-е гг. 19 в. в "В." ставились оперетты Ж. Оффен-баха. В наст. время в помещении т-ра "В." играют различные драм. труппы. Лит.: А 1 b e r t M., Les theatres des Boulevards, P., 1902; Cain G., Anciens theatres de Paris, P., 1906. fJ J\ "ВАРЬЕТЕ И ЦИРК" - русский иллюстрированный журнал. Издавался в Москве в 1912-17. Ежегодно выходило 7-12 номеров. Редактор-издатель - Я. Бадиков. В журнале печатались хроника театра, варьете, цирка, кино, а также судебная хроника, спортивные обозрения, фельетоны, шаржи и др. Большое место занимали объявления и театр. реклама. ВАСАДЗЕ, Акакий Алексеевич [р. 25.VII(6.VIII). 1899 - грузинский советский акт„р и режисс„р. Член КПСС с 1939. Депутат Верховного Совета Груз. ССР 1- 4-го созывов. Нар. арт. СССР (1936). Род. в Кутаиси. В 1917 работал в Кутаисском т-ре художником-декоратором и там же впервые выступил на сцене. Учился в Тбилисской драм. студии А. Джа-бадари (1918-20). В 1920 вступил в труппу Т-ра им. Руставели (Тбилиси). В 19351955 - худ. рук. т-ра. С 1958 В. является также худ. рук. Кутаисского т-ра им. Л. Мес-хишвили. Акт„р широкого творческого диапазона, В. созда„т как трагедийные, так и комедийные образы. Иск-во В. характеризуется мастерством социальной типизации, ч„ткостью, Страницы: «« « 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |