|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 » »» было исполнение В. ролей в пьесах Ш. Броди (Эржебет - "Кормилица", 1902,
Флора- "Учительница", 1908), в которых она раскрыла трагедию венг.
женщины-труженицы. В. была выдающейся венг. актрисой реалистич.
направления. Е„ искусство характеризовалось глубиной психологич. и
социальных характеристик, мастерством перевоплощения. В. были присущи
скупость выразительных средств, ч„ткость внешнего рисунка, тщательная
разработка жеста, интонаций, внимание к сценич. детали. Впервые
исполнила гл. роли в пьесах совр. ей венг. авторов, способствуя
утверждению этих пьес в репертуаре т-ров:
Юлика и Йолан ("Лилиом", "Чорт"Мольнара), Сесиль ("Голубой песец"
Херцега), Жужа Редей ("Господский пир" Морица), Илона Кернер ("Тайфун"
Лендьеля). Среди др. ролей: Анна ("Ткачи" Гауптмана), Элиза, Кандида и
леди Сесили ("Пигмалион", "Кандида" и
"Обращение капитана Брассбаунда" Шоу), миссис Джонс ("Серебряная
коробка" Голсуорси), Ирена, Элла ("Когда мы, м„ртвые, пробуждаемся",
"Джон Габриель Боркман" Ибсена). В.-первая исполнительница на венг.
сцене ролей в пьесах А. П. Чехова - Соня ("Дядя Ваня", 1920), Ольга
("Три сестры", 1922), Анна Петровна ("Иванов", 1923), Раневская
("Вишн„вый сад", 1924).
Лит.: Bardi Odo n, A regi vigszinbaz. Bp., 1957;
M a t г a i-B e t e g h B., Varsanyi Iren, в сб.: Nagy magyar
szi-neszek. Bp., 1957; Job D , Harom nover elsomagyarnyetvu eloadasa,
"Szinhaz es Filmmuveszet", Bp.. 1954, ј 6. A. H.
ВАРЬЕТЕ (франд. variete, от лат. varietas - разнообразие, смесь) -
вид театров, в представлениях к-рых сочетаются различные жанры
театрального, музыкального, эстрадного и циркового искусства. Название
произошло от т-ра "Варьете", основанного в Париже в 1720. Термин "В."
употребляется на Западе и в более широком смысле, соответствующем
понятию "эстрада", и охватывает представления кабаре и т-ров бурлеск.
Спектакли т-ров В. носят преим. л„гкий, развлекательный характер. Они
рассчитаны на бурж. обывательского зрителя. Для них характерны
комедийные элементы, ирония, пародия, эротика. В программы В. входят
одноактные пьесы, отдельные сценки, выступления певцов, чтецов,
танцоров, музыкантов, акробатов, жонгл„ров, фокусников. На сценах В.
возник и утвердился жанр обозрений (ревю), в к-рых отдельные номера
объединены условным сюжетом. Как тип зрелищного предприятия В. получило
распространение в крупнейших (в основном столичных) городах
капиталистич. стран в конце 19 - нач. 20 вв. Во Франции
предшественниками В. были парижские кафешантаны'и кабаре, где артистич.
богема устраивала импровизированные дивертисменты, камерные, интимные
представления, включающие песенки-шансонетки и выступления артистов
цирка. С 80-х гг. появляются кабаре-В. ("Ша нуар", "Фоли бержер"),
представления которых отличались пышностью постановки, слащавой
сентиментальностью, фривольными, непристойными шутками. Этот же характер
носили представления нью-йоркских театров бурлеск, ставивших обозрения и
эксцентрические водевили. Расцвет театров В. относится к 20-30-м гг. В
парижских В. ("Мулен руж", "Аполло") выступали одар„нные артисты М.
Шевалье, Ж. Беккер, развивавшие эстрадную манеру непринужд„нного,
выразительного пения, построенного на речитативе и мелодекламации,
сочетавшие вокальное исполнение с акт„рской игрой.
В России дивертисментные программы, состоящие из куплетов, каскадных
танцев и эротич. песенок, демонстрировались с середины 19 в. в
ресторанах и кафе. Характер В. носил петерб. "Театр-буфф". В ресторанах
"Салон-варьете", "Омон", "Вилла-Родэ", "Аквариум", "Эрмитаж" и др.
давались эстрадные представления, рассчитанные, как и в других странах,
на богатую, праздную публику. К театрам В. примыкали близкие им по
программам театры миниатюр ("Кривое зеркало", "Летучая мышь"), ставившие
пародийные, эстетские спектакли.
В нач. 20-х гг. грань между В. и кабаре стирается. Исчезает основной
признак В. - столики перед сценой, сближающий В. с рестораном. Наиболее
крупными совр. театрами В. на Западе являются "Фоли бержер" и "Лид о" в
Париже, "Палладиум" в Лондоне. До 2-й мировой войны в Берлине -
"Винтер-гартен" и "Скала".
'Театры В., связанные с укладом крупных капи-талистич. городов Зап.
Европы, не получили распространения в СССР.
Лит.: Moeller van den Bruck A., Das Variete, В., 1902; С о 1 m a n F.
A., Trier W.,Artisten, Dresd.-B., [1928]; S ob e 1 В., A pictorial
history of burlesque, N. Y.,1956;
Jaque s-C h a r 1 e s, Cent ans de music-hall, Gen.- P.,[1956];
С h a d о u r n e A., Les cafes-concerts, P., 1889; W i s-s a n t G.
de, Le Paris d'aufrefois. Cafes et cabarets, P., [1928j;
W a r n о d A., Bals, cafes et cabarets. P., [1913]; Кузнецов E., Из
прошлого русской эстрады, М., 1958. М.З.
"ВАРЬЕТЕ" (Theatre des varietes) - французский театр. Один из
старейших т-ров Парижа. Основан в 1720 в здании т-ра "Пале-Рояль"
актрисой и антрепрен„ром Монтансье. В эпоху Империи труппа т-ра была
выселена (по ходатайству т-ра "Комеди Франсез") из своего помещения. В
1807 возобновила работу в новом здании (архитектор Се-лерье) на бульваре
Монмартр. С т-ром "В." связан расцвет франц. водевиля. В 1-й пол. 19 в.
"В." был одним из самых популярных т-ров Парижа. Здесь играли В. Дежазе,
Э. Арналь, М. Буффе, Ш. Потье, Ш. Берне, Ж. Ш. Одри, Фредерик-Леметр и
др. В 60-е гг. 19 в. в "В." ставились оперетты Ж. Оффен-баха. В наст.
время в помещении т-ра "В." играют различные драм. труппы.
Лит.: А 1 b e r t M., Les theatres des Boulevards, P., 1902;
Cain G., Anciens theatres de Paris, P., 1906. fJ J\
"ВАРЬЕТЕ И ЦИРК" - русский иллюстрированный журнал. Издавался в
Москве в 1912-17. Ежегодно выходило 7-12 номеров. Редактор-издатель - Я.
Бадиков. В журнале печатались хроника театра, варьете, цирка, кино, а
также судебная хроника, спортивные обозрения, фельетоны, шаржи и др.
Большое место занимали объявления и театр. реклама.
ВАСАДЗЕ, Акакий Алексеевич [р. 25.VII(6.VIII). 1899 - грузинский
советский акт„р и режисс„р. Член КПСС с 1939. Депутат Верховного Совета
Груз. ССР 1- 4-го созывов. Нар. арт. СССР (1936). Род. в Кутаиси. В 1917
работал в Кутаисском т-ре художником-декоратором и там же впервые
выступил на сцене. Учился в Тбилисской драм. студии А. Джа-бадари
(1918-20). В 1920 вступил в труппу Т-ра им. Руставели (Тбилиси). В
19351955 - худ. рук. т-ра. С 1958 В. является также худ. рук.
Кутаисского т-ра им. Л. Мес-хишвили. Акт„р широкого творческого
диапазона, В. созда„т как трагедийные, так и комедийные образы. Иск-во
В. характеризуется мастерством социальной типизации, ч„ткостью,
Страницы: «« « 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |