Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 385   386   387   388   389   390   391   392   393  394   395   396   397   398   399   400   401   402   403  » »»

В. играл редко и чаще всего в ничтожных пьесах. Его прошение  в  1872  о
переводе в Москву дирекция оставила бев внимания. В 1874 он вынужден был
уйти из т-ра и одновременно из театр. уч-ща, где с 1868 в„л драм.  класс
(среди учеников В.- А. М. Дюжикова, Е. И. Левкеева, А. А.  Мартынов,  П.
М. Свободин). В 1874-75 В. выступал в Моск. общедоступном частном  т-ре,
исполняя здесь свои лучшие старые роли, в  т.  ч.  любимую  роль  Вырина
("Станционный смотритель" по Пушкину) и  новую  -  Городничего  (впервые
сыграна в 1874 в Киеве). С 1875 В. гастролировал в  провинции,  связи  с
к-рой  никогда  не  порывал.  В  1875  сыграл  свою  последнюю   крупную
роль-Фамусова. Образ, созданный В., обличавший бюрократизм и  чиновничье
угодничество, был отмечен в то же время барским добродушием,  юмором.  В
1877 больной В. хлопочет о возвращении в  петерб.  труппу,  но  получает
отказ. В. оставил сцену незадолго до смерти.
   2) Сергей Васильевич [7(19).IX. 1827, Москва,- 5(17). VI.  1862,  там
же]. Брат предыдущего.  Лишившись  6  лет  отца,  был  отдан  в  1834  в
Воспитательный дом.  В  1839  определ„н  в  Моск.театр.  уч-ще;  проявил
способности к танцам, драм. иск-ву (занимался в классе декламации  у  М.
С. Щепкина) и к музыке (обучался  игре  на  флейте).  Должен  был  стать
оркестрантом, но, решив посвятить себя сцене, успешно выдержал испытание
и был принят в драм. класс реж. С. П. Соловь„ва. Окончив уч-ще, В. после
дебютов в водевилях был зачислен в 1844 в труппу Малого т-ра.  С  первых
же  шагов  сценич.  деятельности  врожд„нная  простота,  естественность,
заразительная  жизнерадостность,  подлинный  комизм  арзиста   привлекли
внимание зрителя.
   До 1853 В. выступал преим. в переводных водевилях (роли простаков,  а
также фатов, стариков), создавая даже  в  схематичных  шаблонных  пьесах
живые  характеры.  По  утверждению  писателя  П.  Д.  Боборыки-на,  этот
"...блистательно веселый  комик...  По  богатству  мимики  и  комических
интонаций... не уступал ни Садовскому, ни Живокини" (Боборыкин П. Д., За
полвека, 1929, с. 43). Образы, созданные  В.,  были  проникнуты  большой
человечностью, глубоким сочувствием к "маленьким  людям".  Среди  лучших
водевильных  ролей   В.-   сапожник   Ганс("3аколдованный   принц,   или
Переселение душ", переделка с нем., 1846),  парикмахер  Жужу  ("Парики",
переделка с французского, 1851), маркер Антон Шаров ("Ворона в павлиньих
перьях" Куликова,  1853),  старик  Морковкин  ("Что  имеем,  не  храним,
потерявши плачем" Соловь„ва, 1853). В этот период своей деятельности  В.
сыграл 157 ролей и из них лишь 7 в пьесах рус. классиков, в т. ч.:
   Миша ("Провинциалка" Тургенева, 1851),  Митрофанушка  ("Нь'-доросль",
1852), Шпекин ("Ревизор", 1852).
   Новый этап в творчестве артиста, наиболее полный расцвет его  таланта
начинается с момента появления на сцене пьес  А.  Н.Островского  (1853).
Также,  как  П.  М.  Садовский,  В.  утверждал  школу   естественной   и
выразительной игры, пропагандировал нац.  художественный  репертуар.  Он
умел несколькими штрихами обрисовать обществ. положение  персонажа,  его
характер. Превосходно владея мелодикой московской певучей речи, создавал
образы, яркие по бытовой  окраске.  Многогранный  талант  В.,  одинаково
сильный и в драме и в комедии,  раскрылся  в  русском  нац.  репертуаре.
Реализм, врожд„нные  простота  и  естественность  игры  В.  были  близки
эстетич. принципам Островского. В его  пьесах  исполнил  роли:  Бородкин
("Не в свои сани не садись", 1853), Лисавский ("Утро молодого человека",
1853), Милашин ("Бедная невеста", 1853), Разлюляев ("Бедность не порок",
1854), Вася ("Не так живи, как хочется", 1854), Андрей Брусков ("В чужом
пиру похмелье", 1856), Бальзаминов ("Праздничный сон до  обеда",  1857),
Ширялов ("Картина семейного счастья",  1857),  кучер  Серафимы  Карповны
("Не сошлись характерами", 1858), Тихон ("Гроза", 1859).  Исключительной
задушевностью, подлинным  драматизмом  был  проникнут  образ  Бородкина.
Мимич. выразительность игры В. особенно ярко проявилась в немногословной
роли Милашина. Беспечной молодой удалью увлекал его Разлюляев. Смешон  и
жалок был Андрей Брусков. Самым совершенным и зрелым созданием  В.  была
роль  Тихона,  сыгранная  артистом   с   подлинным   трагизмом.   Первый
исполнитель этой роли (В. проходил роль Тихона, как и все остальные роли
в пьесах Островского, с автором), В. играл  Тихона  измученным,  глубоко
страдающим от своего порабощения человеком,  вызывая  к  себе  искреннее
сострадание.
   Среди лучших ролей В.- также Михаила ("Чужое добро в  прок  не  ид„т"
Потехина, 1857) и Хлестаков (1858). Вопреки существовавшей  в  то  время
традиции изображать Хлестакова водевильным шалуном, В. играл эту роль  в
резко обличительных тонах, показав вс„ ничтожество и легкомыслие  своего
героя.
   Начавшаяся в 1855 болезнь глаз привела В. к полной слепоте и вынудила
его в расцвете таланта сойти со сцены. В последний раз В. играл в  сво„м
прощальном бенефисе  (27  янв.  1861)  роль  Морковкина,  будучи  совсем
слепым. На обеде, данном общественностью в честь артиста 11 февр.  1861,
Островский признал в н„м соратника и "самого желанного исполнителя".
   3) Васильева (Лаврова), Екатерина Николаевна [16(28).  VIII.  1829-27
JV (9.V). 1877]. Род. в Москве. Дочь певца Н. В. Лаврова и певицы Д.  М.
Лавровой (Сабуровой). Жена С. В. Васильева. В 1845 дебютировала в  Малом
т-ре в роли Габриэли ("Девица-отшельница"  Скриба).  В  том  же  году  с
успехом сыграла Эстеллу (о. п. Скриба), Луизу ("Коварство и  любовь")  и
др. Однако из-за болезни в труппу не вступила. В 1847 была  зачислена  в
труппу Александрийского театра. В 1848  переведена  в  московский  Малый
т-р. Обладая сценичной внешностью, прекрасным голосом, эмоциональностью,
умом, В. играла разнообразныеоли. Особенным успехом пользовалась в ролях
светских женщин. Рано перешла на характерно-бытовые и драматические роли
пожилых женщин. Среди е„ ранних ролей - Софья ("Горе от  ума",  1848)  и
Офелия  (1852).  Простота  и  естественность  игры  В.   особенно   ярко
проявились в пьесах Островского (В.  проходила  роли  в  этих  пьесах  с
автором). Созданный В. образ Марии Андреевны  ("Бедная  невеста",  1853)
критик Ап. Григорьев назвал "шедевром художественных созданий". Среди е„
лучших ролей - Вышневская ("Д о-ходное  место",  1863),  Софья  Ивановна
("Не сошлись  характерами",  1858),  Анна  Павловна  ("Шутники",  1864),
Мамаева ("На всякого мудреца довольно  простоты",  1868).  Играла  также
роли; баронессы Штраль ("Маскарад", 1862),  Анны  Андреевны  ("Ревизор",
1867),   Корделии   и   Реганы   ("КорольЛир",1851   и1864),    мистрисс
Пэйдж("Виндзор-ские проказницы", 1866), Виолы("Двенадцатая ночь", 1867),
Гертруды  ("Гамлст-,  1867)  и  др.  В.  принимала  активное  участие  в
организации и работе "Общества любителей драматич.и муз. иск-ва".
   4) Васильева (по мужу-Танеева),  Надежда  Сергеевна  [22.  Х(3.  XI).
1852-22. Х (4. XI).  1920].  Дочь  С.  В.  и  Е.  Н.  Васильевых.  После
нескольких дебютов (Агнесса - "Школа ж„н" Мольера, Дуня  -  "Не  в  свои

Страницы: «« « 385   386   387   388   389   390   391   392   393  394   395   396   397   398   399   400   401   402   403  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия