Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 393   394   395   396   397   398   399   400   401  402   403   404   405   406   407   408   409   410   411  » »»

   ВАЧНАДЗЕ (псевдоним - Г a p p и к), Вахтанг Георгиевич [19.IV  (1.V).
1893 - 15.IX.1937) - грузинский  советский  режисс„р.  В  1918  пост.  в
Тбилиси спектакль "На  скользком  пути"  Эристави-Хош-тария.  С  1922  -
режисс„р-педагог  груз.  драмстудии  Пролеткульта.  В  1924-27  -  груз.
сектора Красного т-ра Пролеткульта  в  Тбилиси.  Пост.  здесь  спектакли
"Слышишь, Москва" Третьякова, "Взятие Бастилии" Роллана, "Разбойники". В
1928-31 - режисс„р и худ. рук. Сухумского груз. т-ра;  осуществил  здесь
пост.: "Анзор" Шаншиашвили, "Кариб и Эмзар"  Чианели,  "Заговор  Фиеско"
Шиллера и др. В 1931- 1933 - худ.  рук.  Телавского  груз.  т-ра;  пост.
спектакли: "Разлом", "Овечий источник"; "Хлеб"  Киршона  и  др.  С  1933
работал в груз. т-ре в Зугдиди. Писал статьи о театре. Т. И.
   ВАЯНГ (wajang) - индонезийский народный театр (распростран„н на  всех
островах Малайского архипелага). Первоначальное значение яванского слова
"В.", сохранившееся также в совр.  индонезийском  т-ре,-  вырезанная  из
кожи, дерева, бумаги, тонкого металлического листа плоская или  объ„мная
тростевая театр. кукла.
   Словом "В." в Индонезии обозначают также народный теневой и кукольный
т-ры, представления к-рых даются с помощью различных видов кукол В.
   Иногда в современной Индонезии слово "В." переносится на  обозначение
вообще   всех   видов   индонез.   т-ра:   иллюстрированного   рассказа-
ваянг-бебер;  т-ра  масок-  то  пенг  (подразделяющегося  на  т-р  масок
животных  -   топенг-баронган,   и   мистериальный   -   топенг-даланг);
танцевально-пантомимич. т-ра  живого  акт„ра-бексан,  бедойо,  серампау.
т-ра, к-рый условно может быть назван драматическим - топенг-вонг (он же
ваянг-вонг или ваянг-оранг и его разновидность-ваянг-лангендрия).
   Происхождение В. (народного теневого и кукольного театра)  связано  с
анимистическими  верованиями   индонезийцев   и   с   культом   м„ртвых.
Первоначальная цель В. - вызвать у зрителей представление  о  бесплотной
душе умершего. Древнейший вид В. - теневой театр ваянг-кулит. Близок ему
по форме, но лиш„н культовой  основы  театр  ваянг-гедог,  торжественные
представления которого воспевают эпических героев. Чисто развлекательный
характер  имеют  представления  театра   плоских   тростевых   кукол   -
ваянг-келитик, и т-ра объ„мных  кукол  -  ваянг-голек,  вытеснившие  т-р
ваянг-гедог.  Все  эти  виды  В.   разыгрываются   далангом   являющимся
одновременно владельцем и директором  т-ра,  драматургом,  кукловодом  и
чтецом. Во время представления даланг меняет голос и напев в зависимости
оттого,  кого  из  действующих  лиц  он  изображает.  Представления   В.
сопровождаются оркестром гамеланом, состоящим  из  ударных,  струнных  и
духовых инструментов. В. играет значительную роль в жизни индонезийцев -
входит в каждое обрядовое, общественное и частное празднество. До начала
представления даланг  по„т  молитву,  возжигает  благоухания,  совершает
жертвоприношение (см. Индонезийский театр).
   Лит.: M e p в а р т Л. А., Малайский театр. в сб.:  Восточный  театр.
под ред. А. М. Мерварта, Л., 1929; КрыжицкийГ.,
   Экзотический театр. Л., 1927; H a ze u G.  A.  J.,  Bijdrage  tot  de
kennis van het Javaansche tooneel, Leiden, 1897;
   S k e at W. W., Malay Magie, L., 1900, pp. 457-468. 503-522;
   Juynboll H. H., Indonesische en Achterindische  tooneel-vorstellingen
uit  het  Ramajana,  "Bijdragen  tot  de  Taal-Land-en  Volkenkunde  van
Nederlandsch Indie", [s. l.], 1902; Ensiklo-pedia Indonesia, N.  V.  van
Hoeve. Bandung-'s Gravenhage, 1956; Encyclopedie van Nederlandsch Indie,
's  Gravenhage,  1929;  Juynboll   H.,   Das   Javanische   Maskenspiel,
"Internationales Archiv fur Ethnographie", 1901, Bd 14, с. 57; Kunvardji
Kawindrasusanto "Hal wajang", "Budaja", Jogjakarta, 1957, .ј l;  T  u  r
S., "Wajang Krutjil", "Budaja", Jogjakarta, 1954, ј1;
   Juynboll H. H., Wayang Kelitik oder Kerutjil, "Internationales Archiv
fur Ethnographie", 1900, Bd 13. ЛАМ
   ВВЕДЕНСКИЙ НАРОДНЫЙ ДОМ - см. в ст.
   Народный дом.
   ВВОД - включение нового исполнителя в готовый,  иногда  давно  идущий
спектакль.  В.  нужен  для  того,  чтобы   произвести   срочную   замену
исполнителя или дать возможность  акт„ру  показать  себя  в  новой  роли
(иногда В. пользуются  для  просмотра  вновь  поступающего  акт„ра).  В.
применяется широко при возобновлении старых постановок. А. Шн.
   ВГКО    (Всероссийское    гастрольно-концертное    объединение)     -
художественно-творческая  организация.  Образована  в  1957  в   системе
Министерства культуры РСФСР. Задачей  В.  является  муз.-просветительная
работа, пропаганда  лучших  образцов  музыки,  лит-ры,  сов.  эстрадного
иск-ва и нар. творчества. В состав  В.  вошли  концертные  учреждения  -
моек. и ленингр. Гос. эстрады и Гастрольбюро Министерства культуры СССР.
В. организует в городах и с.-х. р-нах  Российской  Федерации  сольные  и
смешанные филармонич. и эстрадные концерты,  концерты-лекции,  лит.-муз.
вечера, эстрадные представления;  проводит  гастрольные  концерты  симф.
оркестров, хоровых  и  танцевальных  коллективов,  концертных  бригад  и
солистов во всех союзных республиках. В. подготавливает для исполнителей
новый концертный репертуар, привлекая композиторов,  писателей,  поэтов,
режисс„ров. В составе В. существуют художественно-творч. мастерские  для
пост. новых концертных номеров, эстрадных спектаклей и представлений.
   В штате В. (1960) ок. 800 артистов, в т. ч. нар.  арт.  РСФСР  Н.  П.
Смирнов-Сокольский, Л. О. Ут„сов, А. И. Райкин, Н. А. Казанцева,  С.  М.
Балашов; засл. деят. иск-в РСФСР И. С. Набатов, А. Л.  Стасе-вич;  засл.
арт. РСФСР К. И. Шульженко, М. В.  Миронова,  Л.  А.  Русланова,  Н.  Ф.
Першин, М. Д. Александрович, Л. В.  Миров,  П.  И.  Нечипоренко,  Л.  Г.
Кос-трица; лауреаты между нар. и всесоюзных конкурсов
   В. Б. Васильев, М. Л. Яшвили, И. В.  Малинина,  Р.  Д.  Фаин,  Р.  Н.
Соболь, М. А. Ф„дорова, А. Г. Бах-чиев; артисты: А. И. Ведерников, П. Л.
Муравский, Г. Я. Гончаров, Д. И. Читашвили,  Т-  А.  Птицы-на  и  П.  С.
Маслюков и др. В. объединяет и  художеств.  коллективы:  квинтет  сест„р
Ф„доровых, эстрадные оркестры под управлением Л. Ут„сова, Э. Рознера, О.
Лундстрема, Ансамбль оперы. Ансамбль оперетты, передвижной т-р комедии и
др. К участию в концертах привлекаются артисты муз., драм. т-ров,  кино,
радио.
   В. имеет свои  отделения  в  Москве,  Ленинграде.  Концертная  работа
проводится в клубах, Дворцах культуры, Зел„ных т-рах парков  культуры  и
отдыха. В Москве и Ленинграде В. имеет стационарные здания  -  эстрадные
т-ры, а  также  постоянные  летние  концертные  площадки  на  Всесоюзной
выставке достижений народного хозяйствам московских садах "Эрмитаж", им.
Баумана и др. В. оказывает значительную  помощь  народным  университетам
культуры. Я. О.
   ВЕАКИС (??????), Эмилиос (1884-29.VI.1951) - греческий акт„р. В  1901

Страницы: «« « 393   394   395   396   397   398   399   400   401  402   403   404   405   406   407   408   409   410   411  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия