Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 400   401   402   403   404   405   406   407   408  409   410   411   412   413   414   415   416   417   418  » »»

(1960). Нац. премии (1949, 1953, 1960).
   Лит.:  Pintzka-Birnbaum  U.,  Die  Volksschauspielerin  HeleneWeigel,
"Theater der Zeit", 1956, ј 8, Beilage zu Heft 8; Aufsatze [u.  a.]  von
Bertolt Brecht und Anna Seghers, в кн.:  Theaterarbeit.  6  Auffuhrungen
des Berliner Ensembles, Dresd., 1952; Die Schauspielerin Helene  Weigel.
Ein Fotobuch. Texte von Bertolt Brecht, B., 1959. Э. Г.
   ВЕЙГЛЬ (Weigl), Йозеф(28.П1.1766, Эйзенштадт,- 3.11.  1846,  Вена)  -
австрийский  композитор  и  дириж„р.  Музыке  обучался  в  Вене   у   Г.
Альбрехтсбер-гера,  А.  Сальери  и  С.  Витцига.  В  1790-1823   работал
ассистентом дириж„ра и композитором Придворной оперы в Вене (в 1823-27 -
капельмейстер, с 1827 -  второй  капельмейстер).  Впервые  выступил  как
композитор в 1782 с опереттой "Лишняя предосторожность", пост. в Венском
кукольном муз. т-ре. Завоевал известность как автор  многочисл.  опер  и
балетов,  ставившихся  в  Вене  и   Милане.   Наибольшей   популярностью
пользовалась опера В. "Швейцарское  семейство"  (1809,  Придворный  т-р,
Вена).     Среди     др.     соч.     выделяются      оперы      "Любовь
моряка"(1797),"Мундир"(1805), "Сиротский приют" (1808),  "Горный  обвал"
(1812), "Соловей и ворон" по Лафонтену (1818) (были пост.  в  Придворном
т-ре, Вена), а также оперы "Клеопатра" и "Засада" (1807, 1815,  т-р  "Ла
Скала", Милан), балетный  дивертисмент  "Аллегория  человеческой  жизни"
(1794),  комич.  балет  "Мельник"  (1794),  героико-панто-мимный   балет
"Похищение Елены" (1795), балеты "Альцеста" (1800), "Испанцы на  острове
Кристина" (1802), "Афинская танцовщица" (1802), "Четыре  стихии"  (1806)
(пост. в Придворном т-ре, Вена) и др.  В.  принадлежат  также  оратории,
кантаты, мессы и др. соч. Был поч„тным членом мн. муз. академий мира  (в
т. ч. в Милане, Риме, Вене).
   Лит.: NeumannW., Joseph Weigl, Kassel, 1855; Bollert W., Joseph Weigl
und das deutsche Singspiel, в кн.:
   Aufsatze zur Musikgeschichte, Bottrop, 1938. АН. В.
   ВЕЙЛЬ (Weil), Александр фон Вейлен (Weilen;
   1863-1918) - австр. историк театра. Был профессором  венского  ун-та,
где читал лекции по истории т-ра  и  драматургии.  Автор  мн.  работ  по
австр. и нем. т-ру.
   Соч.: Geschichte des Wiener Theaterwesens..., W.,  1899;  Zur  Wiener
Theatergeschichte, W., 1901; Geschichte des K. K.  Hofburgtheaters  seit
seines Begrundung, W., 1902; Hamlet  auf  der  deutschen  Buhne...,  B.,
1908. B. M.
   В‚ЙЛЬ (Weill), Курт (2. III. 1900, Дес сау,-3. IV. 1950, Нью-Йорк)  -
немецкий композитор и дириж„р. Композиции учился в Берлине в Высшей муз.
школе у Э. Гумпердинка; брал уроки у Ф. Бузони. В 1919-20 осуществил ряд
оперных постановок  как  дириж„р  и  режисс„р  оперных  т-ров  Дессау  и
Люденшейда. Композиторскую деятельность начал в 1923. Вначале  находился
под  сильным  влиянием  экспрессионизма  и  модернистских   течений,   в
дальнейшем стремился к простоте и  демократичности  муз.  языка.  Первый
успех В. принесла опера "Протагонист" (1926, Дрезден). В.  создал  новую
муз.-сценич. форму-т.н. "злободневную оперу",  наиболее  ярким  образцом
к-рой является "Тр„хгрошовая  опера"  (модернизированная  версия  "Оперы
нищих" Гея - Пепуша со стихами Б. Брехта, 1928, "Т-р ам  Шиффбауэрдамм",
Берлин),  обличающая  совр.бурж.  общество.  С  этого  времени  началось
сотрудничество В. с Брехтом.
   Их    последующие    совместные     работы     -     оперы     "Хеппи
энд"(1929),"Махагонни" (1930, Лейпциг), "Говорящий да" (1930, Берлин)  и
др. В. написал также оперы "Королевский дворец"  (1927,  Берлин),  "Царь
позволяет  себя  сфотографировать"  (1928,  Лейпциг),   "Поручительство"
(1922,  Берлин),  "Серебряное  озеро"  (1933,  Берлин),"Ма-рия  Галанта"
(1933, Париж), "Королевство за  корову"  (1935,  Лондон,  т-р  "Савой"),
"Праздник жителя Нью-Йорка"  (1938,  Хартфорд),  комич.  оперу  "Леди  в
темноте" (соч. 1949), оперу "Внизу, в долине" (1948,  Индиан-ский  ун-т,
Индиана),  балет  "Семь  смертных  грехов"  по  сценарию  Брехта  (1933,
Лондон), музыку к спектаклям "Вечный путь" Ф.  Верфеля  (1937),  "Джонни
Джонсон" Дж. Грина (1935), "Уличная сцена" Э. Раиса (1947)  и  к  пьесам
Брехта, А. Стриндберга,А.Броннена, Л. Фейхтвангера и др.  В  1933-35  В.
жил во Франции и Англии, с 1935 - в США. Последнее  соч.  В.-  опера  на
амер. нар. сюжет "Потерян в зв„здах" (1949, т-р "Бродвей", Нью-Йорк),  в
основу к-рой положен роман А.  Патона  "Плачь,  любимая  страна".  Опера
проникнута симпатией к угнет„нным народам Африки и  их  освободительному
движению. Творчество В. выражает  протест  против  реакционной  немецкой
оперы конца 19 - нач. 20 вв. Композитор стремился к созданию нового типа
массовой оперы, включающей наряду с оперными формами  разговорную  речь,
популярные песни, танцевальные формы (танго, блюз, фокстрот и т. д.).  В
музыке В. нашли  отражение  элементы  гор.  муз.  фольклора,  а  с  30-х
гг.также джазовой  музыки.  Творчество  В.  оказало  влияние  на  многих
композиторов Германии, Англии, США.
   Лит.  соч.:  Busonis  "Faust"  und  die  Erneuerung  der   Opernform,
"Anbruch", W., 1927, Bd  IX,  .ј  l-2;  The  Broad-way  opera,  "Musical
Digest", N. Y., 1946, Dec.
   Лит.: D rew D., ... Weill's"Die  Burgschaft",  "Music  and  Leiters",
1958, July. Д. M.
   В‚ЙМАРН, Павел  Платонович  [1857  -  10(23).  IX.  1905]  -  русский
музыкальный критик. До 1888 был  на  военной  службе.  Муз.  образование
получил у К. Арка (фп.) и К. Галлера (теория и  композиция).  В  1880-81
сотрудничал в "Русском музыкальном вестнике", в 1889-90  редактировал  и
издавал муз. журнал "Баян", в 1893-94 работал в  журнале  "Артист".  Как
муз.  критик  В"  выступал  во  мн.  периодических  изданиях.  В   своей
муз.-критической  деятельности  отстаивал  прогрессивные  художественные
взгляды. Написал ряд работ в области истории оперного иск-ва.
   Соч.: Михаил Иванович Глинка, СПБ, [1885] (совм. с  Вл.  Оболенским);
Очерк истории оперы М. И. Глинки "Жизнь за царя",  СПБ,  [1886];  Э.  Ф.
Направник.  Биографич.  очерк,  СПБ,  1888;  Михаил   Иванович   Глинка.
Биографич. очерк, М.,1892.
   Лит.: "Русская музыкальная газета", 1905, .ј 39.
   ВЕЙМАРСКАЯ ШКОЛА ("новонемецкое направлени е")-направление в немецкой
музыке  2-й  пол.  19  в.,  представители   к-рого   жили   и   работали
преимущественно в г.Веймаре (Weimar; Тюрингия).  Главой  В.  ш.  был  Ф.
Лист. В. ш. боролась с ложным академизмом и ремесленничеством в  музыке,
отстаивала  принципы  романтич.  иск-ва  ("неоромантизм"),   программной
музыки, поддерживала оперную реформу Р. Вагнера.
   ВЕЙМАРСКИЙ ТЕАТР - немецкий придворный  театр.  созданный  в  1791  в
Веймаре - столице Сак-сен-Веймарского великого герцогства. Во главе т-ра
стояли величайшие писатели Германии - И. В. Г„те (с 1791 до 1817)  и  Ф.

Страницы: «« « 400   401   402   403   404   405   406   407   408  409   410   411   412   413   414   415   416   417   418  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия