Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 394   395   396   397   398   399   400   401   402  403   404   405   406   407   408   409   410   411   412  » »»

дебютировал на сцене т-ра в г. Волосе. Играл в различных театр.  труппах
Афин. В 1932-41 выступал в Нац. т-ре. Среди созданных В. сценич. образов
особое место занимают монументальные образы Эдипа ("Эдип царь"  Софокла)
и Лира ("Король  Лир"  Шекспира).  Среди  ролей  В.:  Агамемнон  (о.  п.
Эсхила), Отелло,  Макбет;  Клавдий  ("Гамлет"),  Фальстаф  ("Виндзорские
проказницы")), сэр Тоби ("Двенадцатая ночь" Шекспира), Гарпагон; Ар-ган,
Жорж Данден ("Мнимый больной", "Мещанин во дворянстве"), Грозный  ("Иван
Грозный" А. К. Толстого), Городничий; Рогожин и Иван Карамазов  ("Идиот"
и "Братья Карамазовы" по Достоевскому), Нехлюдов  ("Воскресение"  по  Л.
Толстому) и др. Выступал в пьесах  греч.  авторов:  Андонис  ("Фиданаки"
Хорна), Танос ("Студенты" Ксенопулоса), Бурновас ("Трисевгени" Паламаса)
и др. Крупнейший представитель реалистич. акт„рской школы  1-й  пол.  20
в.,  В.  создавал  образы,  отмеченные  нац.   своеобразием,   яркостью,
темпераментом. Близость  В.  кдемократич.  греч.  кругам  способствовала
углублению реалистич. тенденций в его  иск-ве.  В  1945-46  В.  играл  в
труппе прогрессивного т-ра "Объедин„нных артистов", где впервые на греч.
сцене исполнил роли Захара  Бардина  ("Враги"),  Фаюнина  ("Нашествие"),
играл  также  Иконому  и  царя  Юстина  ("Ригас"  Ротаса   и   "Феодора"
Фотиадиса), в т-ре Папаса-Веакиса в 1947 исполнял роль  Глобы  ("Русские
люди").  В  30-40-е  гг.  преподавал  акт„рское  мастерство  в  афинских
театральных школах.
   Лит.: "Обозрение искусств", Афины, 1957, ј  33,  сентябрь  (на  греч.
яз.). Д. С.
   В‚БЕР (Weber), Карл Мариа фон (18.  XI.  1786,  Эйтин,-  5.VI.  1826,
Лондон) - немецкий композитор и дириж„р. Основоположник  нем.  романтич.
оперы. Родился в семье провинц. оперного капельмейстера и  антрепрен„ра;
мать В. была певицей. Музыке обучался у М. Гайдна и  Г.  И.  Фоглера.  С
1804 В.- капельмейстер оперного т-ра в Бреславле. Служил  при  дворах  в
Карлс-руэ и  Штутгарте  (1806-10),  концертировал  в  различных  городах
Германии; в 1813- 1816 В.- дириж„р оперного т-ра в Праге. С 1817  жил  и
работал в Дрездене; был руководителем и дириж„ром Нем.  оперы;  выступал
как муз. критик. В. возглавил борьбу за развитие нем.  оперного  иск-ва,
дооивал-ся высокого художеств. уровня  исполнения  опер  Моцарта,  оперы
"Фиделио" Бетховена и др.  В  то  же  время  он  пропагандировал  лучшие
образцы опер франц. композиторов. Интерес к т-ру и раннее  знакомство  с
ним оказали большое влияние на творчество В.  Первая  опера  (зингшпиль)
"Сила любви и вина" была им написана в  возрасте  14  лет  (рукопись  не
сохранилась). Далее последовали: зингшпили "Немая лесная девушка" (1800,
Фрейберг), "Петер Шмоль  и  его  соседи"  (1803,  Аугсбург),  "Рюбецаль"
(1805, не-оконч.), романтич. опера "Сильвана" (переработка "Немой лесной
девушки", 1810, Франкфурт-на-Майне), комич.  опера  "Абу  Гасан"  (1811,
Мюнхен). Значение этих опер  было  преходящим,  но  их  отдельные  черты
предвосхищали зрелый оперный стиль композитора.  В  20-е  годы  В.  были
созданы наиболее  значительные  оперы:  "Вольный  стрелок"  ("Фрейшютц",
либр.  Ф.  Кинда  на  осн.  "Книги  призраков"  А.  Апеля,   1821,   т-р
"Шаушпильхауз", Берлин), "Эврианта"  (либр.  Хельмины  фон  Хези,  1823,
"Кернтнертортеатр", Вена), "Оберон" (либр. Д.  Планше  по  поэме  К.  М.
Виланда, 1826, "Ковент-Гарден", Лондон). Кроме опер,  В.  написал  также
музыку к 9 драматич. пьесам, в т. ч. к "Турандот" Гоцци- Шиллера (1809),
"Прециозе" Вольфа (1821) и др. Перу В. принадлежит мн. вокальных  и  др.
соч., в т. ч. сб. патриотич. песен "Лира и  меч"  на  стихи  Т.  Кернера
(1814), симфонии, инструмент. концерты, сонаты для фп. и др.
   В. - представитель прогрессивного направления в романтизме. В сюжетах
его опер отражены мотивы нар.-поэтич. творчества, музыка связана с  нар.
песенным и танцев ал ьно-инстру мент. иск-вом. Наиболее  известна  опера
В. "Вольный стрелок". Романтическая по характеру, колориту  и  трактовке
основных  персонажей,  насыщенная  элементами  мрачной  фантастики,  она
вместе  с   тем   содержит   ярко   выраженные   реалистич.   тенденции,
проявляющиеся в жизненной  правдивости  нар.-бытовых  сцен  и  отдельных
образов. "Вольный стрелок" завоевал огромную популярность (хоры из оперы
стали  нар.  песнями).  Появление  этого  произв.  ознаменовало   начало
активной борьбы за  национально-самобытный  нем.  муз.  театр.  В  опере
использованы характерные черты нем. нац. жанра  зингшпиля;  композитором
уделяется особое внимание муз. драматургии. Новый тип оперы  был  создан
В. в "Эврианте" - большой героич. опере на типичный для нем.  романтиков
средневековый   рыцарский   сюжет.   Неудачное   либретто,    отмеченное
отвлеч„нным морализированием, идеализацией прошлого и  нек-рыми  чертами
мистицизма,повредило успеху оперы. Для муз. стиля "Эврианты" характерны:
развитый  мелодич.  речитатив,  последовательное   применение   принципа
лейтмотива. "Эврианта" В. оказала влияние на оперное  творчество  Шумана
("Геновева") и Вагнера ("Тангейзер", "Лоэнгрин" и др.). Последняя  опера
В.  "Оберон"  отличается  светлым  колоритом  и  тонко  переда„т  поэзию
природы. В.- мастер оркестровки; особенно красочен оркестр В. в  оперных
увертюрах, программных по содержанию. Муз. черты и принципы  драматургии
мн. опер В. и особенно оперы "Вольный стрелок" отразились в нем. оперном
иск-ве,  а  также  в  "Вильгельме  Телле"   Россини,   "Роберте-дьяволе"
Мейербера, "Аскольдовой могиле" Верстовского и др. Простота и народность
оперы В. определили новые требования  к  исполнителям  и  постановщикам.
Однако в отд. пост. "Вольного стрелка" не сохранялся полностью авторский
замысел.  Режисс„ры  нек-рых  т-ров  стремились  к  внешней  помпезности
спектакля или же к грубому натурализму (напр., постановка оперы в Париже
в т-ре "Одеон", 1824). Против искажений оперы В. энергично  протестовали
передовые музыканты (в т. ч. Вагнер и Берлиоз). В России опера  шла  под
назв. "Волшебный стрелок" в исполнении как итал.,  так  и  рус.  оперных
трупп. Восторженно встреченная публикой, она вызвала высокую  оценку  со
стороны Серова и Чайковского. Лучшие традиции исполнения опер В. создали
певицы В. Шр„дер-Дев-риент, Ж. Линд, Г. Зонтаг,  певцы  И.  Тихачек,  А.
Ни-ман, Ф. Бец и др.
   Л и т. соч.: Samtliche Schriften, kritische Ausgabe  von  G.  Kaiser,
Lpz., 1921; в рус. пер.-Автобиографический набросок, "Советская музыка",
1936, .ј 12; Жизнь музыканта. Глава из  неоконченного  романа,  там  же,
1935, ј 7-8, 10.
   Лит.: Коломийцев В., Карл Мария фон Вебер.  К  столетию  со  дня  его
смерти, Л., 1927; Кузнецовы К. и  В.,  Народные  элементы  в  творчестве
Вебера,  "Советская  музыка",  1936,  ј  12;  Ферма   н   В.,   Немецкая
романтическая    опера,    там    же,    .ј     6;     Л     a     Mapa,
Музыкально-характеристические этюды, т. 1, М-, 1886; Чайковский  П.  И.,
Музыкально-критические статьи. М-, 1953;СаккеттиЛ.Л., Значение Вебера  в
современной оперной музыке, "Русская музыкальная  газета",  1913,  ј  2,
4-7; К"р е м л е в Ю., Карл Мария Вебер, "Советская музыка", 1955, ј 11;

Страницы: «« « 394   395   396   397   398   399   400   401   402  403   404   405   406   407   408   409   410   411   412  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия