Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 » »» дебютировал на сцене т-ра в г. Волосе. Играл в различных театр. труппах Афин. В 1932-41 выступал в Нац. т-ре. Среди созданных В. сценич. образов особое место занимают монументальные образы Эдипа ("Эдип царь" Софокла) и Лира ("Король Лир" Шекспира). Среди ролей В.: Агамемнон (о. п. Эсхила), Отелло, Макбет; Клавдий ("Гамлет"), Фальстаф ("Виндзорские проказницы")), сэр Тоби ("Двенадцатая ночь" Шекспира), Гарпагон; Ар-ган, Жорж Данден ("Мнимый больной", "Мещанин во дворянстве"), Грозный ("Иван Грозный" А. К. Толстого), Городничий; Рогожин и Иван Карамазов ("Идиот" и "Братья Карамазовы" по Достоевскому), Нехлюдов ("Воскресение" по Л. Толстому) и др. Выступал в пьесах греч. авторов: Андонис ("Фиданаки" Хорна), Танос ("Студенты" Ксенопулоса), Бурновас ("Трисевгени" Паламаса) и др. Крупнейший представитель реалистич. акт„рской школы 1-й пол. 20 в., В. создавал образы, отмеченные нац. своеобразием, яркостью, темпераментом. Близость В. кдемократич. греч. кругам способствовала углублению реалистич. тенденций в его иск-ве. В 1945-46 В. играл в труппе прогрессивного т-ра "Объедин„нных артистов", где впервые на греч. сцене исполнил роли Захара Бардина ("Враги"), Фаюнина ("Нашествие"), играл также Иконому и царя Юстина ("Ригас" Ротаса и "Феодора" Фотиадиса), в т-ре Папаса-Веакиса в 1947 исполнял роль Глобы ("Русские люди"). В 30-40-е гг. преподавал акт„рское мастерство в афинских театральных школах. Лит.: "Обозрение искусств", Афины, 1957, ј 33, сентябрь (на греч. яз.). Д. С. В‚БЕР (Weber), Карл Мариа фон (18. XI. 1786, Эйтин,- 5.VI. 1826, Лондон) - немецкий композитор и дириж„р. Основоположник нем. романтич. оперы. Родился в семье провинц. оперного капельмейстера и антрепрен„ра; мать В. была певицей. Музыке обучался у М. Гайдна и Г. И. Фоглера. С 1804 В.- капельмейстер оперного т-ра в Бреславле. Служил при дворах в Карлс-руэ и Штутгарте (1806-10), концертировал в различных городах Германии; в 1813- 1816 В.- дириж„р оперного т-ра в Праге. С 1817 жил и работал в Дрездене; был руководителем и дириж„ром Нем. оперы; выступал как муз. критик. В. возглавил борьбу за развитие нем. оперного иск-ва, дооивал-ся высокого художеств. уровня исполнения опер Моцарта, оперы "Фиделио" Бетховена и др. В то же время он пропагандировал лучшие образцы опер франц. композиторов. Интерес к т-ру и раннее знакомство с ним оказали большое влияние на творчество В. Первая опера (зингшпиль) "Сила любви и вина" была им написана в возрасте 14 лет (рукопись не сохранилась). Далее последовали: зингшпили "Немая лесная девушка" (1800, Фрейберг), "Петер Шмоль и его соседи" (1803, Аугсбург), "Рюбецаль" (1805, не-оконч.), романтич. опера "Сильвана" (переработка "Немой лесной девушки", 1810, Франкфурт-на-Майне), комич. опера "Абу Гасан" (1811, Мюнхен). Значение этих опер было преходящим, но их отдельные черты предвосхищали зрелый оперный стиль композитора. В 20-е годы В. были созданы наиболее значительные оперы: "Вольный стрелок" ("Фрейшютц", либр. Ф. Кинда на осн. "Книги призраков" А. Апеля, 1821, т-р "Шаушпильхауз", Берлин), "Эврианта" (либр. Хельмины фон Хези, 1823, "Кернтнертортеатр", Вена), "Оберон" (либр. Д. Планше по поэме К. М. Виланда, 1826, "Ковент-Гарден", Лондон). Кроме опер, В. написал также музыку к 9 драматич. пьесам, в т. ч. к "Турандот" Гоцци- Шиллера (1809), "Прециозе" Вольфа (1821) и др. Перу В. принадлежит мн. вокальных и др. соч., в т. ч. сб. патриотич. песен "Лира и меч" на стихи Т. Кернера (1814), симфонии, инструмент. концерты, сонаты для фп. и др. В. - представитель прогрессивного направления в романтизме. В сюжетах его опер отражены мотивы нар.-поэтич. творчества, музыка связана с нар. песенным и танцев ал ьно-инстру мент. иск-вом. Наиболее известна опера В. "Вольный стрелок". Романтическая по характеру, колориту и трактовке основных персонажей, насыщенная элементами мрачной фантастики, она вместе с тем содержит ярко выраженные реалистич. тенденции, проявляющиеся в жизненной правдивости нар.-бытовых сцен и отдельных образов. "Вольный стрелок" завоевал огромную популярность (хоры из оперы стали нар. песнями). Появление этого произв. ознаменовало начало активной борьбы за национально-самобытный нем. муз. театр. В опере использованы характерные черты нем. нац. жанра зингшпиля; композитором уделяется особое внимание муз. драматургии. Новый тип оперы был создан В. в "Эврианте" - большой героич. опере на типичный для нем. романтиков средневековый рыцарский сюжет. Неудачное либретто, отмеченное отвлеч„нным морализированием, идеализацией прошлого и нек-рыми чертами мистицизма,повредило успеху оперы. Для муз. стиля "Эврианты" характерны: развитый мелодич. речитатив, последовательное применение принципа лейтмотива. "Эврианта" В. оказала влияние на оперное творчество Шумана ("Геновева") и Вагнера ("Тангейзер", "Лоэнгрин" и др.). Последняя опера В. "Оберон" отличается светлым колоритом и тонко переда„т поэзию природы. В.- мастер оркестровки; особенно красочен оркестр В. в оперных увертюрах, программных по содержанию. Муз. черты и принципы драматургии мн. опер В. и особенно оперы "Вольный стрелок" отразились в нем. оперном иск-ве, а также в "Вильгельме Телле" Россини, "Роберте-дьяволе" Мейербера, "Аскольдовой могиле" Верстовского и др. Простота и народность оперы В. определили новые требования к исполнителям и постановщикам. Однако в отд. пост. "Вольного стрелка" не сохранялся полностью авторский замысел. Режисс„ры нек-рых т-ров стремились к внешней помпезности спектакля или же к грубому натурализму (напр., постановка оперы в Париже в т-ре "Одеон", 1824). Против искажений оперы В. энергично протестовали передовые музыканты (в т. ч. Вагнер и Берлиоз). В России опера шла под назв. "Волшебный стрелок" в исполнении как итал., так и рус. оперных трупп. Восторженно встреченная публикой, она вызвала высокую оценку со стороны Серова и Чайковского. Лучшие традиции исполнения опер В. создали певицы В. Шр„дер-Дев-риент, Ж. Линд, Г. Зонтаг, певцы И. Тихачек, А. Ни-ман, Ф. Бец и др. Л и т. соч.: Samtliche Schriften, kritische Ausgabe von G. Kaiser, Lpz., 1921; в рус. пер.-Автобиографический набросок, "Советская музыка", 1936, .ј 12; Жизнь музыканта. Глава из неоконченного романа, там же, 1935, ј 7-8, 10. Лит.: Коломийцев В., Карл Мария фон Вебер. К столетию со дня его смерти, Л., 1927; Кузнецовы К. и В., Народные элементы в творчестве Вебера, "Советская музыка", 1936, ј 12; Ферма н В., Немецкая романтическая опера, там же, .ј 6; Л a Mapa, Музыкально-характеристические этюды, т. 1, М-, 1886; Чайковский П. И., Музыкально-критические статьи. М-, 1953;СаккеттиЛ.Л., Значение Вебера в современной оперной музыке, "Русская музыкальная газета", 1913, ј 2, 4-7; К"р е м л е в Ю., Карл Мария Вебер, "Советская музыка", 1955, ј 11; Страницы: «« « 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |