Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 382   383   384   385   386   387   388   389   390  391   392   393   394   395   396   397   398   399   400  » »»

опера, Москва), музыка к пьесе Симеона Полоцкого "Пещное действо" и  др.
В  годы  реакции  после  революции  1905  в  творчестве  В.  усиливаются
модернистские черты.
   Как   музыкальный   деятель,    общественник,    В.    в„л    широкую
просветительскую  деятельность  (руководил  общедоступными   воскресными
утренниками симфонической музыки -  "Исторические  концерты",  1907-17),
много выступал как дириж„р в России и за границей.
   С первых лет Сов. власти В. активно участвует в развитии  новой  муз.
культуры в качестве организатора концертов, дириж„ра, лектора  и  т.  д.
Общение с новой массовой  аудиторией  определяет  перелом  в  творчестве
В.-он обращается к реалистич. темам, образам из  сов.  действительности.
Однако В.  не  сразу  уда„тся  освободиться  от  модернистских  влияний;
импрессионистская  манера  письма,   стремление   к   экзотике,   преим.
восточной, сохранились у В. и в 20-е гг.- балеты "Нойя"  (соч.  1923)  и
"Иосиф Прекрасный" на библейский  сюжет  (1925,  Экспериментальный  т-р,
Москва).
   В конце 20-х гг. В. обращается к рус. муз.  фольклору.  В  дальнейшем
композитора  привлекает  тема  героич.  прошлого  рус.  народа  -  опера
"Суворов" (1942, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко, Москва),
сюжеты  рус.  классич.  поэзии  -  балет  "Цыганы"  по  Пушкину   (1937,
Ленинград) и др.  Тема  Востока  продолжает  занимать  большое  место  в
творчестве В., но она наполняется новым содержанием; в  1929  В.  создал
оперу "Сын солнца" на сюжет из истории бокс„рского восстания в  Китае  в
1900. Позднее ?. пишет оперы (совм. с М. Ашрафи) "Буран" на тему о  нар.
восстании в Средней Азии  в  1916  и  "Великий  канал"  о  строительстве
Ферганского канала в Сов. Узбекистане,  балет  "Акбиляк"  по  нар.  узб.
сказке (1939, 1941, 1942, Т-р оперы и.балета им. А. Навои,  Ташкент).  В
этих произведениях В. были использованы  подлинные  нац.  узб.  мелодии.
Плодовитый  и  разносторонний  композитор,  В.  обладал  высоким   проф.
мастерством,  большой  стилистической  гибкостью.  Выразительной   силой
отличается искусство оркестровки В., что ярко сказалось в партитурах его
опер и балетов. Ст. пр. (1947) за "Балетную сюиту" ("Мирандолина").
   С 1907 В.-профессор Моск. консерватории. Его учениками  являются:  А.
В. Александров, А. Н. Александров, Н. С. Голованов, В. В. Нечаев, Л.  А.
По-ловинкин, Д. Р. Рогаль-Левицкий и др.
   Лит. соч.: Страницы воспоминаний, М.-Л., 1948.
   Лит.; ? о л ян о вс к и и Г., С. Н. Василенко, М.-Л., 1947.
   ВАСИЛЕОСТРОВСКИЙ ТЕАТР  (Василеостров-с  к  и.й  народный  театр  для
рабочих) -1) Театр на Васильевском острове в Петербурге,  существовавший
в 1887-1906 (с перерывами). Первоначально  являлся  частной  антрепризой
акт„ров П. Денисенко, затем- Ф. А. Макарова-Юнева, П. И.  Мерянского.  С
1892 находился в ведении  Общества  деш„вых  столовых,  чайных  и  домов
трудолюбия. В репертуаре В. т. преобладали мелодрамы,  уголовные  пьесы,
фарсы. Наиболее значительный период деятельности В. т.-  1902-06,  когда
здесь работали режисс„ры Н. А. Попов, В.  Р.  Гардин,  К.  Т.  Бережной,
резко изменившие репертуарную линию т-ра, ставившие пьесы Золя,  Чехова,
Горького и др. 2) Государственный Василеостровский т-р (см. Ленинград).
   Лит.: "Артист", 1894, ј 35, с. 267-68; там же, ј 36, с. 276; там  же,
.ј 37, с. 235; там же, ј39, с.70-71, 199; Ще г-л о  в  Ив.,  О  народном
театре, М., 1895, с. 48-55 и 66-68.
   ВАСИЛИАДИС (???????????), Спиридон (1845- 1874)-греческий  драматург.
Представитель романтизма в греч. драматургии 2-й пол.  19  в.  Драмы  В.
"Гала-тея"(1872),  "Скилла"  (1873),  "Семела"  и  др.,  написанные   на
мифологич.  сюжеты,  проникнуты  настроением  обреч„нности,  сюжеты   их
построены на мотивах измены, вражды, ревности и т. п. Лучшая из пьес  В.
- "Галатея", поставленная труппой Супаса-Тавулариса, входила в репертуар
греч. т-ров до сер. 20-х гг. 20 в.; переведена на франц.,  итал.,  венг.
языки. В.- автор историч. драм "Каллерге" и "Лукас  Нотарас"  (обе  изд.
1869).
   Соч.: ?????? ??????, ???-??, 1915.  Д.  С.  "ВАСИЛИСА  МЕЛ‚НТЬЕВА"  -
драма в 5 д. А. Н. Островского и Г. Пост. 3 янв. 1868  в  моек.  Малом  театре  (в  бенефис  П.  Садовского,
игравшего Воротынского; Василиса - Федотова, Грозный - Самарин,  Анна  -
Никулина, Сиц-кий - Жйвокини 2-й, Вас. Шуйский  -  Владыкин,  Годунов  -
Лавров 2-й, Малюта Скуратов - Дмитревский, Морозов - Жйвокини, Колычев -
Вильде, Шут - Константинов, Мамка - Е. Васильева). 10 янв. 1868 пост.  в
Александрийском т-ре,  Петербург  (в  бенефис  П.  И.  Григорьева  1-го,
игравшего Морозова; Василиса - Владимирова 1-я, Грозный -  В.  Самойлов,
Анна - Струйская, Воротынский - Бурдин,  Сипкий  -  Васильев  1-й,  Вас.
Шуйский - Моржецкий, Годунов - Пронский, Малюта Скуратов - Л.  Леонидов,
Колычев  -  П.  Степанов,  Шут  -  Иванов,  Мамка  -  Громова).  В  1894
возобновлена  в  Малом  т-ре  (в  бенефис  Федотовой,  исполнявшей  роль
Василисы; Грозный-Горев, Шут - Музиль).  "В.  М."  входила  в  репертуар
гастрольных поездок Федотовой (с 1894 по 1898 она сыграла  эту  роль  68
раз в 65 городах). Пьеса неоднократно возобновлялась и в Александрийском
т-ре (Василиса - Стрепетова, Савина, Дюжикова,  Грозный  -  Писарев,  П.
Свободин, Анна - Н. Васильева, Анненкова-Бернар,  Пасхалова,  Колычев  -
Далматов,   Аполлонский).   Ставилась   в    провинции-Харьков    (1881,
Василиса-Кад-мина) и др. города. В  пост.  Гайдебурова  "В.  М."  шла  в
Общедоступном т-ре в Петербурге (1913). В том же  году  пост.  в  Но-иом
драм. т-ре, там же (Вчсилиса - Ильнарская).
   На  сов.  сцене  "В.  М."  ставилась  с  20-х   гг.-   Ростов-на-Дону
(1922),Самара (1924), Уфа (1926) и др. В последующие годы - Курский  т-р
(1937, реж. Канин), Воронежский  театр  (1940,  реж.  Энгель-Крон,  худ.
Данилин; Василиса - Данилевская, Грозный - Г. Васильев, Анна -  Мариуц),
Кировский т-р
   1940),  Русский  т-р  в  Улан-Удэ  (1957,  реж.  и  исполнитель  роли
Грозного-Коршун), Коми т-р, Сыктывкар (1958) и др. И з д а н и я.-Первое
изд. "В. М."- "Вестник  Европы",  1868,  кн.  2;  из  последующих  изд.:
Островский А. Н., Полное собрание соч., т. 10, М., 1951. А. Шн.
   ВАСИЛИУ-БЙРЛИК, Григоре - см. Бирлик, Григоре.
   ВАСИЛЬЕВ,  Александр  Павлович  р.  11.1.1911)-   русский   советский
театральный художник. В 1930 окончил Моск. художеств.  техникум  "Памяти
1905 года". Работу в т-ре начал в 1930 (Читинский драм. т-р). С 1947 был
гл. художником Моск. т-ра им. М. Н. Ермоловой;  оформил  спектакли:  "До
новых встреч"  Гладкова  (1947),  "Пушкин"  Глебы  (1949),  "Европейская
хроника" Арбузова (1953). С 1954-гл. художник Т-ра им. Моссовета; создал
декорации к спектаклям:
   "Кража" Джека Лондона (1954), "Дали неоглядные" Вирты  (1957)  и  др.
Среди работ В. в др. т-рах:

Страницы: «« « 382   383   384   385   386   387   388   389   390  391   392   393   394   395   396   397   398   399   400  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия