|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 » »» опера, Москва), музыка к пьесе Симеона Полоцкого "Пещное действо" и др.
В годы реакции после революции 1905 в творчестве В. усиливаются
модернистские черты.
Как музыкальный деятель, общественник, В. в„л широкую
просветительскую деятельность (руководил общедоступными воскресными
утренниками симфонической музыки - "Исторические концерты", 1907-17),
много выступал как дириж„р в России и за границей.
С первых лет Сов. власти В. активно участвует в развитии новой муз.
культуры в качестве организатора концертов, дириж„ра, лектора и т. д.
Общение с новой массовой аудиторией определяет перелом в творчестве
В.-он обращается к реалистич. темам, образам из сов. действительности.
Однако В. не сразу уда„тся освободиться от модернистских влияний;
импрессионистская манера письма, стремление к экзотике, преим.
восточной, сохранились у В. и в 20-е гг.- балеты "Нойя" (соч. 1923) и
"Иосиф Прекрасный" на библейский сюжет (1925, Экспериментальный т-р,
Москва).
В конце 20-х гг. В. обращается к рус. муз. фольклору. В дальнейшем
композитора привлекает тема героич. прошлого рус. народа - опера
"Суворов" (1942, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко, Москва),
сюжеты рус. классич. поэзии - балет "Цыганы" по Пушкину (1937,
Ленинград) и др. Тема Востока продолжает занимать большое место в
творчестве В., но она наполняется новым содержанием; в 1929 В. создал
оперу "Сын солнца" на сюжет из истории бокс„рского восстания в Китае в
1900. Позднее ?. пишет оперы (совм. с М. Ашрафи) "Буран" на тему о нар.
восстании в Средней Азии в 1916 и "Великий канал" о строительстве
Ферганского канала в Сов. Узбекистане, балет "Акбиляк" по нар. узб.
сказке (1939, 1941, 1942, Т-р оперы и.балета им. А. Навои, Ташкент). В
этих произведениях В. были использованы подлинные нац. узб. мелодии.
Плодовитый и разносторонний композитор, В. обладал высоким проф.
мастерством, большой стилистической гибкостью. Выразительной силой
отличается искусство оркестровки В., что ярко сказалось в партитурах его
опер и балетов. Ст. пр. (1947) за "Балетную сюиту" ("Мирандолина").
С 1907 В.-профессор Моск. консерватории. Его учениками являются: А.
В. Александров, А. Н. Александров, Н. С. Голованов, В. В. Нечаев, Л. А.
По-ловинкин, Д. Р. Рогаль-Левицкий и др.
Лит. соч.: Страницы воспоминаний, М.-Л., 1948.
Лит.; ? о л ян о вс к и и Г., С. Н. Василенко, М.-Л., 1947.
ВАСИЛЕОСТРОВСКИЙ ТЕАТР (Василеостров-с к и.й народный театр для
рабочих) -1) Театр на Васильевском острове в Петербурге, существовавший
в 1887-1906 (с перерывами). Первоначально являлся частной антрепризой
акт„ров П. Денисенко, затем- Ф. А. Макарова-Юнева, П. И. Мерянского. С
1892 находился в ведении Общества деш„вых столовых, чайных и домов
трудолюбия. В репертуаре В. т. преобладали мелодрамы, уголовные пьесы,
фарсы. Наиболее значительный период деятельности В. т.- 1902-06, когда
здесь работали режисс„ры Н. А. Попов, В. Р. Гардин, К. Т. Бережной,
резко изменившие репертуарную линию т-ра, ставившие пьесы Золя, Чехова,
Горького и др. 2) Государственный Василеостровский т-р (см. Ленинград).
Лит.: "Артист", 1894, ј 35, с. 267-68; там же, ј 36, с. 276; там же,
.ј 37, с. 235; там же, ј39, с.70-71, 199; Ще г-л о в Ив., О народном
театре, М., 1895, с. 48-55 и 66-68.
ВАСИЛИАДИС (???????????), Спиридон (1845- 1874)-греческий драматург.
Представитель романтизма в греч. драматургии 2-й пол. 19 в. Драмы В.
"Гала-тея"(1872), "Скилла" (1873), "Семела" и др., написанные на
мифологич. сюжеты, проникнуты настроением обреч„нности, сюжеты их
построены на мотивах измены, вражды, ревности и т. п. Лучшая из пьес В.
- "Галатея", поставленная труппой Супаса-Тавулариса, входила в репертуар
греч. т-ров до сер. 20-х гг. 20 в.; переведена на франц., итал., венг.
языки. В.- автор историч. драм "Каллерге" и "Лукас Нотарас" (обе изд.
1869).
Соч.: ?????? ??????, ???-??, 1915. Д. С. "ВАСИЛИСА МЕЛ‚НТЬЕВА" -
драма в 5 д. А. Н. Островского и Г. Пост. 3 янв. 1868 в моек. Малом театре (в бенефис П. Садовского,
игравшего Воротынского; Василиса - Федотова, Грозный - Самарин, Анна -
Никулина, Сиц-кий - Жйвокини 2-й, Вас. Шуйский - Владыкин, Годунов -
Лавров 2-й, Малюта Скуратов - Дмитревский, Морозов - Жйвокини, Колычев -
Вильде, Шут - Константинов, Мамка - Е. Васильева). 10 янв. 1868 пост. в
Александрийском т-ре, Петербург (в бенефис П. И. Григорьева 1-го,
игравшего Морозова; Василиса - Владимирова 1-я, Грозный - В. Самойлов,
Анна - Струйская, Воротынский - Бурдин, Сипкий - Васильев 1-й, Вас.
Шуйский - Моржецкий, Годунов - Пронский, Малюта Скуратов - Л. Леонидов,
Колычев - П. Степанов, Шут - Иванов, Мамка - Громова). В 1894
возобновлена в Малом т-ре (в бенефис Федотовой, исполнявшей роль
Василисы; Грозный-Горев, Шут - Музиль). "В. М." входила в репертуар
гастрольных поездок Федотовой (с 1894 по 1898 она сыграла эту роль 68
раз в 65 городах). Пьеса неоднократно возобновлялась и в Александрийском
т-ре (Василиса - Стрепетова, Савина, Дюжикова, Грозный - Писарев, П.
Свободин, Анна - Н. Васильева, Анненкова-Бернар, Пасхалова, Колычев -
Далматов, Аполлонский). Ставилась в провинции-Харьков (1881,
Василиса-Кад-мина) и др. города. В пост. Гайдебурова "В. М." шла в
Общедоступном т-ре в Петербурге (1913). В том же году пост. в Но-иом
драм. т-ре, там же (Вчсилиса - Ильнарская).
На сов. сцене "В. М." ставилась с 20-х гг.- Ростов-на-Дону
(1922),Самара (1924), Уфа (1926) и др. В последующие годы - Курский т-р
(1937, реж. Канин), Воронежский театр (1940, реж. Энгель-Крон, худ.
Данилин; Василиса - Данилевская, Грозный - Г. Васильев, Анна - Мариуц),
Кировский т-р
1940), Русский т-р в Улан-Удэ (1957, реж. и исполнитель роли
Грозного-Коршун), Коми т-р, Сыктывкар (1958) и др. И з д а н и я.-Первое
изд. "В. М."- "Вестник Европы", 1868, кн. 2; из последующих изд.:
Островский А. Н., Полное собрание соч., т. 10, М., 1951. А. Шн.
ВАСИЛИУ-БЙРЛИК, Григоре - см. Бирлик, Григоре.
ВАСИЛЬЕВ, Александр Павлович р. 11.1.1911)- русский советский
театральный художник. В 1930 окончил Моск. художеств. техникум "Памяти
1905 года". Работу в т-ре начал в 1930 (Читинский драм. т-р). С 1947 был
гл. художником Моск. т-ра им. М. Н. Ермоловой; оформил спектакли: "До
новых встреч" Гладкова (1947), "Пушкин" Глебы (1949), "Европейская
хроника" Арбузова (1953). С 1954-гл. художник Т-ра им. Моссовета; создал
декорации к спектаклям:
"Кража" Джека Лондона (1954), "Дали неоглядные" Вирты (1957) и др.
Среди работ В. в др. т-рах:
Страницы: «« « 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |