|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 » »» оперетты. В эти годы появилась большая группа венг. композиторов,
успешно работавших в жанре оперетты: Якоби, Сирмаи, Бутькаи, Хуска, для
творчества к-рых характерен интерес к нац. тематике и фольклору. Начало
обновления оперетты было положено композитором П. Качо в его комич.
опере "Витязь Янош", основанной на нар. мелодиях. Эта опера оказала
влияние на дальнейшее развитие жанра оперетты. Венг. композиторами
создан ряд оперет, в т. ч. "Чином Палко" Ф. Фаркаша, "Приключения в
Хусте" П. Кадоша, "П„стрый тел„нок" О. Винце, "Где-то на юге", "Отель
Палота" Т. Броди, "Золотая звезда" Секея, "Шпага и любовь",
"Государственный универмаг" Я. Керекеша, "Две любви" Феньеша,
"Селиштейские кумушки" И. Шарк„зи, "Три весны" Л. Лайта и Д. Келлера и
др. Все эти оперетты ставятся на сценах венг. т-ров. Т-р оперетты в
Будапеште с 1949 получил наименование Национального. Наряду с венг.
опереттами т-р ставит лучшие иностранные, в т. ч. советские, оперетты. С
1954 работает филиал театра, носящий имя Л. Блаха. Муз. комедии и
оперетты ставятся и в др. городах страны:
Дь„ре (Т-р им. Кишфалуди), Пече (Национальный т-р), Сольноке (Т-р им.
Сиглигети) и др. В Венгрии сложилась акт„рская школа жанра оперетты,
отличающаяся тонким чувством стиля, л„гкостью, непринужд„нностью
перехода от буффонады и гротеска к лирич. и драматич. эпизодам, высоким
вокальным мастерством, прекрасным чувством ритма. Среди представителей
этой школы акт„ры: X. Хонти К. Латабар, К. Фвлеки, Р. Ратонъи, Э.
Партоги, М. Немет; режисс„ры М. Синетар, Д. Секей и др. В провинциальных
т-рах работают: Я. Силл, К. Яношши (Дь„р), М. Та-кач, И. Ланг (Печ), Б.
Бенк„, М. Карачоньи (Соль-нок) и др. В 1948 при Высшей театральной школе
открыты отделение и студия для подготовки акт„ров оперетты. Л. М., В. И.
Балет. Профессиональное хореографич. иск-во возникает в Венгрии во
2-й пол овине 19 в. Ставились гл. обр. одноактные балеты и
дивертисменты; состав труппы балета не превышал 40-50 чел. Венг.
композиторы почти не уделяли внимания балетному жанру.
В начале и особенно в 20-30-х гг. 20 в. выдвигается ряд талантливых
балетных исполнителей и постановщиков-балетмейстеров, заложивших основы
венг. нац. хореографии. Одним из первых выдающихся балетмейстеров
Венгрии был Р. Б'рада, поставивший балет "Священный факел" Донаньи(1934)
на сказочный сюжет и (совм. с А. Милошем) патриотич. балет "Куруцкая
сказка" на музыку 3. Кодай (1935). Позднее разв„ртывается деятельность
балетм. Харангозо. В 30-х гг. в венг. муз. т-ре формируется сильная
труппа кордебалета, появляются талантливые солисты. Однако в репертуаре
господствуют постановки, носящие фор-малистич. характер и отличающиеся
экзотикой, стилизацией, ложной помпезностью.
Бурное развитие венг. нац. балета началось после установления
народно-демократич. строя. В балетную труппу будапештского т-ра вошли
новые талантливые артисты, значит, помощь в подготовке к-рых оказали
советские мастера хореографии. Балетная школа, созданная в Будапеште при
Нац. т-ре, регулярно пополняет состав муз. т-ров страны. Больших успехов
добился балетный коллектив оперного т-ра, состав труппы увеличился до
120 чел. Если в первых пост. т-ра, осуществл„нных после освобождения
страны, ещ„ сказывалось влияние модернизма ("Голубая рапсодия",
"Будапештский карнавал"), то в дальнейшем труппа следовала традициям
классич. хореографии, обогащая их элементами нац. муз. и танцевального
фольклора. К числу лучших пост. т-ра наряду с классическими относятся
первые нац. балеты, в т. ч. "Платочек" (1951) и "Песня о Бихари" (1954)
Е. Кенешшеи. В венг. т-рах идут также нац. балеты "Деревянный принц" и
"Чудесный мандарин" Бартока, "Лукавые солдаты" (Будапешт), "Ацис и
Галатея" Ф. Фаркаша (Сегед) и др. Среди артистов венг. балета: Г.
Лакатош, Ж. Куп, К. Ургаи, Д. Чинади, В. Фюл„п, Д. Фюлеки, Ф. Хаваш, Ю.
Аркош, Д. Роксин и др. Балетную труппу Национального театра возглавляет
балетм. Д. Харангозо.
Кукольный театр. В Венгрии в нар. обряды входили выступления
кукольников. Кукольные представления на ярмарках устраивали иностр., гл.
обр. нем. кукольники. Во 2-й пол. 19 в. пост. первые кукольные спектакли
на венг. яз. В 80-х гг. 19 в. постоянным героем кукольных представлений
стал Витез Ласло, сменивший нем. Касперле. Вскоре появился и другой
постоянный персонаж - Паприка Янчи (Иванушка-Перец).
В 1911 был организован первый т-р кукол, работавший до 1-й мировой
войны. В 1919-25 регулярные кукольные представления устраивал Г.
Блатнер. Начиная с этого времени предпринимался ряд попыток создать
постоянные т-ры кукол, однако эти т-ры существовали недолго. В 1947 в
Будапеште был основан т-р "Мешебарланг" ("Пещера сказок"), носящий с
1949 наименование "Венгерский государственный театр кукол". Этот т-р
ставит спектакли для детей и взрослых. В Венгрии широко развита сеть
самодеятельных кукольных коллективов, работой к-рых руководит Гос. ин-т
нар. иск-ва. А. Ф.
Цирк. Истоки венгерского цирка - в нар. театрализованных спортивных
играх (гл. обр. конных). Единственным стационарным цирком бурж. Венгрии
был Большой цирк в Будапеште. Существовало несколько мелких передвижных
частных цирков. В Будапеште преимущественно гастролировали иностр.
артисты.
После установления народно-демократич. власти началось развитие нац.
циркового иск-ва. В 1947 создан профсоюз венг. цирковых артистов. В 1949
цирки были национализированы. В 1950 создана школа циркового иск-ва. В
1954 - управление по делам цирков. Среди артистов венг. цирка Я. Гинае
(баланс на трапеции под куполом цирка), Шнейдер (акробаты на першах),
Виллам (жонгл„р), Сегеди (дрессировщик львов). В 1958 артисты
венгерского цирка показывали свою программу в Москве. М. Зон.
Лит.: Bayer J., A nemzeti jatekszin tortenete, kot. 1-2, Bp., 1887; V
a li В., Magyar szineszet tortenete, Bp., 1887; Ferenczi Z.,A Kolozsvari
szineszet es szinhaz torte-nete, Kolozsvar, 1897; Deryne Szeppataki R.
Deryne naploja, kot.l-3,Bp., 1957; Jaszai Mari irasai, Bp., 1955;
Karpa-ti A., Szinhaz, Bp., 1959; H o rany i M., Eszterhazi v4?assasrok,
Bp., 1959; Гершкович А. А., Венгерский театр. в кн.: История
западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М.,
1957; Венгрия..., Будапзшт, [1960], с. 387-406 (Театр); H o rany i M.,
Das Esterhazysche Feenreich. Beitrag sur ungarlandischen
Theatergeschichte des 18. Jahrhunderts, Bp., 1959.
ВЕНГЕРСКИЙ ТЕАТР ИМ. И. МАДАЧА в Будапеште (Madach Szinhaz) -
драматический театр. История возникновения т-ра восходит к 1919, когда
был основан Т-р им. Мадача, открывшийся спектаклем "Завтра утром"
Каринти. После подавления Венгерской советской республики этот т-р был
закрыт (1920). В 1940 спектаклем "Птичка" Морица вновь открылся т-р,
Страницы: «« « 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |