Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 410   411   412   413   414   415   416   417   418  419   420   421   422   423   424   425   426   427   428  » »»

оперетты. В  эти  годы  появилась  большая  группа  венг.  композиторов,
успешно работавших в жанре оперетты: Якоби, Сирмаи, Бутькаи, Хуска,  для
творчества к-рых характерен интерес к нац. тематике и фольклору.  Начало
обновления оперетты было положено композитором  П.  Качо  в  его  комич.
опере "Витязь Янош", основанной на  нар.  мелодиях.  Эта  опера  оказала
влияние на  дальнейшее  развитие  жанра  оперетты.  Венг.  композиторами
создан ряд оперет, в т. ч. "Чином  Палко"  Ф.  Фаркаша,  "Приключения  в
Хусте" П. Кадоша, "П„стрый тел„нок" О. Винце, "Где-то  на  юге",  "Отель
Палота"  Т.  Броди,  "Золотая   звезда"   Секея,   "Шпага   и   любовь",
"Государственный  универмаг"   Я.   Керекеша,   "Две   любви"   Феньеша,
"Селиштейские кумушки" И. Шарк„зи, "Три весны" Л. Лайта и Д.  Келлера  и
др. Все эти оперетты ставятся на сценах  венг.  т-ров.  Т-р  оперетты  в
Будапеште с 1949 получил  наименование  Национального.  Наряду  с  венг.
опереттами т-р ставит лучшие иностранные, в т. ч. советские, оперетты. С
1954 работает филиал театра,  носящий  имя  Л.  Блаха.  Муз.  комедии  и
оперетты ставятся и в др. городах страны:
   Дь„ре (Т-р им. Кишфалуди), Пече (Национальный т-р), Сольноке (Т-р им.
Сиглигети) и др. В Венгрии сложилась  акт„рская  школа  жанра  оперетты,
отличающаяся  тонким  чувством   стиля,   л„гкостью,   непринужд„нностью
перехода от буффонады и гротеска к лирич. и драматич. эпизодам,  высоким
вокальным мастерством, прекрасным чувством ритма.  Среди  представителей
этой школы акт„ры: X. Хонти  К.  Латабар,  К.  Фвлеки,  Р.  Ратонъи,  Э.
Партоги, М. Немет; режисс„ры М. Синетар, Д. Секей и др. В провинциальных
т-рах работают: Я. Силл, К. Яношши (Дь„р), М. Та-кач, И. Ланг (Печ),  Б.
Бенк„, М. Карачоньи (Соль-нок) и др. В 1948 при Высшей театральной школе
открыты отделение и студия для подготовки акт„ров оперетты. Л. М., В. И.
   Балет. Профессиональное хореографич. иск-во возникает  в  Венгрии  во
2-й  пол  овине  19  в.  Ставились  гл.   обр.   одноактные   балеты   и
дивертисменты;  состав  труппы  балета  не  превышал  40-50  чел.  Венг.
композиторы почти не уделяли внимания балетному жанру.
   В начале и особенно в 20-30-х гг. 20 в. выдвигается  ряд  талантливых
балетных исполнителей и постановщиков-балетмейстеров, заложивших  основы
венг.  нац.  хореографии.  Одним  из  первых  выдающихся  балетмейстеров
Венгрии был Р. Б'рада, поставивший балет "Священный факел" Донаньи(1934)
на сказочный сюжет и (совм. с А.  Милошем)  патриотич.  балет  "Куруцкая
сказка" на музыку 3. Кодай (1935). Позднее  разв„ртывается  деятельность
балетм. Харангозо. В 30-х гг. в  венг.  муз.  т-ре  формируется  сильная
труппа кордебалета, появляются талантливые солисты. Однако в  репертуаре
господствуют постановки, носящие фор-малистич. характер  и  отличающиеся
экзотикой, стилизацией, ложной помпезностью.
   Бурное  развитие  венг.  нац.  балета  началось  после   установления
народно-демократич. строя. В балетную труппу  будапештского  т-ра  вошли
новые талантливые артисты, значит, помощь  в  подготовке  к-рых  оказали
советские мастера хореографии. Балетная школа, созданная в Будапеште при
Нац. т-ре, регулярно пополняет состав муз. т-ров страны. Больших успехов
добился балетный коллектив оперного т-ра, состав  труппы  увеличился  до
120 чел. Если в первых пост.  т-ра,  осуществл„нных  после  освобождения
страны,  ещ„  сказывалось  влияние   модернизма   ("Голубая   рапсодия",
"Будапештский карнавал"), то в  дальнейшем  труппа  следовала  традициям
классич. хореографии, обогащая их элементами нац. муз.  и  танцевального
фольклора. К числу лучших пост. т-ра наряду  с  классическими  относятся
первые нац. балеты, в т. ч. "Платочек" (1951) и "Песня о Бихари"  (1954)
Е. Кенешшеи. В венг. т-рах идут также нац. балеты "Деревянный  принц"  и
"Чудесный мандарин"  Бартока,  "Лукавые  солдаты"  (Будапешт),  "Ацис  и
Галатея" Ф. Фаркаша (Сегед)  и  др.  Среди  артистов  венг.  балета:  Г.
Лакатош, Ж. Куп, К. Ургаи, Д. Чинади, В. Фюл„п, Д. Фюлеки, Ф. Хаваш,  Ю.
Аркош, Д. Роксин и др. Балетную труппу Национального театра  возглавляет
балетм. Д. Харангозо.
   Кукольный  театр.  В  Венгрии  в  нар.  обряды  входили   выступления
кукольников. Кукольные представления на ярмарках устраивали иностр., гл.
обр. нем. кукольники. Во 2-й пол. 19 в. пост. первые кукольные спектакли
на венг. яз. В 80-х гг. 19 в. постоянным героем кукольных  представлений
стал Витез Ласло, сменивший нем.  Касперле.  Вскоре  появился  и  другой
постоянный персонаж - Паприка Янчи (Иванушка-Перец).
   В 1911 был организован первый т-р кукол, работавший  до  1-й  мировой
войны.  В  1919-25  регулярные  кукольные  представления  устраивал   Г.
Блатнер. Начиная с этого  времени  предпринимался  ряд  попыток  создать
постоянные т-ры кукол, однако эти т-ры существовали недолго.  В  1947  в
Будапеште был основан т-р "Мешебарланг"  ("Пещера  сказок"),  носящий  с
1949 наименование "Венгерский государственный  театр  кукол".  Этот  т-р
ставит спектакли для детей и взрослых. В  Венгрии  широко  развита  сеть
самодеятельных кукольных коллективов, работой к-рых руководит Гос.  ин-т
нар. иск-ва. А. Ф.
   Цирк. Истоки венгерского цирка - в нар.  театрализованных  спортивных
играх (гл. обр. конных). Единственным стационарным цирком бурж.  Венгрии
был Большой цирк в Будапеште. Существовало несколько мелких  передвижных
частных  цирков.  В  Будапеште  преимущественно  гастролировали  иностр.
артисты.
   После установления народно-демократич. власти началось развитие  нац.
циркового иск-ва. В 1947 создан профсоюз венг. цирковых артистов. В 1949
цирки были национализированы. В 1950 создана школа циркового  иск-ва.  В
1954 - управление по делам цирков. Среди артистов венг. цирка  Я.  Гинае
(баланс на трапеции под куполом цирка), Шнейдер  (акробаты  на  першах),
Виллам  (жонгл„р),  Сегеди  (дрессировщик   львов).   В   1958   артисты
венгерского цирка показывали свою программу в Москве. М. Зон.
   Лит.: Bayer J., A nemzeti jatekszin tortenete, kot. 1-2, Bp., 1887; V
a li В., Magyar szineszet tortenete, Bp., 1887; Ferenczi Z.,A Kolozsvari
szineszet es szinhaz torte-nete, Kolozsvar, 1897; Deryne  Szeppataki  R.
Deryne naploja,  kot.l-3,Bp.,  1957;  Jaszai  Mari  irasai,  Bp.,  1955;
Karpa-ti A., Szinhaz, Bp., 1959; H o rany i M., Eszterhazi  v4?assasrok,
Bp.,  1959;  Гершкович  А.  А.,  Венгерский  театр.   в   кн.:   История
западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2,  М.,
1957; Венгрия..., Будапзшт, [1960], с. 387-406 (Театр); H o rany  i  M.,
Das    Esterhazysche    Feenreich.    Beitrag    sur     ungarlandischen
Theatergeschichte des 18. Jahrhunderts, Bp., 1959.
   ВЕНГЕРСКИЙ ТЕАТР  ИМ.  И.  МАДАЧА  в  Будапеште  (Madach  Szinhaz)  -
драматический театр. История возникновения т-ра восходит к  1919,  когда
был основан  Т-р  им.  Мадача,  открывшийся  спектаклем  "Завтра  утром"
Каринти. После подавления Венгерской советской республики этот  т-р  был
закрыт (1920). В 1940 спектаклем "Птичка"  Морица  вновь  открылся  т-р,

Страницы: «« « 410   411   412   413   414   415   416   417   418  419   420   421   422   423   424   425   426   427   428  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия