|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 » »» Карали, ведущий реж.-Г. Реннерт. Здесь часто выступают дириж„ры Г. Селл,
И. Кейльберт, Д. Митропулос и др.
Лит.: W a 11 a s с h e k R., Geschichte der Wiener Hofoper, W.,
1907-1909; Specht R., Das Wiener Operntheater von Dingelstedt bis Schalk
und Strauss, W., 1919. Л. М.
ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление в музыке, сложившееся в Вене
во 2-й пол. 18 в. Основоположники его - И. Гайдн и В. Моцарт. К В. к. ш.
примыкает X. Глюк. Последний и высший этап В. к. ш. - творчество Л.
Бетховена (конец 18 в.- 1-я четверть 19 в.). Оптимистич. утверждение
жизни, правдивое отражение действительности, гуманизм и народность -
общие черты творчества венских классиков при всех различиях между ними.
В. к. ш. связана с реформой муз.-сценических жанров: бытовая комич. и
сентиментальная оперы превращаются в творчестве композиторов В. к. ш. в
высокую реалистич. комедию ("Свадьба Фигаро" Моцарта) и психологич.
комедию-драму ("Дон Жуан" Моцарта), а сказочная феерия - в нар.
муз.сценич. сказку ("Волшебная флейта" Моцарта). Творчеству Моцарта
предшествовало коренное преобразование Глюком мифологич. оперы,
превращение е„ в правдивую, драматически цельную муз. трагедию. Бетховен
вн„с в оперное творчество революционно-героич. идеи ("Фиделио"),
радикально изменив стиль немецко-австрийского зингшпиля в духе
характерного для эпохи франц. революции жанра т. н. "оперы спасения".
Творчество венских классиков - одна из вершин в развитии мирового муз.
иск-ва.
ВЕНСКАЯ ОПЕРЕТТА. Прообразом В. о. явился зингшпиль, утверждавшийся в
сер. 18 в. на венской сцене композиторами И. Гиллером и К.
Диттерс-дорфом. В развитии этого жанра в 19 в. сыграли большую роль
акт„ры и драматурги Ф. Раймунд и И. Н. Нестрой. В последней четверти 19
в. В. о. достигла высокого развития.
В творчестве основоположника В. о. Ф. Зуппе влияние Оффенбаха -
одного из создателей оперетты как самостоятельного жанра, сочетается с
нац. традициями венской бытовой музыки, драматургич. принципами австр. и
нем. зингшпиля и итал. оперы. Видным представителем В. о. был также К.
Милл„-кер; среди либреттистов - Ф. Целль и Р. Жене. Классич. стиль
венской "танцевальной" оперетты наиболее полно определился в творчестве
И. Штрауса-сына. Среди композиторов, завершающих классич. тип В. о.,
выделяется К. Целлер.
Новый тип В. о., сочетающий сентиментальную драму и чувственную
лирику с при„мами каскадного исполнения, создал Ф. Легар. На сценах Вены
утверждается салонная или бытовая музыкальная комедия, перемежающаяся
буффонными сценами. Лирич. и муз. номера развиваются почти до оперных
форм, широко применяются лейтмотивы, инструментовка становится вс„ более
насыщенной. Крупнейшими представителями В. о. в 20 в. были О. Штраус и
И. Кальман музыка к-рого отличалась яркостью и эффектностью; лучшие е„
стороны связаны с нац. венг. песенно-танцевальной мелодикой. В сюжетах
своих произв. Кальман следовал образцам венского опереточного стиля. В
конце 20-х гг. 20 в. тематика либретто В. о. отходит от
социально-сатирич. тенденций; живые характеры сменяются условными
масками-амплуа. Упадок жанра В. о. обозначился в опереттах
последователей Легара (в т. ч. Л. Фалля). См. также Оперетта.
Лит.: ЯнковскийМ." Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе
и в СССР, Л.-М., 1937; RiegerE., Offenbach und seine Wiener Schule, W.,
1923; Keller 0., Die Operette in ihrer geschichtlichen Entwicklung
(Musik, Libretto, Darstellung), Lpz., 1926.
ВЕНУОЛИС (наст. фам.- Жукаускас), Ан-танас Юлианович [26.Ill (7.IV).
1882-17.VIII. 1957]- литовский советский писатель-драматург. Народный
писатель Лит. ССР (1957). Деп. Верх. Совета Лит. ССР 2-4-го созывов.
Крупнейший представитель реалистич. направления в нац. лит-ре. Лит.
деятельность начал в 1905. В историч. драме "1831 год" (1931, пост.
1938, Каунасский т-р) В. показал протест литов. народа против царизма и
крепостничества. Пьеса "Крепость" (1936) посв. борьбе литовцев против
тевтонов в 13 в. В бытовой социальной драме "В сумерках" (1-й вариант
1940, Каунасский т-р, новая ред. 1945, Паневежисский т-р) В. раскрыл
антигуманность бурж. морали. В т-рах Литвы идут инсценировки повести В.
"Утопленница" К. Кимантайте и А. Лиобите (1956, Вильнюсский т-р) и
романа "Усадьба Пуоджю-насов" Р. Микалаускайте и Ю. Шейнас (1958,
Шяуляйский т-р). А. Руз.
ВЕНЯВСКИЙ (Wieniawski), Адам Тадеуш (27.11. 1879 - 27.IV. 1950) -
польский композитор, музыкальный критик и музыкально-общественный
деятель. Племянник скрипача и композитора Г. Венявского.
Музыке обучался в Варшаве у Носковского, в Берлине у Баргиля и в
Париже у д'Энди и Форе. Автор опер "Медея" (1912), "Освобожд„нный"
(1928), балетов "Актея", "Лалита", оперетты "Софка" (не пост.) и др.
произв. И. Гр.
ВЕПРЙЦКАЯ, Людмила Васильевна (р. 12.IX. 1902) - русская советская
писательница и драматург. Лит. деятельность начала в 1928. В.- автор
одного из первых драм. произведений для детей на совр. тему - "Лягавый"
(1929, Моск. т-р для детей), а также пьес "Вес„лый портняжка" (по сказке
бр. Гримм "Храбрый портняжка", 1936, МТЮЗ), "Сокровище Вали-дуба" (1952,
Моск. драм. т-р), "Сливовые косточки" (1953, Ленингр. ТЮЗ), "Наш отец
женится" (1956, Кировоградский т-р). В. пишет также пьесы для театров
кукол ("Иржик-молодец", "Палочка-выручалочка" и др,.).
ВЕРА (Vera), Мария (наст. имя и фам.- Франциска Э п п и х) (22.XI.
1881 - 12.1. 1954) - словенская актриса. Обучалась акт„рскому иск-ву в
Вене. В 1908- 1919 играла в т-рах Цюриха, Мангейма, Берлина, Данцига,
Базеля. В 1919-23 работала в сербских т-рах в Белграде, Сараево. В
1923-54 - актриса Словенской драмы в Любляне. Иск-во В. было отмечено
поэтичностью, глубиной психологич. характеристик. В. выступала гл. обр.
в классич. пьесах (Софокл, Ев-рипид, Шиллер, Г„те). Однако свои лучшие
роли создала в драмах Хеббеля (Мариамна - "Ирод и Мариамна", Брунгильда
- "Нибелунги", Юдифь - "Юдифь", Родопа - "Гигес и его кольцо", Клара -
"Мария Магдалина") и Ибсена (Гедда Габлер-о. п., Элида - "Женщина с
моря", Ребекка - "Росмерс-хольм", Хедвига - "Дикая утка", фру Альвинг -
"Привидения", Хьордис-"Воители в Хельгеланде"),
Лит.: Фран Коблар, Вера Мария - артистка, Словенец, 1934; Филип Клан,
Европеизация словенской театральной культуры, [s. l.], 1957. (7, И.
"ВЕРА ШЕЛОГА"- см. "Боярыня Вера Шелога".
ВЕРБИЦКИЙ, Всеволод Алексеевич (29.11. 1896 - 11. VIII. 1951) -
русский советский акт„р. Нар. арт. РСФСР (1948). С 1916 -в труппе МХАТа.
Играл роли: Тальберг и Шервинский ("Дни Турбиных" Булгакова), Бенкендорф
("Последние дни" Булгакова), князь Дулебов ("Таланты и поклонники"
Страницы: «« « 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |