Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 415   416   417   418   419   420   421   422   423  424   425   426   427   428   429   430   431   432   433  » »»

Карали, ведущий реж.-Г. Реннерт. Здесь часто выступают дириж„ры Г. Селл,
И. Кейльберт, Д. Митропулос и др.
   Лит.: W a 11 a s с h e k  R.,  Geschichte  der  Wiener  Hofoper,  W.,
1907-1909; Specht R., Das Wiener Operntheater von Dingelstedt bis Schalk
und Strauss, W., 1919. Л. М.
   ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление в музыке, сложившееся в Вене
во 2-й пол. 18 в. Основоположники его - И. Гайдн и В. Моцарт. К В. к. ш.
примыкает X. Глюк. Последний и высший этап В.  к.  ш.  -  творчество  Л.
Бетховена (конец 18 в.- 1-я четверть  19  в.).  Оптимистич.  утверждение
жизни, правдивое отражение действительности,  гуманизм  и  народность  -
общие черты творчества венских классиков при всех различиях между  ними.
В. к. ш. связана с реформой муз.-сценических жанров:  бытовая  комич.  и
сентиментальная оперы превращаются в творчестве композиторов В. к. ш.  в
высокую реалистич. комедию  ("Свадьба  Фигаро"  Моцарта)  и  психологич.
комедию-драму  ("Дон  Жуан"  Моцарта),  а  сказочная  феерия  -  в  нар.
муз.сценич. сказку  ("Волшебная  флейта"  Моцарта).  Творчеству  Моцарта
предшествовало  коренное   преобразование   Глюком   мифологич.   оперы,
превращение е„ в правдивую, драматически цельную муз. трагедию. Бетховен
вн„с  в  оперное  творчество  революционно-героич.   идеи   ("Фиделио"),
радикально  изменив  стиль   немецко-австрийского   зингшпиля   в   духе
характерного для эпохи франц. революции жанра т.  н.  "оперы  спасения".
Творчество венских классиков - одна из вершин в развитии  мирового  муз.
иск-ва.
   ВЕНСКАЯ ОПЕРЕТТА. Прообразом В. о. явился зингшпиль, утверждавшийся в
сер.  18  в.  на  венской  сцене  композиторами   И.   Гиллером   и   К.
Диттерс-дорфом. В развитии этого жанра в  19  в.  сыграли  большую  роль
акт„ры и драматурги Ф. Раймунд и И. Н. Нестрой. В последней четверти  19
в. В. о. достигла высокого развития.
   В творчестве основоположника В.  о.  Ф.  Зуппе  влияние  Оффенбаха  -
одного из создателей оперетты как самостоятельного жанра,  сочетается  с
нац. традициями венской бытовой музыки, драматургич. принципами австр. и
нем. зингшпиля и итал. оперы. Видным представителем В. о. был  также  К.
Милл„-кер; среди либреттистов - Ф.  Целль  и  Р.  Жене.  Классич.  стиль
венской "танцевальной" оперетты наиболее полно определился в  творчестве
И. Штрауса-сына. Среди композиторов, завершающих  классич.  тип  В.  о.,
выделяется К. Целлер.
   Новый тип В.  о.,  сочетающий  сентиментальную  драму  и  чувственную
лирику с при„мами каскадного исполнения, создал Ф. Легар. На сценах Вены
утверждается салонная или бытовая  музыкальная  комедия,  перемежающаяся
буффонными сценами. Лирич. и муз. номера развиваются  почти  до  оперных
форм, широко применяются лейтмотивы, инструментовка становится вс„ более
насыщенной. Крупнейшими представителями В. о. в 20 в. были О.  Штраус  и
И. Кальман музыка к-рого отличалась яркостью и эффектностью;  лучшие  е„
стороны связаны с нац. венг. песенно-танцевальной мелодикой.  В  сюжетах
своих произв. Кальман следовал образцам венского опереточного  стиля.  В
конце  20-х  гг.  20   в.   тематика   либретто   В.   о.   отходит   от
социально-сатирич.  тенденций;  живые  характеры   сменяются   условными
масками-амплуа.   Упадок   жанра   В.   о.   обозначился   в   опереттах
последователей Легара (в т. ч. Л. Фалля). См. также Оперетта.
   Лит.: ЯнковскийМ." Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе
и в СССР, Л.-М., 1937; RiegerE., Offenbach und seine Wiener Schule,  W.,
1923; Keller 0.,  Die  Operette  in  ihrer  geschichtlichen  Entwicklung
(Musik, Libretto, Darstellung), Lpz., 1926.
   ВЕНУОЛИС (наст. фам.- Жукаускас), Ан-танас Юлианович [26.Ill  (7.IV).
1882-17.VIII. 1957]- литовский  советский  писатель-драматург.  Народный
писатель Лит. ССР (1957). Деп. Верх. Совета  Лит.  ССР  2-4-го  созывов.
Крупнейший представитель реалистич.  направления  в  нац.  лит-ре.  Лит.
деятельность начал в 1905. В историч.  драме  "1831  год"  (1931,  пост.
1938, Каунасский т-р) В. показал протест литов. народа против царизма  и
крепостничества. Пьеса "Крепость" (1936) посв.  борьбе  литовцев  против
тевтонов в 13 в. В бытовой социальной драме "В  сумерках"  (1-й  вариант
1940, Каунасский т-р, новая ред. 1945,  Паневежисский  т-р)  В.  раскрыл
антигуманность бурж. морали. В т-рах Литвы идут инсценировки повести  В.
"Утопленница" К. Кимантайте и  А.  Лиобите  (1956,  Вильнюсский  т-р)  и
романа "Усадьба  Пуоджю-насов"  Р.  Микалаускайте  и  Ю.  Шейнас  (1958,
Шяуляйский т-р). А. Руз.
   ВЕНЯВСКИЙ (Wieniawski), Адам Тадеуш (27.11. 1879  -  27.IV.  1950)  -
польский  композитор,  музыкальный  критик   и   музыкально-общественный
деятель. Племянник скрипача и композитора Г. Венявского.
   Музыке обучался в Варшаве у Носковского, в  Берлине  у  Баргиля  и  в
Париже у д'Энди и  Форе.  Автор  опер  "Медея"  (1912),  "Освобожд„нный"
(1928), балетов "Актея", "Лалита", оперетты "Софка"  (не  пост.)  и  др.
произв. И. Гр.
   ВЕПРЙЦКАЯ, Людмила Васильевна (р. 12.IX. 1902)  -  русская  советская
писательница и драматург. Лит. деятельность начала  в  1928.  В.-  автор
одного из первых драм. произведений для детей на совр. тему -  "Лягавый"
(1929, Моск. т-р для детей), а также пьес "Вес„лый портняжка" (по сказке
бр. Гримм "Храбрый портняжка", 1936, МТЮЗ), "Сокровище Вали-дуба" (1952,
Моск. драм. т-р), "Сливовые косточки" (1953, Ленингр.  ТЮЗ),  "Наш  отец
женится" (1956, Кировоградский т-р). В. пишет также  пьесы  для  театров
кукол ("Иржик-молодец", "Палочка-выручалочка" и др,.).
   ВЕРА (Vera), Мария (наст. имя и фам.- Франциска Э п п  и  х)  (22.XI.
1881 - 12.1. 1954) - словенская актриса. Обучалась акт„рскому  иск-ву  в
Вене. В 1908- 1919 играла в т-рах Цюриха,  Мангейма,  Берлина,  Данцига,
Базеля. В 1919-23 работала в  сербских  т-рах  в  Белграде,  Сараево.  В
1923-54 - актриса Словенской драмы в Любляне. Иск-во  В.  было  отмечено
поэтичностью, глубиной психологич. характеристик. В. выступала гл.  обр.
в классич. пьесах (Софокл, Ев-рипид, Шиллер, Г„те). Однако  свои  лучшие
роли создала в драмах Хеббеля (Мариамна - "Ирод и Мариамна",  Брунгильда
- "Нибелунги", Юдифь - "Юдифь", Родопа - "Гигес и его кольцо",  Клара  -
"Мария Магдалина") и Ибсена (Гедда Габлер-о.  п.,  Элида  -  "Женщина  с
моря", Ребекка - "Росмерс-хольм", Хедвига - "Дикая утка", фру Альвинг  -
"Привидения", Хьордис-"Воители в Хельгеланде"),
   Лит.: Фран Коблар, Вера Мария - артистка, Словенец, 1934; Филип Клан,
Европеизация словенской театральной культуры, [s. l.], 1957. (7, И.
   "ВЕРА ШЕЛОГА"- см. "Боярыня Вера Шелога".
   ВЕРБИЦКИЙ, Всеволод Алексеевич (29.11.  1896  -  11.  VIII.  1951)  -
русский советский акт„р. Нар. арт. РСФСР (1948). С 1916 -в труппе МХАТа.
Играл роли: Тальберг и Шервинский ("Дни Турбиных" Булгакова), Бенкендорф
("Последние дни"  Булгакова),  князь  Дулебов  ("Таланты  и  поклонники"

Страницы: «« « 415   416   417   418   419   420   421   422   423  424   425   426   427   428   429   430   431   432   433  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия