Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 423   424   425   426   427   428   429   430   431  432   433   434   435   436   437   438   439   440   441  » »»

др.). Снимался в фильмах "Заговор  обреч„нных"  (1950,  Ст.  пр.  1951),
"Великий воин Албании Скандербег", "Анна на шее" и др. Г. Л.
   ВЕРФЕЛЬ (Werfel), Франц (10. IX. 1890-26. VIII. 1945)  -  австрийский
писатель, поэт, драматург. Род. в Праге в семье еврейского  коммерсанта.
Учился в нем. Пражском ун-те.  Лит.  деятельность  начал  в  1910-е  гг.
(первый сб. поэм вышел в 1911). После 1-й мировой войны жил и работал  в
Вене. В.- видный представитель  экспрессионизма  в  австр.  драматургии.
Осн.  тема  его  противоречивого  творчества  -  назначение  человека  в
капиталистич. обществе. Написал  философские  драмы:  "Троянки"  (1915),
"Человек из зеркала" (1920). Историч. драмы В.  "Хуарес  и  Максимилиан"
(1925), "Павел среди иудеев" (1926), "Царство божье  в  Богемии"  (1930)
построены на острых идейно-психологич. конфликтах. В 1938 эмигрировал из
Австрии; с 1940 жил в США. Последняя пьеса В. "Якобовский  и  полковник"
(1944),  антифашистская  по  своей  направленности,  проникнута  крайним
пессимизмом.  В  СССР  пьесу  "Человек  из  зеркала"   пост.   Т-р   им.
Комиссаржевской (1924, Москва), Т-р им. Руставели (1925, Тбилиси).
   Соч. в рус. пер.: Человек из зеркала, П.-М., 1922. Лит.:  Luther  A.,
Franz Werfel und seine besten Buhnenwerke, B.-Lpz., 1922; Hunna E.,  Die
Dramen von Franz Werfel, W., 1947. A. H.
   BEPXAPH (Verhaeren), Эмиль (21. V. 1855-26. XI. 1916)  -  бельгийский
поэт, драматург и критик. По окончании юридич. ф-та в  Лувене  занимался
адвокатурой. Работая в Брюсселе, сблизился с  писателями  лит.  движения
80-х гг. "Молодая Бельгия". Лит. деятельность начал как поэт в 1883.  В.
был   видным   представителем   символизма.   Однако,   в   отличие   от
поэтов-декадентов, в  своей  поэзии  он  обращался  к  совр.  социальным
проблемам, отражал борьбу бельг.  народа  с  иноземными  поработителями,
нар. быт. В 1892 В. вступил в бельг.  рабочую  партию.  В  1898  написал
социальную драму "Зори", в к-рой показал нар. стихийное  восстание.  Эта
пьеса, проникнутая революц. пафосом, впервые была пост. лит.- художеств.
секцией при Нар. доме в  Брюсселе  (основан  при  участии  В.).  В  СССР
постановку "Зори" осуществил в 1920 В. Э.  Мейерхольд  (совм.  с  В.  М.
Бебутовым) в руководимом им т-ре. В. принадлежат драмы: "Филипп  Второй"
(1901), "Елена Спартанская" (1908) и др.  Соч.  в  рус.  пер.:  Драмы  и
проза, М., 1936. Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии. т.  1,
М., 1958, с. 227-228, 765.
   "ВЕРХНЕНЕМЕЦКИЕ КОМЕДИАНТЫ" (Hochdeutsche Komodianten) - наименование
немецких странствующих трупп, работавших в, сер. 17 - нач. 18 вв. в  юж.
Германии. Эти труппы, в к-рые входили гл. обр.  нем.  студенты,  сменили
"английских комедиантов", выступавших в Германии в  1-й  пол.  17  в.  В
репертуар "В. к.", как и англ. трупп, входили "главные и государственные
действа",'в к-рых  историко-политич.  тематика  сочеталась  с  вес„лыми,
фарсовыми мотивами. "В. к."  ставили  также  нем.  пьесы  (герцога  Юлия
Брауншвейгского  и  др.),  отличавшиеся  напыщенностью  и  помпезностью.
Позднее в спектакли включались интермедии с участием Гансвурста. "В. к."
сыграли значит, роль вразвитии проф. нем. т-ра. Э. -Г.
   ВЕРХНЯЯ  СЦЕНА  -  часть  сценического  пространства.  Находится  над
игровой площадкой (между первой рабочей галереей и крышей). Состоит из 2
частей: а) надкол осникового пространства, где помещаются  площадка  для
верхних  блоков  подъ„много  устройства  и  крыша  с  поддерживающей  е„
конструкцией; б) пространства от колосников до  первых  боковых  рабочих
галерей; эта часть В. с. имеет систему подъ„мов с противовесами (калкаши
и грузы) и направляющих  (шпунты),  а  также  боковые  рабочие  галереи,
переходные мостики, пол„тные  устройства,  механизмы  для  горизонтов  и
панорам. См. Подъ„мное оборудование, Сцена. Б. Я.
   ВЕРХОВАЯ КУКЛА (в кукольном театре) -  кукла,  находящаяся  во  время
спектакля над ширмой, выше работающего с ней кукловода, к-рый  скрыт  от
зрителя ширмой. Этот термин ввели рус. нар. кукольники, противопоставляя
тем самым В. к. марионетке,  к-рая  находится  ниже  работающего  с  ней
кукловода. С 16 в. В. к. имела широкое распространение во  всех  странах
Европы. Основные разновидности В. к. -  кукла,  надеваемая  на  руку,  и
тростевая.  В.  к.,  надеваемая  на  руку,   более   выразительна,   чем
марионетка, т. к. непосредственно связана  с  рукой  кукловода,  поэтому
совр. т-ры кукол обычно применяют в своих спектаклях такие куклы. А. Ф.
   ВЕРХОВЙНЕЦ (наст. фам.- Костив), Василий Николаевич [24.XII.1879  (5.
I. 1880)-11.IV. 1938]  -  украинский  советский  композитор,  дириж„р  и
фольклорист. Творч. деятельность начал в 1899. Муз. образование  получил
у Г. Любомирского  и  Н.  Лысенко.  В  1906-19  работал  акт„ром,  затем
хормейстером и дириж„ром т-ра М. К. Садовского.  Записывал  нар.  песни,
изучал нар. танцы.  В  1929  организовал  женский  хоровой  танцевальный
ансамбль"Ж1нхоранс"; в 1936 ансамбль исполнял в пост. В. танцы  к  опере
"Наталка Полтавка" Лысенко в Т-ре оперы и балета  им.  Шевченко  (Киев).
В.- основоположник жанра "театрализованной  песни",  охарактеризованного
им в трудах "Украинская свадьба" (1912), "Теория  украинского  народного
танца" (1919-20) и др. Занимался педагогич. деятельностью. Я. Бор.
   ВЕРХОВСКИЙ, Никита Юрьевич [11 (24).  XI.  1903  -  8.  II.  1954]  -
русский советский театральный критик. Учился в  Ин-те  истории  иск-в  в
Ленинграде. Лит. деятельность начал в 1921. В  течение  ряда  лет  писал
рецензии на спектакли ленингр. т-ров.  Был  первым  исследователем  сов.
иск-ва художеств. чтения. Автор монографий о  сов.  мастерах  художеств.
слова. Редактор и автор вступ. статьи книги  А.  Я.  Заку-шняка  "Вечера
рассказа" (1940).
   Соч.: Книга о чтецах..., М.-Л., 1950; Д. Н. Журавлэв, М., 1951; E. И.
Тиме, Л., 1951. В. П.
   ВЕРЦЙНЬСКИЙ (Wiercinski), Эдмунд (19.11. 1899- 13. IX. 1955)-польский
акт„р, режисс„р, театр. педагог. Школьные годы пров„л в России. В  1921,
будучи студентом Варшавского ун-та, вступил в труппу "Редута", в составе
к-рой в 1925 выехал в Вильно. Наиболее значит, режисс„рской работой В. в
20-е гг. была пост. пьесы "Сон" Крушевской, возобновл„нная  им  в  "Т-ре
Новом" в Познани (1927), куда он переш„л вместе с  группой  молод„жи.  В
дальнейшем В. работал в т-рах
   Лодзи ("Гамлет", 1930), Львова ("Ч„рное гетто" 0'Ни-ла, "Сон в летнюю
ночь" Шекспира, оба в  1932),  ставил  спектакли  в  "Т-ре  Польском"  в
Варшаве ("Маска?ад" Ивашкевича, 1938), "Т-ре Народовом" и др.  В  932-33
сотрудничал с известными театр. деятелями и режисс„рами С. Ярачем  и  Л.
Шиллером в т-ре "Ате-неум".В Варшаве в  1941  во  время  нем.  оккупации
вместе  с  Шиллером   организовал   подпольный   театр.   совет   ("Рада
театральна"), разрабатывавший программу возрождения польского т-ра после
освобождения, преподавал в конспиративно  существовавшей  театр.  школе.
После освобождения Польши в 1945-46 работал в  "Т-ре  Войска  Польского"
(Лодзь), затем -в "Т-ре  Польском"  в  Варшаве  ("Фантазии"  Словацкого,

Страницы: «« « 423   424   425   426   427   428   429   430   431  432   433   434   435   436   437   438   439   440   441  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия