Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 » »» др.). Снимался в фильмах "Заговор обреч„нных" (1950, Ст. пр. 1951), "Великий воин Албании Скандербег", "Анна на шее" и др. Г. Л. ВЕРФЕЛЬ (Werfel), Франц (10. IX. 1890-26. VIII. 1945) - австрийский писатель, поэт, драматург. Род. в Праге в семье еврейского коммерсанта. Учился в нем. Пражском ун-те. Лит. деятельность начал в 1910-е гг. (первый сб. поэм вышел в 1911). После 1-й мировой войны жил и работал в Вене. В.- видный представитель экспрессионизма в австр. драматургии. Осн. тема его противоречивого творчества - назначение человека в капиталистич. обществе. Написал философские драмы: "Троянки" (1915), "Человек из зеркала" (1920). Историч. драмы В. "Хуарес и Максимилиан" (1925), "Павел среди иудеев" (1926), "Царство божье в Богемии" (1930) построены на острых идейно-психологич. конфликтах. В 1938 эмигрировал из Австрии; с 1940 жил в США. Последняя пьеса В. "Якобовский и полковник" (1944), антифашистская по своей направленности, проникнута крайним пессимизмом. В СССР пьесу "Человек из зеркала" пост. Т-р им. Комиссаржевской (1924, Москва), Т-р им. Руставели (1925, Тбилиси). Соч. в рус. пер.: Человек из зеркала, П.-М., 1922. Лит.: Luther A., Franz Werfel und seine besten Buhnenwerke, B.-Lpz., 1922; Hunna E., Die Dramen von Franz Werfel, W., 1947. A. H. BEPXAPH (Verhaeren), Эмиль (21. V. 1855-26. XI. 1916) - бельгийский поэт, драматург и критик. По окончании юридич. ф-та в Лувене занимался адвокатурой. Работая в Брюсселе, сблизился с писателями лит. движения 80-х гг. "Молодая Бельгия". Лит. деятельность начал как поэт в 1883. В. был видным представителем символизма. Однако, в отличие от поэтов-декадентов, в своей поэзии он обращался к совр. социальным проблемам, отражал борьбу бельг. народа с иноземными поработителями, нар. быт. В 1892 В. вступил в бельг. рабочую партию. В 1898 написал социальную драму "Зори", в к-рой показал нар. стихийное восстание. Эта пьеса, проникнутая революц. пафосом, впервые была пост. лит.- художеств. секцией при Нар. доме в Брюсселе (основан при участии В.). В СССР постановку "Зори" осуществил в 1920 В. Э. Мейерхольд (совм. с В. М. Бебутовым) в руководимом им т-ре. В. принадлежат драмы: "Филипп Второй" (1901), "Елена Спартанская" (1908) и др. Соч. в рус. пер.: Драмы и проза, М., 1936. Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии. т. 1, М., 1958, с. 227-228, 765. "ВЕРХНЕНЕМЕЦКИЕ КОМЕДИАНТЫ" (Hochdeutsche Komodianten) - наименование немецких странствующих трупп, работавших в, сер. 17 - нач. 18 вв. в юж. Германии. Эти труппы, в к-рые входили гл. обр. нем. студенты, сменили "английских комедиантов", выступавших в Германии в 1-й пол. 17 в. В репертуар "В. к.", как и англ. трупп, входили "главные и государственные действа",'в к-рых историко-политич. тематика сочеталась с вес„лыми, фарсовыми мотивами. "В. к." ставили также нем. пьесы (герцога Юлия Брауншвейгского и др.), отличавшиеся напыщенностью и помпезностью. Позднее в спектакли включались интермедии с участием Гансвурста. "В. к." сыграли значит, роль вразвитии проф. нем. т-ра. Э. -Г. ВЕРХНЯЯ СЦЕНА - часть сценического пространства. Находится над игровой площадкой (между первой рабочей галереей и крышей). Состоит из 2 частей: а) надкол осникового пространства, где помещаются площадка для верхних блоков подъ„много устройства и крыша с поддерживающей е„ конструкцией; б) пространства от колосников до первых боковых рабочих галерей; эта часть В. с. имеет систему подъ„мов с противовесами (калкаши и грузы) и направляющих (шпунты), а также боковые рабочие галереи, переходные мостики, пол„тные устройства, механизмы для горизонтов и панорам. См. Подъ„мное оборудование, Сцена. Б. Я. ВЕРХОВАЯ КУКЛА (в кукольном театре) - кукла, находящаяся во время спектакля над ширмой, выше работающего с ней кукловода, к-рый скрыт от зрителя ширмой. Этот термин ввели рус. нар. кукольники, противопоставляя тем самым В. к. марионетке, к-рая находится ниже работающего с ней кукловода. С 16 в. В. к. имела широкое распространение во всех странах Европы. Основные разновидности В. к. - кукла, надеваемая на руку, и тростевая. В. к., надеваемая на руку, более выразительна, чем марионетка, т. к. непосредственно связана с рукой кукловода, поэтому совр. т-ры кукол обычно применяют в своих спектаклях такие куклы. А. Ф. ВЕРХОВЙНЕЦ (наст. фам.- Костив), Василий Николаевич [24.XII.1879 (5. I. 1880)-11.IV. 1938] - украинский советский композитор, дириж„р и фольклорист. Творч. деятельность начал в 1899. Муз. образование получил у Г. Любомирского и Н. Лысенко. В 1906-19 работал акт„ром, затем хормейстером и дириж„ром т-ра М. К. Садовского. Записывал нар. песни, изучал нар. танцы. В 1929 организовал женский хоровой танцевальный ансамбль"Ж1нхоранс"; в 1936 ансамбль исполнял в пост. В. танцы к опере "Наталка Полтавка" Лысенко в Т-ре оперы и балета им. Шевченко (Киев). В.- основоположник жанра "театрализованной песни", охарактеризованного им в трудах "Украинская свадьба" (1912), "Теория украинского народного танца" (1919-20) и др. Занимался педагогич. деятельностью. Я. Бор. ВЕРХОВСКИЙ, Никита Юрьевич [11 (24). XI. 1903 - 8. II. 1954] - русский советский театральный критик. Учился в Ин-те истории иск-в в Ленинграде. Лит. деятельность начал в 1921. В течение ряда лет писал рецензии на спектакли ленингр. т-ров. Был первым исследователем сов. иск-ва художеств. чтения. Автор монографий о сов. мастерах художеств. слова. Редактор и автор вступ. статьи книги А. Я. Заку-шняка "Вечера рассказа" (1940). Соч.: Книга о чтецах..., М.-Л., 1950; Д. Н. Журавлэв, М., 1951; E. И. Тиме, Л., 1951. В. П. ВЕРЦЙНЬСКИЙ (Wiercinski), Эдмунд (19.11. 1899- 13. IX. 1955)-польский акт„р, режисс„р, театр. педагог. Школьные годы пров„л в России. В 1921, будучи студентом Варшавского ун-та, вступил в труппу "Редута", в составе к-рой в 1925 выехал в Вильно. Наиболее значит, режисс„рской работой В. в 20-е гг. была пост. пьесы "Сон" Крушевской, возобновл„нная им в "Т-ре Новом" в Познани (1927), куда он переш„л вместе с группой молод„жи. В дальнейшем В. работал в т-рах Лодзи ("Гамлет", 1930), Львова ("Ч„рное гетто" 0'Ни-ла, "Сон в летнюю ночь" Шекспира, оба в 1932), ставил спектакли в "Т-ре Польском" в Варшаве ("Маска?ад" Ивашкевича, 1938), "Т-ре Народовом" и др. В 932-33 сотрудничал с известными театр. деятелями и режисс„рами С. Ярачем и Л. Шиллером в т-ре "Ате-неум".В Варшаве в 1941 во время нем. оккупации вместе с Шиллером организовал подпольный театр. совет ("Рада театральна"), разрабатывавший программу возрождения польского т-ра после освобождения, преподавал в конспиративно существовавшей театр. школе. После освобождения Польши в 1945-46 работал в "Т-ре Войска Польского" (Лодзь), затем -в "Т-ре Польском" в Варшаве ("Фантазии" Словацкого, Страницы: «« « 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |