|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 » »» др.). Снимался в фильмах "Заговор обреч„нных" (1950, Ст. пр. 1951),
"Великий воин Албании Скандербег", "Анна на шее" и др. Г. Л.
ВЕРФЕЛЬ (Werfel), Франц (10. IX. 1890-26. VIII. 1945) - австрийский
писатель, поэт, драматург. Род. в Праге в семье еврейского коммерсанта.
Учился в нем. Пражском ун-те. Лит. деятельность начал в 1910-е гг.
(первый сб. поэм вышел в 1911). После 1-й мировой войны жил и работал в
Вене. В.- видный представитель экспрессионизма в австр. драматургии.
Осн. тема его противоречивого творчества - назначение человека в
капиталистич. обществе. Написал философские драмы: "Троянки" (1915),
"Человек из зеркала" (1920). Историч. драмы В. "Хуарес и Максимилиан"
(1925), "Павел среди иудеев" (1926), "Царство божье в Богемии" (1930)
построены на острых идейно-психологич. конфликтах. В 1938 эмигрировал из
Австрии; с 1940 жил в США. Последняя пьеса В. "Якобовский и полковник"
(1944), антифашистская по своей направленности, проникнута крайним
пессимизмом. В СССР пьесу "Человек из зеркала" пост. Т-р им.
Комиссаржевской (1924, Москва), Т-р им. Руставели (1925, Тбилиси).
Соч. в рус. пер.: Человек из зеркала, П.-М., 1922. Лит.: Luther A.,
Franz Werfel und seine besten Buhnenwerke, B.-Lpz., 1922; Hunna E., Die
Dramen von Franz Werfel, W., 1947. A. H.
BEPXAPH (Verhaeren), Эмиль (21. V. 1855-26. XI. 1916) - бельгийский
поэт, драматург и критик. По окончании юридич. ф-та в Лувене занимался
адвокатурой. Работая в Брюсселе, сблизился с писателями лит. движения
80-х гг. "Молодая Бельгия". Лит. деятельность начал как поэт в 1883. В.
был видным представителем символизма. Однако, в отличие от
поэтов-декадентов, в своей поэзии он обращался к совр. социальным
проблемам, отражал борьбу бельг. народа с иноземными поработителями,
нар. быт. В 1892 В. вступил в бельг. рабочую партию. В 1898 написал
социальную драму "Зори", в к-рой показал нар. стихийное восстание. Эта
пьеса, проникнутая революц. пафосом, впервые была пост. лит.- художеств.
секцией при Нар. доме в Брюсселе (основан при участии В.). В СССР
постановку "Зори" осуществил в 1920 В. Э. Мейерхольд (совм. с В. М.
Бебутовым) в руководимом им т-ре. В. принадлежат драмы: "Филипп Второй"
(1901), "Елена Спартанская" (1908) и др. Соч. в рус. пер.: Драмы и
проза, М., 1936. Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии. т. 1,
М., 1958, с. 227-228, 765.
"ВЕРХНЕНЕМЕЦКИЕ КОМЕДИАНТЫ" (Hochdeutsche Komodianten) - наименование
немецких странствующих трупп, работавших в, сер. 17 - нач. 18 вв. в юж.
Германии. Эти труппы, в к-рые входили гл. обр. нем. студенты, сменили
"английских комедиантов", выступавших в Германии в 1-й пол. 17 в. В
репертуар "В. к.", как и англ. трупп, входили "главные и государственные
действа",'в к-рых историко-политич. тематика сочеталась с вес„лыми,
фарсовыми мотивами. "В. к." ставили также нем. пьесы (герцога Юлия
Брауншвейгского и др.), отличавшиеся напыщенностью и помпезностью.
Позднее в спектакли включались интермедии с участием Гансвурста. "В. к."
сыграли значит, роль вразвитии проф. нем. т-ра. Э. -Г.
ВЕРХНЯЯ СЦЕНА - часть сценического пространства. Находится над
игровой площадкой (между первой рабочей галереей и крышей). Состоит из 2
частей: а) надкол осникового пространства, где помещаются площадка для
верхних блоков подъ„много устройства и крыша с поддерживающей е„
конструкцией; б) пространства от колосников до первых боковых рабочих
галерей; эта часть В. с. имеет систему подъ„мов с противовесами (калкаши
и грузы) и направляющих (шпунты), а также боковые рабочие галереи,
переходные мостики, пол„тные устройства, механизмы для горизонтов и
панорам. См. Подъ„мное оборудование, Сцена. Б. Я.
ВЕРХОВАЯ КУКЛА (в кукольном театре) - кукла, находящаяся во время
спектакля над ширмой, выше работающего с ней кукловода, к-рый скрыт от
зрителя ширмой. Этот термин ввели рус. нар. кукольники, противопоставляя
тем самым В. к. марионетке, к-рая находится ниже работающего с ней
кукловода. С 16 в. В. к. имела широкое распространение во всех странах
Европы. Основные разновидности В. к. - кукла, надеваемая на руку, и
тростевая. В. к., надеваемая на руку, более выразительна, чем
марионетка, т. к. непосредственно связана с рукой кукловода, поэтому
совр. т-ры кукол обычно применяют в своих спектаклях такие куклы. А. Ф.
ВЕРХОВЙНЕЦ (наст. фам.- Костив), Василий Николаевич [24.XII.1879 (5.
I. 1880)-11.IV. 1938] - украинский советский композитор, дириж„р и
фольклорист. Творч. деятельность начал в 1899. Муз. образование получил
у Г. Любомирского и Н. Лысенко. В 1906-19 работал акт„ром, затем
хормейстером и дириж„ром т-ра М. К. Садовского. Записывал нар. песни,
изучал нар. танцы. В 1929 организовал женский хоровой танцевальный
ансамбль"Ж1нхоранс"; в 1936 ансамбль исполнял в пост. В. танцы к опере
"Наталка Полтавка" Лысенко в Т-ре оперы и балета им. Шевченко (Киев).
В.- основоположник жанра "театрализованной песни", охарактеризованного
им в трудах "Украинская свадьба" (1912), "Теория украинского народного
танца" (1919-20) и др. Занимался педагогич. деятельностью. Я. Бор.
ВЕРХОВСКИЙ, Никита Юрьевич [11 (24). XI. 1903 - 8. II. 1954] -
русский советский театральный критик. Учился в Ин-те истории иск-в в
Ленинграде. Лит. деятельность начал в 1921. В течение ряда лет писал
рецензии на спектакли ленингр. т-ров. Был первым исследователем сов.
иск-ва художеств. чтения. Автор монографий о сов. мастерах художеств.
слова. Редактор и автор вступ. статьи книги А. Я. Заку-шняка "Вечера
рассказа" (1940).
Соч.: Книга о чтецах..., М.-Л., 1950; Д. Н. Журавлэв, М., 1951; E. И.
Тиме, Л., 1951. В. П.
ВЕРЦЙНЬСКИЙ (Wiercinski), Эдмунд (19.11. 1899- 13. IX. 1955)-польский
акт„р, режисс„р, театр. педагог. Школьные годы пров„л в России. В 1921,
будучи студентом Варшавского ун-та, вступил в труппу "Редута", в составе
к-рой в 1925 выехал в Вильно. Наиболее значит, режисс„рской работой В. в
20-е гг. была пост. пьесы "Сон" Крушевской, возобновл„нная им в "Т-ре
Новом" в Познани (1927), куда он переш„л вместе с группой молод„жи. В
дальнейшем В. работал в т-рах
Лодзи ("Гамлет", 1930), Львова ("Ч„рное гетто" 0'Ни-ла, "Сон в летнюю
ночь" Шекспира, оба в 1932), ставил спектакли в "Т-ре Польском" в
Варшаве ("Маска?ад" Ивашкевича, 1938), "Т-ре Народовом" и др. В 932-33
сотрудничал с известными театр. деятелями и режисс„рами С. Ярачем и Л.
Шиллером в т-ре "Ате-неум".В Варшаве в 1941 во время нем. оккупации
вместе с Шиллером организовал подпольный театр. совет ("Рада
театральна"), разрабатывавший программу возрождения польского т-ра после
освобождения, преподавал в конспиративно существовавшей театр. школе.
После освобождения Польши в 1945-46 работал в "Т-ре Войска Польского"
(Лодзь), затем -в "Т-ре Польском" в Варшаве ("Фантазии" Словацкого,
Страницы: «« « 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |