|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 » »» Засл. арт. Латв. ССР (1947). В 1913 окончила драм. курсы Е. Дубура и
вступила в труппу Нового Рижского т-ра. После непродолжительной работы в
Нац. т-ре перешла в 1921 в Художеств. т-р (Рига), где работала с
небольшими перерывами до конца жизни. В первый период деятельности этого
т-ра была его ведущей актрисой, играла ответственные трагедийные и
комедийные роли. Пользовалась большой популярностью у зрителей. Роли:
Ария ("Индулис и Ария" Райниса, 1930), Мирандолина ("Трактирщица"
Гольдони, 1924), Елизавета ("Дон Карлос" Шиллера, 1928), Эсмеральда
("Собор Парижской богоматери" по Гюго, 1929). Среди лучших ролей
последнего периода творчества - Мелания ("Егор Бу-лычов и другие"
Горького, 1946). К. К.
ВЙЗЕНТЙНИ (Visentini), Томмазо Антонио (1682- 1739) - итальянский
акт„р комедии дель арте. Создал маску Томассина (один их вариантов
Арлекина). С 1716 выступал в Париже в труппе Л. Риккобони. В исполнении
ролей Арлекина В. сочетал традиционный комизм лацци с патетич.
чувствительностью, своей игрой стремился не только рассмешить, по и
растрогать зрителей. В. был первым акт„ром т-ра "Комеди Итальенн"
(Париж), к-рый использовал смешанный итало-франц. жаргон, вошедший с
1718 в практику итал. акт„ров во Франции. Р. X.
ВЙЙРА, Аугуст Пеэтерович (28. III. 1853 - 30. III. 1919) - эстонский
театральный деятель, режисс„р, дириж„р. В 1878-1903 руководил
театральной труппой "Ванемуйне". Начав свою деятельность в 70-е гг., В.
непосредственно участвовал в борьбе за нац. культуру, формирование эст.
т-ра, продолжая демократич. традиции Л. Койдулы. Спектакли,
осуществл„нные В. (как дириж„ром и постановщиком) в 80-е гг., отличались
гуманистич. направленностью, романтич. тенденциями, способствовали
популяризации сценич. иск-ва среди широких масс зрителей.
В. был основоположником эст. муз. т-ра; пост. спектакли: "Прециоза"
Вебера (1883), "Корневильские колокола" Планкета (1885), "Фатиница"
Зуппе (1887), "Цыганский барон" Штрауса (1889), "Иосиф в Египте" Мегюля
(1899). Среди пост. эст. драматургии:
"Помешательство Муру Мику" Кундера (1880), "Артур и Анна" Якобсона
(1883), "Этакий Мульк" Койдулы (1884), "Отставной солдат" Кундера
(1886). В. первый вв„л в репертуар эст. т-ра произв. классики: "Магомет"
Вольтера (1885), "Скупой" (1886); "Венецианский купец" (1888),
"Укрощение строптивой" (1889) Шекспира. Позднее (в 90-е годы) В.
начинает ориентироваться на вкусы мелкобурж. зрителя. Репертуар
руководимого им т-ра вс„ более заполняют псевдороман-тич., претендующие
на сенсационность постановки-феерии ("Король туманной горы" по Якобсону,
1894, "Царский гонец" по Жюль Верну, 1898). В. отходит от реалистич.
направления эст. иск-ва илит-ры, и деятельность его теряет сво„
прогрессивное значение в истории эст. т-ра. В 1903 В. вместе с группой
акт„ров уходит из т-ра "Ванемуйне", вместо него приходит новый режисс„р
К. Меннинг, сторонник реалистич. кск-ва. В 1903-13 В. ставил
любительские спектакли в помещении "Бюргермуссе" в Тарту и др. (гл. обр.
муз. постановки).
Лит.: Poldroos P:, Tahtsamaid etappe eesti teatri arenguloost, в кн.:
Eesti Noukogude Teateni, Tallinn, 1956;
Троицкий З.Э., Формирование эстонского театра в борьбе с немецкими
колонизаторами, в сб.: Театральный альманах ВТО, кн. 7, M., 1948. с.
249- 283. JJ ?{p.
ВЙЙТОЛЬ, Карл (1888-1944) - эстонский совет ский артист оперы
(баритон). Пению обучался в Риге и в Италии. Впервые выступил на оперной
сцене в Риге в 1918. В 1918-44 В.- солист т-ра "Эстония". Партии:
Кочубей ("Мазепа" Чайковского), Риголетто;
Скарпиа ("Тоска" Пуччини) и др. В„л концертную деятельность. X. Кыр.
ВЙКЛАНДТ, Ольга Артуровна [р. 24.Х1(7.ХП). 1911 ] - русская советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1949). В 1932-35 занималась в театр. техникуме
при Т-ре им. МОСПС (ученица В. В. Ванина), принимала участие в
спектаклях т-ра. По окончании техникума была принята в труппу этого
т-ра. Работала здесь до 1949 (с 1938- Т-р им. Моссовета). С 1950 -
актриса Моск. драм. т-ра им. Пушкина. Яркая исполнительница бытовых,
остро комедийных ролей: Евгения, Ирина, Сваха ("На бойком месте",
"Последняя жертва" и "Женитьба Бальзаминова" Островского), Атуева
("Свадьба Кречинского"), Мирандолина, Коломбина ("Трактирщица", "Лгун"
Гольдони) и др. Среди лучших ролей В. также: Людмила ("Васса
Железнова"), Анна ("Украденное счастье" Франко), Эмилия ("Отелло"),
Мария Тюдор (о. п. Гюго), Маша ("Жена" Бор-щаговского), Грин„ва
("Московский характер" Соф-ронова), Степанида ("Обида" .Сурова, Ст. пр.
1949) и др. В. снимается в кино. M. Т
ВИКС, Мария Густавовна [р. 14(27).III.1910]- русская советская
артистка оперетты. Заел арт. РСФСР (1942). Пению обучалась у О. Н.
Балабиной (Иркутск), Е. В. Девос-Соболевой (Ленинград) и M. M. Уместнова
(Свердловск). В 1928 работала в Иркутском драм. т-ре, затем в
передвижных опереточных труппах. С 1933 В.- ведущая артистка
Свердловского т-ра муз. комедии. Роли: Маркиза де-Курси ("Табачный
капитан" Щербач„ва, Ст. пр. 1946), Софья ("Свадьба в Малиновке" Б.
Александрова), Марина ("Соловьиный сад" Заславского), Катя ("Жених из
посольства" Шебалина), Елена, Перикола ("Прекрасная Елена", "Перикола"
Оффенбаха), Сильва (о. п. Кальмана), Саф-фи ("Цыганский барон" И.
Штрауса) и др. Обладает ярким лирич. и комедийным дарованием. Исполнение
В. характеризуется высокой сценич. культурой, л„гкостью и темпераментом.
ВИЛА ЛОБОС (Villa-Lobos), Эйтор (5.III.1887- 10.III.1959) -
бразильский композитор, дириж„р и педагог. Основоположник совр.
бразильской музыки. Представитель прогрессивного направления в нац. муз.
культуре. С 6 лет учился музыке у отца, затем брал уроки по теории
композиции у различных педагогов. В 1912 изучал музыку индейских плем„н
Бразилии. Первый концерт из произв. В. Л. состоялся в 1915. С 1931 В. Л.
руководил муз. образованием в школах Бразилии. В сво„м творчестве
опирался на достижения музыкантов-классиков, творчески претворяя мелодии
и ритмы нац. фольклора. Автор опер "Изахт" (1940, Рио-де-Жанейро, в
концертном исполнении), "Малазарт" (1948),балетов"Уйра-ИУРУ" (1935,
Буэнос-Айрес), "Земной танец" (1943, Рио-де-Жанейро), "Фуниль" (1929,
Рио-де-Жанейро), "Вейкуло" (1929) и ряда детских балетов, в которых
использованы индейские нар. сюжеты и напевы. В. Л. принадлежат также
симф. соч., обработки нар. песен и др.
Лит.: M a ri z V., Heitor Villa-Lobos, Rio de Janei-rol949 Paula
Barros C. M. de, O romance de Villa-Lobos, Rio de Janeiro, [1951]. д JU?
ВИЛАР (Vilar), Жан (p. 25.III. 1912)-французский акт„р, режисс„р и
театральный деятель. Родился в г. Сет на юге Франции в семье мелкого
Страницы: «« « 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |