Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 429   430   431   432   433   434   435   436   437  438   439   440   441   442   443   444   445   446   447  » »»

первых латыш. оперных певиц. Засл. деят. иск-в Латв. ССР  (1945).  Пению
обучалась в Риге, Москве, Петербурге и Берлине. После первых  концертных
выступлений (1891) завоевала  широкую  известность  как  исполнительница
латыш. нар. песен. Выступала на сценах нем. оперы в  Лиепае  и  Риге,  с
1913 - в Рижской опере. В нач. 20-х гг. занимала видное место на  латыш.
оперной  сцене.  Партии:  Графиня  ("Пиковая  дама"),  Ангел  ("Демон"),
Кармен; Марта ("Фауст") и др. Занималась педагогич. деятельностью.  Была
организатором  и  руководителем  ансамбля   латышской   народной   песни
(1944-49). Я. В.
   "ВЙГСИНХАЗ" (Vigszinhaz, от vig  -  вес„лый  и  szinhaz  -  театр)  -
венгерский театр. Открыт 1 мая 1896 в Будапеште. В первый  период  своей
деятельности т-р обращался преим. к  л„гкой  франц.  комедии.  Спектакли
отличались ансамблевостью исполнения, но в них проявлялись натуралистич.
тенденции. Первым художеств. рук. и директором был М.  Дитрои,  ведущими
акт„рами - И. Варшаньи, Д. Хегедюш, X. Харасти, 3. Сереми, Э.  Феньвеши,
ф. Танаи, Л. Ни-ко. После первой  мировой  войны  т-р  возглавили  амер.
предприниматели, в репертуар включались пьесы, дал„кие  от  общественной
проблематики.  Богатые  и  пышные  постановки   т-ра   отвечали   вкусам
бурж.-консервативной   публики.   Исключением   явились    пост.    пьес
Чехова-"Дядя Ваня" (1920), "Три сестры"
   (1922), "Иванов" (1923), "Вишн„вый сад" (1924), в  к-рых  с  огромным
успехом выступала И. Варшаньи.В период между 1-й и 2-й мировыми  войнами
репертуар т-ра отличался эклектизмом. Среди лучших пост.  т-ра:  "Ткачи"
(1900), "Перед заходом солнца"  (1932)  Гауптмана,  "Кормилица"  (1902),
"Учительница" (1908) Броди, "Ученик дьявола" Шоу (1906), "Ч орт" (1907),
"Лилиом" (1909) Мольнара, "Голубой песец" Херцега (1917), "Барский  пир"
Морица (1928), "Странная интерлюдия" О'Нила (1929), "Трохгрошовая опера"
Брехта (1930), "Наш город" Уайлдера (1944).
   Во время 2-й мировой войны  здание  "В."  пострадало  от  разрушений.
После освобождения страны (1945) т-р продолжал свою деятельность до 1949
во временном помещении. С 1951  в  заново  восстановленном  здании  "В."
работал Венгерский т-р Нар. Армии, с 1960 получивший название "В.".
   ВИД (Wied), Густав Йоханнес (6.III. 1858-  24.  X.  1914)  -  датский
драматург. Литературную  деятельность  начал  в  1889.  Первые  пьесы  -
"Возвращение домой" (1889), "Брачная ночь" (1892, Студенческое  общество
"Свободный т-р"). Среди пьес, написанных В. после 90-х  гг.,  выделяются
т. н. сатанинские комедии -  своеобразный  жанр  комедии,  созданный  В.
преимущественно для  чтения.  В  этих  пьесах  реплики  действующих  лиц
чередуются с разв„рнутыми авторскими ремарками, являющимися своего  рода
режисс„рскими  комментариями.  Лучшие  произв.  этого   жанра   -   цикл
одноактных  комедий  "Дворянство,  духовенство,  буржуа,   крестьянство"
(1897),  комедия  "Белка  в  колесе"  (1905).  В  них   В.   разоблачает
продажность и лицемерие бурж. об-ва. Эти  пьесы  отличаются  мастерством
диалога и характеристики героев. Однако, как и во  вс„м  творчестве  В.,
критика де1"1ствительности носит в них вследствие  биологич.  подхода  к
объяснению  социальных   явлений   пессимистич.   характер.   Недостатки
композиции и крайний натурализм делали их непригодными для постановки на
сцене.  Успехом  пользовались  комедии  В.  "Старый  павильон"   (1901),
"Волевые  люди"  (пост.  под  назв.  "2х25",  1906)  и  др.,  являющиеся
инсценировками прозы В. и уступающие "сатанинским комедиям"  по  глубине
идейного содержания и сатирической остроте.
   Соч.: Vaerker i Udvalg, bd 1-5, Kbh., 1938; в рус. пер.:
   "2х2 5". Комепия-сатира, М-, [1908]; История  наших  ближних.  Драма,
М., 1911.
   Лит.: Christiansen Р., Gustav Wied., Kbh., 1920.
   Д. А
   ВИДАЛЬ (Vidai), Поль Антонин (16. VI. 1863-9.V. 1931)  -  французский
дириж„р, композитор и педагог. Музыке обучался в консерваториях Тулузы и
Парижа. Работал в Париже: в 1889-92-в т-ре "Гранд-Опера" хормейстером, в
1892-1906 - дириж„ром оркестра, в 1914-19- директором  муз.  части  г-ра
"Опера комик". С  1884  В.-  профессор  Парижской  консерватории.  Автор
балета "Маладетта" (1893, "Гранд-Опера", Париж), комич. оперы  "Герника"
(1895, "Опера комик", Париж),  опер  "Бургундка"  (1898),  "Императрица"
(1901), "Рамсес" (1908), оперетты "Эрос" (1892, "Буфф-Паризьен", Париж),
дивертисментов (в т. ч. "Русский праздник"; пост. 1893,  "Гранд-Опера"),
сценич. музыки (в т. ч. к пьесе "Королева Фьяметта"  К.  Мендеса;  пост.
1898, т-р "Одеон", Париж) и др. Рим. пр. (1883). Я. Ш.
   ВЙДМАН   (Widmann),   Йозеф   Виктор   [20.   II.   1842,    Ненновпц
(Моравия),6.II.1911, Берн]- швейцарский писатель,  драматург.  Учился  в
Германии в ун-тах Гейдельберга и Иены (на теологич. ф-те). По завершении
образования переехал в Швейцарию, где в 1862 начал лит. деятельность.  В
кач-ве публициста В. выступал против войны, в поддержку  рус.  революции
1905-07, защищал M. Горького. Драматургия  В.  близка  к  прогрессивному
романтизму,  в  ней  преобладают  республиканские  демократич.   мотивы.
Написал пьесу-сказку "Похищенное покрывало" (1864),  драму  на  античный
сюжет "Ифигения в Дельфах" (1865), историч. драмы "Эразм  Роттердамский"
(1865), "Орго-терикс" (1867), "Королева Востока" (1878),  драму  "По  ту
сторону добра и зла" (1893), направленную против философии Ф. Ницше.
   Лит.: Widmann M. und E., J.  V.  Widmann.  Ein  Lebensbild,  Bd  1-2,
Frauenfeld, 1922-24; Strasser  Gh.,  J.  V.  Widmann,  der  Dichter  und
Kulturerzieher des Volkes, Zurich, [1942j. M. B.
   ВИДОР  (Widor),  Шарль  Мари  (24.  II.  1845  -  i2.  III.  1937)  -
французский композитор, органист, дириж„р и педагог. Отец  В.  родом  из
Эльзаса; происходил из венг. семьи. Музыке обучался  в  консерватории  в
Брюсселе у Н. Ж. Лемменса (орган) и Ф.  Ж.  Фетиса  (композиция).  Автор
опер "Рыбаки св. Жанна" (1905, т-р "Опера комик", Париж) и"Нерто" (1924,
т-р "Гранд-Опера", Париж), комич. оперы  "Мэтр  Ам-брос"  (1886,  "Опера
комик"), балета  "Корригана"  (1880,  "Гранд-Опера"),  пантомимы  "Жанна
д'Арк" (1890), музыки к пьесам "Двенадцатая ночь"  Шекспира  (на  франц.
сцене  под  назв.  "Апрельская  сказка",  1885,  Париж,  т-р   "Одеон"),
"Якобиты" Konne (1885), церковной .музыки, симф., камерно-инструмент.  и
др. соч. В 1890-1905 В.- проф. Парижской консерватории. В  1914  основал
органную школу в Париже. Был секретар„м Академии изящных иск-в.
   Лит.: Reynaud H., L'oeuvre de Ch. Marie Widor, Lyon, 1900; R  u  p  p
E., Gh. Marie Widor, P., 1912.
   ВИДУП1АКА - традиционный образ шута в индийской  классической  драме.
В.-  Друг  и  наперсник  героя  пьесы;   говорит   на   пракрите   (лит.
стилизованная форма нар. языка). Своими забавными выходками В.  оттеняет
драм. моменты пьесы. Образ В. заимствован из народного т-ра. В. Э.
   ВЙЕСТУР, Эмилия Яновна (21. V. 1891-6. IX. 1947) - латышская актриса.

Страницы: «« « 429   430   431   432   433   434   435   436   437  438   439   440   441   442   443   444   445   446   447  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия