|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 » »» режисс„р. Нар. арт. УССР (1954). Член КПСС с 1944. В 1935 по окончании
Ле-нингр. театр. ин-та поступил в Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола.
С 1937 работает на Украине как акт„р и режисс„р: в Ворошиловградском
ТЮЗе (1937- 1944), Кировоградском рус. т-ре (1944-50), Одесском т-ре
Сов. Армии (ныне Львовский т-р Прикво, 1950-51), с 1952- гл. режисс„р
Луганского рус. т-ра. Драм. силой отмечены образы Корчагина ("Как
закалялась сталь"), Макара Дубравы (о. п. Корнейчука), Жадова ("Доходное
место") и др. С обличительной остротой играл Фаюнина ("Нашествие").
Режисс„рской деятельностью начал заниматься в 1939 в Ворошиловградском
ТЮЗе. Пост. спектакли: "Разлом" (1947);
"Макар Дубрава" Корнейчука (1948), "Бесприданница" (1951); "Ученик
дьявола" Шоу (1949) и др. С. 3.
ВЕТТЕРГРЕН (Wettergren), наст. фам.- Поль-сон (Palson), Гертруд (р.
7. II. 1897) - шведская артистка оперы (меццо-сопрано). Дочь известного
певца Н. Польсона. Пению обучалась первоначально у своего отца, затем-в
Стокгольмской консерватории, к-рую окончила в 1920; ученица О.
Лейдстр„ма, Г. Братта и X. Ингебьярта. Впервые выступила на оперной
сцене в Стокгольме в 1922. В последующие годы выступала также в т-рах
Копенгагена (1928), Хельсинки (1933), Риги (1935). Исполнение певицы
отличалось тонким чувством стиля, эмоциональностью. В 1935-38 В.солистка
т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Гастролировала в Канаде, Англии,
Скандинавии, Австрии, Чехословакии и др. странах. Партии: Орфей ("Орфей
и Эвридика" Глюка), Керу-бино ("Свадьба Фигаро"), Далила ("Самсон и
Далила" Сен-Санса),Марфа, Марина Мнишек ("Хованщина", "Борис Годунов"),
Фрика, Брангена, Венера ("Золото Рей-на", "Тристан и Изольда",
"Тангейзер"), Амнерис ("Ап-да"), Иродиада, Октавиан ("Саломея", "Кавалер
роз" Р. Штрауса) и др. В. способствовала развитию нац. оперного иск-ва
Швеции, исполняя ряд партий в операх шведских композиторов: Оклонна
("Адиль из Эльсива" Петерсон-Бергера), Леди ("Реза в Америке"
Розенбер-га), Сингоала (о. п. Фрумери) и др. Л. М.
ВЕТТЕРГРЕН (Wettergreen), Рагна (р. 19. IX. 1866) - норвежская
актриса. Сценич. деятельность начала в 1886 (Христиания). В 1899-1940
играла в Национальном т-ре в Осло (в 1905-09 - в т-ре Фаль-стр„ма).
Творчество В. характеризовалось противоречивостью. Являясь одной из
ведущих актрис реалистического по направленности т-ра, В. тяготела к
сце-нич. воплощению душевно-изломанных характеров. Исполняла роли: Гедда
Габлер, фру Боркман, Ребекка, Гина Экдаль ("Гедда Габлер", "Джон
Габриель Боркман", "Росмерсхольм", "Дикая утка" Ибсена), Алиса ("Пляска
смерти" Стриндберга) и др. Исполнение В. отличалось утонч„нным
изяществом, пластич. выразительностью.
Лит.: Konneberg A., Nationaltheatret gjennom fem-tf ar, Oslo, 1949.
Cm. P.
ВЕФЙК-ПАША (Vefik Pa-a), Ахмет (3.VIII.1823- 2.IV.1891) - турецкий
государственный деятель, писатель, историк. В 1834-37 учился в Париже.По
возвращении на родину занимал (с 1839) крупные гос. должности. Член
Академии (с 1856), профессор истории ун-та (с 1863) в Константинополе
(Стамбуле). В 1863 начал лит. деятельность; среди работ В.-п. - первые в
Турции переводы и переработки пьес Мольера. С 1879 был губернатором
Бурсы, где основал т-р, в к-рый привл„к акт„ров Фасульяджияна, Ахмеда
Фехима и др. В.-п. принимал участие в пост. перевед„нных им комедий
Мольера, присутствовал на репетициях и давал советы акт„рам, касавшиеся
интерпретации образов, и др. Деятельность В.-п. оказала значительное
влияние на формирование турецкого т-ра. Л. Д., Л. Ай.
ВЕЧЕРА РАССКАЗА - литературно-эстрадный жанр; лит. вечера одного
чтеца-исполнителя. Жанр "В. р." создан в 1924 артистом-чтецом А. Я.
Закуги-няком. Программы В. р. состоят из лит. произведений, исполняемых
чтецом в форме живой, непринужд„нной .беседы со слушателями. В эти
программы обычно входят как небольшие произведения (рассказы, новеллы),
так и лит. композиции по романам, повестям. Форма В. р. получила широкое
распространение на сов. эстраде.
Лит.: Закушняк А., Вечера рассказа. Воспоминания; тексты..., М.-Л.,
1940. Ев. Г.
ВЕЧЕСЛОВ, Сергей Михайлович [р. 4(17) X. 1900]- русский советский
акт„р. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1924 окончил Высшие театр. мастерские
Малого т-ра. С того же года - акт„р Студии Малого т-ра (впоследствии
Новый т-р, Драм. т-р под рук. режисс„ра Ф. И. Каверина). Роли: Гурон
("Дикарь" по Вольтеру), Ури-эль Акоста (о. п. Гуцкова), Эрик
("Кино-роман" Кайзера), Незнамов ("Без вины виноватые"), Тони ("Ночь
ошибок" Гольдсмита), Василий ("Тот, кого искали" Раскина и Слободского;
пост. В.). В 1944-59 В. -в труппе Т-ра им. Маяковского. Акт„р скупой и
сдержанной манеры игры, В. находит для каждой роли точные и строгие
краски. Психологически тонко раскрывал В. сущность фашиста Иоганнеса
("Два лагеря" Якобсона, 1949), расиста Холмса ("Дорога свободы" Фаста),
с большой эмоциональной силой играл роли Горация Гидденса ("Лисички"
Хелман, 1945), Юлиуса Фучика ("Прага оста„тся
моей"Буряковского,1950).(7./\
ВЕЧЕСЛОВА, Татьяна Михайловна [р. 12 (25). II. 1910] - русская
советская артистка балета. Засл. деят. искусств РСФСР (1957). В 1928 по
окончании Ленингр.хореографич. уч-ща (класс А. Я. Вагановой) была
принята в балетную труппу Ленингр. т-ра оперы и балета (ныне им.
Кирова). Дебютировала в партии Гюль-нары ("Корсар" Адана, Пуни). В
искусстве В. драматич. дарование сочетается с изяществом и отточенностью
танц. формы. В. создала лирич. образы - Аврора, Одетта-Одил-лия, Жизель,
Золушка; комедийные-Лиза ("Тщетная предосторожность"), Нунэ ("Гаянэ"),
Паскуала ("Лау-ренсия") ; драматические-Эсмеральда, Тао Хоа, Зарема и
др. В 1933-34 выезжала на гастроли в США. Окончила сценическую
деятельность в 1953. В. была художественным руководителем Ленингр.
хореографического училища (1952-54). С 1955 - педагог-репетитор балетной
труппы Т-ра оперы и балета им. Кирова.
Лит.: Кремшевская Г. Д., ...Татьяна Михайловна Вечеслова, Л., ВТО,
1951; Слонимский Ю-, Советский балет. Материалы к истории сов. балетного
театра, М.-Л., 1950. В. Ч.
ВЕШАМ - традиционный персонаж в малабар-ских (Индия) народных
театральных представлениях (на малаяльском яз.) катакхали. Насчитывается
12 В., разделяющихся на 5 категорий соответственно характеру ролей и
традиционному гриму: "зел„ный В."- роли богов и героев; "В. ножа" -
противники богов;
"бородатый В." - лесные дикари; "гладкий В." - мудрецы, святые,
богини и царицы; "черный В."- женщины-демоны. В. Э.
ВЕШЕР (Wascher), Ариберт (р. 1. XII. 1895)- немецкий акт„р и
Страницы: «« « 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |