Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 426   427   428   429   430   431   432   433   434  435   436   437   438   439   440   441   442   443   444  » »»

режисс„р. Нар. арт. УССР (1954). Член КПСС с 1944. В 1935  по  окончании
Ле-нингр. театр. ин-та поступил в Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола.
С 1937 работает на Украине как акт„р  и  режисс„р:  в  Ворошиловградском
ТЮЗе (1937- 1944), Кировоградском рус.  т-ре  (1944-50),  Одесском  т-ре
Сов. Армии (ныне Львовский т-р Прикво, 1950-51), с  1952-  гл.  режисс„р
Луганского рус.  т-ра.  Драм.  силой  отмечены  образы  Корчагина  ("Как
закалялась сталь"), Макара Дубравы (о. п. Корнейчука), Жадова ("Доходное
место") и др. С  обличительной  остротой  играл  Фаюнина  ("Нашествие").
Режисс„рской деятельностью начал заниматься в 1939  в  Ворошиловградском
ТЮЗе. Пост. спектакли: "Разлом" (1947);
   "Макар Дубрава" Корнейчука (1948),  "Бесприданница"  (1951);  "Ученик
дьявола" Шоу (1949) и др. С. 3.
   ВЕТТЕРГРЕН (Wettergren), наст. фам.- Поль-сон (Palson),  Гертруд  (р.
7. II. 1897) - шведская артистка оперы (меццо-сопрано). Дочь  известного
певца Н. Польсона. Пению обучалась первоначально у своего отца,  затем-в
Стокгольмской  консерватории,  к-рую  окончила  в   1920;   ученица   О.
Лейдстр„ма, Г. Братта и X.  Ингебьярта.  Впервые  выступила  на  оперной
сцене в Стокгольме в 1922. В последующие годы выступала  также  в  т-рах
Копенгагена (1928), Хельсинки (1933),  Риги  (1935).  Исполнение  певицы
отличалось тонким чувством стиля, эмоциональностью. В 1935-38 В.солистка
т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Гастролировала в  Канаде,  Англии,
Скандинавии, Австрии, Чехословакии и др. странах. Партии: Орфей  ("Орфей
и Эвридика" Глюка), Керу-бино  ("Свадьба  Фигаро"),  Далила  ("Самсон  и
Далила" Сен-Санса),Марфа, Марина Мнишек ("Хованщина", "Борис  Годунов"),
Фрика,  Брангена,  Венера  ("Золото  Рей-на",   "Тристан   и   Изольда",
"Тангейзер"), Амнерис ("Ап-да"), Иродиада, Октавиан ("Саломея", "Кавалер
роз" Р. Штрауса) и др. В. способствовала развитию нац.  оперного  иск-ва
Швеции, исполняя ряд партий  в  операх  шведских  композиторов:  Оклонна
("Адиль  из  Эльсива"  Петерсон-Бергера),   Леди   ("Реза   в   Америке"
Розенбер-га), Сингоала (о. п. Фрумери) и др. Л. М.
   ВЕТТЕРГРЕН (Wettergreen),  Рагна  (р.  19.  IX.  1866)  -  норвежская
актриса. Сценич. деятельность начала в 1886  (Христиания).  В  1899-1940
играла в Национальном т-ре в Осло (в  1905-09  -  в  т-ре  Фаль-стр„ма).
Творчество В.  характеризовалось  противоречивостью.  Являясь  одной  из
ведущих актрис реалистического по направленности  т-ра,  В.  тяготела  к
сце-нич. воплощению душевно-изломанных характеров. Исполняла роли: Гедда
Габлер,  фру  Боркман,  Ребекка,  Гина  Экдаль  ("Гедда  Габлер",  "Джон
Габриель Боркман", "Росмерсхольм", "Дикая утка" Ибсена), Алиса  ("Пляска
смерти"  Стриндберга)  и  др.  Исполнение   В.   отличалось   утонч„нным
изяществом, пластич. выразительностью.
   Лит.: Konneberg A., Nationaltheatret gjennom fem-tf ar,  Oslo,  1949.
Cm. P.
   ВЕФЙК-ПАША (Vefik Pa-a), Ахмет (3.VIII.1823-  2.IV.1891)  -  турецкий
государственный деятель, писатель, историк. В 1834-37 учился в Париже.По
возвращении на родину занимал (с  1839)  крупные  гос.  должности.  Член
Академии (с 1856), профессор истории ун-та (с  1863)  в  Константинополе
(Стамбуле). В 1863 начал лит. деятельность; среди работ В.-п. - первые в
Турции переводы и переработки пьес  Мольера.  С  1879  был  губернатором
Бурсы, где основал т-р, в к-рый привл„к  акт„ров  Фасульяджияна,  Ахмеда
Фехима и др. В.-п. принимал участие  в  пост.  перевед„нных  им  комедий
Мольера, присутствовал на репетициях и давал советы акт„рам,  касавшиеся
интерпретации образов, и др.  Деятельность  В.-п.  оказала  значительное
влияние на формирование турецкого т-ра. Л. Д., Л. Ай.
   ВЕЧЕРА РАССКАЗА -  литературно-эстрадный  жанр;  лит.  вечера  одного
чтеца-исполнителя. Жанр "В. р." создан  в  1924  артистом-чтецом  А.  Я.
Закуги-няком. Программы В. р. состоят из лит. произведений,  исполняемых
чтецом в форме живой,  непринужд„нной  .беседы  со  слушателями.  В  эти
программы обычно входят как небольшие произведения (рассказы,  новеллы),
так и лит. композиции по романам, повестям. Форма В. р. получила широкое
распространение на сов. эстраде.
   Лит.: Закушняк А., Вечера рассказа. Воспоминания;  тексты...,  М.-Л.,
1940. Ев. Г.
   ВЕЧЕСЛОВ, Сергей Михайлович [р. 4(17)  X.  1900]-  русский  советский
акт„р. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1924 окончил Высшие театр.  мастерские
Малого т-ра. С того же года - акт„р  Студии  Малого  т-ра  (впоследствии
Новый т-р, Драм. т-р под рук. режисс„ра Ф.  И.  Каверина).  Роли:  Гурон
("Дикарь"  по  Вольтеру),  Ури-эль  Акоста   (о.   п.   Гуцкова),   Эрик
("Кино-роман" Кайзера), Незнамов ("Без  вины  виноватые"),  Тони  ("Ночь
ошибок" Гольдсмита), Василий ("Тот, кого искали" Раскина и  Слободского;
пост. В.). В 1944-59 В. -в труппе Т-ра им. Маяковского. Акт„р  скупой  и
сдержанной манеры игры, В. находит для  каждой  роли  точные  и  строгие
краски. Психологически тонко раскрывал  В.  сущность  фашиста  Иоганнеса
("Два лагеря" Якобсона, 1949), расиста Холмса ("Дорога свободы"  Фаста),
с большой эмоциональной силой играл  роли  Горация  Гидденса  ("Лисички"
Хелман,      1945),      Юлиуса      Фучика       ("Прага       оста„тся
моей"Буряковского,1950).(7./\
   ВЕЧЕСЛОВА, Татьяна Михайловна  [р.  12  (25).  II.  1910]  -  русская
советская артистка балета. Засл. деят. искусств РСФСР (1957). В 1928  по
окончании  Ленингр.хореографич.  уч-ща  (класс  А.  Я.  Вагановой)  была
принята в балетную  труппу  Ленингр.  т-ра  оперы  и  балета  (ныне  им.
Кирова). Дебютировала в  партии  Гюль-нары  ("Корсар"  Адана,  Пуни).  В
искусстве В. драматич. дарование сочетается с изяществом и отточенностью
танц. формы. В. создала лирич. образы - Аврора, Одетта-Одил-лия, Жизель,
Золушка; комедийные-Лиза ("Тщетная предосторожность"),  Нунэ  ("Гаянэ"),
Паскуала ("Лау-ренсия") ; драматические-Эсмеральда, Тао  Хоа,  Зарема  и
др.  В  1933-34  выезжала  на  гастроли  в  США.  Окончила   сценическую
деятельность в  1953.  В.  была  художественным  руководителем  Ленингр.
хореографического училища (1952-54). С 1955 - педагог-репетитор балетной
труппы Т-ра оперы и балета им. Кирова.
   Лит.: Кремшевская Г. Д., ...Татьяна Михайловна  Вечеслова,  Л.,  ВТО,
1951; Слонимский Ю-, Советский балет. Материалы к истории сов. балетного
театра, М.-Л., 1950. В. Ч.
   ВЕШАМ  -  традиционный  персонаж  в  малабар-ских  (Индия)   народных
театральных представлениях (на малаяльском яз.) катакхали. Насчитывается
12 В., разделяющихся на 5 категорий  соответственно  характеру  ролей  и
традиционному гриму: "зел„ный В."- роли богов  и  героев;  "В.  ножа"  -
противники богов;
   "бородатый В." - лесные  дикари;  "гладкий  В."  -  мудрецы,  святые,
богини и царицы; "черный В."- женщины-демоны. В. Э.
   ВЕШЕР  (Wascher),  Ариберт  (р.  1.  XII.  1895)-  немецкий  акт„р  и

Страницы: «« « 426   427   428   429   430   431   432   433   434  435   436   437   438   439   440   441   442   443   444  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия