Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 419   420   421   422   423   424   425   426   427  428   429   430   431   432   433   434   435   436   437  » »»

закономерностей в обществ,  жизнь  приводило  веристов  к  пессимизму  и
фатализму, заставляло их нередко искать выхода из нищеты и  страданий  в
религии. Характерной особенностью В. был ре-гионализм, т. е. внимание  к
жизни  деревень,  маленьких  городов  и  местечек  в   противоположность
ориентации  натуралистов  других  стран  на  изображение  жизни  больших
городов,   столиц   и   крупных   индустриальных   центров    (увлечение
регионализмом в Италии происходило вследствие длительной раздробленности
страны).  Положительное  значение  творчества  веристов  -  в  правдивом
изображении жизни  простых  людей,  нищеты,  порожд„нной  бурж.  строем.
Отрицательная сторона  -  локальная  ограниченность  тематики,  мешавшая
созданию лит. произв. общенационального значения. Только  Верге  удалось
поставить в своих произв. проблемы, волновавшие трудящихся всей Италии.
   Несмотря на теоретич. провозглашение веристами  объективизма,  им  не
удавалось  бесстрастно  излагать  в  своих  произв.  житейские  факты  и
явления. Стиль В. в лит-ре, т-ре и музыке (гл. обр.  в  муз.  т-ре)  был
подч„ркнуто эмоциональным, нередко  сентиментальным,  мелодраматическим.
Эмоциональная выразительность, острый  драматизм,  яркая  театральность,
сочетавшиеся с волнующей жизненностью сюжетов и правдивым отображением в
музыке духовной жизни обыкновенных людей, были основой  широкого  успеха
итал. верист-ской  оперы,  первым  совершенным  образцом  к-рой  явилась
одноактная опера "Сельская честь" Масканьи (1890), написанная  на  сюжет
одноим„нной  новеллы  Дж.  Верги  (1880).  Вслед   за   Масканьи   этому
направлению последовали Леонкавалло (опера "Паяцы", 1892) и  Д.  Пуччини
("Манон Леско", 1893, "Богема" 1896, "Тоска", 1900, "Чио-Чио-сан", 1904.
и Др.), их оперы часто строились на  сюжетах,  заимствованных  у  франц.
писателей-реалистов 19 в.,  и  выражали  характерные  особенности  стиля
веристской  оперы:   преувеличенность   драматич.   экспрессии,   обилие
иллюстративных муз. кусков, пристрастие к мелодизирован-ному речитативу.
В 20 в. В. как направление в опере потерял сво„  значение.  Менее  яркое
отражение В. получил  в  итал.  драм.  т-ре.Он  проявился  в  творчестве
акт„ров диалекталыюго т-ра- А. Новелли, Дж. Гоцци, Дж.  Грассо,  и  лит.
т-ра - Э. Новелли Э. Цаккони. В  творчестве  Цаккони  В.  приблизился  к
физиологич. натурализму школы Золя и сложился в систему, носившую подчас
ярко выраженный психопатологич. отпечаток.
   Лит.: С а р u an a L., Gli "ismi" contemporanei, Catania, 1898;  V  o
Dle г K., Italienische Literatur der Gregenwart von  der  Romantik  zura
Futurismus,  Hdib.,  1914;Cremieux  B.,  Panorama  de   la   litterature
italienne centem poraine, Р., 1928;
   Huberti Gr., Storia del teatro contemporaneo, Bologna,1931;
   Russo L., Giovanni Verga, 4 ed., Bari, 1947; B a s t i a-n e  l  l  i
G., MusicTsti di oggi e di ieri, Mil., 1914. Д. Мок.
   ВЕРИКОВСКИЙ, Михаил  Иванович  [р.  9(21).  X  1.1896]  -  украинский
советский композитор и дириж„р. Засл. деят. иск-в УССР  (1944).  В  1923
окончил Киевскую консерваторию. В 1919 - дириж„р рабочих хоров. Принимал
участие в "Товариществе им. Леонтовича"  и  "Всеукраинском  товариществе
революционных музыкантов". В 1926-28 В.- дириж„р Киевского, в 1928 -  35
- Харьковского оперных т-ров. Автор опер "Дела небесные" (1931, Одесский
т-р оперы и балета), "Сотник" (1939, там же), "Вий" (1946), муз. комедии
"Батрачка" по повести Т. Шевченко (1943, Иркутск), первого  укр.  балета
"Пан Каневский" (1931, Харьковский т-р оперы и  балета),  симфонических,
хоровых и др. произведений. Написал музыку ко мн. спектаклям и  фильмам.
Вед„т педагогическую работу (с 1946-профессор Киевской консерватории).
   Лит.:  Гр?нченко  M.,  Музичн?  силуети,  l.  M.  ?.   Be-рик?вський,
"Музика", Кив, 1925, ј 2, с. 82-87. С. Гр.
   ВЕРИХ (Werich), Ян (р. 6.II.1905) - чехословацкий акт„р и  драматург.
Театр. деятельность начал  в  1922  в  студенческих  кружках.  Вместе  с
акт„ром и драматургом И.  Восковцем  писал  остро  сатир  ич.  пьесы  на
поли-тич. темы и принимал участие в их постановках. В 1927 В. и Восковец
вошли в  труппу  т-ра  политич.  сатиры  "Освобожд„нный  театр",  основу
репертуара к-рого составляли сатирич. комедии  В.  и  Восковца:  "Остров
динамита", "Север против юга",  "Цезарь",  "Разбойник  Робин",  "Ос„л  и
тень", "Паноптикум",  "Баллада  из  тряпья",  "Тяж„лая  Барбара"  и  др.
Ведущие роли в этих комедиях исполняли авторы (под псевдонимом  "V  W").
В. создал маску тучного здоровяка, Восковец -  подвижного  и  разбитного
собеседника.  Для  иск-ва  В.  характерна  большая  человечность,  юмор,
л„гкость импровизации, эмоциональность. Накануне оккупации  Чехословакии
"Освобожд„нный т-р" был закрыт; В. вместе с Восковцем и комп. Я.  Ежеком
эмигрировал в США. По возвращении на родину  после  освобождения  страны
(1945) В. восстановил этот театр (см. "АБЦ"), до  1959  возглавлял  его;
выступает (после отъезда Восковца в США) с акт„ром М. Горничеком.  Роли:
2-й на„мный солдат ("Тяж„лая Барбара"), Еохан ("Баллада из тряпья"), Тит
Папулий  ("Цезарь")  и  др.  Спектакли,  поставленные   В.,   отличаются
ч„ткостью мизансцен,  динамичностью.  В.  снимается  в  кино  (в  фильме
"Пекарь императора" одновременно играет роли пекаря и  императора,  Гос.
пр. в 1952).
   Лит.: VW [Voskovec a  Werichi.  Hry  osvobozeneho  divadla,  dl  1-4,
Praha, 1956-59. Л. Сол.
   ВЕРМЕНИЧ, Андрей Андреевич (р. 22. VII. 1897)-  украинский  советский
акт„р. Нар. арт. УССР (1957). Член КПСС с 1944. В 1917 впервые  выступил
на укр. сцене в роли Султана ("Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовского).
До 1930 работал в передвижных т-рах,  в  1930-34  -  в  укр.  музкомедии
(Донбасс).  В  193."  окончил  (заочно)  ГИТИС.  С   1934   работает   в
Днепропетровском  укр.  т-ре  им.  Шевченко.   В.-   яркий   комедийный,
характерный  акт„р.  Роли:  Карась  ("Запорожец  за  Дунаем"),  Черевик,
Каленик ("Сорочинская  ярмарка",  "Майская  ночь"  по  Гоголю),  Бублик,
Макар, Морж ("Платон Кречет", "Макар Дубрава", "Почему улыбались зв„зды"
Корнейчука), Кряж ("Вес„лка" Зарудного), Хрен ("Навеки вместе" Дмитерко,
Ст. пр. 1951). Я. Д.
   ВЕРМШПЕВ, Александр Александрович [псевдонимы -  Александр  Савицкий,
С. A., Save (партийная кличка) и др.] (29. Vlil. 1879 - 31. Vlil.  1919)
- русский советский драматург, поэт, журналист. Член РКП(б)  с  1903.  В
1904-06 подвергался арестам, а затем был выслан на Кавказ (в Тифлис).  В
1908 написал свою первую пьесу "За правдой", посв. событиям 9 янв. 1905,
призывавшую к революции. Пьеса была за-пре-щена, а В. привлеч„н к  суду.
В. учился в  Петербургском  и  Юрьевском  (Тартуском,  окончил  в  1910)
университетах.  В  1910-15  написал  ряд  пьес   ("Гонцы",   "Банкроты",
"Лихацкая любовь" и др.). Выступал как театральный критик. В последующие
годы целиком отда„тся революционной работе, выполняя  различные  задания
партии. В 1918 написал пьесу "Праздник сатаны". В  1919  -  сво„  лучшее
произведение - пьесу "Красная правда",  показывающую  процесс  осознания

Страницы: «« « 419   420   421   422   423   424   425   426   427  428   429   430   431   432   433   434   435   436   437  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия