|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 » »» начали преследовать диалектальный т-р, в творчестве
В. наметился нек-рый спад, социальная проблематика в его пьесах была
вытеснена проблематикой этической. В 1944 В. оставил сцену.
Соч.: Trentacruattro commedie scelte da tutto il teatro [a cura di
Lucio Ridenti], v. 1-2, (Torino], 197.
Лит.: Pandolfi V., Tutto il teatro di R. Viviani, "II Dramma", 1956,
ј 233, febbraio, p,
ВИВЬЕН, Леонид Сергеевич (р. 29. IV. 1887) -рус-ский советский
режисс„р, акт„р, педагог. Нар. арт. СССР (1954). Член КПСС с 1954. В
1910 окончил Поли-технич. ин-т в Петербурге (инженер по железобетонным
сооружениям). В том же году поступил в Петерб. театр. уч-ще (класс В. Н.
Давыдова). CI 911 выступал насцене Александрийского т-ра. По окончании
уч-ща (1913) был зачислен в труппу этого т-ра (ныне Ленингр. академич.
т-р драмы им. Пушкина). Создал точные по сценич. рисунку, ч„ткие по
мысли образы Хлестакова, Не-знамова; Глумова ("На всякого мудреца
довольно простоты"), Хиггинса ("Пигмалион" Шоу), Карандышева
("Бесприданница") и др. В 1917-18 вош„л во Временный комитет и Совет
Александрийского т-ра, содействуя идейно-творч. перестройке этого
старейшего т-ра страны. Акт„рские работы В. отличаются идейной ясностью,
логич. ч„ткостью построения образа, мастерской лепкой характеров: П„тр
("Мещане"), Протасов ("Дети солнца"), Яков Бардин ("Враги"), Эуген
("Эуген несчастный" Толлера), Яго и др.
С момента появления первых произв. сов. драматургии В. стал е„
активным пропагандистом. Играл роли Боброва ("Страх" Афиногенова),
Платона Кречета; позднее профессора Забелина ("Кремл„вские куранты") и
др. В 1924 В. впервые выступил как режисс„р, поставив спектакли
"Виринея" Сейфуллиной и Правду-хина и "Пугач„вщина" Трен„ва. С 1937 В.-
гл. режисс„р т-ра им. Пушкина. Спектакли, пост. В., отличаются глубиной
раскрытия авторского замысла, ч„ткой психологич. разработкой характеров.
Среди его лучших режисс„рских работ: "Русские люди" (1943), "Нашествие"
(1944); "Великий государь" Соловь„ва (1945); "Дядя Ваня" (1946); "Жизнь
в цвету" Довженко (1947), "Незабываемый 1919-й" Вишневского (1949, Ст.
пр. 1951),"Чайка" (1954); "Игрок" по Достоевскому (1956, совм. с А.
Даусоном), "На дне" (1957, совм. с В. Эренбергом) и др.
В. явился организатором и руководителем ряда театр. коллективов. В
1919 им были созданы 2 передвижные труппы для обслуживания фронтов
гражданской войны. В 1928 В. организовал из своих учеников "Т-р
акт„рского мастерства" (с 1931 - филиал Госдрамы, в 1934-36 - Ленингр.
т-р Красной Армии, в 1936-38- Реалистич. т-р под рук. В.); пост. в этом
т-ре спектакли "Правда - хорошо, а счастье лучше" Островского, "Шторм",
"Чапаев"; "Слава" Гусева, "Борис Годунов" и др.
В. вед„т педагогич. работу (начал в 1913 как ассистент В. Н.
Давыдова). В 1918 организовал и возглавил в Петрограде Школу театр.
мастерства, преобразованную впоследствии в Ленингр. театр. ин-т. С 1940
- профессор этого ин-та, с 1957 возглавляет кафедру режиссуры. Среди
учеников В.- нар. арт. СССР Ю. В. Толубеев, Н. К. Симонов, В. В.
Мер-курьев, нар. артисты РСФСР - Е. П. Карякина, О. Г. Казикоидр. С. Др.
ВИГАНО (Vigano), Сальваторе (25. III. 1769, Неаполь,-18. Vili. 1821,
Милан)-итальянский артист балета, балетмейстер и педагог. Сын танцовщика
и балетмейстера О. Вигано. В 1783 дебютировал в Риме, в женской партии.
В 1791 был приглаш„н в венецианский т-р "Сан-Самуэле", где пост. балет
"Рауль". В 1793-94 и 1799-1804 работал в Вене; в 1795-98 - в Праге,
Дрездене, Берлине, Гамбурге. Ставил спектакли в т-рах Венеции, Лондона и
др. В 1812- 1821 - балетмейстер миланского т-ра "Ла Скала". В. был
выдающимся балетмейстером. Его балеты были близки к драм. пантомимам и
оказывали сильное эмоциональное воздействие на зрителя. В. стремился к
осмысленности, выразительности танца, основывал танц. композицию на
драм. развитии действия, отказался от вставных дивертисментов, не
связанных с действием танцевальных номеров. В массовых пантомимных
сценах, поставленных В., каждый танцовщик имел свою акт„рскую задачу и
индивидуальный танец. В. был широко образованным человеком, талантливым
музыкантом; для своих балетов он использовал музыку совр. ему
композиторов (Гайдна, Моцарта, Россини, Спонтини и др.), аранжируя е„,
часто сам писал музыкальное сопровождение. В 1801 Бетховен сочинил для
В. музыку балета "Творения Прометея", к-рый был пост. в том же году в
Вене (В. исполнял роль Оживл„нной статуи) и возобновл„н в 1913 в Милане.
Наиболее известные балеты В.: "Стрельцы" (1809), "Дедал" (1813),
"Отелло" (1818), "Весталка" (1818), "Титаны" (1819) и др. (на сборную
музыку, аранжированную В.). Творчество В. высоко ценил Стендаль, считая
его балетмейстером с "воображением шекспировского размаха".
Лит.: Л e вине он А., Мастера балета, П., 1914; Х у-д e к о в С. Н.,
История танцев, ч. 3, П., 1915; Стендаль [Анри Бейль], Рим, Неаполь и
Флоренция. Путевые записки, Собр. соч., т. XI, пер." вступ. ст. и прим.
Б.М. Энгель-гардта. Л., 1936; Beaumont Gr.W., Complete book of
ballets..., L., 1956, p. 28; Ritorni C., Commentarii della vita e delle
opere coreodrammatiche di Salvatore Vigano, Mil., 1838. Ham. P.
ВЙГМАН (Wigman), Мари (р. 13. XI. 1886) - немецкая танцовщица.
Ученица Э. Жак-Далькроза и Р. Лабана. В 1918 поставила свою первую
хореограф ич. композицию "Семь танцев жизни", после к-рой вскоре
определилась е„ собственная манера ритмо-пластич. танца, выражавшаяся в
отказе от музыкального сопровождения (исключение составляли ударные
инструменты) и крайнем акробатизме движений. В. считает, что сильное и
развитое тело танцовщика само является достаточным средством
выразительности и не нуждается в помощи музыки. В. - одна из
основоположниц современного "танца модерн". С 1920 занимается педагогич.
деятельностью, открыла в Дрездене танцевальную школу ("Центральный
институт"). Среди учеников В.: X. Кр„йчберг, И. Георги, X. Хольм и др.
Наш. Р.
ВЙГНЕР, Леонид Эрнестович (р.9.XI.1906)-латышский советский дириж„р.
Нар. арт. Латв. ССР (1955). В 1930 окончил Рижскую консерваторию; в этом
же году начал выступать в качестве дириж„ра симфонич. концертов. В
1935-49 В. работал в Рижской опере. В 1944-49 В.-гл. дириж„р Латв. т-ра
оперы и балета. Руководил основными постановками т-ра, в т. ч. "Банюта"
Калныня (1945), "Пиковая дама" (1946), "Огни мщения" Э. Каппа (1947),
"Фауст" (1948), "Кашей бессмертный" Римского-Корсакова (1949) и др. С
1949 В.-гл. дириж„р симф. оркестра латв. радио и хоровых коллективов в
Риге. Занимаегся педагогич. деятельностью (с 1954 - доцент латв.
консерватории). Гос. премия Латв. ССР (1957). Я. В.
ВЙГНЕРЕ-ГРИНБЕРГА, Малвина (12. X.I 873 - 6. VI. 1949) - латышская
советская артистка оперы и концертная певица (меццо-сопрано). Одна из
Страницы: «« « 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |