Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 428   429   430   431   432   433   434   435   436  437   438   439   440   441   442   443   444   445   446  » »»

начали преследовать диалектальный т-р, в творчестве
   В. наметился нек-рый спад, социальная проблематика в его пьесах  была
вытеснена проблематикой этической. В 1944 В. оставил сцену.
   Соч.: Trentacruattro commedie scelte da tutto il teatro  [a  cura  di
Lucio Ridenti], v. 1-2, (Torino], 197.
   Лит.: Pandolfi V., Tutto il teatro di R. Viviani, "II Dramma",  1956,
ј 233, febbraio, p,
   ВИВЬЕН, Леонид  Сергеевич  (р.  29.  IV.  1887)  -рус-ский  советский
режисс„р, акт„р, педагог. Нар. арт. СССР (1954). Член  КПСС  с  1954.  В
1910 окончил Поли-технич. ин-т в Петербурге (инженер  по  железобетонным
сооружениям). В том же году поступил в Петерб. театр. уч-ще (класс В. Н.
Давыдова). CI 911 выступал насцене Александрийского т-ра.  По  окончании
уч-ща (1913) был зачислен в труппу этого т-ра (ныне  Ленингр.  академич.
т-р драмы им. Пушкина). Создал точные  по  сценич.  рисунку,  ч„ткие  по
мысли  образы  Хлестакова,  Не-знамова;  Глумова  ("На  всякого  мудреца
довольно   простоты"),   Хиггинса   ("Пигмалион"    Шоу),    Карандышева
("Бесприданница") и др. В 1917-18 вош„л во  Временный  комитет  и  Совет
Александрийского  т-ра,  содействуя  идейно-творч.   перестройке   этого
старейшего т-ра страны. Акт„рские работы В. отличаются идейной ясностью,
логич. ч„ткостью построения образа, мастерской лепкой  характеров:  П„тр
("Мещане"), Протасов  ("Дети  солнца"),  Яков  Бардин  ("Враги"),  Эуген
("Эуген несчастный" Толлера), Яго и др.
   С момента появления  первых  произв.  сов.  драматургии  В.  стал  е„
активным  пропагандистом.  Играл  роли  Боброва  ("Страх"  Афиногенова),
Платона Кречета; позднее профессора Забелина ("Кремл„вские  куранты")  и
др.  В  1924  В.  впервые  выступил  как  режисс„р,  поставив  спектакли
"Виринея" Сейфуллиной и Правду-хина и "Пугач„вщина" Трен„ва. С 1937  В.-
гл. режисс„р т-ра им. Пушкина. Спектакли, пост. В., отличаются  глубиной
раскрытия авторского замысла, ч„ткой психологич. разработкой характеров.
Среди его лучших режисс„рских работ: "Русские люди" (1943),  "Нашествие"
(1944); "Великий государь" Соловь„ва (1945); "Дядя Ваня" (1946);  "Жизнь
в цвету" Довженко (1947), "Незабываемый 1919-й" Вишневского  (1949,  Ст.
пр. 1951),"Чайка" (1954); "Игрок" по  Достоевскому  (1956,  совм.  с  А.
Даусоном), "На дне" (1957, совм. с В. Эренбергом) и др.
   В. явился организатором и руководителем ряда  театр.  коллективов.  В
1919 им были созданы  2  передвижные  труппы  для  обслуживания  фронтов
гражданской  войны.  В  1928  В.  организовал  из  своих  учеников  "Т-р
акт„рского мастерства" (с 1931 - филиал Госдрамы, в 1934-36  -  Ленингр.
т-р Красной Армии, в 1936-38- Реалистич. т-р под рук. В.); пост. в  этом
т-ре спектакли "Правда - хорошо, а счастье лучше" Островского,  "Шторм",
"Чапаев"; "Слава" Гусева, "Борис Годунов" и др.
   В. вед„т  педагогич.  работу  (начал  в  1913  как  ассистент  В.  Н.
Давыдова). В 1918 организовал и  возглавил  в  Петрограде  Школу  театр.
мастерства, преобразованную впоследствии в Ленингр. театр. ин-т. С  1940
- профессор этого ин-та, с 1957  возглавляет  кафедру  режиссуры.  Среди
учеников В.- нар. арт. СССР  Ю.  В.  Толубеев,  Н.  К.  Симонов,  В.  В.
Мер-курьев, нар. артисты РСФСР - Е. П. Карякина, О. Г. Казикоидр. С. Др.
   ВИГАНО (Vigano), Сальваторе (25. III. 1769, Неаполь,-18. Vili.  1821,
Милан)-итальянский артист балета, балетмейстер и педагог. Сын танцовщика
и балетмейстера О. Вигано. В 1783 дебютировал в Риме, в женской  партии.
В 1791 был приглаш„н в венецианский т-р "Сан-Самуэле", где  пост.  балет
"Рауль". В 1793-94 и 1799-1804 работал в Вене;  в  1795-98  -  в  Праге,
Дрездене, Берлине, Гамбурге. Ставил спектакли в т-рах Венеции, Лондона и
др. В 1812- 1821 - балетмейстер  миланского  т-ра  "Ла  Скала".  В.  был
выдающимся балетмейстером. Его балеты были близки к драм.  пантомимам  и
оказывали сильное эмоциональное воздействие на зрителя. В.  стремился  к
осмысленности, выразительности  танца,  основывал  танц.  композицию  на
драм.  развитии  действия,  отказался  от  вставных  дивертисментов,  не
связанных с  действием  танцевальных  номеров.  В  массовых  пантомимных
сценах, поставленных В., каждый танцовщик имел свою акт„рскую  задачу  и
индивидуальный танец. В. был широко образованным человеком,  талантливым
музыкантом;  для  своих  балетов  он  использовал   музыку   совр.   ему
композиторов (Гайдна, Моцарта, Россини, Спонтини и др.),  аранжируя  е„,
часто сам писал музыкальное сопровождение. В 1801 Бетховен  сочинил  для
В. музыку балета "Творения Прометея", к-рый был пост. в том  же  году  в
Вене (В. исполнял роль Оживл„нной статуи) и возобновл„н в 1913 в Милане.
Наиболее  известные  балеты  В.:  "Стрельцы"  (1809),  "Дедал"   (1813),
"Отелло" (1818), "Весталка" (1818), "Титаны" (1819) и  др.  (на  сборную
музыку, аранжированную В.). Творчество В. высоко ценил Стендаль,  считая
его балетмейстером с "воображением шекспировского размаха".
   Лит.: Л e вине он А., Мастера балета, П., 1914; Х у-д e к о в С.  Н.,
История танцев, ч. 3, П., 1915; Стендаль [Анри Бейль],  Рим,  Неаполь  и
Флоренция. Путевые записки, Собр. соч., т. XI, пер." вступ. ст. и  прим.
Б.М.  Энгель-гардта.  Л.,  1936;  Beaumont  Gr.W.,  Complete   book   of
ballets..., L., 1956, p. 28; Ritorni C., Commentarii della vita e  delle
opere coreodrammatiche di Salvatore Vigano, Mil., 1838. Ham. P.
   ВЙГМАН (Wigman), Мари  (р.  13.  XI.  1886)  -  немецкая  танцовщица.
Ученица Э. Жак-Далькроза и Р.  Лабана.  В  1918  поставила  свою  первую
хореограф  ич.  композицию  "Семь  танцев  жизни",  после  к-рой  вскоре
определилась е„ собственная манера ритмо-пластич. танца, выражавшаяся  в
отказе от  музыкального  сопровождения  (исключение  составляли  ударные
инструменты) и крайнем акробатизме движений. В. считает, что  сильное  и
развитое   тело   танцовщика   само   является   достаточным   средством
выразительности  и  не  нуждается  в  помощи  музыки.  В.  -   одна   из
основоположниц современного "танца модерн". С 1920 занимается педагогич.
деятельностью,  открыла  в  Дрездене  танцевальную  школу  ("Центральный
институт"). Среди учеников В.: X. Кр„йчберг, И. Георги, X. Хольм  и  др.
Наш. Р.
   ВЙГНЕР, Леонид Эрнестович (р.9.XI.1906)-латышский советский  дириж„р.
Нар. арт. Латв. ССР (1955). В 1930 окончил Рижскую консерваторию; в этом
же году начал выступать  в  качестве  дириж„ра  симфонич.  концертов.  В
1935-49 В. работал в Рижской опере. В 1944-49 В.-гл. дириж„р Латв.  т-ра
оперы и балета. Руководил основными постановками т-ра, в т. ч.  "Банюта"
Калныня (1945), "Пиковая дама" (1946), "Огни мщения"  Э.  Каппа  (1947),
"Фауст" (1948), "Кашей бессмертный" Римского-Корсакова (1949)  и  др.  С
1949 В.-гл. дириж„р симф. оркестра латв. радио и хоровых  коллективов  в
Риге.  Занимаегся  педагогич.  деятельностью  (с  1954  -  доцент  латв.
консерватории). Гос. премия Латв. ССР (1957). Я. В.
   ВЙГНЕРЕ-ГРИНБЕРГА, Малвина (12. X.I 873 - 6. VI.  1949)  -  латышская
советская артистка оперы и концертная певица  (меццо-сопрано).  Одна  из

Страницы: «« « 428   429   430   431   432   433   434   435   436  437   438   439   440   441   442   443   444   445   446  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия