|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 » »» 1948, и др.), в 1949- 1952- в Драм. т-ре во Вроцлаве ("Как вам это
понравится", 1951; "Свадьба Кречинского", 1952). С 1952 - вновь в "Т-ре
Польском" ("Горштынский" Словацкого, "Сид" Корнеля-Выспянского,
"Лорензаччо" Мюссе). Мечтая осуществить идею "огромного т-ра" в духе
традиций С. Выспянского, В. стремился к острой театр. форме, но вместе с
тем требовал от акт„ров углубл„нного раскрытия психологии героя. В
собственной акт„рской практике В. был представителем психологической
школы. Лучшие роли: кс„ндз П„тр ("Дзяды" Мицкевича), Сен-Жюст ("Дантон"
Ролла-на) и др.
Лит. .-"Teatr", Wars z., 1956, ј 1, с. 3-11; К га s i ns k i E.,
Edmund Wiercinski, Warsz.. 1960. B. Рос.
ВЕРШЙЛОВ, Борис Ильич (6. IV. 1893-26. XII. 1957) - русский советский
режисс„р. Засл. арт. РСФСР (1948). Ученик Е. Б. Вахтангова. Работал во
2-й студии МХТ (1919-24), МХАТе (1924-30), Оперном т-ре им.
Станиславского (1926-31, 1937-39). Участвовал в пост. спектаклей
"Безумный день, или Женитьба Фигаро" (1927, МХАТ), "Борис Годунов"
(1929, Муз. т-р им. Станиславского), "Реклама" (1930, МХАТ), "Уриэль
Акоста" (1940, Малый т-р). Пост. спектакли: "Дама-невидимка" Кальдерона
(1924, 2-я студия МХАТ), "Грушенька" по Лескову (1946, Цыганский театр
"Ромэн"). С 1932 в„л педагогич. работу; с 1945 преподавал в Школе-студии
МХАТа. П. М.
"ВЕС‚ЛАЯ ВДОВА" ("Die lustige Witwe") - оперетта Ф. Легара, либр. В.
Леона и Л. Штейна по комедии А. Мельяка и Л. Галеви "Атташе посольства".
Пост. 30 дек. 1905, Вена (барон Зета - Нацлер, Валентина - Вюнш, Данила
- Трейман, Ганна - Гюнтер, Камилл де Росильон - Мейстер, виконт Каскада
- Келлер). Впервые пост. на рус. сцене в Петербурге ив Москве в 1906.
На сов. сцене: 2 янв. 1935, Ленингр. т-р муз. комедии. Текст Л.
Пальмского и Г. Ярона (пост. Феона, дириж„р К. Спиридонов). 30 апр,
1946, там же (исполнители: Колес-никова, Кедров, Кульчицкая, Королькевич
и др.; дириж„р Воловац. реж. Тутышкин, худ. Эрдман и Г. и В. Степановы).
Моск. т-р оперетты, авг. 1956 (Ганна-Сани-ла, Данила - Рубан, барон Зета
- Аникеев, виконт Каскада - Шишкин, Никош - Алчевский; дириж„р Столяров,
режисс„р Канделаки , худ. Кигель, балетм. Шаховская). Харьковский т-р
муз. комедии - 1956.
Издания.-"D. l. W.", W., L. Doblinger, 1905. Я. Гр.
ВЕСЕЛОВСКИЙ, Алексей Николаевич (1843-1918)- русский литературовед,
историк театра и критик. Брат историка литературы Александра
Веселов-ского. Окончил Моск. ун-т. Позднее был профессором этого ун-та.
Последователь компаративной (сравнительной) школы в искусствознании, В.
в своих трудах доводил до крайности е„ порочные тенденции. В его работах
теория "заимствований" привела к полному отказу от анализа
конкретно-историч. и национально-своеобразных форм художеств. процесса.
Игнорируя народно-самобытные истоки театр. культур, В. рассматривал их
развитие только в аспекте "влияний". Такова осн. методологич. ошибка его
книг "Немецкие влияния в старинном русском театре" (1875) и "Западное
влияние в новой русской литературе" (1882), приведшая В. к недооценке
достижений рус. художеств. культуры 18 и 19 вв. История иск-ва
представляет собой, по В., постоянное перемещение одних и тех же сюжетов
и образов, лишь био-графич. фактор вносит в этот процесс известную
индивидуализацию. Отсюда - формальный метод анализа и перегрузка
ненужными биографич. деталями его книг ("Этюды о Мольере", 1879, "Этюды
и характеристики", 2 тт., 1894, и др.). В книге "Старинный театр в
Европе" (1870) В. сделал попытку проследить развитие средневекового
т-ра, впервые обратившись при этом к изучению театр. фольклора рус. и
западнославянских народов.
В. выступал также как театр. критик (в журнале "Артист" и др.
изданиях). Был членом Театр.-лит. комитета (1891-1900). Т. Р.
ВЕСЕЛЫ (Vesely), Йиндржих (1885-1939) - чехословацкий деятель
кукольного театра. Основатель и редактор журналов "Чешский кукольник"
("Cesky loutkar", 1912-14), "Кукольник" ("Loutkar", 1917-39), редактор
научно-критич. издания пьес (4 тт.) для т-ра марионеток, приписываемых
М. Ко-пецкому. В 1929 В. был избран первым президентом "Международного
кукольного союза" (UN IMA). В.- один из видных исследователей
чехословацкого и мирового т-ра кукол, ему принадлежит ок. 700 работ по
т-ру кукол. И. Б.
ВЕСНИН, Александр Александрович [р. 16 (28). V. 1883] - русский
советский архитектор и театральный художник. Поч„тный член Академии
строительства и архитектуры СССР (1956). Профессор. Окончил Ин-т
гражданских инженеров в Петербурге (1912). В театре работал в 1919-25.
Оформлял спектакли в Малом т-ре ("Ревизор", 1919; "Женитьба Фигаро",
1920;
"Пути к славе" Скриба, 1922), Московском т-ре для детей ("Жемчужина
Адальмины" Топелиуса, 1921). Увлечение В. кубофутуризмом и
конструктивизмом особенно ярко проявилось в его декорациях к спектаклям
моек. Камерного т-ра, где художник в духе ку-бофутуризма трактовал формы
средневековой готики ("Благовещение" Клоделя, 1920) и классич. мир
античности ("Федра" Расина, 1922); сложную систему металлич.
конструкций, лестниц, станков, движущихся тротуаров и лифтов В. применил
в спектакле "Человек, который был Четвергом" Честертона (1923), пытаясь
с помощью всех этих элементов воплотить идею "урбанизма", показать
мертвящий механизированный мир капиталистич. города. Несмотря на
абстрактность, самодовлеющую зрелищность этих работ, в них сказалось
большое мастерство В., проявившееся в гармонич. соразмерности
архитектурно-пространст. венных форм его декораций, их внутреннем ритме.
Характерные для В. поиски образной выразительности и эмоциональности
определили путь преодоления фор-малистич. заблуждений и приход художника
к peaлизму, характеризующему последующий период творчества В. как
архитектора. В. в„л педагогпч. работу (Высший художеств.-технич. ин-т,
б. Вхутемас).
Лит.: Камерный театр и его художники. 1914-XX- 1934, M., 1934;
Гиляровская Н., Декоративное искусство за 12 лет. M., 1929; Марголин С."
Художник театра за 15 лет, М., 1933. M. П.
"ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕАТРОВ" - русский советский театральный
журнал. Выходил в Петрограде в 1917-19; издание Наркомпроса (вышло 28
номеров). В 1920 - издание Административно-хоз. части Академич. т-ров;
выходил под назв. "Вестник Государственных Академических театров" (вышло
22 номера). В журнале публиковались распоряжения о назначениях и
увольнениях руководящих театр. работников, приказы, постановления,
выписки из протоколов и т. п. А.Шн,
"ВЕСТНИК ИСКУССТВ" - русский советский журнал. Орган Художественного
Страницы: «« « 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |