Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 424   425   426   427   428   429   430   431   432  433   434   435   436   437   438   439   440   441   442  » »»

1948, и др.), в 1949- 1952- в Драм.  т-ре  во  Вроцлаве  ("Как  вам  это
понравится", 1951; "Свадьба Кречинского", 1952). С 1952 - вновь в  "Т-ре
Польском"   ("Горштынский"   Словацкого,   "Сид"    Корнеля-Выспянского,
"Лорензаччо" Мюссе). Мечтая осуществить идею  "огромного  т-ра"  в  духе
традиций С. Выспянского, В. стремился к острой театр. форме, но вместе с
тем требовал от  акт„ров  углубл„нного  раскрытия  психологии  героя.  В
собственной акт„рской практике  В.  был  представителем  психологической
школы. Лучшие роли: кс„ндз П„тр ("Дзяды" Мицкевича), Сен-Жюст  ("Дантон"
Ролла-на) и др.
   Лит. .-"Teatr", Wars z., 1956, ј 1, с. 3-11; К га s  i  ns  k  i  E.,
Edmund Wiercinski, Warsz.. 1960. B. Рос.
   ВЕРШЙЛОВ, Борис Ильич (6. IV. 1893-26. XII. 1957) - русский советский
режисс„р. Засл. арт. РСФСР (1948). Ученик Е. Б. Вахтангова.  Работал  во
2-й  студии  МХТ  (1919-24),   МХАТе   (1924-30),   Оперном   т-ре   им.
Станиславского  (1926-31,  1937-39).  Участвовал  в   пост.   спектаклей
"Безумный день, или  Женитьба  Фигаро"  (1927,  МХАТ),  "Борис  Годунов"
(1929, Муз. т-р им. Станиславского),  "Реклама"  (1930,  МХАТ),  "Уриэль
Акоста" (1940, Малый т-р). Пост. спектакли: "Дама-невидимка"  Кальдерона
(1924, 2-я студия МХАТ), "Грушенька" по Лескову (1946,  Цыганский  театр
"Ромэн"). С 1932 в„л педагогич. работу; с 1945 преподавал в Школе-студии
МХАТа. П. М.
   "ВЕС‚ЛАЯ ВДОВА" ("Die lustige Witwe") - оперетта Ф. Легара, либр.  В.
Леона и Л. Штейна по комедии А. Мельяка и Л. Галеви "Атташе посольства".
Пост. 30 дек. 1905, Вена (барон Зета - Нацлер, Валентина - Вюнш,  Данила
- Трейман, Ганна - Гюнтер, Камилл де Росильон - Мейстер, виконт  Каскада
- Келлер). Впервые пост. на рус. сцене в Петербурге ив Москве в 1906.
   На сов. сцене: 2 янв. 1935,  Ленингр.  т-р  муз.  комедии.  Текст  Л.
Пальмского и Г. Ярона (пост. Феона,  дириж„р  К.  Спиридонов).  30  апр,
1946, там же (исполнители: Колес-никова, Кедров, Кульчицкая, Королькевич
и др.; дириж„р Воловац. реж. Тутышкин, худ. Эрдман и Г. и В. Степановы).
Моск. т-р оперетты, авг. 1956 (Ганна-Сани-ла, Данила - Рубан, барон Зета
- Аникеев, виконт Каскада - Шишкин, Никош - Алчевский; дириж„р Столяров,
режисс„р Канделаки , худ. Кигель, балетм.  Шаховская).  Харьковский  т-р
муз. комедии - 1956.
   Издания.-"D. l. W.", W., L. Doblinger, 1905. Я. Гр.
   ВЕСЕЛОВСКИЙ, Алексей Николаевич (1843-1918)-  русский  литературовед,
историк  театра  и   критик.   Брат   историка   литературы   Александра
Веселов-ского. Окончил Моск. ун-т. Позднее был профессором этого  ун-та.
Последователь компаративной (сравнительной) школы в искусствознании,  В.
в своих трудах доводил до крайности е„ порочные тенденции. В его работах
теория   "заимствований"   привела   к   полному   отказу   от   анализа
конкретно-историч. и национально-своеобразных форм художеств.  процесса.
Игнорируя народно-самобытные истоки театр. культур, В.  рассматривал  их
развитие только в аспекте "влияний". Такова осн. методологич. ошибка его
книг "Немецкие влияния в старинном русском театре"  (1875)  и  "Западное
влияние в новой русской литературе" (1882), приведшая  В.  к  недооценке
достижений  рус.  художеств.  культуры  18  и  19  вв.  История   иск-ва
представляет собой, по В., постоянное перемещение одних и тех же сюжетов
и образов, лишь био-графич.  фактор  вносит  в  этот  процесс  известную
индивидуализацию.  Отсюда  -  формальный  метод  анализа  и   перегрузка
ненужными биографич. деталями его книг ("Этюды о Мольере", 1879,  "Этюды
и характеристики", 2 тт., 1894, и  др.).  В  книге  "Старинный  театр  в
Европе" (1870) В.  сделал  попытку  проследить  развитие  средневекового
т-ра, впервые обратившись при этом к изучению театр.  фольклора  рус.  и
западнославянских народов.
   В. выступал также  как  театр.  критик  (в  журнале  "Артист"  и  др.
изданиях). Был членом Театр.-лит. комитета (1891-1900). Т. Р.
   ВЕСЕЛЫ  (Vesely),  Йиндржих  (1885-1939)  -   чехословацкий   деятель
кукольного театра. Основатель и редактор  журналов  "Чешский  кукольник"
("Cesky loutkar", 1912-14), "Кукольник" ("Loutkar",  1917-39),  редактор
научно-критич. издания пьес (4 тт.) для т-ра  марионеток,  приписываемых
М. Ко-пецкому. В 1929 В. был избран первым  президентом  "Международного
кукольного  союза"  (UN  IMA).  В.-  один   из   видных   исследователей
чехословацкого и мирового т-ра кукол, ему принадлежит ок. 700  работ  по
т-ру кукол. И. Б.
   ВЕСНИН, Александр Александрович [р.  16  (28).  V.  1883]  -  русский
советский архитектор и  театральный  художник.  Поч„тный  член  Академии
строительства  и  архитектуры  СССР  (1956).  Профессор.  Окончил   Ин-т
гражданских инженеров в Петербурге (1912). В театре работал  в  1919-25.
Оформлял спектакли в Малом т-ре  ("Ревизор",  1919;  "Женитьба  Фигаро",
1920;
   "Пути к славе" Скриба, 1922), Московском т-ре для  детей  ("Жемчужина
Адальмины"   Топелиуса,   1921).   Увлечение   В.    кубофутуризмом    и
конструктивизмом особенно ярко проявилось в его декорациях к  спектаклям
моек. Камерного т-ра, где художник в духе ку-бофутуризма трактовал формы
средневековой готики  ("Благовещение"  Клоделя,  1920)  и  классич.  мир
античности   ("Федра"   Расина,   1922);   сложную   систему   металлич.
конструкций, лестниц, станков, движущихся тротуаров и лифтов В. применил
в спектакле "Человек, который был Четвергом" Честертона (1923),  пытаясь
с помощью всех  этих  элементов  воплотить  идею  "урбанизма",  показать
мертвящий  механизированный  мир  капиталистич.  города.   Несмотря   на
абстрактность, самодовлеющую зрелищность этих  работ,  в  них  сказалось
большое  мастерство   В.,   проявившееся   в   гармонич.   соразмерности
архитектурно-пространст. венных форм его декораций, их внутреннем ритме.
Характерные для В. поиски  образной  выразительности  и  эмоциональности
определили путь преодоления фор-малистич. заблуждений и приход художника
к  peaлизму,  характеризующему  последующий  период  творчества  В.  как
архитектора. В. в„л педагогпч. работу (Высший  художеств.-технич.  ин-т,
б. Вхутемас).
   Лит.: Камерный театр  и  его  художники.  1914-XX-  1934,  M.,  1934;
Гиляровская Н., Декоративное искусство за 12 лет. M., 1929; Марголин С."
Художник театра за 15 лет, М., 1933. M. П.
   "ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕАТРОВ"  -  русский  советский  театральный
журнал. Выходил в Петрограде в 1917-19; издание  Наркомпроса  (вышло  28
номеров). В 1920 - издание Административно-хоз. части  Академич.  т-ров;
выходил под назв. "Вестник Государственных Академических театров" (вышло
22  номера).  В  журнале  публиковались  распоряжения  о  назначениях  и
увольнениях  руководящих  театр.  работников,  приказы,   постановления,
выписки из протоколов и т. п. А.Шн,
   "ВЕСТНИК ИСКУССТВ" - русский советский журнал. Орган  Художественного

Страницы: «« « 424   425   426   427   428   429   430   431   432  433   434   435   436   437   438   439   440   441   442  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия