Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 416   417   418   419   420   421   422   423   424  425   426   427   428   429   430   431   432   433   434  » »»

Островского), Бирон ("Елизавета Петровна" Смолина), Курчаев ("На всякого
мудреца  довольно  простоты"),  Барон  ("На  дне"),  Николай   Скроботов
("Враги") и др. Тонким юмором, иронией  было  проникнуто  исполнение  В.
ролей лорда Ковэршема ("Идеальный муж" Уальда) и  сэра  Оливера  Сэрфэса
("Школа злословия" Шеридана). Сценич. образы В. отличались точностью и в
то же время мягкостью сценич. рисунка. В. был одним из  организаторов  и
руководителей 2-й студии МХТ. П. М.
   ВЕРБИЦКИЙ, Михаил [1815- 25.ХЦ7.ХП). 1870] -  украинский  композитор.
Один из первых проф. композиторов Галиции. Муз.  образование  получил  у
чеш. музыкантов А. Нанке и Ф. Лоренца. Написал  музыку  ко  мн.  драмам,
комедиям, водевилям, к-рые шли на сценах зап.-укр.  любительского  (40-е
гг. 19 в.) и проф. (60-е гг.) т-ров. Среди них: "Верховинцы" (1849), "Не
до любви" (1860), "Сельские уполномоченные" (1866), "Настасья" (1867)  и
др. В своих муз.-сценич. произв. В.  использовал  напевы  нар.  песен  и
типичные интонации зап.-укр. муз. фольклора. В. принадлежит  муз.  драма
"Подгоряне" (либретто И. Гушалевича, пост. 1865) и ряд др. соч.
   Лит.: Людкевич Ст., Михайло Вербицький, "Життя и  мистецтво",  Льв1в,
1920, ј 4-5. M. Заг.
   BEPrA(Verga), Джованни (31.VIII.1840, Катания,- 27.1. 1922, там же) -
итальянский писатель и драматург.  Основоположник  направления  веризма.
Литературную деятельность начал в 60-е гг.  19  в.  Начиная  с  рассказа
"Недда" (1874), центральной темой творчества В.  становится  изображение
жизни сицилийских  крестьян.  В  сборник  "Жизнь  полей"  (1880)  входит
рассказ  "Сельская  честь",  впоследствии  переделанный  В.  в   одноим.
одноактную драму (впервые пост. в 1884 в Турине;  Туридду  -  Ч.  Росси,
Сантуцца - Э. Дузе). В  этой  пьесе  правдиво  показаны  нравы  отсталой
сицилийской  деревни,  где  убийство  из  ревности  -  бытовое  явление,
освящ„нное  вековыми  традициями.   Все   персонажи   "Сельской   чести"
обрисованы ч„тко, ясно, монолитно, наделены мощной энергией. В  1890  на
сюжет  драмы  В.  композитор  П.  Масканьи  написал  одноим„нную  оперу,
положившую начало жанру верист-ской оперы. "Сельская честь" принесла  В.
славу талантливого  драматурга  и  побудила  его  переработать  в  драм.
произв. рассказы "В швейцарской" (1885),  "Волчица"  (1891),  "Охота  за
волками" и "Охота за лисицами" (1902), "От моего до  твоего"  (1903).  В
одноактной драме "В  швейцарской"  В.  показывал  жизнь  простых  людей,
живущих в швейцарской большого  дома.  По  своему  характеру  эта  пьеса
соответствует   веристскому   требованию    точного,    беспристрастного
изображения  повседневной  жизни.  В  драмах  В.  имеются   значительные
элементы физиологизма. Конфликты разв„ртываются не на социальной,  а  на
личной, семейной почве. В. уделяет большое внимание сексуальным мотивам,
особенно в "Волчице", одной из его самых сильных  пьес,  к-рая  написана
колоритным народным языком. Страсти персонажей этой  драмы  доведены  до
предельного  напряжения  и  носят  патологический  характер.  Пьесы   В.
пользовались большим успехом.
   Соч.: Drammi intimi. Roma, 1884; Драмы, пер. с  итал.  А.  В.  Ясной,
М.-Л., 1941.
   Лит.: Teatro di Giovanni  Verga,  MiL,  1912;RubertiGr.,  Storia  del
teatro contemporaneo, Bologna, 1931; Russo L., Giovanni  Verga,  4  ed.,
Bari, 1947. С. Мок.
   ВЕРДИ   (Verdi),   Джузеппе   [10.X.1813,   Ронколе,   близ   Буссето
(Парма),27.1.1901, Милан] -  итал.  композитор.  В  детстве  брал  уроки
музыки у  местного  органиста  Баистрокки,  позже-у  органиста  Провези.
Попытка  В.  поступить  в  Миланскую  консерваторию   (1832)   оказалась
неудачной, и он  в  1832-33  брал  частные  уроки  музыки  у  профессора
консерватории  В.  Лавинья.  В  1833  В.  работал  дириж„ром  городского
духового  оркестра  в  Буссето.  В  1839  переехал  в  Милан,  где  были
поставлены его первые оперы "Оберто" (1839) и "Король  на  час"  (1840).
После провала последней оперы композитор добивается успеха своей  оперой
"Набук-ко" ("Навуходоносор", 1842, т-р "Ла Скала", Милан). С не  меньшим
успехом была пост. и опера "Ломбардцы" (1843). Эти  оперы,  несмотря  на
известный  схематизм  либретто  и  плакатность  муз.-выразит,   средств,
выдвинули В. в ряды  крупнейших  итал.  композиторов.  В  период  борьбы
итальянцев за освобождение от австрийского ига оперы  В.  воспринимались
как призыв к героич. действиям. Они были связаны с современностью  более
непосредственно, чем оперы прославленных итал. композиторов того времени
- Беллини и Доницетти. В сюжетах и сценич. ситуациях опер  В.  слушатели
видели  нам„ки  на  совр.политич.  положение  (пророчество   о   падении
Вавилонского  царства   в   опере   "Набукко"   связывали   с   грядущим
освобождением Италии,  героич.  хор  крестоносцев  в  опере  "Ломбардцы"
воспринимался как революц. гимн).  Энтузиазм  патриотически  настроенных
итальянцев вызывали и последующие оперы В. : "Эрна-ни"  на  сюжет  драмы
Гюго (1844, т-р "Фениче", Венеция), "Аттила" (1846, там же), "Макбет" по
Шекспиру (1847, т-р "Делла Перго' ла", Флоренция,  2-я  ред.-  1865).  С
1844 В. обращается преим. к сюжетам мировой классич. лит-ры, он  созда„т
оперы: "вое Фоскари" по Байрону  (1844),  "Джованна  д'Арко"  Iio  драме
"Орлеанская дева" Шиллера (1845), "Альзира" по трагедии Вольтера (1845),
"Разбойники" по Шиллеру (1847 ),"Кор-сар" по Байрону  (1848).  Оперы  В.
начинают  ставиться  за  границей:   "Ломбардцы"   с   новым   названием
"Иерусалим"-в Париже (1847);
   "Разбойники", "Корсар" - в Лондоне (1847, 1848). Во  время  революции
1848 В. созда„т революц. гимн на текст  Дж.Мадзини  ("Труба  звучит")  и
героич.оперу "Битва при Леньяно" (пост. 1849, т-р "Арджентина", Рим, при
возобновлении получила назв. "Осада Гарле-ма"). Революционно-патрио-тич.
творчество В. находит высокую оценку со стороны революц.  вождей-Мадзини
и Гарибальди. Следующими операми В. были: "Луиза  Миллер"  на  либр.  С.
Кам-марано- по драме  Шиллера  "Коварство  и  любовь"  (1849,  т-р  "Сан
Карло", Неаполь) и "Стиффелио"  (1850,  Триест,  нов.  ред.-  под  назв.
"Гарольд", 1857,  Римиии).В  "Луизе  Миллер"  обозначались  новые  черты
творчества композитора: отход от героич. тематики, углубл„нная  передача
лирич. переживаний простых людей.  В  нач.  50-х  гг.  создаются  оперы,
показавшие полную творч. зрелость композитора и  прин„сшие  ему  мировую
славу: "Риголетто" на либр. Ф. Пьяве по драме Гюго "Король  забавляется"
(1851, т-р "Фениче", Венеция), "Трубадур" на либр. С. Каммарано по драме
Г. Гутьерреса (1853, т-р "Аполло", Рим), "Травиата" на либр. Ф. Пьяве по
драме А. Дюма-сына "Дама с камелиями" (1853, т-р "Фениче",  Венеция).  В
этих операх нашла  отражение  тема  социального  неравенства,  характеры
отмечены  глубоким  реализмом,  индивидуальным  своеобразием.  В  операх
50-60-х гг. в связи с ростом итал.  нац.-освободит,  движения  В.  вновь
обращается к историко-героич. сюжетам, раскрывая драму отдельных  героев
во взаимодействии  с  общественно-пол  итич.  событиями.  Таковы  оперы:

Страницы: «« « 416   417   418   419   420   421   422   423   424  425   426   427   428   429   430   431   432   433   434  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия