|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 » »» Островского), Бирон ("Елизавета Петровна" Смолина), Курчаев ("На всякого
мудреца довольно простоты"), Барон ("На дне"), Николай Скроботов
("Враги") и др. Тонким юмором, иронией было проникнуто исполнение В.
ролей лорда Ковэршема ("Идеальный муж" Уальда) и сэра Оливера Сэрфэса
("Школа злословия" Шеридана). Сценич. образы В. отличались точностью и в
то же время мягкостью сценич. рисунка. В. был одним из организаторов и
руководителей 2-й студии МХТ. П. М.
ВЕРБИЦКИЙ, Михаил [1815- 25.ХЦ7.ХП). 1870] - украинский композитор.
Один из первых проф. композиторов Галиции. Муз. образование получил у
чеш. музыкантов А. Нанке и Ф. Лоренца. Написал музыку ко мн. драмам,
комедиям, водевилям, к-рые шли на сценах зап.-укр. любительского (40-е
гг. 19 в.) и проф. (60-е гг.) т-ров. Среди них: "Верховинцы" (1849), "Не
до любви" (1860), "Сельские уполномоченные" (1866), "Настасья" (1867) и
др. В своих муз.-сценич. произв. В. использовал напевы нар. песен и
типичные интонации зап.-укр. муз. фольклора. В. принадлежит муз. драма
"Подгоряне" (либретто И. Гушалевича, пост. 1865) и ряд др. соч.
Лит.: Людкевич Ст., Михайло Вербицький, "Життя и мистецтво", Льв1в,
1920, ј 4-5. M. Заг.
BEPrA(Verga), Джованни (31.VIII.1840, Катания,- 27.1. 1922, там же) -
итальянский писатель и драматург. Основоположник направления веризма.
Литературную деятельность начал в 60-е гг. 19 в. Начиная с рассказа
"Недда" (1874), центральной темой творчества В. становится изображение
жизни сицилийских крестьян. В сборник "Жизнь полей" (1880) входит
рассказ "Сельская честь", впоследствии переделанный В. в одноим.
одноактную драму (впервые пост. в 1884 в Турине; Туридду - Ч. Росси,
Сантуцца - Э. Дузе). В этой пьесе правдиво показаны нравы отсталой
сицилийской деревни, где убийство из ревности - бытовое явление,
освящ„нное вековыми традициями. Все персонажи "Сельской чести"
обрисованы ч„тко, ясно, монолитно, наделены мощной энергией. В 1890 на
сюжет драмы В. композитор П. Масканьи написал одноим„нную оперу,
положившую начало жанру верист-ской оперы. "Сельская честь" принесла В.
славу талантливого драматурга и побудила его переработать в драм.
произв. рассказы "В швейцарской" (1885), "Волчица" (1891), "Охота за
волками" и "Охота за лисицами" (1902), "От моего до твоего" (1903). В
одноактной драме "В швейцарской" В. показывал жизнь простых людей,
живущих в швейцарской большого дома. По своему характеру эта пьеса
соответствует веристскому требованию точного, беспристрастного
изображения повседневной жизни. В драмах В. имеются значительные
элементы физиологизма. Конфликты разв„ртываются не на социальной, а на
личной, семейной почве. В. уделяет большое внимание сексуальным мотивам,
особенно в "Волчице", одной из его самых сильных пьес, к-рая написана
колоритным народным языком. Страсти персонажей этой драмы доведены до
предельного напряжения и носят патологический характер. Пьесы В.
пользовались большим успехом.
Соч.: Drammi intimi. Roma, 1884; Драмы, пер. с итал. А. В. Ясной,
М.-Л., 1941.
Лит.: Teatro di Giovanni Verga, MiL, 1912;RubertiGr., Storia del
teatro contemporaneo, Bologna, 1931; Russo L., Giovanni Verga, 4 ed.,
Bari, 1947. С. Мок.
ВЕРДИ (Verdi), Джузеппе [10.X.1813, Ронколе, близ Буссето
(Парма),27.1.1901, Милан] - итал. композитор. В детстве брал уроки
музыки у местного органиста Баистрокки, позже-у органиста Провези.
Попытка В. поступить в Миланскую консерваторию (1832) оказалась
неудачной, и он в 1832-33 брал частные уроки музыки у профессора
консерватории В. Лавинья. В 1833 В. работал дириж„ром городского
духового оркестра в Буссето. В 1839 переехал в Милан, где были
поставлены его первые оперы "Оберто" (1839) и "Король на час" (1840).
После провала последней оперы композитор добивается успеха своей оперой
"Набук-ко" ("Навуходоносор", 1842, т-р "Ла Скала", Милан). С не меньшим
успехом была пост. и опера "Ломбардцы" (1843). Эти оперы, несмотря на
известный схематизм либретто и плакатность муз.-выразит, средств,
выдвинули В. в ряды крупнейших итал. композиторов. В период борьбы
итальянцев за освобождение от австрийского ига оперы В. воспринимались
как призыв к героич. действиям. Они были связаны с современностью более
непосредственно, чем оперы прославленных итал. композиторов того времени
- Беллини и Доницетти. В сюжетах и сценич. ситуациях опер В. слушатели
видели нам„ки на совр.политич. положение (пророчество о падении
Вавилонского царства в опере "Набукко" связывали с грядущим
освобождением Италии, героич. хор крестоносцев в опере "Ломбардцы"
воспринимался как революц. гимн). Энтузиазм патриотически настроенных
итальянцев вызывали и последующие оперы В. : "Эрна-ни" на сюжет драмы
Гюго (1844, т-р "Фениче", Венеция), "Аттила" (1846, там же), "Макбет" по
Шекспиру (1847, т-р "Делла Перго' ла", Флоренция, 2-я ред.- 1865). С
1844 В. обращается преим. к сюжетам мировой классич. лит-ры, он созда„т
оперы: "вое Фоскари" по Байрону (1844), "Джованна д'Арко" Iio драме
"Орлеанская дева" Шиллера (1845), "Альзира" по трагедии Вольтера (1845),
"Разбойники" по Шиллеру (1847 ),"Кор-сар" по Байрону (1848). Оперы В.
начинают ставиться за границей: "Ломбардцы" с новым названием
"Иерусалим"-в Париже (1847);
"Разбойники", "Корсар" - в Лондоне (1847, 1848). Во время революции
1848 В. созда„т революц. гимн на текст Дж.Мадзини ("Труба звучит") и
героич.оперу "Битва при Леньяно" (пост. 1849, т-р "Арджентина", Рим, при
возобновлении получила назв. "Осада Гарле-ма"). Революционно-патрио-тич.
творчество В. находит высокую оценку со стороны революц. вождей-Мадзини
и Гарибальди. Следующими операми В. были: "Луиза Миллер" на либр. С.
Кам-марано- по драме Шиллера "Коварство и любовь" (1849, т-р "Сан
Карло", Неаполь) и "Стиффелио" (1850, Триест, нов. ред.- под назв.
"Гарольд", 1857, Римиии).В "Луизе Миллер" обозначались новые черты
творчества композитора: отход от героич. тематики, углубл„нная передача
лирич. переживаний простых людей. В нач. 50-х гг. создаются оперы,
показавшие полную творч. зрелость композитора и прин„сшие ему мировую
славу: "Риголетто" на либр. Ф. Пьяве по драме Гюго "Король забавляется"
(1851, т-р "Фениче", Венеция), "Трубадур" на либр. С. Каммарано по драме
Г. Гутьерреса (1853, т-р "Аполло", Рим), "Травиата" на либр. Ф. Пьяве по
драме А. Дюма-сына "Дама с камелиями" (1853, т-р "Фениче", Венеция). В
этих операх нашла отражение тема социального неравенства, характеры
отмечены глубоким реализмом, индивидуальным своеобразием. В операх
50-60-х гг. в связи с ростом итал. нац.-освободит, движения В. вновь
обращается к историко-героич. сюжетам, раскрывая драму отдельных героев
во взаимодействии с общественно-пол итич. событиями. Таковы оперы:
Страницы: «« « 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |