Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 431   432   433   434   435   436   437   438   439  440   441   442   443   444   445   446   447   448   449  » »»

коммерсанта. В 1932 приехал в Париж, где занимался  в  драм.  школе  под
рук. Ш.Дюллена, выступал в небольших ролях на сцене т-ра "Ателье", здесь
же начал работать как режисс„р. В 1937-40 В. был на  военной  службе.  В
1941 вступил в передвижную труппу "Ла Рулот". В 1943 вернулся в Париж  и
пост. в "Карманном т-ре" "Грозу" Стриндберга. Спектакль привл„к  к  себе
внимание театрального Парижа. В 1943 В. создал "Т-р семи",  в  к-ром  за
два сезона (1943-45) пост. "Дон Жуана"  Мольера,  "Путешествие  в  ночь"
Кристиансена, "Пляску смерти" Стриндберга и "Убийство в соборе" Элиот
   (два последних спектакля удостоены Театр. пр.  1945).  В  1945-51  В.
играл  и  ставил  спектакли  в  различных  т-рах  ("Ателье",  "Антуана",
"Мариньи", "Гранд-Опера" и др.), снимался в кино. В 1947 В. осуществил в
Авиньоне  пост.  "Убийство  в  соборе",  положившую  начало  Авиньонским
фестивалям драматического искусства, бессменным руководителем  к-рых  он
является. С 1951 В.- директор, режисс„р и акт„р Национального  народного
театра (TNP) (осн. в Париже в 1920).
   В. оказал большое влияние на послевоенное сценич.  иск-во  не  только
Франции, но и др. стран. В сво„м  творчестве  он  стремится  осуществить
идеи Народного т-ра, выдвинутые Р. Ролланом и  его  последователями.  В.
считает,  что  Народный  т-р  должен  быть  т-ром  класснч.  репертуара,
обращ„нным к демократич. зрителю. Для режиссуры В. характерно соединение
ярких и условных форм старинного площадного т-ра с достижениями новейшей
театр. культуры, высокий интеллектуализм. Пост. В. отличаются  ясностью,
гар-монпч. формой, экономной и изысканной зрелищно-стью.  Сосредоточивая
внимание на акт„ре, В. добивается полного слияния исполнителя с образом.
Спектакли TNP идут почти без декораций;  важными  компонентами  являются
костюмы, освещение и музыка, определяющие эпоху  и  создающие  атмосферу
спектакля.  Наиболее  значит,  режисс„рские  работы  В.  на  Авиньонских
фестивалях и в  TNP:  "Ричард  II"  Шекспира  (1947),  "Смерть  Дантона"
Бюхнера (1948), "Сид" Корнеля (1949), "Мамаша, Кураж и е„  дети"  Брехта
(1951), "Дон Жуан" Мольера (Мольеровская  премия  за  лучший  спектакль,
1954), "Макбет"; "Цинна" Корнеля, "Мария Тюдор", "Рюи Блаз" Гюго (1954),
"Торжество любви" Мариво (1955), "Этот безумец Платонов" Чехова  (1956),
"Федра"  Расина  (1957),  "Женитьба  Фигаро"  (1957);  "Делец"  Бальзака
(1957), "Капризы Марианны" Мюссе (1958).
   Как в режиссуре, так  и  в  акт„рских  работах  В.  прида„т  классич.
образам остро  современное  идейное  звучание,  не  впадая  при  этом  в
нарочитую модернизацию. В созданных им образах, особенно в Дон Жуане (о.
п. Мольера) -  лучшей  из  ролей,  В.  раскрывает  тему  бесстрашного  и
горького познания противоречий буржуазного общества. Среди др. ролей В.:
Ричард II,  Макбет;  Робеспьер  ("Смерть  Дантона"),  Август  ("Цинна"),
Гермократ ("Торжество любви"),  Меркаде  ("Делец"),  Генрих  IV  (о.  п.
Пиран-делло), Платонов и др.  Снимался  в  кино:  "Врата  ночи"  (1946),
"Братья Букенкан" (1947), "Мутные воды" (1949), "Касабланка" (1950).
   Соч. в рус. пер.: О театральной традиции, М., 1956. Лит.: Т р и о л е
Э., Жан Вилар, "Театр", 1956, ј 9;
   Балашова Н., По театрам -мира. Париж. Сезон 1954  55  года,  "Театр",
1955, ј 9. Н Б
   ВИЛ‚НКИН,  Виталий  Яковлевич  (р.   9.1.1911)-   русский   советский
театровед. Автор работ, посв. истории МХАТа. Вед„т педагогич.  работу  в
Школе-студии MX AT а.
   Соч.: Вл. И. Немирович-Данченко. Очерк творчества, [Л.], 1941; И.  М.
Москвин. На сцене Московского Художественного театра, М.,  1946;  К.  С.
Станиславский. А. П. Чехов в Московском Художественном театре, М.,  1947
(Составление,   редакция   и    автор    вступ.    статьи);    Вл.    И.
Немирович-Данченко.  Театральное  наследие,  1,  Статьи.  Речи.  Беседы.
Письма. М., 1952 (Составление, редакция, автор примечаний);  Письма  Вл.
И. Немировича-Данченко к А. М. Горькому, в сб.: Театральное  наследство.
Сообщения. Публикации, М., 1956. с. Г.
   ВИЛ‚НСКИЙ, Илья Аркадьевич [р. 18.11 (1. III).'  1896}  -  украинский
советский композитор и музы-кально-обществ. деятель. Засл.  деят.  иск-в
УССР (1947). Член КПСС с 1944. В 1914-19 учился в Пе-терб. консерватории
по классу фп. и композиции и одновременно в Петерб. ун-те.  В  1920  был
одним из инициаторов создания Т-ра Красной  Армии  в  Харькове,  с  1921
работал в Киеве. Автор опер для детей:
   "Кон„к-Горбунок"  (1935),  "Ивасик-Телесик"  (1949),  муз.   комедий:
"Сорочинская  ярмарка"  (1936),  "Годы   молодые"   (1959),   музыки   к
спектаклям, фильмам, а также симф., вок. соч. Л. Ар.
   "ВИЛКОЛАКИС" ("Оборотень") - литовский сатирический  импровизационный
театр. Существовал в 1919-25. Создан как клуб художников, где  ставились
сатирич.  эстрадные  номера,   импровизационные   злободневные   сценки.
Завоевав популярность, коллектив  с  1920  стал  проф.  сатирич.  т-ром.
Руководителями "В." был Б. Сруогя, а позднее  А.  Суткус,  включивший  в
состав  исполнителей  "В."  руководимую  им  студию  "Народного   т-ра".
Представление строилось на основе лит. сценария (писатели Б. Сруо-га, В.
Бичюнас  и  др.)   к-рый   обсуждался   на   репетициях   и   дополнялся
исполнителями. Для сюжета сценария  использовались  обычно  злободневные
события.   В   исполнительском   иск-ве   т-ра   применялась   имитация.
Воспроизводя известных общественно-политич. деятелей, акт„ры прибегали к
портретному гриму, а также шаржу,  буффонаде.  Впоследствии  в  связи  с
усиливавшимися  политич.  репрессиями  т-р  переш„л  к   спектаклям   на
отвлеч„нные  темы.  Среди  спектаклей  "В.":  "Князь  долларов"  (1921),
"Диктатор, Кунктатор и Триумфатор"  (1921),  "Литовская  школа"  (1922),
"Альма Матер" (1923), "Хлестаков в  Литве"  (1924),  "Народная  нагайка"
(1925) и др. Деятельность
   "В." имела влияние на др. литовские т-ры. Из этого  коллектива  вышли
мн. крупные литов. акт„ры: И. Си-парис, Э. Качинскас  И.  Ошкинайте,  П.
Пинкаус-кайте, К. Юршис и др.  В  1925  т-р  был  закрыт.  А.  Суткус  с
некоторыми акт„рами переш„л в Гос. т-р, остальные акт„ры вошли в  состав
др. литовских театров. В. М.
   ВИЛКС, Гирт Андреевич (р. 1.1.1909) - латышский советский театральный
художник.  Заслуженный  деятель  искусств  Латвийской  ССР.  В   1936-40
занимался в художественной студии г. Лиепаи, затем на архитектурном ф-те
Латв. ун-та. С 1933 работал в т-рах Риги как театр. художник.  С  1940-в
Художественном т-ре (Рига), с 1947-гл. художник этого т-ра.
   Своеобразный талант художника раскрылся  в  его  декорациях  к  пост.
латышской классики: "Вей, ветерок!", "Индулис и Ария", "Играл я, плясал"
Райниса, "Вайделоте" Аспазии, "Цветущая  пустыня"  У  пита,  и  др.  Эти
работы,  монументальные  по  стилю,  лаконичные,  несколько  суровые  по
цветовой гамме, во многом определяют нац. своеобразие  спектаклей  латв.
т-ра. Среди работ В.- оформление спектаклей:

Страницы: «« « 431   432   433   434   435   436   437   438   439  440   441   442   443   444   445   446   447   448   449  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия